Скифы в Палестине

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Женская фигурка из Бейт-Шеана (в античное время Скифополь). Эротический характер изображения намекает на оргиастический культ плодородия, отмечаемый у хананеев.
Статуя Афродиты из Скифополя, Israel Museum.
Mosaic floor from "The House of Leontis" in Beth Shean, 6th century CE.jpg
Scytopolis w Dekapolu.png

Скифы в Палестинескифская диаспора в Эрец-Исраэль.

Гипотетическая ханаанская эпоха[править]

Красочное мифологическое предание о том, как скифы водворились в Палестине рассказывает Иоанн Малала, отнеся это событие к древним временам Троянской войны:

Ифигения увидела во сне оленя, который сказал ей: «Беги от этой земли». Выйдя утром с Орестом и Пиладом, она бежала к берегу Палестины и, поплыв на парусах оттуда, они прибыли в Сирию в соответствии с оракулом.
Царь Скифии, по имени Фоас (Thoas) прослышал, что Ифигения взяла статую Артемиды из чистого золота и бежала. Он послал множество скифов преследовать ее, говоря им: «Вы не возвращайтесь в Скифию, если вы не принесете мне с собой статую Артемиды из чистого золота». Они преследовали беглецов, и искали их везде, и достигли земли Палестины и города Нисса, ранее известного как Трикомия. Они узнали, что Ифигения и Орест ушли на берег и тут же уплыли. Тогда, так как они были довольны местом города Ниссы и храма Артемиды, и они боялись своего царя, они остались и соорудили свои дома там, переименовав города Скифополь по своему названию[1].

Завоевании скифами земель вплоть до Египта или в том числе Египта отмечали Диодор Сицилийский и Юстин — Помпей Трог, относя это событие до Троянской войны.

Библейская книга Бытия (9, 27) сообщает, что Иафет, сын которого — Гомер (киммерийцы), а внук — Аскеназ (скифы), захватил, точнее поработил Ханаан.

Имеются свидетельства, что скифы действительно обосновались в Ханаане, и были, может быть, известны израильтянам под именованием хананеи (версия Септуагинты):

Манассия не выгнал жителей Бефсана [который есть Скифополь] и зависящих от него городов, Фаанаха и зависящих от него городов, жителей Дора и зависящих от него городов, жителей Ивлеама и зависящих от него городов, жителей Мегиддона и зависящих от него городов; и остались Хананеи жить в земле сей[2].

Колено Манассии не смогло завоевать эти местности из-за наличия у ханаанеев железных колесниц.

В средневековой книге Иосиппон (и ряде других источников), хананеи отождествляются со славянами, что служит свидетельством того, что в Библии хананеями называли скифов, осевших в Ханаане, и переженившихся на местных семитских женщинах:

Они то и называются Склави, а иные говорят, что они от сыновей Ханаана[3].

Хананеи сильно отличались от израильтян, что Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона отмечает в следующих словах:

Народ Ханаана, или «хананеи», живший в Ханаане до завоевания страны евреями, считается в Библии принадлежащим к другой расе... [Хананеи] очевидно, имели ярко выраженные расовые особенности, отличавшие их от окружающих семитских народов (евреи, арамейцы, аммонитяне, моабитяне, эдомитяне и др.)[4].

У хананеев не было тех обычаев (обрезание и пр.), которые были у окрестных племён, в частности у израильтян. Так, до брака израильские девушки отдавались иноплеменникам (об этом свидетельствуют пророки Осия и Иезекииль). Эти обычаи были и других ближневосточных народов (ваваилоняне, моавитяне и т. д.), но совершенно не отмечены у хананеев, народа, который жил бок о бок с израильтянами. Наоборот, пророк Даниил в качестве сожителей израильских девушек называет хананеев, отмечая их сильное половое влечение, покорившее «дочерей Израиля», и те ушли жить к хананейским мужчинам (13, 56-57).

Миф о соблазнении скифами амазонок отражает мнение о сильном либидо у скифских мужчин[5], — и скифы и хананеи соблазняли чужеземных девушек и женщин, используя это как некую тактику, подобную «любовному джихаду».

Таким образом, у хананеев выявляются патриархальные, а не матриархальные как у их соседей, взгляды на брачную жизнь.

Желание же хананейских мужчин осуществить дефлорацию израильтянок, о чем прямо сообщается в разных частях Библии (ср. Быт., 34, 2; Суд., 21, 12; Осия, 4, 13-14; Иезек., 16, 29; Дан., 13, 56-57) напоминает европейское «право первой ночи», в то время как у древних израильтян и других народов, практиковавших вышеназванный обычай добрачной дефлорации иноплеменниками, не было культа девственности. Девственность не была обязательным атрибутом невесты. Даже царь Давид женился на бывшей ранее замужем Вирсавии. Из книги Осии видно, что израильтянки выходили замуж не девственными, и по тогдашнему мнению это было волей и Бога Израиля (1, 2; ср. 4, 14) и хананейских богов плодородия, даровавших урожай за участие израильтянок в культовых оргиях (2, 5). Израильские мужчины и хананейские женщины не упоминаются в этих оргиях, а лишь хананейские мужчины и израильские девушки, что и говорит о патриархальности хананеев.

Патриарх Яаков не осуждает свою дочь Дину и хананея Шхема за их внебрачную связь (Быт., 34, 30), а наоборот, осуждает сыновей, которые вмешались в личную жизнь сестры. По преданиям, у Дины родилась дочь, ставшая проматерью двух израильских колен. Характерно, что Дина родив от хананея стала затем женой израильтянина. И наоборот, не разу в Библии не говориться о том, чтобы хананейская девушка вступала в отношения до брака.

У израильтян до прихода в Ханаан не было таких культов плодородия, так как изначально они были номадами-скотоводами. В то время как хананеи были земледельцами, и от них израильтяне и научились земледелию[6], тогда-то очевидно хананеи и внушили израильтянам, что ключом к хорошим урожаям является приобщение израильтянок к их оргиям (ср. 2 главу книгу Осии).

Особенно сильно разница видна в отношении потомства: израильтяне вели принадлежность к народу по матери, и дети неевреев от израильтянок входили в общество Господнее (Втор., 23, 7-8), более того, израильтяне не видели нечего особенного в том, что биологическим отцом детей был не муж. Целый ряд деятелей вели свой род об блудницы Рахаб, даже один шофет назван лишь сыном блудницы без указания отца (Суд. 11, 1). Хананеи же исходя из своих патриархальных взглядов придавали большое значение своему семени, и стремились, чтобы их израильские любовницы беременели от них, а не от своих мужей-израильтян (Осия, 2, 4).

Рождение израильтянками детей от хананейских мужчин было явлением обычным (ср. «дочь одного Хананеянина» Быт., 38, 2; также история с Диной), причём таких детей было столь много, что царь Соломон «детей их», то есть детей от хананеев, «сделал оброчными работниками» (3 Цар., 9, 20-21).

И в более позднее время, в книге Эзры говорится про жён, которые не родили евреям детей, а «подложили» (וישימו, «подкинули», «подбросили» им их, а не «родили», יולדו):

По смыслу «подложили» или возможно «подбросили», «привели». Но главное что не родили эти женщины евреям детей. Совсем другой глагол используется в этом случае[7].

То есть, значительное число евреев воспитывали каких-то чужих детей, рождённых то ли от добрачной то ли от внебрачной связи. У хананеев нечего подобного Библия не отмечает, хананеянки рожали детей от мужей, — во всей Библии не разу не сказано, что хананейская женщина родила от внебрачной связи, везде она упоминается лишь как чья-то жена.

Отсюда видно большую пропасть между брачными обычаями казалось бы соседних народов хананеев и израильтян. Первые были ярко выраженным патриархальным народом, вторые — матриархальным. Хананеи даже в отношении израильтянок (хотя у них были и свои женщины) стремились не только быть их первыми мужчинами, но и биологическими отцами их детей. Израильтянам же девственницы вообще не казались сексуальным объектом (Иов, 31, 1).

Косвенным доказательством проживания скифов в ещё древнем Израиле служит имя династии Омридов, правивших в Северном Израильском царстве: ассирийское название династии Омри («Khumri») фонетически тождественно с «Gimirri» (киммерийцы)[8]. То есть, киммерийцы не только жили в Израиле, но и даже выдвинулись там, основав династию.

Таким образом, античные авторы отмечают, что скифы захватили Ханаан и даже Египет (в этом случае они тождественны гиксосам), и поселившись в Ханаане стали известны израильтянам как хананеи. В связи с этим возникла еврейское предание, о котором писал Вениамин Тудельский и другие авторы, что хананеи это славяне (см. Кенааниты), так как славян называли в Средние века скифами. Саадия Гаон считал славян скифами из-за отдалённого фонетического сходства между двумя словами славяне — ас-Сакалиба אלסקאלבה и ашкеназ/скифы אשכנז.[9] Со славянами хананеев сближают культы плодородия (ср. то значение, которое в восточнославянских языках играют матерные выражения сексуального характера), например бог Ярило[10] напоминает по своим эротически-аграрным функциям хананейского бога Баала в описании пророка Осии. Похороны Ярилы сопровождались вольностями: «Во время Ярилиного разгула дозволялись обнимания, целования, совершавшиеся под ветвистыми деревьями, которые прикрывали таинственные ощущения», — совсем как 4-й главе книги Осии.

В поучении игумена Памфила (XVI в.) о оргиях у славян говорится нечто похожее на описание оргий в честь Баала у пророка Осии: «стучат бубны и глас сопелий и гудут струны, женам же и девам плескание и плясание, и главам их накивание, устам их неприязнен клич и вопль, всескверненные песни, бесовская угодия свершахуся, и хребтом их вихляние, и ногам их скакание и топтание; туже есть мужем же и отроком великое прелщение и падение, но яко на женское и девическое шатание блудное им возърение, такоже и женам мужатым беззаконное осквернение и девам растление[11]

Археолог Борис Александрович Рыбаков отмечает, что славяне могли заимствовать скифскую мифологию.

Прямые сведения о скифах в Палестине в античную эпоху[править]

Первым скифов в Палестине упоменает Геродот (I, 105): около 610 г. до н. э. они разграбили храм в Ашкелоне.

В книге Юдифь (3, 9), датировка которой спорна, но предположительно относится к временам персидского господства над Иудеей, отмечается поселение скифов в Иудее:

Придя к Ездрилону близ Дотеи, лежащей против великой теснины Иудейской, он расположился лагерем между Гаваем и городом Скифов и оставался там целый месяц[12].

О поселении скифов в Палестине прямо говорит город Скифополь, причём этот город был частью Декаполиса — городов с нееврейским языческим населением. Иосиф Флавий упоминает Скифополь как крупнейший город Декаполиса (Ios. Flav. De bell. III 9. 7). Полибий — самый ранний автор, упоминающий Скифополь (5.70, в связи завоеванием Палестины Антиохом III в 218 г. до н. э.).

В элленистический период иудеи считали население этих городов греками, но название Скифополь явно указывает, что это были не греки, а эллинизированные скифы. Раввинистическая литература почти не оставила о них памяти, кроме того, что еврейские девушки до свадьбы с еврейским женихом расставались с девственностью с «греками»[13], то есть всё ещё сохранялся обычай, существовавший в древнем Израиле (см. выше). Характерно, что девушки в лучшей одежде приходили к этим «грекам» с угощениями, что подчёркивает аграрный характер происхождения этого обычая от культа плодородия (возможна интерпретация, что угощения были лишь платой «греку» за дефлорацию, требующей от него времени и сил). Беременность от такой добрачной связи признавалась угодной Богу (Мф, 1, 18-20): «не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго», — точно также, как и в случае с пророком Осией, принявшим жену с чужим ребёнком по желанию Бога (1, 2).

Прямое свидетельство о скифах в Палестине даёт Вторая книга Маккавейская (12, 29-30), которая сообщает, что когда шла Маккавейская война, евреи, которым командовал Йехуда Маккавей, пошли против некоего «города Скифов», но местные евреи заступились за скифов:

Поднявшись оттуда, они устремились на город Скифов, отстоящий от Иерусалима на шестьсот стадий.
Но как обитавшие там Иудеи свидетельствовали о благорасположении, какое имеют к ним Скифские жители, и о кротком обхождении с ними во времена бедствий, то, поблагодарив их и попросив и на будущее время быть благосклонными к роду их, они отправились в Иерусалим, потому что приближался праздник седмиц[14].

Итак, в 600 стадиях от Иерусалима было скифское население, с которыми местные евреи, очевидно находились в дружбе. Впрочем, возможно, что евреям просто не удалось захватить город, и поэтому они согласились оставить скифов в покое в обмен на их нейтралитет в войне.

Это не единственное место в книге с упоминанием скифов (4, 47). В 3-й книге Маккавеев упомянуты скифские обычаи (7, 4).

Иудейский царь Александр Яннай захватил Скифополь и ряд других городов Декаполиса, где насильственно обращал население в иудаизм (Ios. Flav. De bell. I 4. 8; Idem. Antiq. XIII 15. 3-4). До 64 г. до н. э. Скифополь оставались в составе еврейского царства Хасмонеев.

Затем Помпей Великий вывел Декаполис из состава Иудеи и включил его в провинцию Сирия. В Скифополе была восстановлена муниципальная автономия.

В 66 году, в ходе еврейско-римской войны, все евреи Скифополя были убиты (Ios. Flav. De bell. II 18. 3-5; VII 8. 7) после неудачной попытки мятежников захватить город. Скифополь стал базой для военных операций римской армии против евреев.

В начале V века, когда римская провинция Палестина была разделена на три отдельные провинции, Скифополь стал столицей Палестины II. В ранневизантийский период в городе проживали 4 этноконфессиональные группы: христиане, язычники, иудеи, самаритяне. Город славился сельским хозяйством и изготовлением льна.

Постепенно остатки скифского населения окончательно ассимилировалось в бурных событиях 1 тысячелетия нашей эры.

Сопутствующие данные[править]

Иосиф Флавий говорил, что скифы живут на берегах Танаиса (Дона) и Меотийского озера (Азовское море), считал алан скифским племенем, и утверждал, что это и есть народ Магога.

Прямая связь названия ашкеназы (скифы) с восточноевропейскими евреями в имеющихся источниках не прослеживается. Термин ашкеназы (немецкие евреи) возник применительно к евреями лишь в позднем Средневековье в Европе из-за ошибочного отождествления Германии со страной Ашкеназ. Тем не менее, полностью нельзя исключать, что из-за прозелитизма или смешанных браков в иудейский народ могли проникать скифские элементы, но, в источниках эти гипотетические события не отражены.

Теоретически, термин ашкеназ мог проникнуть к европейским евреям от хазар, которых Повесть временных лет считает скифами. Но и эта версия не подкрепляется первоисточниками, тем более что средневековые историки в основном считали скифами славян, а не хазар.

См. также[править]

Источники[править]