Евреи в Боснии и Герцеговине

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Евреи в Боснии и Герцеговине (Bosnian Jews, Bosanski Jevreji, Босански Јевреји, יהודים בוסניים) — еврейская община государства Босния и Герцеговина[1].

При Османской империи[править]

С 1492 года в Османской империи нашли пристанище многие сефарды; почти все они прибыли морским путём (на итальянских судах) в Стамбул и Салоники. Оседали они и на территории современной Боснией и Герцеговиной. Они участвовали в торговле и повседневной жизни, хотя, как и другие немусульмане в этом районе, считались гражданами второго сорта. Евреи, в частности, не могли носить «мусульманскую» одежду и не могли ездить по городу на лошадях, не могли носить оружие и должны были платить высокий подушный налог.

По некоторым данным, в 1540-х годах Сараево (столица современной Боснии и Герцеговины) неоднократно посещали еврейские торговцы (в основном из Салоник), часть которых оставалась там на длительный срок.

Первые упоминания о евреях Сараево в сохранившихся документах относятся к 1565 году, когда в городе насчитывалось 10—15 семей сефардов, преимущественно из Салоник.

Имеется предположение, что евреи впервые поселились в Боснии в 1575 году, ο чем хлопотали наксосский герцог Иосиф Наси и его тётка Дона Грация, использовавшие свое влияние у Султана Сулеймана Великолепного.

В 1577 году в Сараево начал возводиться еврейский квартал, который располагается недалеко от центральной площади города, но позднее был перенесен на окраину. В 1581 году в Сараево была построена синагога Каль Гранде, а в 1630 году было открыто еврейское кладбище.

Когда в 1614 году губернатором назначен был бывший великий визирь Балатаи-Махмед-Паша, в его свите находился Нафтали Манджор (Maggioro), богатый банкир из Стамбула. Последний исходатайствовал евреям разрешение возвратиться в Боснии; 30 семейств вернулись немедленно и поселились в разных кварталах Сараева. После многих хлопот они получили в 1645 году от губернатора Сиавус-Паша разрешение жить в особом квартале, обнимавшем 2000 кв м, где они построили дома.

Торговля была одним из ведущий занятий местных евреев: еврейские купцы управляли практически всей торговлей на Балканском полуострове. Возродились такие города, как Врхбосна (с конца XV века — Сараево), Соли (с XV века — Тузла), Баня-Лука, Добой и Дервенте.

В XVII—XVIII веках в Сараево переселялись сефарды из Болгарии, Сербии и ряда областей Италии, в том числе Венеции, и отдельные семьи ашкеназов из Западной и Центральной Европы. Еврейское население города постепенно росло, несмотря на то, что в 1679 году, при осаде Сараево австрийскими войсками, еврейский квартал был разрушен и многие его обитатели погибли.

Первые евреи-ашкенази прибыли из Венгрии в 1686 году, когда турки-османы были изгнаны из Венгрии. Среди них был Цви Ашкенази, который оставался в Сараево в течение трех лет в качестве раввина.

В 1764 году талмудист Давид Пардо стал главным раввином в Сараеве.

В 1779 году в Сараево проживало 1770 евреев.

В 1819 году сараевские мусульмане восстали против османского губернатора, который угрожал убить заключенную в тюрьму элиту еврейской общины города. Губернатор Боснии Рузди-паша потребовал огромный выкуп за освобождение 11 арестованных евреев. «Мусульмане в Сараево восстали, подошли к тюрьме и угрожали уничтожить все и поджечь, если (раввин) Моше Данон и другие не будут освобождены».

В период либеральных реформ, проходивших в Турции с 1839 года, положение сараевских евреев значительно улучшилось; они обрели равные с мусульманами гражданские права.

В 1840 году еврейская община получила официальный статус, а её руководитель рабби Моше Перейра был признан духовным главой (хахам-баши) еврейства Боснии и Герцеговины. Евреи Сараево были представлены в провинциальном законодательном собрании Боснии и Герцеговины и в избранном в 1876 году имперском парламенте.

Около 1850 года евреи получили право селиться по всему городу Сараево.

Отсюда родом Нехемия Хия бен-Моисей Хайюн, талмудист Элиезер бен-Исаак Папо. В конце османского периода сараевский сефардский раввин Иуда Алкалай сыграл заметную роль в качестве предшественника современного сионизма, выступая за восстановление еврейской жизни в Эрец-Исраэль.

При Австро-Венгрии[править]

В 1878 году, с захватом Боснии и Герцеговины австро-венгерской армией, евреи Сараево были обложены контрибуцией в 100 000 дукатов.

Австро-Венгреские власти сохранили все экономические и политические права евреев города. На территории Боснии и Герцеговины появились общины ашкеназов. Большинство сефардов занимались ремёслами и торговлей, а ашкеназы занимались медициной, юриспруденцией и высшим образованием.

Экономический подъём, начавшийся после фактического присоединения области к Австро-Венгрии, способствовал заметному повышению благосостояния значительной части сараевских евреев: некоторые из них стали крупными коммерсантами и владельцами банков, другие сыграли ведущую роль в создании новых отраслей производства (текстиль, оптика, точная механика, производство папиросной бумаги, книгопечатание и другие).

В то же время около трети еврейского населения Сараево составляли в конце XIX — начале XX века бедняки, жившие в трущобах. В конце XIX — начале XX века целый ряд еврейских семей из Боснии и Герцеговины (в частности, из Сараево и Баня-Луки) переехали в Сплит.

В 1880-е годы в Боснии-Герцеговине существовали 4 кружка палестинофилов; в 1885 году они присоединились к международному движению Ховевей Цион, а в 1897 году — к всемирной Сионистской организации. В 1900-е годы сионистские организации возникли во многих городах Боснии-Герцеговины.

Моше бен Рафаэль Аттиас получил известность как исследователь исламской веры и средневековой персидской литературы.

Симон Фогель служил в Сараево, в захвате региона участвовали Александр Ниири, Иосиф Порас и Генрих фон Тренкгейм-Ульрих.

Иошуа Салом — боснийский деятель, состоял председателем спаньольской общины в Сараево, а в 1910 году был избран членом 1-го боснийского парламента.

В составе Югославии[править]

В межвоенный период в Боснии и Герцеговине из евреев проживали в основном сефарды (по данным переписи населения 1921 года, ладинский язык был родным языком 10 000 из 70 000 жителей Сараево).

В 1923 году в Боснии проживало 10 тысяч евреев, в 1926 году — 13 тысяч, а в 1941 году — около 14 тысяч (из них 10 тысяч — в Сараево).

В 1920-х — 1930-х годах Кальми Барух был пионером сефардских исследований и испаноязычных исследований, а также видным левым интеллектуалом. Даниэль Озмо активно работал в Белграде как прогрессивный художник и гравер. Исаак Самоковлия также начал свою литературную карьеру в 1930-х годах, которую продолжил после войны. Лаура Папо Бохорета была активной феминисткой и писательницей.

Иван Мерц стал основателем молодёжного движения «хорватский союз Орлов».

6 апреля 1941 года войска Германии и ее союзников — Италии, Венгрии и Болгарии — начали наступление на Югославию. Армия Югославии была разгромлена, 18 апреля правительство Югославии подписало акт о капитуляции. В 1941 году в состав Независимой Хорватской державы под руководством главы хорватских усташей Анте Павелича вошли территории Хорватии, Боснии и Герцеговины.

Ещё в ходе военных действий войска вермахта сжигали или разрушали синагоги (Сараевская ашкеназская синагога была превращена в следственный изолятор), разрушали кладбища, расстреливали руководителей еврейских общин.

30 апреля 1941 года в усташской Хорватии были введены в действие Нюрнбергские законы, в дополнение к принятым ранее «Законам расовой чистоты хорватской нации» в мае были распущены все еврейские организации. Опубликованы указы, запрещавшие смешанные браки, наём «арийской» и хорватской прислуги, был введён отличительный знак, все евреи были уволены с госслужбы.

22 июля 1941 года Майл Будак — высокопоставленный министр в правительстве Хорватии и один из главных идеологов движения усташей — заявил, что целью усташей было уничтожение «иностранных элементов» из Независимого государства Хорватия. Его послание было простым: «Основой движения усташей является религия. Для таких меньшинств, как сербы, евреи и цыгане, у нас есть три миллиона пуль». В 1941 году Анте Павелич — лидер движения усташей — заявил, что «евреи будут ликвидированы в очень короткое время».

Некоторые евреи—выкресты и лица, которые внесли ценный вклад в «арийское дело», — получили звание «почётных арийцев».

В конце октября 1941 года евреев стали отправлять в лагеря принудительного труда (Независимое Государство Хорватия — единственная страна, наряду с Германией, создавшая собственные лагеря смерти на своей территории): так, 6 тысяч человек были отправлены на работу на соляные копи в Карловаце и Юдово.

К концу 1941 года 2/3 евреев усташской Хорватии были заключены в концелагеря, большинство было убито усташами в самом большом в стране концлагере Ясеновац. 1600 евреев бежали из немецкой зоны оккупации в Герцеговину, оккупированную итальянскими войсками. Хорватские власти удовлетворяли немецкие требования о депортации различных групп еврейского населения: в мае 1942 года в Освенцим было отправлено 2 тысячи евреев Хорватии (всего за 1942 год — ~5 тысяч человек).

Легион из югославских мусульман-боснийцев был создан по приказу А. Гитлера 13 февраля 1943 года. Иерусалимский муфтий Амин аль-Хусейни лично участвовал в создании этой дивизии СС, вёл пропагандистскую работу с солдатами-мусульманами и местным мусульманским населением. На политзанятиях эсэсовцы-мусульмане изучали книгу «Ислам и еврейство». Когда в дивизию был добавлен трехтысячный отряд Мухаммеда Хаджифендича из Тузлы, общее число солдат в «Хандшаре» достигло 26 тысяч. Основными задачами дивизии были геноцид сербов, евреев и цыган, а также борьба против партизан Иосипа Броз Тито.

Но одно дело убивать мирных жителей, а другое — воевать. В 1944 году, в преддверии входа РККА на территорию Югославии из дивизии «Ханджар» началось массовое дезертирство. Большая часть дезертиров присоединилась к партизанам Иосипа Броз Тито, из них же впоследствии была сформирована 16-я мусульманская дивизия Югославской народно-освободительной армии.

К концу Второй мировой войны в живых осталось лишь 4 тысячи боснийских евреев.

В 1945 году была образована объединенная еврейская община, в которую вошли и ашкенази, и сефарды. Еврейское население возглавляла Федерация еврейских общин Боснии и Герцеговины.

Авраам Леви-Лаццарис, эмигрировавший в Бразилию, стал исследователем первых алмазных рудников в Рондонии, в то время как Мозес Леви-Лаццарис (1944—1990), инженер-механик, стал троцкистским боевиком.

Еврейская община восстановилась после войны, но большая часть уцелевших евреев уехала в Израиль. Община вошла в состав Федерации еврейских общин Югославии, базировавшейся в Белграде.

В коммунистическую эпоху многие евреи в Боснии присоединились к социалистическому движению. Федерация еврейских общин Боснии и Герцеговины была преобразована в социалистическую организацию, которая сосредоточилась на светских целях, а не на религиозных.

Нисим Албахари был 1-м секретарём ЦК Компартии Боснии и Герцеговины.

Пользовался известностью живший в Боснии и Герцеговине еврейский писатель Исак Самоковлия. Житель Сараева Эмерик Блюм занимал видные посты в энергетической системе Югославии, а под конец жизни стал мэром Сараева.

Цветко Рихтман был первым директором Сараевской оперы в 1946-1947 годах; его сын Ранко позже станет частью сараевской рок-группы Indexi. Оскар Данон также получил известность как композитор и дирижер во времена Югославии. Эрнест Грин был одним из ведущих югославских врачей и членом Академии наук и искусств Боснии и Герцеговины. Иван Церешньес был архитектором.

В начале 1990-х годов, до распада Югославии, в Боснии и Герцеговине жили около 2 тысяч евреев, и отношения со всеми прочими общинами были очень хорошими.

В независимой Боснии и Герцеговине[править]

В период гражданской войны в Боснии и Герцеговине в 1992—1996 годов Джойнт снабдил еврейские общины продовольствием и припасами. Также Джойнт сумел перебросить по воздуху более 2 тысяч боснийских евреев из этого района. Около тысячи боснийских евреев бежали в Белград. Большинство из них репатриировалось в Израиль, лишь ~200 человек осталось в Сербии.

В 1997 году еврейское население Боснии и Герцеговины составляло 600 человек, около половины из которых проживали в Сараево.

В начале XXI века в стране проживало около 1 тысячи евреев, они живут в городах Сараево, Баня-Лука, Мостар, Тузла, Добой и Зеница. Е В общественном центре проводятся мероприятия как для молодежи, так и для пожилых людей. Еврейская правозащитная группа в Боснии оказывает поддержку как еврейской, так и нееврейской бедноте в этом районе.

Сефардская и ашкеназская синагоги в Сараево, а также еврейское кладбище в Сараево и Тузле, которые сегодня внесены в Реестр исторических памятников Боснии и Герцеговины. Существовало также 2 еврейских кладбища и 4 синагоги в Баня-Луке.

В 2010-х годах численность общины составляла 281 человек.

Свен Алкалай и Бисера Туркович занимали министерские посты, а Якоб Финци был послом Боснии и Герцеговины в Швейцарии.

См. также[править]

Источники[править]