Еврейская община Жероны

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Еврейская община Жероныевреи в городе Жерона.

Общие сведения[править]

Ранее римлян здесь возможно было поселение племени авсетан, которых в 218 г. до н. э. завоевал карфагенский полководец Ганнибал Барка во время Второй Пунической войны. Авсетаны, вместе с илергетами,предводительством Андобала противостояли Сципиону Африканскому в 205 г. до н. э., но были разбиты.

Евреи жили в городе уже во времена арабского нашествия[1][2].

В 880 году некий граф Дела купил загородное именье и переселил живших на приобретенной им земле евреев в Жирону. 25 еврейских семей поселились по соседству с Кафедральным собором, в самом центре города.

В 1160 году евреям было разрешено сдавать в аренду магазины построенные за пределами городских стен.

В 11 веке папа Сильвестр признал за местным епископом Одо право взимать подать («census») с еврейской общины Героны. Вначале евреи владели без всяких ограничений домами и землями, но соборы в Жироне 1068 и 1078 годов постановили, что 10% земельной собственности, приобретаемой евреями у христиан, должна поступать в пользу государства.

Евреи жили в еврейском квартале Alijama или Эль Каль (El Cal, от ивритского кахал — «община»), расположенном в конце укреплений на правом берегу реки Оннара. Galle Judaica с базарной площадью составляли центр еврейского квартала (Juderia). Кладбище помещалось на Моnjuich’е, возвышенности вблизи города, называемой в старых документах «Monte judaico», где были найдены еврейские надписи на кладбище — «Fossar dels Juhens».

Евреи Жироны не зависели от маркграфа (губернатор города), а подчиня­лись сначала графу Каталонии, а затем королю Арагона и не платили местных налогов.

В эпоху расцвета еврейская община Жироны прославилась своими учёными. В 1230-х годах этот город являлся одним из центров оппозиции учению Маймонида. Среди крупных учёных Жироны того времени — Иона Геронди и Нахманид, написавший для епископа Жироны отчёт о публичном религиозном диспуте в Барселоне в 1263 году.

Жирона была первым в Испании центром каббалы. Здесь процветало изучение Талмуда. Из известных каббалистов выделяются Азриель де Гирона, Иона бен Авраам и Мешуллам де Пиера.

Жирона — родина и место деятельности многих талмудистов и еврейских учёных, носивших фамилию Геронди.

В эту эпоху евреи составляли не менее 10% всего населения города.

В 13 веке евреи участвовали в городском управлении Жироны.

Во время правление Якова I (Хайме, 12131276) евреи пользовались благополучием; король относился к ним справедливо и благосклонно. В 1229 году он установил размер процентов по денежным ссудам в 20%, а чиновникам приказал относиться по справедливости к евреям-должникам. Бывало, однако, что он поддавался влиянию местного епископа; например, по его настоянию король запретил христианским женщинам жить в одном доме с евреями.

Подписи на иврите некоего Аструка Равайи и его сына Иосефа, придворных короля арагонского Педро III, встречаются на многих документах. В 1257 году. Яков назначил Бонастрюка де Порта «bayle» (начальником) Жироны, а Астрюка Равайю и его сына Иосифа — откупщиками податей.

Бонастрюку «maestro de los judios de Gerona», которого Генрих Грец и другие историки отождествляют с знаменитым р. Моисеем бен-Нахманом (Рамбан), король подарил мельницу на базарной площади. Этот учёный принимал участие в публичном диспуте с доминиканцем Паоло Христиани в Барселоне в 1263 году. Последствия этого диспута сказались в Жироне, где всегда преобладало сильное клерикальное настроение: вспыхнул еврейский погром, прекращённый по приказанию короля вооружённой силой. Ближайшие десятилетия представляют собой длинную цепь преследований местных евреев.

При вступлении на престол Педро III Великого (12761285) во время общего восстания против короля духовенство с нафанатизированной чернью устроили еврейский погром, опустошили виноградники и оливковые сады евреев, а также их кладбище. Когда городской глашатай стал предостерегать именем короля против повторения беспорядков, духовенство подняло такой шум, что голос глашатая был заглушен. Педро, уступивший в 1276 году подати евреев Жироны своей жене Констанце, взглянул на эти беспорядки как на личную обиду и как на вред, нанесённый казне, и в письме от апреля 1278 года сделал серьёзные представления епископу, а также городскому «bayle».

В 1285 году евреи принимали участие в обороне Жироны от французов. Когда город ещё готовился в 1285 году к обороне против французской армии, испанские наёмные войска ворвались в еврейский квартал, грабя и убивая евреев. Король Педро приказал повесить некоторых из виновников погрома.

Несмотря на то, что с конца 13 века евреев стали вытеснять из местной администрации и из разных отраслей городского хозяйства, в 1306 году еврейская община Жироны сумела принять 10 еврейских семей, изгнанных из Франции.

Общееврейские катастрофы, например нашествие пастухов в 1320 году и преследования по поводу Чёрной смерти, охватили также евреев Жироны. Чума унесла в Жироне 2/3 населения, а в конце мая 1348 года чернь, возбуждённая несколькими рыцарями и священниками, вырыла трупы евреев из могил и сожгла их вместе с трупами убитых евреев.

До конца 14 века еврейская община количественно и качественно развивалась, отличаясь благосостоянием и благочестием. Общинные дела управлялись коллегией 20 человек. Считая евреев выгодным элементом для казны, короли вообще не мешали их росту. Правда, налоги с еврейской общины были непомерные. Кроме обыкновенных ежегодных податей в общей сумме 13 тысяч суельдесов, евреи платили при каждой коронации 500 суельдесов, а при завоевании новых земель (графства Ургель и Руссильон) доставляли особые суммы, правда иногда взамен подобных единовременных платежей короли на несколько лет освобождали евреев от уплаты податей. В конце 14 века власти потребовали от них уплаты половины расходов по сооружению городских укреплений.

К концу 14 века еврейская община Жероны насчитывала около 1 тысячи человек и была второй по величине в Каталонии после барселонской.

Во время ужасной резни 11 августа 1391 года (10 Элула 5151) большинство евреев Жироны предпочло мученическую смерть крещению — толпа растерзала 40 евреев. Резня 1391 года разрушила основы еврейской общины и окончательно разорил её. Вооружённые крестьянские толпы ворвались в еврейский квартал, напали на безоружных евреев, избили их самым жестоким образом и сожгли их дома и движимое имущество. Согласно рапорту, посланному 13 августа городским советом арагонскому королю, и который совпадает с рассказом об этих событиях Хасдая Крескаса, лишь немногие евреи приняли крещение; остальные евреи искали защиты в укреплённой башне Жиронелья (Геронелла), но и там они подверглись нападению со стороны крестьян.

Год спустя королева Виоланте, жена короля Иоанна I, поручила городу защиту евреев и приказала облегчить им податную повинность.

Уже в 1392 году еврейская община города была восстановлена, но на протяжении 15 века всё больше клонилась к упадку.

После нового еврейского погрома, во время которого многим евреям поневоле пришлось креститься, 1 февраля 1395 года Иоанн I приказал «jurados» Жироны строго наказать зачинщиков погрома. Но в тот же день приказ был отменён и наказание заменено штрафом в пользу короля.

Преемник Иоанна, Мартин, принял более энергичные меры против погромщиков.

Падение старой башни в 1404 году и страшное землетрясение были приписаны клиром евреям, то есть Божьему наказанию за оказываемую терпимость к евреям.

Во время знаменитого диспута в Тортозе в 1412 году, на котором евреев Жироны представляли два члена совета, Аззай Тодрос бен-Яхья и учёный Десмаестре Бонастрюк, вспыхнул новый еврейский погром, вероятно, в связи с речами, произнесёнными этими евреями на диспуте. Король распорядился наказать громил.

В праздники и во время церковных процессий жизнь евреев находилась в постоянной опасности. Во время такой процессии 16 апреля 1418 года направившиеся нарочно через еврейский квартал молодые священники с толпой народа ворвались в синагогу, разбили её окна и двери и разорвали священные книги. Чтобы положить конец подобным беспорядкам, еврейский квартал был закрыт со стороны улицы Calle de S. Lorenzo и евреям было запрещено жить на этой улице. Духовенство заставляло евреев слушать проповеди в церквях с целью привлечения их к христианству.

В 1431 году крестился последний габбай благотворительного фонда (хекдеш).

В 1486 году была установлена отличительная одежда для евреев.

Евреям даже не разрешалось открывать окна и двери на улице Форса.

Когда 31 марта 1492 года был издан указ об изгнании евреев из Испании, большинство членов немногочисленной тогда еврейской общины города отправилось в изгнание; лишь немногие крестились.

Дома евреев были проданы с аукциона. Старая синагога, разрушенная во время погрома 1285 года и вскоре вновь отстроенная, перешла в 1494 году в «собственность» кафедрального капитула и в начале 20 века, сохранив свой прежний вид, принадлежала д. Иозе Боверу де Бесалу.

После 1992 года квартал Эль-Каль снова привлекать больше внимания. В здании, где находилась последняя синагога, появился Институт Нахманидес, который изучает историю евреев Жироны.

Жители города и сейчас пытаются наживаться на изгнанных ими евреях, предлагая туристам в ресторанах «сефардское меню». Популярный коктейль-бар города носит название El Pati del Rabi — «Двор раввина». Когда-то в том доме жил каббалист Азриель из Жероны.

Старое еврейское кладбище находилась возле горы Монжуик («Еврейская гора»).

Интересно, что когда женщинам Жероны приходится делать генеральную уборку, она назовет этот процесс fer dissabte, то есть «проведение Шаббата», что может указывать на традиции маранов[3].

Источники[править]