Инвалидность в Древнем Риме

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Инвалидность в Древнем Риме упоминается в личных, медицинских и юридических документах того периода[1]. В то время как некоторые люди с ограниченными возможностями были востребованы в качестве рабов, другие, страдавшие от заболеваний, которые сегодня признаны таковыми медициной, не считались инвалидами. Некоторые виды инвалидности считались более приемлемыми в обществе, чем другие; в то время как одни рассматривались как почётные характеристики или черты, повышающие моральный дух, другие, особенно врождённые заболевания, приводили к детоубийству[2]. Увечье человека также использовалось в качестве наказания. Существуют документальные свидетельства использования некоторых средств передвижения, таких как ранние протезы. Небольшие, разрозненные медицинские упоминания содержат единственные прямые признания инвалидности[3].

Медицинское мнение[править]

 → Медицина в Древнем Риме

Соран из Эфеса (медик-методист, работавший в Риме) написал в своём сохранившемся трактате по гинекологии, что только определённые дети достойны воспитания, перечислив различные тесты, которые можно провести с ребёнком, чтобы выявить инвалидность, которая, по его мнению, может сделать его недостойным. В трактате также говорится, что физическая и психическая пригодность акушерки или кормилицы также должна оцениваться родителями[4].

В Древнем Риме дисбаланс четырёх жидкостей использовался для диагностики или понимания физических и психических заболеваний.

Позднее римский врач Гален также обсуждал людей с инвалидностью в своих работах по анатомии, утверждая, что как физические, так и психические нарушения являются результатом физического дисбаланса четырёх жидкостей организма[5]. Таким образом, он придерживался традиционной триады меланхолии, мании и френита как трёх категорий психических расстройств[6].

Римляне разделяли инвалидность по её функциональным последствиям, и некоторые инвалиды считались более способными, чем другие. Богатство и класс также определяли влияние инвалидности на повседневную жизнь римского гражданина[7].

Римские врачи использовали различные термины для описания разных степеней нарушения зрения. Авл Корнелий Цельс в своём трактате «О медицине» (De Medicina) посвятил целую главу распространённым глазным инфекциям, заболеваниям, проблемам и их лечению[6].

В отношении женщин медицинские подходы к психическим заболеваниям считались обособленными и уникально отличающимися от подходов к мужчинам[6].

Законодательство[править]

Двенадцать таблиц включали закон, согласно которому инвалиды-дети должны были быть казнены. Они также предусматривали, что если свободный человек или раб получает травму от другого человека и становится инвалидом, то виновный должен выплатить определённую сумму денег или быть наказан аналогичным образом[8].

Двенадцать таблиц включали законы, которые также учитывали интересы инвалидов в Риме.

Кроме того, Дионисий Галикарнасский писал, что основатель города Ромул требовал, чтобы детей, родившихся инвалидами, оставляли на склоне холма. Некоторые историки считают, что это была довольно распространённая практика, хотя доказательства этого ограничены[9]. Однако со временем применение закона, упомянутого Дионисием Галикарнасским, вероятно, становилось всё менее распространённым, пока в конце концов в III веке оно не было отменено новым законом, обязывающим родителей заботиться о детях-инвалидах[10].

Также утверждается, что лицам с физическими ограничениями, такими как глухота, предоставлялся адвокат, который представлял их интересы в суде, если это было необходимо. Римское общество ценило общение и личное взаимодействие, и закон делал всё возможное, чтобы помочь людям с физическими ограничениями, влияющими на зрение, слух и речь. Римляне безразлично относились к людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ограниченными возможностями, влияющими на их способность передвигаться. Проблемы у таких людей возникали из-за множества законов в Древнем Риме, которые требовали личных, физических и частных встреч, не допускающих замены рабом или представителем[11].

В «Записках о Галльской войне» Юлий Цезарь упоминает, что галлы часто калечили его центурионов, обычно ослепляя их, и отмечает, что четыре центуриона из одной когорты были ослеплены. Солдаты, ставших инвалидами в таких обстоятельствах, после ухода в отставку получали пособие от государства[12].

В римском праве слепые люди испытывали наименьшее количество проблем, поскольку в культуре большее значение придавалось речи, чем зрению, но многим слепым людям по-прежнему не предоставлялось никаких особых юридических льгот. Слепые люди в Риме считались способными обеспечивать себя и заботиться о себе, как и любой другой римский гражданин. Одним из немногих исключений было составление завещания, поскольку без способности видеть необходимо было присутствие нескольких свидетелей. В отличие от глухих или лиц с умственными нарушениями, слепые граждане имели право представлять себя и выступать от своего имени в суде, но не могли выступать от имени или представлять других лиц.

Глухие и немые люди сталкивались с некоторыми трудностями в римском праве, когда дело доходило до таких сделок, как покупка и продажа. Большинство римских соглашений основывались на устном подтверждении, чтобы сделка считалась завершённой, что могло ставить в невыгодное положение глухих и/или немых граждан.

Были случаи, когда граждане Рима с инвалидностью занимали высокие должности в таких системах, как Сенат[11] или другие руководящие роли, но им было труднее завоевать уважение своих коллег и подчинённых[13].

Существуют свидетельства, что императоры, такие как Нерон или Калигула, использовали калечение в качестве наказания за правонарушения, а также в целях личной мести[6].

В культуре[править]

Слепота или частичная слепота высоко ценились в римской культуре. Многие люди становились известными после потери глаза. Примечательно, что рабы иногда участвовали в гладиаторских боях с повязкой на здоровом глазу, хотя историки не сходятся во мнениях, было ли это отсылкой к мифическим циклопам или же для того, чтобы гладиатор выглядел более опытным[6]. Также известно, что многие мифологические персонажи, а также известные исторические личности, по мнению римлян, были ослеплены в обмен на милость богов. Такие дары варьировались от предвидения до таланта в пении. В языке того времени также отмечались полностью слепые (caecus) и частично зрячие (luscus)[6]. Некоторые слепые дети становились попрошайками[14].

Физические ограничения, влияющие на зрение, слух и речь, затрудняли повседневную жизнь римских граждан, поскольку в римской культуре общение и личное взаимодействие имели большое значение[11].

Инвалидность в результате травм, полученных во время военной службы, считалась знаком чести, причём травмы глаз чаще всего встречались как у простых солдат, так и у известных личностей, таких как Ганнибал[6]. Многие римские писатели, такие как Сенека Младший, писали о физических недостатках видных римских граждан, которые не получили их на войне и которых они хотели высмеять. Римские лидеры обычно изображали себя физически совершенными на статуях и монетах[6]. Плиний описывает богатого человека с инвалидностью как достойного сожаления[15].

В период правления Октавиана Августа в Риме он использовал рабов с инвалидностью в качестве развлечения и экспонатов, на которых он приглашал публику посмотреть. Хотя Август предоставил людям возможность увидеть уникальные и разнообразные увечья, поскольку это интересовало его самого, именно Светоний дал понять другим, что он по-прежнему презирал их[16].

Рабы с инвалидностью были настолько популярны, что Плутарх пишет о различных видах инвалидности, выставленных на так называемых «рынках уродов». Сохранились записи о том, что многие римские женщины держали людей с искривлённым позвоночником в качестве домашних животных. Люди с искривлённым позвоночником появлялись при дворе Калигулы и были популярны в качестве экспонатов во время симпосиев[16]. Их держали в отдельной зоне рабов рынков, как называл их Плутарх, τεράτων ἀγορὰν, или «рынок уродов»[17]. Эти рынки были настолько популярны, что спрос на рабов с инвалидностью привёл к появлению клеток (glottokomae), которые использовались для замедления роста человека. Людей намеренно калечили, и люди были готовы платить больше за рабов с ограниченными возможностями[16].

Люди с искривлённым позвоночником были довольно распространены в общественной жизни и, фактически, в некоторых местах считались источником удачи для других[18]. Кроме того, иногда они поднимались до положения видных советников, таких как советник Нерона Публий Ватиний.

Тот факт, что бог бог Вулкан имел врождённую инвалидность, но работал кузнецом, заставил многих историков полагать, что римляне с инвалидностью также специализировались в соответствии со своими травмами, но не были изгоями[15].

Отношение к людям с ограниченными возможностями[править]

Историки, изучающие условия жизни в древнем мире, предполагают, что почти все члены общества имели те или иные травмы, нарушения или ограничения здоровья[19]. Более того, римское право делало всё возможное, чтобы учесть специфику конкретных нарушений[11], что привело бы к нормализации того, что сегодня считается инвалидностью[13].

В зависимости от статуса человека, ограничения способности к трудовой деятельности в той или иной степени влияли на его повседневную жизнь. Например, ограничения, влияющие на мобильность представителей элиты, были менее значительной проблемой, поскольку их слуги и рабы были обязаны переносить их с места на место. В то же время для граждан низшего и среднего класса ограничения мобильности могли помешать их карьерному росту[7].

Тем не менее, инвалидность и ограничения могли рассматриваться в негативном свете в определённых ситуациях. Например, люди с тяжёлыми формами инвалидности или ограничений иногда становились объектами зрелищных представлений[20]. В таких контекстах было приемлемо унижать их и оскорблять их внешний вид, например, называя тех, кто лишился глаза, циклопами[13]. Более того, когда кто-то хотел напасть на противника или унизить его, он мог интерпретировать его инвалидность как признак его моральных недостатков или знак наказания или немилости Бога[19]. Метелл, древнеримский священник, был исключён из коллегии понтификов из-за своей слепоты. Считалось, что его слепота означала, что боги были разгневаны на него[21].

Сенека говорит: «…мы уничтожаем уродливых новорождённых, а также топим своих детей, если они рождаются слабыми или с ненормальным телосложением»[22].

Инвалидность как моральный признак[править]

В древних литературных текстах инвалидность использовалась как определяющая черта персонажа или значимой римской фигуры. Язык, используемый для описания инвалидности, подчёркивал либо их уродливую, либо уникальную внешность и характер[16].

Нерон и Октавиан Август имели схожие нарушения в виде пятнистого обесцвечивания кожи или corpora maculosa (пятнистые тела), но только у Нерона это считалось отвратительным[16]. У Августа они описывались как «рассредоточенные по груди и животу по форме, порядку и количеству, как звёзды Большой Медведицы на небе»[23].

Римляне с инвалидностью[править]

Что касается исторических документов об инвалидности в древнем мире, то существует лишь несколько записей, содержащих подробную информацию об инвалидности.

  • Римский диктатор Юлий Цезарь страдал от приступов эпилепсии[24][25].
  • Римский цензор Аппий Клавдий Красс получил прозвище Caecus (слепой) из-за своей слепоты.
  • Гай Ливий Друз ослеп в молодом возрасте, но стал успешным юристом[26].
  • Гай Геммеллус Хориген (родился около 171 года н. э. — в 214 году н. э. он называл себя римским гражданином) — наиболее хорошо задокументированная личность древнего мира. Находки в архиве его семьи дали подробную информацию о его сообществе и жизни; он потерял один глаз, а в другом развилась катаракта[13]. Физическая инвалидность Гая не считалась римлянами серьёзным ограничением.

Следующие несколько известных римлян также имели те или иные физические и/или умственные ограничения, некоторые из которых подтверждены доказательствами, а другие — предположениями, основанными на свидетельствах других людей.

  • Квинт Педий был глухим художником, упомянутым в «Естественной истории» Плиния[27].
  • Сенатор Гней Домиций Тулл (84 г. н. э.) в старости и из-за болезни стал инвалидом и нуждался в помощи, чтобы ухаживать за собой. Плиний Младший описал его как жалкого человека, живущего в неведении о том унижении, которому он подвергал себя[13].
  • Марк Сергий (218—201 гг. до н. э.) потерял руку во время Второй Пунической войны и известен как первый человек, использовавший протез, заменивший его руку железной и позволивший ему продолжить сражаться[13].
  • Спурий Карвилий стеснялся выходить из дома из-за своей инвалидности, даже несмотря на то, что его мать убеждала его рассматривать своё положение как символ доблести ветерана войны[13].
  • Юстин II (520—578, правил Восточной Римской империей в 565—578 годах) по словам Иоанна Эфесского в последние пять лет своей жизни сошёл с ума и провёл их запертым во дворце на троне с колёсами, который перемещали слуги, которых он часто пытался укусить. Его слуги толкали кресло по дворцу с большой скоростью и, среди прочего, играли на органе, пытаясь отвлечь и успокоить его[28].
  • Клавдий I (10 до н. э. — 54 н. э., правил в 41-54 гг.) был описан Сенекой Младшим как человек с речевыми и физическими расстройствами, но неясно, было ли это политической сатирой или фактом[6][29].

Примечания[править]

  1. Веденеева Наталья Вячеславовна Изменение отношения к инвалидности в процессе исторического развития общества // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Исторические науки. — 2010. — № 1.
  2. Киселев, Максим Игоревич Генезис отношения к детям с ограниченными возможностями рус. // Молодой ученый. — 2012. — В. 47. — ISSN 2072-0297.
  3. Малофеев Н.Н. Западная Европа: эволюция отношения общества и государства к лицам с отклонениями в ра. pedlib.ru. Проверено 25 июня 2025.
  4. Soranus of Ephesus; Temkin Soranus' gynecology. — Johns Hopkins University Press. — ISBN 9780801843204.
  5. The Writings of Hippocrates and Galen | Online Library of Liberty. oll.libertyfund.org. Проверено 25 июня 2025.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 6,6 6,7 6,8 Laes Christian, Goodey Chris Disabilities in Roman Antiquity: Disparate Bodies A Capite ad Calcem. — BRILL. — ISBN 978-9004251250.
  7. 7,0 7,1 Rose Martha L, Goodey C. F. Disabilities in Roman Antiquity : Disparate Bodies, a Capite Ad Calcem. — Leiden: Brill, 2013.
  8. The XII tables. — London.
  9. Avalos Hector, Melcher Sarah J. This Abled Body: Rethinking Disabilities in Biblical Studies. — Society of Biblical Lit. — ISBN 9781589831865.
  10. Disability in Ancient Rome.
  11. 11,0 11,1 11,2 11,3 Gardner Jane Being a Roman Citizen. — London: Routledge, 1993.
  12. Sage Michael M. The Republican Roman Army: A Sourcebook. — Routledge. — ISBN 9781134682881.
  13. 13,0 13,1 13,2 13,3 13,4 13,5 13,6 Draycott, Jane (2015). «Reconstructing the Lived Experience of Disability in Antiquity: A Case Study from Roman Egypt». Greece & Rome 62 (2): 189–205. DOI:10.1017/S0017383515000066.
  14. Groche, Nora The Disabled Beggar - A Literature Review. International Labour Office (November 2, 2016). Проверено 29 ноября 2016.
  15. 15,0 15,1 Ancient world. www.newstatesman.com. Проверено 30 ноября 2016.
  16. 16,0 16,1 16,2 16,3 16,4 Trentin T, Lisa (2011). «Deformity in the Roman Imperial Court». Greece & Rome 58 (2): 198–205. DOI:10.1017/S0017383511000143.
  17. The Roman Monster-Market англ.. Spectacular Antiquity (2013-03-19). Проверено 10 марта 2020.
  18. Trentin Lisa The Hunchback in Hellenistic and Roman Art. — Bloomsbury Publishing. — ISBN 9781780939117.
  19. 19,0 19,1 Upson-Saia, Kristi (2011). «Resurrecting Deformity: Augustine on the Scarred, marked, and Deformed Bodies of the Heavenly Realm».
  20. Reaction англ.. Spectacular Antiquity (2013-03-19). Проверено 10 марта 2020.
  21. Bernstein Neil W. Ethics, Identity, and Community in Later Roman Declamation. — OUP USA. — P. 128. — ISBN 978-0-19-996411-6.
  22. On Anger, Book I, XV – i-Seneca.
  23. Suetonius Tranquillus Gaius, Rolfe John Carew Suetonius in two volumes. 1 1. — London: Heinemann. — ISBN 978-0-674-99570-3.
  24. Bruschi, Fabrizio (2011). «Was Julius Caesar's epilepsy due to neurocysticercosis?». Trends in Parasitology (Cell Press) 27 (9): 373–374. DOI:10.1016/j.pt.2011.06.001. PMID 21757405.
  25. McLachlan, Richard S. (2010). «Julius Caesar's Late Onset Epilepsy: A Case of Historic Proportions». Canadian Journal of Neurological Sciences (Canadian Journal of Neurological Sciences Inc.) 37 (5): 557–561. DOI:10.1017/S0317167100010696. PMID 21059498.
  26. Briscoe John Valerius Maximus, 'Facta et dicta memorabilia', Book 8: Text, Introduction, and Commentary. — Walter de Gruyter GmbH & Co KG, 2019. — P. 134. — ISBN 9783110664331.
  27. Pliny the Elder The Natural History of Pliny. — H. G. Bohn. — Т. 6.
  28. John of Ephesus, Ecclesiastical History, Part 3 -- Book 3. www.tertullian.org. Проверено 25 июня 2025.
  29. Emperor Claudius I: the man, his physical impairment, and reactions to it by Keith Armstrong.

Шаблон:Медицина Древнего Рима

Рувики

Одним из источников, использованных при создании данной статьи, является статья из википроекта «Рувики» («ruwiki.ru») под названием «Инвалидность в Древнем Риме», расположенная по адресу:

Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC-BY-SA 4.0 и более поздних версий.

Всем участникам Рувики предлагается прочитать материал «Почему Циклопедия?».