Репрессии в Крыму

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Лев Троцкий в Крыму

Репрессии в Крыму — террор, депортации и прочие репрессивные действия, которые происходили в Крыму после установления в нём Советской власти вплоть до смерти Сталина.

Ход событий[править]

23 и 24 февраля 1918 года в городах Крыма убито около 600 человек разных национальностей. Среди погибших от рук большевиков были представители караимской общины Симферополя. Погибли фабрикант А.М. Кефели, директор Сельскохозяйственного банка Б.И. Бобович, М.Я. Шишман (один из совладельцев симферопольской кондитерской фабрики «Братьев Шишман») и Э.Н. Робачевский.

28 июня 1920 года член Реввоенсовета РСФСР И. В. Сталин направил телеграмму Л. Д. Троцкому, в которой писал, что приказ «о поголовном истреблении врангелевского комсостава» планировалось дать к моменту начала общего наступления на Крым. 16 ноября 1920 года Ф. Э. Дзержинский дал указание очистить Крым от контрреволюционеров. 22 ноября 1920 года наркомвоенмор Л. Д. Троцкий направил своим подчинённым М. В. Фрунзе и члену РВС Южного фронта С. И. Гусеву телеграмму, напоминая, какие задачи стоят перед особой тройкой и как действовать, чтобы усыпить недоверие бывшего противника: «Необходимо всё внимание сосредоточить на той задаче, для которой создана „тройка“. Попробуйте ввести в заблуждение противника через агентов, сообщив…, что ликвидация отменена или перенесена на другой срок». Заместитель председателя Реввоенсовета РСФСР Э. М. Склянский в своих телеграммах в Крымский РВС писал: «Война продолжится, пока в Красном Крыму останется хоть один белый офицер».

В ноябре 1920 года части РККА заняли весь Крым, свыше 50 тысяч белогвардейцев сдались в плен под обещание амнистии.

Руководство в Крыму представляло собой дуумвират:

  • Бела Кун, который с 16 ноября 1920 года по 20 февраля 1921 года являлся председателем Крымского революционного комитета. Его преемником на этом посту стал Михаил Харитонович Поляков, нарком внутренних дел Крыма.
  • Розалия Землячка, которая с 20 ноября 1920 года по 6 января 1921 года была секретарём Крымского областного комитета РКП(б).

Однако, они не долго просидели на своём посту, так как у них произошёл конфликт с другими руководителями, но и после их отставки террор продолжался ещё по крайней мере до мая 1921 года, местами — до конца зимы 1921 года.

Председатель ЦИК Крымской ССР Юрий Петрович Гавен (расстрелян в 1936 году) писал 14 декабря 1920 года члену ЦК РКП(б) Н. Н. Крестинскому (расстрелян в 1938 году):

Т. Бела Кун, один из тех работников, который нуждается в сдерживающем центре… Здесь он превратился в гения массового террора. Я лично тоже стою за проведение массового террора в Крыму, чтобы очистить полуостров от белогвардейщины. Но у нас от красного террора гибнут не только много случайного элемента, но и люди, оказывающие всяческую поддержку нашим подпольным работникам, спасавшим их от петли.

Против террора выступил и председатель Центральной мусульманской военной коллегии при Народном комиссариате по военным делам РСФСР Мирсаид Хайдаргалиевич Султан-Галиев (расстрелян в 1940 году), который написал записку по этому поводу:

Первой и очень крупной ошибкой в этом отношении явилось слишком широкое применение в Крыму красного террора. По отзывам самих крымских работников, число расстрелянных врангелевских офицеров достигает во всем Крыму от 20 до 25 тысяч. Указывают, что в одном лишь Симферополе расстреляно до 12 000. Народная молва превозносит эту цифру для всего Крыма до 70 000… Почти нет семейства, где бы кто-нибудь не пострадал от этих расстрелов: у того расстрелян отец, у этого брат, у третьего сын и т. д. … Такой бесшабашный и жестокий террор оставил неизгладимо тяжёлую реакцию в сознании крымского населения. У всех чувствуется какой-то сильный, чисто животный страх перед советскими работниками, какое-то недоверие и глубоко скрытая злоба…

В Симферополе и округе было казнено около 20 тысяч человек. Сотни человек были расстреляны в Феодосии, Евпатории, Керчи, Ялте, в Севастополе было казнено по разным оценкам от 12 до 29 тысяч человек.

Сильно пострадали от террора караимы. Были убиты: поручик Феодосийской караульной команды, потомственный почетный гражданин и присяжный поверенный, бывший гласный Феодосийской городской думы С. Я. Крым (Нейман) (расстрелян красноармейцами в Феодосии во время комендантского часа); штабс-капитан Мордехай (Марк) Иосифович Гелелович (погиб 15 января 1918 г. во время высадки красного десанта в Евпатории); подполковник Л. С. Лопатто (убит в Севастополе в 1920 году). В Севастополе в феврале 1918 году большевиками были убиты: художник, участник Первой мировой войны прапорщик Михаил Моисеевич Казас; подполковник в отставке Ю. И. Харченко и его братья, караимские общественные деятели Ф. И. Харченко и Д. И. Харченко. Погибли также: вольноопределяющийся в составе белой армии феодосийский мещанин Е. С. Савускан (в 1921 г. расстрелян большевиками в Феодосии); ялтинский адвокат А. И. Ферик, В. А. Кальфа и Ф. С. Кальфа; поручик Семен Ильич Арабаджи (расстрелян в Евпатории 8 ноября 1920 года), ранее состоявший в войсках ВСЮР уроженец и житель Симферополя Эммануил Вениаминович Ага (убит 9 февраля 1921 года), подпоручик Эзра Маркович Фуки (расстрелян 22 ноября 1920 года в Симферополе), подпоручик Авраам Симович (Семенович) Хаджи вместе с 857-ю военнопленными был расстрелян в Симферополе 22 ноября 1922 года, в тот же день был расстрелян и подпоручик Иезекиль Симович Хаджи). 4 декабря 1920 года в Феодосии большевиками были расстреляны караимы: чиновник военного времени Борис Семенович Баккал; инженер, подпоручик Исаак Яковлевич Бобович; рядовой Моисей Яковлевич Бабаджан-Бобович (Баба-Хаджи) был убит в Феодосии 13 декабря 1920 года. Прапорщик Семен (Симха) Шулемович Кафели (Кефели) был убит большевиками 24 ноября 1920 года в Симферополе. Илья Моисеевич Гиббор, штабс-капитан, был расстрелян большевиками в ноябре 1920 года. Яков Эммануилович Коген, служивший в Добровольческой армии ВСЮР, был расстрелян большевиками в Ялте 7 декабря 1920 года. И т. д.[1]

Вслед за террором в Крым пришёл голод. Голод в Крыму продолжался с осени 1921 года, то затихая, то вспыхивая с новой силой, до весны 1923 года. За это время в Крыму от голода умерло около 100 тысяч человек, или 15 % от общего крымского населения 1921 года. Основной массой умерших было наиболее уязвимое бедное сельское население, крымскотатарское по своему национальному составу, — крымских татар погибло ~76 тысяч.

Чтобы восполнить убыль населения, а с другой стороны решить проблему обустройства евреев, советская власть в 1924 году начала заселять районы Крыма евреями. Политика была довольно успешной: так, перепись 1939 года показала четырёхкратное увеличение количества евреев в Крыму по сравнению с 1926 годом (с 16 593 до 65 452 человек соответственно).

Вредительскую политику по отношению к еврейскому заселению Крыма проводил председатель ЦИК Крымской АССР Вели Ибраимов[2]. В 1928 году он был разоблачён, арестован и расстрелян, однако, Сталин продолжил саботировать данный проект, альтернативу которому сделал ЕАО.

Жертвами Большого террора 1937—1938 года в Крыму стали тысячи человек[3][4].

Черняховский Михаил Моисеевич 1908 г.р., м.р. м. Чеповичи, еврей, из служащих, б/п, женат, обр. высшее, место жит. до ареста п. Саки, преподаватель Чеботарского сельхозтехникума, арест. 15.05.1938 г. УГБ НКВД Крыма, ст. 58- 10, 11 УК РСФСР: член антисоветской националистической организации, осужден 02.07.1940 г. ОС при НКВД СССР к 5 годам ИТЛ, реабилитир. 10.05.1956 г. ВТ Таврического военного округа.

Шницер Моисей Семенович 1903 г.р., м.р. г. Евпатория, еврей, из мещан, член ВКП (б) с 1929 г., женат, обр. среднее, место жит. до ареста г. Симферополь, председатель артели «Красный металлист», арест. 05.07.1938 г. НКВД Крыма, ст. 58-11 УК РСФСР: член сионистской организации в Крыму, 31.01.1939 г. НКВД Крыма из-под стражи освобожден за недоказанностью обвинения

15 февраля 1944 года члены ЕАК Соломон Михоэлс, Ицик Фефер и Шахно Эпштейн направили Сталину письмо с предложением создать в Крыму Еврейскую советскую социалистическую республику.

10 мая 1944 года Лаврентий Берия сигнализировал Сталину о необходимости депортации из Крыма ряда этнических групп, которые активно сотрудничали с немцам. Решение ГКО «О выселении всех татар с территории Крыма» принимается по проекту Берии 11 мая 1944 года, а депортация проводится 18—19 мая. В июне 1944 года вслед за татарами из Крыма были выселены греки, болгары, армяне и другие нацменьшинства. Всего из Крыма было выселено 228 543 человека, 191 014 из них — крымские татары.

Существует версия, что крымских татар выслали, чтобы отдать Крым евреям в обмен на американскую помощь. Однако, эта версия противоречит фактам. В соответствии с постановлениями советского правительства, с осени в Крым стали прибывать переселенцы из Украины, Брянской, Воронежской, Курской и Ростовской областей РСФСР, а отнюдь не евреи[5].

После фабрикации в 1948 году МГБ дела о «сионистском заговоре» это письмо было приобщено к делу ЕАК и представлено в качестве доказательства преступных планов. Соломон Абрамович Лозовский был исключён из партии с формулировкой «сговаривался за спиной ЦК ВКП(б) с антифашистским еврейским комитетом о том, как выполнить план американских капиталистических кругов по созданию в Крыму еврейского государства». Аналогичные обвинения были предъявлены арестованным членам ЕАК в 1952 году. Пострадала и продвигавшая эту идею Полина Жемчужина[6].

На последнем при жизни Сталина Пленуме ЦК КПСС в октябре 1952 года Сталин обвинил Молотова в намерении вернуть Крым евреям.

Источники[править]