Tomorrow Never Knows

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Tomorrow Never Knows (рус. Завтра никогда не знает) — песня The Beatles, которая была выпущена на альбоме Revolver 5 августа 1966 года в Великобритании и 8 августа в США. Она была написана Джоном Ленноном, но приписана дуэту Леннона/Маккартни.

Последний трек на Revolver, она, однако, была первой песней, записанной во время сессий для этого альбома. Во многих отношениях это новаторское произведение стало поворотным в карьере The Beatles: оно знаменует начало их психоделического периода и благодаря своему навязчивому ритмическому рисунку также может считаться предшественником техно-музыки. Под влиянием индийской музыки и своих экспериментов с ЛСД, Джон Леннон строит эту песню вокруг единственного аккорда до мажор.

Именно с Tomorrow Never Knows началось сотрудничество The Beatles со звукорежиссёром Джеффом Эмериком, который с самого начала проявил необычайную изобретательность, чтобы удовлетворить запросы участников группы, а также улучшить технику звукозаписи. Серия звуковых петель в исполнении Пола Маккартни вставляется в песню во время знаменитого сеанса микширования, что придает ей характерный вид.

Предпосылки и вдохновение[править]

Тимоти Лири, автор книги «Психоделический опыт».

Tomorrow Never Knows — это песня, тесно связанная с опытом Джона Леннона с наркотиками, в частности с ЛСД. Его использование распространилось в 1960-х годах, особенно среди хиппи и психоделического сообщества. Леннон впервые неосознанно употребил его в апреле 1965 года на обеде у знакомого стоматолога. Последний незаметно подмешал ЛСД в бокалы своих гостей, среди которых были Джон и Джордж Харрисон, а также их жены Синтия и Патти[1]. С этого момента Леннон стал все чаще его употреблять, по крайней мере, в течение следующих двух лет[2].

Интерес Леннона к ЛСД усиливается после того, как Барри Майлз послал ему книгу, написанную американскими психологами Тимоти Лири, Ричардом Алпертом и Ральфом Мецнером. Все трое ученых провели исследования, связанные с психоделией; Тимоти Лири, в частности, получил прозвище «папа ЛСД»[3] из-за его пропаганды этого наркотика. В начале 1960-х годов трое психологов отправились в Гималаи, на хребет Крэнк, чтобы изучать тибетский буддизм[4]. За эти семь месяцев обучения они написали книгу «Психоделический опыт», адаптацию тибетской «Книги мертвых», предназначенную для западной аудитории[5]. Книга была описана как руководство по духовной подготовке к употреблению наркотиков.

Эта книга вдохновила Джона Леннона на написание Tomorrow Never Knows. Книга, как и песня, объединяет два его тогдашних интереса: потребление психотропных галлюциногенов и восточную философию (особенно индийскую) — страсть, которая в первую очередь касается Джорджа Харрисона, но распространяется под его влиянием на других членов группы. В 1972 году Леннон заявил, что никогда не читал саму Тибетскую Книгу мертвых, будучи удовлетворенным адаптацией Лири[6]. Первые строчки Tomorrow Never Knows были заимствованы из книги: «Turn off your mind, relax, and float downstream» («отключи свой разум, расслабься и плыви вниз по течению»)[7].

The Beatles покинули студию 11 ноября 1965 года, когда они завершили работу над своим альбомом Rubber Soul[8]. По окончании записи они отправились в последний концертный тур по Великобритании в своей карьере[9], а затем сделали самый продолжительный перерыв с начала битломании, хотя и не бездействовали. Появляются новые идеи и расширяются интересы музыкантов; Джон Леннон и особенно Пол Маккартни интересуются авангардным искусством, Джордж Харрисон страстно увлечен индийской музыкой.

Запись[править]

Подготовка[править]

Леннон показал группе свои новые песни в доме менеджера Брайана Эпстайна через три месяца после прекращения совместной деятельности[10]. Там же присутствовал и продюсер Джордж Мартин. Леннон построил свою песню на одном аккорде (до мажор), Пол Маккартни видел в этом влияние индийской музыки, которой они все были увлечены в то время. Джорджу Мартину песня понравилась. Пол Маккартни об отношении Мартина к деятельности группы: «Я думаю, Джорджу всегда было интересно, какое направление мы выбрали, и он наверняка думал: „Как я буду записывать это?“ В то время он уже начал понимать, что мы немного знаем о том, что делаем, но исходный материал, который мы ему давали, был действительно чужд его мировоззрению»[11]. Однако, как отмечает гитарист Джордж Харрисон, большая часть свободы, предоставленной The Beatles, была получена благодаря их огромному успеху: «Ключом ко всему было то, что мы были успешны. Таким образом, мы могли позволить себе выдвигать далеко идущие идеи, и, когда это срабатывало, мы могли пойти еще дальше: Эбби-Роуд стала местом полной свободы, где мы могли попробовать все, что захотим».[12]

Tomorrow Never Knows знаменует новый этап в карьере Beatles, который характеризуется множеством изменений в способах записи их песен и реализации новых идей. На техническом уровне инженер Кен Таунсенд находит время, чтобы по просьбе музыкантов изобрести революционную технологию, Automatic Double Tracking: это устройство позволяет автоматически удваивать вокальный дубль, благодаря чему вокалистам не нужно было записываться дважды подряд, чтобы добиться одного и того же результата, что особенно не нравилось Леннону[13]. При записи альбома Revolver The Beatles не обошлись без этого метода записи, почти все вокальные части песен на диске прошли через ADT[13].

Также в этот период The Beatles начали сотрудничать с Джеффом Эмериком. Эмерик начал работать в качестве стажёра на студии EMI в 1962 году, когда ему было 16 лет. Долгое время он был ассистентом Нормана Смита, предыдущего звукорежиссёра группы. Когда руководство EMI перевело Смита на должность продюсера, Эмерик был назначен новым звукорежиссером The Beatles (ему на тот момент не было и двадцати). Он сразу начал внедрять свои методы звукозаписи[14].

Запись песни началась 6 апреля 1966 года, в этот день было записано три дубля, последний из которых был выбран для наложений. Биограф «Битлз» Марк Льюисон описал первый, отброшенный дубль песни как «сенсационный и апокалиптический», близкий по звучанию к хеви-металу[13]. 7 апреля песня была закончена[15], а 22 апреля были добавлены наложения (вокальная партия Джона Леннона и ситар, записанный Джорджем Харрисоном)[16].

Работа над ударными и вокалом[править]

Для своего дебюта вместе с «Битлз» молодой Джефф Эмерик предлагает множество идей. По своему усмотрению он изменяет положение микрофонов вокруг ударных Ринго Старра: он устанавливает их рядом с барабанами и тарелками и приглушает бас-барабан с помощью предмета одежды, помещенного внутрь, что приводит к беспрецедентному звуковому результату для ритмической обработки этой песни. «Это действительно стало звучанием Revolver и Пеппера», — говорит Эмерик[15].

Вдобавок звук ударных производит впечатление идущего задом наперёд. Этот эффект связан с использованием на инструменте ограничителя Fairchild, который Эмерик впервые попробовал. Все звуки ударных проходят через лимитер, за исключением большого барабана. В этих условиях Джефф Эмерик объясняет, что «чем больше звучал бас-барабан, тем сильнее Fairchild сжимал другие звуки барабанов. Когда Ринго ударял по тарелке, мы получали эффект всасывания из-за Fairchild»[17].

Другой характерный аспект песни, неземной и далекий голос Джона Леннона, также следует приписать Эмерику. Чтобы придерживаться темы своего текста, Леннон хочет, чтобы его голос звучал «как голос Далай-ламы, поющего с вершины горы», с эквивалентом пения четырех тысяч монахов на заднем плане[15]. На практике этот метод далек от возможности, и Леннон представляет, что другой метод позволяет добиться того же эффекта: подвесить его за ноги и раскачивать взад и вперед вокруг фиксированной точки — микрофона. Эмерик предлагает более реалистичное решение: он отводит вращающийся звуковой эффект динамика Лесли от органа Хаммонда. Кабина Лесли, обычно используемая в электронных музыкальных инструментах, дает эффект вибрато. Джефф Эмерик использует его непосредственно в голосе Леннона: после прямого подключения к кабине он перезаписывает песню, когда она выходит из динамиков. Песня, сыгранная в Лесли, появляется после первых 87 секунд песни; раньше это просто голос Леннона, переданный в Automatic Double Tracking[15].

Звуковые петли[править]

Тип магнитной ленты, используемой Маккартни.

Необычные звуки, включенные в песню, некоторые из которых похожи на крики чаек[18], появились благодаря Полу Маккартни. Посчитав классическое гитарное соло для этой песни неуместным, он проводил на практике различные эксперименты со своим личным магнитофоном[11]. Подняв стирающую головку аппарата, он записывает до насыщения на тот же кусок магнитной ленты; затем он повторяет операцию с другими кусочками ленты[15]. Среди звуков, которые он использовал: его смех, его гитара, звон бокалов с вином[18]. Затем Маккартни идет в студию с кусками звуконасыщенных кассет, запихнутыми в пластиковый пакет.

Сведение песни дает начало реальному событию в студии 3 Эбби-Роуд, которое принимает вид «научно-фантастического фильма»[14]. Действительно, в студии 3 был только один магнитофон, и команда реквизировала машины других студий — все они были свободны в тот день — из здания EMI. Одновременное использование всех устройств возможно благодаря сети соединяющих их кабелей. Таким образом, каждого доступного сотрудника просят держать ручку или стакан, чтобы придать правильное натяжение различным 3/4-дюймовым полосам, которые вращаются в виде петли, проходя через шпиль, затем перед считывающей головкой и бесконечно повторяясь. Эмерик описывает юмор ситуации: «Большинство этих людей, стоявших перед магнитофонами, понятия не имели, что они делают. К тому же техническому персоналу приходилось носить белые халаты, сцена выглядела совершенно сюрреалистичной»[14]. Звуки отправляются на разные каналы микшера.

В диспетчерской Джордж Мартин и Джефф Эмерик перемещают фейдеры громкости вверх и вниз на микшере в соответствии с инструкциями The Beatles. Всего пять различных магнитофонов используются для вращения петель Маккартни, которые появляются и исчезают в миксе, повторяются и перекрываются[11].

С каждым потенциометром, управляющим петлей, микшер превращался в настоящий синтезатор, и мы играли на нем как на музыкальном инструменте, аккуратно отправляя эти звуковые текстуры на предварительно записанный ритм-трек. Мы понятия не имели о важности того, что делаем. Но то, что мы создали в тот день, на самом деле было предшественником техно («музыка, управляемая битами и лупами»). Если бы кто-то сказал мне, что мы только что изобрели новый музыкальный жанр, который будет развиваться в течение следующих нескольких десятилетий, я бы принял его за дурака[14].
 — Джефф Эмерик

Наконец, для завершения песни остается запись нового восточного инструмента, принесенного гитаристом Джорджем Харрисоном: тампуры. Этот струнный инструмент издает звук «гудения», слышимый в начале произведения и повторяющийся несколько раз. Ноты фортепиано, сыгранные Полом Маккартни во время первых дублей вставляются в конец песни[14]. В конце дня 7 апреля «Битлз» уже приступили к работе над новым треком Got to Get You into My Life[15].

Композиция[править]

Эта композиция отличается от стиля «Битлз» и стандартов того времени, отказываясь от гитарных риффов и обычной структуры куплет-припев-бридж[19].

Музыковед Аллан В. Поллак объясняет: «Гармонизация песни состоит почти только из органного пункта до мажор на протяжении всей песни […] Единственное гармоничное движение, присутствующее во всей песне, — это неявный поворот в сторону си-бемоль в конце каждого куплета»[20]. Пункт, играющий роль дрона, частично достигается за счет использования тампуры, первого инструмента, слышимого во вступлении, и баса, который чередуется между низкими и высокими до.

Музыкальный критик Ричи Унтербергер также отмечает: «В основе Tomorrow Never Knows лежит дрон с уникальной тональностью, на который повлияли растущий интерес группы к индийской музыке и незабываемый ритмический рисунок, созданный Ринго Старром на ударных»[19].

Анализ текста[править]

Название песни не упоминается в её тексте[21]. Биограф Стив Тернер сообщает, что первоначально песня называлась The Void («пустота»), ссылаясь на другой отрывок из «Психоделического опыта». Эта версия опровергается Марком Льюисоном, ведущим мировым специалистом по «Битлз», который утверждает, что это миф, основываясь на утверждении Нила Аспиналла, тогдашнего роуд-менеджера и помощника группы. Льюисон, у которого был доступ к архивам EMI, говорит, что все записи и кассеты для песни названы Mark 1[13].

Песня получает свое окончательное название, когда Джон Леннон решает добавить немного юмора, бессмыслицы, чтобы разбавить серьезную и философскую сторону ее текста[6]. Tomorrow Never Knows буквально переводится как «Завтра никогда не знает», так что на самом деле название не имеет большого значения. Фактически это «рингоизм», термин, придуманный Ленноном для описания оговорок Ринго Старра, которые он очень любил и отмечал в своих блокнотах. Фраза взята из интервью, данного BBC двумя годами ранее, 22 февраля 1964 года, когда группа вернулась из своего первого визита в Соединенные Штаты.

Текст песни задуман как философский[22], на его атмосферу и дух во многом повлияли наркотики[23]; Леннон сам описывает ее как свою первую психоделическую песню[24]. Как и книга Тимоти Лири, песня также построена как руководство. Каждый стих всегда имеет одну и ту же структуру: сначала инструкция, например, Lay down all thought, surrender to the void («Сложи все мысли, предайся пустоте»), а затем ее значение, в данном случае It is shining («Это сияние»). Этот отрывок касается концепции пустоты в буддизме. Тимоти Лири отреагировал на это тем, что Леннон увидел важность этого принципа в своей песне[5].

В серии «Антология Битлз» Джордж Харрисон — из четырех битлов, он больше всего любил восточную философию — дает свою интерпретацию песни. Он считает, что текст касается самой сути трансцендентальной медитации, которой «Битлз» заинтересовались в 1967 году, через год после публикации Tomorrow Never Knows[25]. В первом стихе говорится, что мы должны «отключить свой ум, расслабиться», потому что, по словам Харрисона: «С момента нашего рождения мы только думаем, даже когда мы спим, мы мечтаем, нет ни единой минуты, когда разум может отдохнуть»[26].

Далее Джон Леннон поет: «That you may see the meaning of within / It is being» (Чтобы вы могли увидеть значение внутреннего / Это есть бытие). Джордж Харрисон объясняет, что бытие, истинная природа души — это трансцендентность, все остальное излишне. Он заключает: «Я не уверен, что Джон полностью понял, что он говорил. Он понял, что к чему-то прикасается, но, возможно, он не испытал того, что пел». В 1968 году сам Леннон подтвердил, что он действительно не понимал, о чем говорил[24].

Другие отрывки явно психоделические, например, «слушать цвета своих снов». Песня заканчивается последней философской инвективой: «Играйте в игру существования до конца … с самого начала».

Рецензии[править]

В своем обзоре альбома Revolver для NME Аллен Эванс выразил недоумение по поводу Tomorrow Never Knows[27]. В ответ на призыв в тексте «расслабиться и плыть вниз по течению» он написал: «Но как вы можете расслабиться с электронными звуками из космоса, часто звучащими как чайки?… Только твердая барабанная рок-партия Ринго естественна»[28]. Питер Джонс из Record Mirror прокомментировал: «Вам нужен какой-то слуховой микроскоп, чтобы понять её. Но слушать её чертовски интересно»[29].

Участники записи[править]

Кавер-версии[править]

  • 801, экспериментальная рок-группа, в которую входили Брайан Ино и его бывший коллега по Roxy Music Фил Манзанера, исполнила эту песню вживую на своих трех концертах в 1976 году под названием «TNK (Tomorrow Never Knows)». Последнее выступление в лондонском Queen Elizabeth Hall выпущено на их альбоме 801 Live.
  • Фил Коллинз выпустил версию на своем альбоме «Face Value» в 1981 году как дань уважения Джону Леннону, который был убит в то время, когда Коллинз записывал альбом.
  • В 2007 году Oasis наложили композицию «Within You Without You» на музыку «Tomorrow Never Knows» в качестве своего вклада в празднование 40-летнего юбилея альбома Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band.
801
Фил Коллинз


Источники[править]

  1. The Beatles Anthology, p. 177
  2. Tim Hill, p. 262
  3. Steve Turner, p. 115
  4. (англ.)«The Lost Teachings of Lama Govinda», Richard Power, 2007, Quest Book.
  5. 5,0 5,1 Steve Turner, p. 116
  6. 6,0 6,1 The Beatles Anthology, p. 209
  7. (англ.) «The Psychedelic Experience, A Manual Based on the Tibetan Book of the Dead», Timothy Leary, 1964.
  8. Mark Lewisohn, p. 68
  9. (англ.) «The Beatles on Tour 1963 to 1966».
  10. Tim Hill, p. 237
  11. 11,0 11,1 11,2 Barry Miles ([1])
  12. Anthology DVD, back at Abbey Road 1994
  13. 13,0 13,1 13,2 13,3 Mark Lewisohn, p. 70
  14. 14,0 14,1 14,2 14,3 14,4 Geoff Emerick, pp. 110—113
  15. 15,0 15,1 15,2 15,3 15,4 15,5 Mark Lewisohn, p. 72
  16. Mark Lewisohn, p.76
  17. Jim Irvin, p. 199
  18. 18,0 18,1 Mark Herstgaard, p. 220
  19. 19,0 19,1 Unterberger, Richie The Beatles 'Tomorrow Never Knows'. AllMusic.
  20. «Notes on „Tomorrow Nevers Knows“», Allan W. Pollack, Soundscapes, 2001.
  21. Текст и перевод песни
  22. Chris Ingham, p. 47
  23. Mark Herstgaard, p. 218
  24. 24,0 24,1 (англ.) Примечания к Revolver в [2]
  25. Hunter Davies, p. 272
  26. The Beatles Anthology, p. 210
  27. Turner, 2016, pp. 259–60
  28. Shaar Murray Charles Revolver: Talking About a Revolution // Mojo Special Limited Edition: 1000 Days That Shook the World (The Psychedelic Beatles – April 1, 1965 to December 26, 1967). — London: Emap, 2002.
  29. Green, Richard; Jones, Peter (30 July 1966). «The Beatles: Revolver (Parlophone)». Record Mirror. Available at Rock’s Backpages (нужна подписка).

Литература[править]

  • The Beatles The Beatles Anthology. — San Francisco, CA: Chronicle Books, 2000. — ISBN 0-8118-2684-8.
  • Lewisohn Mark The Complete Beatles Recording Sessions: The Official Story of the Abbey Road Years 1962–1970. — London: Bounty Books, 2005. — ISBN 978-0-7537-2545-0.
  • Summer of Love: The Making of Sgt. Pepper. — London: Macmillan, 1994. — ISBN 0-333-60398-2.
  • Miles Barry Paul McCartney: Many Years from Now. — Vintage, 1997. — ISBN 0-7493-8658-4.
  • Turner Steve Beatles '66: The Revolutionary Year. — New York, NY: Ecco, 2016. — ISBN 978-0-06-247558-9.

Ссылки[править]

 
Композиции


Сторона 1: «Taxman» • «Eleanor Rigby» • «I’m Only Sleeping» • «Love You To» • «Here, There and Everywhere» • «Yellow Submarine» • «She Said, She Said»

Сторона 2: «Good Day Sunshine» • «And Your Bird Can Sing» • «For No One» • «Doctor Robert» • «I Want to Tell You» • «Got to Get You into My Life» • «Tomorrow Never Knows»

Не вошедшие

«Paperback Writer» • «Rain»

Связанные статьи

Более популярны, чем ИисусYesterday and TodayДискография The Beatles

Дискография The Beatles