Влияние мистерий Исиды на Западную культуру

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Открытие статуи Исиды как олицетворения природы, изображено как кульминационный момент посвящения в мистериях Исиды, гравюра Иоганна Г. Фюссли 1803 года

Влияние мистерий Исиды на Западную культуру — информация о влиянии мистерий Исиды на Западную культуру.

Мистерии Исиды оказали значительное влияние на культуру западной цивилизации. Так, например, некоторые ученые поднимают вопрос возможного влияния мистерий на традиции христианства в Римской империи. Некоторые ритуалы посвящения Исиды были переняты масонами с целью доказать свою древнюю историю. Также мистерии послужили вдохновением для многих произведений искусства и идеологий для Западного мира в XVIII веке — в разгар всеобщей египтомании.

Возможное влияние на христианство[править]

Мистерии Исиды, как и мистерии других богов, продолжали практиковаться до конца IV века н. э. К концу века христианские императоры все больше ограничивали исповедание нехристианских религий[1]. Мистериальные культы угасли в начале V века[2]. До своего исчезновения они просуществовали наряду с христианством несколько веков, а некоторые элементы их инициаций напоминали христианские верования и практики. В результате часто поднимается вопрос о том, что христианство испытало прямое влияние тайных культов[3]. Свидетельства о взаимодействии между христианством и тайными культами скудны, поэтому этот вопрос трудно разрешить[4].

Большинство религиозных традиций в греко-римском мире были сосредоточены вокруг определенного города или этнической группы и не требовали личной преданности, только публичный ритуал. Напротив, культ Исиды, как и христианство и некоторые другие тайные культы, состоял из людей, которые присоединялись к нему добровольно, из личной преданности божеству, которое многие из них считали выше всех остальных[5]. Более того, если считалось, что посвященные в культ Исиды получают пользу в загробной жизни от смерти и воскресения Осириса, то эта вера была бы параллельна христианской вере в то, что смерть и воскресение Иисуса делают спасение доступным для тех, кто становится христианином[6].

Некоторые ученые специально сравнивают крещение с мистериями Исиды. До начала IV века н. э. крещение было апогеем длительного процесса, в ходе которого человек, принявший христианство, постился в течение сорока дней Великого поста, прежде чем окунуться на Пасху в цистерну или естественный водоем. Таким образом, подобно мистериям Исиды, раннехристианское крещение включало в себя многодневный пост и ритуал омовения. И пост, и омовение были распространенными видами ритуального очищения в религиях Средиземноморья, а христианское крещение было заимствовано из крещения Иисуса и иудейских ритуалов омовения. Поэтому, по мнению Хью Боудена, эти сходства, скорее всего, проистекают из общего религиозного фона христианства и культа Исиды, а не из влияния одной традиции на другую.[7]

Аналогичным образом, священные трапезы, которые разделяли посвященные многих мистериальных культов, сравнивались с христианским обрядом причастия[8]. Например, классик Р. Э. Витт назвал пир, завершавший исихастскую инициацию, «языческой евхаристией Исиды и Сараписа»[9]. Пиры, на которых верующие ели пищу, принесенную в жертву божеству, были почти универсальной практикой в средиземноморских религиях и не доказывают прямой связи между христианством и мистериями Исиды. Наиболее характерная черта христианского причастия — вера в то, что бог сам был жертвой в жертвоприношении — не встречалась ни в этом культе, ни в каких-либо других мистериальных культах[8].

Боуден сомневается, что верования в загробную жизнь были очень важным аспектом мистериальных культов, и поэтому считает, что их сходство с христианством было незначительным[10]. Хайме Альвар, напротив, утверждает, что мистерии Исиды, как и мистерии Митры и Кибелы, действительно включали верования о спасении и загробной жизни, которые напоминали христианские. Но они стали похожими не за счет прямого заимствования друг у друга, а лишь благодаря схожей адаптации к греко-римской религиозной среде. Он говорит: «Каждый культ находил необходимые ему материалы в общем котловане современных идей. Каждый брал то, что ему было нужно, и адаптировал эти элементы в соответствии со своим общим замыслом и идеей»[11].

Влияние в Новое время[править]

Мотивы из описания мистерий Исиды у Апулея повторяются и перерабатываются в художественной литературе и в эзотерических верованиях в наше время, и они составляют важную часть западного восприятия древнеегипетской религии[12]. Люди, использующие эти образы, часто предполагают, что мистериальные обряды практиковались в Египте задолго до эллинистических времен[13].

Карта Египта, изображенная в «Жизни Сетоса» Жана Террассона

Влиятельным примером является роман 1731 года «Жизнь Сетоса» французского священника и классика Жана Террассона[14][15]. Он утверждал, что перевел эту книгу с древнегреческого художественного произведения, которое было основано на реальных событиях. На самом деле книга была его собственным созданием, вдохновленным древнегреческими источниками, которые предполагали, что греческие философы черпали свою мудрость в Египте. В романе жрецы Египта управляют сложной системой образования, похожей на европейский университет[16]. Чтобы вступить в их ряды, главный герой, Сетос, проходит посвящение под покровительством Исиды, которое происходит в скрытых камерах под Великой пирамидой Гизы. Основываясь на заявлении Луция в «Золотом осле» о том, что во время инициации его «пронесли через все стихии», Террассон описывает инициацию как сложную серию испытаний, основанных на классических стихиях: бег по раскаленным металлическим прутьям для огня, плавание по каналу для воды и раскачивание в воздухе над ямой[17].

Трактат англиканского теолога Уильяма Уорбертона «Божественное послание Моисея», опубликованный в 1738—1741 годах, содержал анализ древних мистериальных обрядов, в значительной степени опиравшийся на Сетоса[18]. Предполагая, что все мистериальные обряды происходят из Египта, Уорбертон утверждал, что «публичное лицо» египетской религии было политеистическим, но египетские мистерии были призваны открыть более глубокую, монотеистическую истину для элитных посвященных. Один из них, Моисей, усвоил систему верований элиты во время своего египетского воспитания и создал иудаизм, чтобы открыть монотеизм всему израильскому народу[19].

Масоны разработали множество псевдоисторических мифов о происхождении, уводящих их историю в глубокую древность. Среди цивилизаций, которые, как утверждали масоны, повлияли на их устои, был и Древний Египет[20][21]. После публикации «Сетоса» несколько масонских лож разработали обряды, основанные на тех, что были описаны в романе. В конце XVIII века масонские писатели, все еще полагая, что «Сетос» — это древняя история, использовали сходство своих обрядов с инициацией Сетоса как доказательство якобы древнего происхождения масонства[22]. Многие художественные произведения 1790—1820-х годов использовали и изменяли характерные черты египетской инициации Террассона: испытания тремя или четырьмя элементами, часто происходившие под пирамидами. Самое известное из этих произведений — опера 1791 года «Волшебная флейта» Вольфганга Амадея Моцарта и Эмануэля Шиканедера, в которой главный герой, Тамино, проходит серию испытаний под наблюдением жрецов, призывающих Исиду и Осириса[23].

Карл Леонгард Рейнхольд, философ и масон, писавший в 1780-х годах, использовал и модифицировал утверждения Уорбертона, пытаясь согласовать традиционную историю происхождения масонства, уводящую его к Древнему Израилю, с его увлечением египетскими образами. Он утверждал, что фраза «Я есмь Сущий», произнесенная еврейским Богом в Книге Исхода, имела пантеистический смысл. Он сравнивал ее с египетской надписью на покрытой вуалью статуе Исиды, записанной римскими авторами Плутархом и Проклом, которая гласила: «Я есть все, что есть, было и будет», и утверждал, что Исида была олицетворением природы. По мнению Рейнхольда, именно эту пантеистическую систему верований Моисей передал израильтянам, так что Исида и иудейская и христианская концепции Бога имеют общее происхождение.[24]

Другие считали, что пантеистическая Исида превосходит христианство. В 1790 году поэт Фридрих Шиллер написал очерк, основанный на работе Рейнхольда, в котором рассматривал мистериальный обряд как встречу с благоговейной силой природы. Он утверждал, что народ Моисея не был готов к такому пониманию божественности, и поэтому иудейская и христианская концепции Бога были компромиссной версией истины, придуманной для массового распространения[25]. На протяжении XVIII века покрытая вуалью Исида использовалась как символ современной науки, которая надеялась раскрыть секреты природы. После дехристианизации Франции во время Французской революции Исида стала символом оппозиции духовенству и христианству в целом, поскольку она олицетворяла как научные знания, так и мистическую мудрость таинственных обрядов, которые предлагали альтернативу традиционному христианству[26].

Ученые перестали обсуждать концепцию египетских мистерий в начале XIX века, поскольку зарождение египтологии подорвало старые предположения о древнеегипетском обществе, но эта концепция сохранилась среди масонов и эзотериков[27][28]. Несколько эзотерических организаций, возникших в конце XIX — начале XX века, таких как Теософское общество и Античный мистический орден Розы и Креста, продолжали верить, что египтяне проходили посвящение в пирамидах и что греческие философы были посвященными, познавшими тайную мудрость Египта[29].

Писатели, находившиеся под влиянием теософии, такие как Рубен Суинберн Клаймер в своей книге «Тайна Осириса» (1909) и Мэнли Палмер Холл в книге «Масонство древних египтян» (1937), писали о вековой традиции египетских мистерий[28]. Из этих же убеждений появляется книга 1954 года «Украденное наследие» Джорджа Г. М. Джеймса[30]. В «Украденном наследии» утверждается, что греческая философия была построена на знаниях, взятых из египетской школы посвященных, и она оказала влияние на движение афроцентризма, которое утверждает, что древнеегипетская цивилизация была более развитой и более тесно связанной с другими африканскими цивилизациями, чем считают ученые основного направления[31][32]. Джеймс представлял себе тайную школу в понятиях, напоминающих масонство, и считал ее грандиозной организацией с филиалами на нескольких континентах, включая Америку, так что предполагаемая система египетских тайн распространялась по всему миру[30].

Источники[править]

  1. Bricault, 2014, pp. 327–329, 356–359
  2. Bowden, 2010, pp. 210–211
  3. Alvar, 2008, p. 13
  4. Alvar, 2008, pp. 392–393
  5. Beard, North, pp. 245, 286–287
  6. Alvar, 2008, pp. 133–134, 399–401
  7. Bowden, 2010, pp. 208–210
  8. 8,0 8,1 Alvar, 2008, pp. 228–231, 414–415
  9. Witt, 1997, p. 164
  10. Bowden, 2010, p. 24
  11. Alvar, 2008, pp. 419–421
  12. Hornung, 2001, pp. 118, 195–196
  13. Lefkowitz, 1997, pp. 95–105
  14. Howe, 1998, p. 122
  15. Hornung, 2001, p. 118
  16. Lefkowitz, 1997, pp. 111–114
  17. Macpherson, 2004, pp. 239–243
  18. Macpherson, 2004, pp. 244–245
  19. Assmann, 1997, pp. 96–102
  20. Howe, 1998, p. 67
  21. Macpherson, 2004, pp. 245–246
  22. Lefkowitz, 1997, pp. 116–121
  23. Macpherson, 2004, pp. 235–236, 248–251
  24. Assmann, 1997, pp. 115–120, 124–125
  25. Assmann, 1997, pp. 126–128, 138–139
  26. Spieth, 2007, pp. 91, 109–110
  27. Lefkowitz, 1997, pp. 120–121
  28. 28,0 28,1 Macpherson, 2004, p. 251
  29. Hornung, 2001, pp. 112–114, 142–143
  30. 30,0 30,1 Lefkowitz, 1997, pp. 134–136
  31. Howe, 1998, p. 66
  32. Roth, 2001, pp. 29–30

Литература[править]

  • Alvar, Jaime (2008) [Spanish edition 2001]. Romanising Oriental Gods: Myth, Salvation, and Ethics in the Cults of Cybele, Isis, and Mithras. Translated by Gordon, Richard. Brill. ISBN 978-90-04-13293-1.
  • Assmann, Jan (1997). Moses the Egyptian: The Memory of Egypt in Western Monotheism. Harvard University Press. ISBN 978-0-674-58738-0.
  • Beard, Mary; North, John; Price, Simon (1998). Religions of Rome, Volume I: A History. Cambridge University Press. ISBN 978-0-521-31682-8.
  • Bowden, Hugh (2010). Mystery Cults of the Ancient World. Princeton University Press. ISBN 978-0-691-14638-6.
  • Bricault, Laurent (2014). «Gens isiaca et la identité polythéiste à Rome à la fin du IVe s. apr. J.-C.» [Gens isiaca and the Polytheistic Identity in Rome at the End of the Fourth Century CE]. In Bricault, Laurent; Versluys, Miguel John (eds.). Power, Politics and the Cults of Isis: Proceedings of the Vth International Conference of Isis Studies, Boulogne-sur-Mer, October 13-15, 2011 (in French). Brill. pp. 326—359. ISBN 978-90-04-27718-2.
  • Hornung, Erik (2001). The Secret Lore of Egypt: Its Impact on the West. Translated by Lorton, David. Cornell University Press. ISBN 978-0-8014-3847-9.
  • Howe, Stephen (1998). Afrocentrism: Mythical Pasts and Imagined Homes. Verso. ISBN 978-1-85984-228-7.
  • Lefkowitz, Mary (1997). Not Out of Africa: How Afrocentrism Became an Excuse to Teach Myth as History. Basic Books. ISBN 978-0-465-09838-5.
  • Macpherson, Jay (2004). «The Travels of Sethos». Lumen: Selected Proceedings from the Canadian Society for Eighteenth-Century Studies. 23: 235—254. doi:10.7202/1012197ar.
  • Roth, Ann Macy (2001). «Afrocentrism». In Redford, Donald B. (ed.). The Oxford Encyclopedia of Ancient Egypt. Vol. 1. Oxford University Press. pp. 29-32. ISBN 978-0-19-510234-5.
  • Spieth, Darius A. (2007). Napoleon’s Sorcerers: The Sophisians. University of Delaware Press. ISBN 978-0-87413-957-0.
  • Witt, R. E. (1997) [Reprint of Isis in the Graeco-Roman World, 1971]. Isis in the Ancient World. Johns Hopkins University Press. ISBN 978-0-8018-5642-6.
Ruwiki logo.png Одним из источников этой статьи является статья в википроекте «Рувики» («Багопедия», «ruwiki.ru») под названием «Влияние мистерий Исиды на Западную культуру», находящаяся по адресу:

«https://ru.ruwiki.ru/wiki/Влияние_мистерий_Исиды_на_Западную_культуру»

Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC-BY-SA 4.0 и более поздних версий.
Всем участникам Рувики предлагается прочитать материал «Почему Циклопедия?»