Циклопедия скорбит по жертвам террористического акта в Крокус-Сити (Красногорск, МО)

Воспитание

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Родители в развитии ребенка — Катерина Поливанова (Психолог Катерина Поливанова о том, как меняются взгляды на принципы воспитания детей) // ПостНаука (Психолог Катерина Поливанова о госпитализме, современных моделях родительства и критике воспитания по Споку[1]) [13:46]

Воспитание — процесс и практика усвоения ребенком общепринятых в обществе норм поведения.

Определения[править]

Воспитание относится к сильно политизированным понятиям, поэтому его определения сильно зависят от той научной (или псевдонаучной) школы, которая его определяет.

При этом чем больше в определении воспитания отражается (или подразумевается) технология собственно воспитания, тем политизация, и, соответственно, различия в определениях больше.

  • По определению академика И. П. Павлова, воспитание — это формирование общественно-необходимых отношений к миру, стране, обществу, самому себе (историко-философский подход, политически нейтрален).
  • По определению А. С. Макаренко, воспитание — это создание (выработка) устойчивых привычек поведения. Макаренко тем самым (вслед за К. Д. Ушинским) существенно разделял понятия «обучение» и «воспитание», указывая на то, что одно только словесно-теоретическое сообщение знаний (обучение) тому, «что такое хорошо и что такое плохо» обычно недостаточно для того, чтобы человек стал смелым, добрым, честным, порядочным (и далее по списку того, «что такое хорошо» в культуре данного народа в данную культурно-историческую эпоху). Одним из главных открытий А. С. Макаренко явилось определение того, что для успешного воспитания и для успешного обучения требуются разные средства (хотя и дополняющие, при умелом применении, друг друга), выявление и опробование необходимых и достаточных условий воспитания в учебно-трудовом коллективе, которое с одной стороны успешно, с другой — не нарушает допустимые (этически и юридически) нормы воздействия на воспитуемых лиц.
    Отец и дочь с книгой
  • По определению школы Т. Д. ЛысенкоЛ. С. Выготского, возникшей (отчасти на основе подходов И. Гербарта) в 1930-е годы в условиях явного преобладания в «советской» педагогике политических доводов и оценок над научными, возникла концепция «воспитывающего обучения», согласно которой выработка положительных привычек (собственно воспитание) подменяется обучением (сообщением) того, что считается хорошим в данном обществе. Её последователи считают, что тем самым они осуществили психологическое новообразование (чаще говорят формирование, чтобы вызвать меньше ассоциаций с известным медицинским понятием) личности ребёнка и потому их задача выполнена. Исходя из этого подхода в большинстве советских школ в качестве воспитания ограничивались преимущественно чтением рассказа «Му-му» и другой нравоучительной литературы (в соответствии исключительно с возрастом, поскольку существенное разнообразие природных способностей учащихся, согласно тем же подходам Лысенко-Выготского, не признавалось и не учитывалось), проведением «воспитывающих» линеек и собраний.
  • В народной педагогике (а ещё век назад большая часть населения не была охвачена школой) большинства стран и народов воспитание осуществлялось посредством примера старших (в семье и обществе) на основе естественного привлечения к посильному труду в семье или общине (сельской, профессиональной, религиозной и т. д.)

Явное несоответствие подходов «воспитывающего обучения» правде жизни уже в первые же годы его возникновения нашло художественный отклик, к примеру, в романе М. А. Булгакова «Собачье сердце». Немало сказано о таком воспитании и в произведениях того же А. С. Макаренко. Но в силу распределения ответственности за последствия применения «воспитывающего обучения» на всех граждан, а не на педагогов (в первую очередь), заметного временного запаздывания этих последствий, а также недемократичности принятия управленческих решений в советское время, «воспитывающее обучение» по сию пору остаётся главной концепцией российской школы (с соответствующими последствиями для воспитанности населения, его реальной подготовки к жизни, производительности труда и т. д.)[2]

В английском языке отсутствует аналог русскому слову «воспитание». Русское слово «воспитывать» будет переводиться на английский множеством других слов — обучать, тренировать, ставить на ноги и т. д.

С понятием воспитания тесно связана социализация ребёнка, то есть усвоение детьми и подростками основ родной культуры, регламентирующей понятия добра и зла, одобряемых и неодобряемых поступков, знаний традиций и обычаев. При этом трудно говорить о социализации как о воспитании применительно к традиционным (первобытным) культурам.

В современных обществах выработан набор технологий, методов, ритуалов, практических действий, призванных вырастить из ребёнка гражданина в соответствии с представлениями старшего поколения или государственной власти. Такие практики социализации детей носят системный характер и называются методами воспитания. Появляется профессия воспитателя или учителя, чья деятельность состоит исключительно в воспитании и обучении детей. Этим современные общества принципиально отличаются от традиционных культур, где социализация детей проводилась всеми членами племени или деревни просто как часть обычной жизни общины.[3]

Необходимо заметить, что некоторые начала воспитательных технологий существовали и в традиционных первобытно-общинных сообществах в виде института возрастных инициаций мальчиков.

Употребление термина[править]

Термин «воспитание» употребляется в педагогической науке в четырех смыслах:

  • в широком социальном: воспитательное воздействие на человека всего общества и всей действительности, которая включает в себя не только положительную направленность, но и конфликты и противоречия; здесь личность может не только формироваться под влиянием социальной среды, но и деформироваться, или, наоборот, закалиться в борьбе с трудностями, «делать самого себя»;
  • в широком педагогическом, когда имеется в виду воспитание в деятельности школ, техникумов, университетов и других учреждений, где персонал руководствуется педагогической теорией и ее практическими методическими рекомендациями;
  • в узком педагогическом, когда воспитание является целенаправленной воспитательной деятельностью педагога (например, классного руководителя в школе, куратора в высшем учебном заведении), чтобы достичь определенной цели в студенческом коллективе;
  • в предельно узком, когда педагог или родитель решают конкретную индивидуальную проблему воспитания или перевоспитания (например, у юноши стремятся воспитать честность, вежливость). (Педагогика/Под редакцией Ю. К. Бабанского).

Воспитание и жизнетворчество[править]

В последнее время понятие «воспитание» в ограниченно узком понимании все больше приобретает значение жизнетворчества.

Жизнетворчество, например, предусматривает открытость жизни студентов для добрых дел, коллективного труда для других людей (близких и дальних), заботы о них, взаимопомощи, милосердия и др. В этом контексте «воспитание» означает совместную деятельность воспитателя и воспитанника, направленную на формирование субъективной основы личности — его сознания, духовных ценностей, переживаний, опыта.

Процесс воспитания[править]

Процесс воспитания является двусторонним (обязательное взаимодействие (воспитателя и воспитанника), целенаправленным (наличие конкретной цели), многогранным по задачам и содержанию, сложным по формированию и раскрытию внутреннего мира воспитанника, разнообразным по формам, методами и приемами, непрерывным (в воспитании каникул быть не может), длительным во времени (человек воспитывается всю жизнь). Эффективность его зависит от уровня сформированности мотивационной базы.

Мотивы воспитания[править]

Мотивы воспитания — побудительная причина действий и поступков человека.

Внутренние побудительные факторы определенных действий и поступков человека, обусловлены прежде всего анатомо-физиологическими и социально-психологическими потребностями.

Возникновение концепций воспитания в европейском обществе[править]

Сын мой, когда на рать с князем едешь, то езди с храбрыми впереди — и роду своему честь добудешь, и себе доброе имя. Что может лучше быть, если перед князем умереть доведется! Слуг же путных, чадо, почитай и люби.
 — Из «Наставления отца к сыну», XV век [4]

В средние века как только ребёнок мог обходиться без матери, няньки или кормилицы, он переходил в мир взрослых.[5]

Понимание детства и необходимости воспитания в европейском обществе появляется 17-18 веках в произведениях философа Джона Локка и писателя Жан-Жака Руссо.[6]

Концепции воспитания отличаются по своей изначальной идее.

Согласно Джону Локку сознание ребёнка как чистый лист бумаги, на котором в процессе взросления можно «записать» любую будущую личность. В начале прошлого века бихевиорист Джон Уотсон писал:

«Мать отвечает за сердце, отец — за интеллект»

«Дайте мне дюжину нормальных, здоровых младенцев и возможность по своему усмотрению выстроить мир, в котором они будут воспитываться, и я гарантирую вам, что, взяв любого, случайно выбранного ребёнка, я выращу из него такого специалиста, какого вы назовёте: доктора, юриста, художника, торговца, руководителя и, если хотите, даже нищего или вора, независимо от его талантов, склонностей, предпочтений, способностей, призвания или расовой принадлежности его родителей.»

Впоследствии этот подход к воспитанию развивался психологом-бихевиористом Бэррисом Фредериком Скиннером, который сводил воспитание к подкреплению (поощрению) желаемого поведения.[7] Методики бихевиоризма весьма эффективны и применяются сейчас при модификации поведения в детских исправительных учреждениях[8], однако по современным представлениям сводить воспитание к подкреплениям и наказаниям ошибочно.

В частности, Альберт Бандура показал, насколько значимо для ребёнка наблюдение и подражание поведению других, как детей, так и взрослых.

Противоположные идеи принадлежат французском писателю и философу Жан-Жаку Руссо, который полагал, что ребёнок развивается согласно своей врождённой природе, и задача воспитателя — создавать условия для проявления и расцвета этих природных склонностей.

Современные концепции воспитания[править]

Современные идеи воспитания во многом базируются на противоположных концепциях детства, присущих с одной стороны, западному обществу, а с другой — коммунистическим и посткоммунистическим обществам.

Для западного общества ребёнок — безгрешный, чистый ангел, взросление — не прогресс, а регресс, приобщение к порочному миру взрослых. В рамках таких представлений порочный взрослый не может воспитывать, он способен только обучать. Воспитание сводится исключительно к семейному и полностью перепоручено родителям. Школа, кружки, секции, студии занимаются обучением.[3]

Для советского и некоторых других обществ (Германия 30-40-х годов прошлого века, Китай) ребёнок ещё не сформировался как полноценный член общества и должен равняться на взрослый идеал человека и гражданина.[3]

В педагогической теории коммунистических обществ ребёнок был уподоблен заготовке в токарном станке, из которой под чётко выверенными воздействиями резца-воспитателя получалась вычерченная заранее инженером деталь. Фактически здесь речь идёт о насильственном изменении личности («не умеешь — научим, не хочешь — заставим»).

Отсюда иное понимание воспитания. К примеру, в российских учебниках воспитание определяется как целенаправленное формирование личности[9] в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. Цели воспитания — ожидаемые изменения в человеке, осуществлённые под воздействием специально подготовленных и планомерно проведённых воспитательных акций и действий. Воспитание человека составляет помимо прочего предмет педагогики как науки.

В рамках такой концепции ребёнок и подросток воспитывается в детских коллективах, которыми руководят взрослые.

Этот подход глубоко чужд современной западной мысли. Зарубежное «воспитание» гораздо ближе к ненасильственному понятию «социализация ребёнка», чем к принудительному изменению личности детей, как понимали и понимают воспитание на постсоветском пространстве.

Суть метода коллективного воспитания в том, что подростки объединяются в группу под руководством взрослых лидеров, которые становятся во многом идеалами для подражания и старшими партнёрами детей. Такие коллективы строятся по принципам равенства, уважения к личности ребёнка и его правам. К детям относятся как к взрослым, ответственным за свои поступки людям, и спрашивают с них как со взрослых. Однако принадлежность к такому детскому объединению всегда добровольная. Ребёнок сам решает, хочет ли там находится, а не зависит от решения родителей или чиновников образования. В противовес школе отрядная педагогика использует врождённые, природные механизмы взросления: потребность подростков в объединении (реакция группирования), равенства со взрослыми (реакция эмансипации), стремление к овладению практическими навыками (хобби-реакция). За коллективным (отрядным) методом воспитания в России закрепилось наименование «неформальная педагогика».[10]

В целом зарубежные исследования сводятся к изучению стиля семейного воспитания или изучению обучения.[11] В силу специфики предмета западные исследователи полагают, что воспитание в семье не оказывает существенного влияния на формирование личности ребёнка. При статистической обработке данных фактор воспитания не даёт статистически значимого результата и им можно пренебречь. Российские и советские учёные (О. В. Лишин, Д. Б. Эльконин и др.) в основном изучали отрядные методы, однако систематического изучения результатов такого воспитания до сих пор не существует.

Модели воспитания[править]

Американский психолог Абрахам Маслоу (1908—1970) определил иерархическую многоступенчатую пирамиду потребностей человека, все компоненты которой находятся в диалектической взаимосвязи (Иерархическая система потребностей). В целом они будто программируют воспитательный процесс. Если какое-то звено выпадает, нарушается целостность структуры, а следовательно и программа воспитательного процесса.

Структура процесса воспитания[править]

Структура процесса воспитания предусматривает:

  • Овладение знаниями, нормами и правилами поведения.
  • Формирование чувств (устойчивых эмоциональных отношений человека к явлениям действительности).
  • Формирование убеждений (интеллектуально-эмоционального отношения субъекта к любому знанию как к истинному (или ложному).
  • Формирование умений и привычек поведения.

Направления и виды воспитания[править]

Основным направлением воспитания является гражданское воспитание — формирование гражданственности как интегрированного качества личности, дающее человеку возможность чувствовать себя морально, социально и юридически дееспособным и защищенным. Призвано оно воспитывать у воспитанника высокие нравственные идеалы, чувство любви к Родине, потребность в служении ей.

Гражданское воспитание или воспитание гражданина должно быть направленным на

Классическое воспитание в немецкой школе (политическая карикатура)

Выделяются следующие виды воспитания человека:

  • По содержанию воспитания:
  • По институциональному признаку:
    • семейное
    • религиозное
    • социальное (в узком смысле)
    • дизсоциальное (асоциальное)
    • коррекционное
  • По доминирующим принципам и стилю отношений (это разделение не является ни общепринятым, ни чётким):
    • авторитарное
    • свободное
    • демократическое
  • В силу значительной широты охвата понятия в целом, в российской педагогике выделяется такое понятие, как
    • социальное воспитание — целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. Категория воспитания — одна из основных в педагогике. Исторически сложились различные подходы к рассмотрению этой категории. Характеризуя объём понятия, многие исследователи выделяют воспитание в широком, социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (то есть отождествляя воспитание с социализацией), и воспитание в узком смысле — как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и наблюдений[12].

Перевоспитание[править]

Перевоспитание — воспитательный процесс, направленный на преодоление негативных черт личности, сформировавшихся под влиянием неблагоприятных условий воспитания.

См. также[править]

Источники[править]

  1. https://postnauka.ru/video/78491
  2. Кумарин В. В. Педагогика стандартности или почему детям плохо в школе. М.: 1998 г. 64 с.
  3. 3,0 3,1 3,2 Дарья Димке «Памяти павших будьте достойны»: практики построения личности в утопических сообществах» // «Социология власти». — 2014. — № 4.
  4. Наставление отца к сыну.
  5. Ф. Арьес Ребёнок и семейная жизнь при старом порядке. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1999. — ISBN 5-7525-0740-5.
  6. Уильям Крэйн Теории развития человека. — Прайм-Еврознак, 2007. — С. 512. — ISBN 978-5-93878-395-9.
  7. Уильям Крэйн Дайте мне дюжину младенцев: воспитание как научение. Этнография детства. — Отрывок из книги "Психология развития человека".
  8. Жетонная система как метод работы с несовершеннолетними осуждёнными. Wilds Journal. Проверено 2 января 2016.
  9. Гавров С. Н., Микляева Ю. В., Лопатина О. Г. Воспитание как антропологический феномен. Учебное пособие. — М.: Форум, 2011. — 240 с. — ISBN 978-5-91134-545-7
  10. А.Е. Личко Психопатии и акцентуации характера у подростков.
  11. Уоллес Диксон Двадцать великих открытий в детской психологии. — Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. — 448 с. — ISBN 5-93878-292-9.
  12. Мудрик А. В. Воспитание / гл. ред. Давыдов В. В. — Российская педагогическая энциклопедия. — М.: Научн. изд. «Большая Российская энциклопедия», 1993. — Т. 2. — С. 166–168. — 608 с. — ISBN 5-85270-140-8.