Евреи в Ростове-на-Дону

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Евреи в Ростове-на-Дону (Ростовские евреи, Донские евреи) — еврейская община города Ростов-на-Дону и её история[1][2].

История[править]

Предыстория[править]

При археологических раскопках в низовьях Дона, на месте античного Танаиса, форпоста Боспорского царства, на надгробных плитах, насчитывающих около 2 тысяч лет, найдено ряд имён семитского происхождения; причём некий «сын Самуила» и другие евреи занимали разные должности[3], а некие Иуда и Самбатион занимались торговлей[4], найдены следы монотеистического иудейского культа[5][6].

Во времена Хазарии на Дону существовали города, в частности Саркел[7], по реке проходил торговый и военный путь.

Российская империя[править]

По данным переписи 1796 года в крепости Святого Димитрия Ростовского, ставшей центром образованного вокруг нее города Ростова-на-Дону, проживало 7 евреев-мещан, а в 1800 году было уже 10 евреев.

По VI ревизской сказке Ростовского городского магистрата от 1811 года здесь проживало 20 еврейских семей (150—200 человек). Первым еврейским купцом, поселившимся здесь в 1817 году по разрешению войскового атамана Платова, был Н. Герберг. В 1836 году в Ростове проживало 73 еврейские семьи (7 купеческих, остальные — мещане).

С 1863 года в городе действовало еврейское училище «Талмуд Тора» при Главной хоральной синагоге, позже при Солдатской синагоге, построенной в 18721891 годах. В 1892 году появились многочисленные хедеры, открылись общественные и частные школы и училища.

История создания здания Солдатской синагоги, открытой в 1872 году, берёт своё начало ещё в 1862 году, когда отставные солдаты-евреи образовали Солдатское еврейское молитвенное общество. Денежные средства на строительство синагоги предоставил богатый ростовский купец 1-й гильдии Иосиф Маркович Елицер.

Около 1874 года правление области Войска Донского обратило внимание войскового наказного атамана на то, что со времени передачи Грушевской железной дороги в распоряжение Полякова евреи стали селиться в крае в существенном числе в качестве поставщиков, ремесленников, агентов и пр.; они постепенно развили крупные торговые обороты, особенно по каменноугольной промышленности. Такая энергичная деятельность, по заявлению администрации, приостановила развитие промышленности и торговли среди казаков; с этой точки зрения евреи были признаны элементом вредным, и областное правление возбудило вопрос о том, имеют ли евреи-купцы 1 гильдии право приобретать недвижимую собственность, а вместе с тем оно выступило с ходатайством о запрещении евреям селиться в области. Дело было представлено в 1880 году на рассмотрение Государственного совета, мнением которого устанавливались следующие правила: 1) в области войска Донского евреям воспрещается приобретать в собственность и содержать в найме или аренде недвижимые имущества, а также водворяться и иметь постоянное жительство по узаконенным видам. Но действие сего воспрещения относительно водворения и жительства не распространено; а) на имеющих ученые степени доктора медицины, магистра или кандидата по другим факультетам российских университетов, равно как на назначаемых на службу по определению правительства; б) на владеющих в области недвижимыми имуществами на праве собственности или содержащих их в найме или аренде по таким актам, которые на основании нижеследующего (2-го) пункта, признаются действительными, причем первые сохраняют право жительства до отчуждения имущества, а последние до прекращения арендных договоров; 2) сделки о приобретении недвижимых имущест, облеченные законными актами до 22 мая 1880 года, а также договоры о найме и отдаче в содержание сих имуществ евреям, заключенные установленным порядком до означенного времени, остаются в силе.

В 1880 году был заложен фундамент еврейской больницы, названной Александровской в честь Александра II. Через 1 год и 4 месяца строительство больницы было закончено на средства, выделенные купцом 1 гильдии Яковом Самойловичем Гурвичем и еврейской общиной. Строительство осуществил строительный подрядчик Моисей Леонтьевич Геронимус.

В ростовских гимназиях в 1880-х годах евреи составляли 33,8% учеников, однако после введения в 1887 году процентной нормы их численность существенно уменьшилась.

В конце 1880-х годов, при присоединении Ростова к Области Войска Донского, Ростовская Дума обратилась к императору Александру III с письмом следующего содержания:

Городская Дума сочла своим долгом обратить особое внимание правительства на такие подробности, от разрешения коих <…> зависит будущее нашего города. Город Ростов есть пункт исключительно торгового, промышленного и фабричного характера, и его население в этом отношении весьма отличается от населения области, к которой Ростов предполагается присоединить. Торговые и промышленные обороты города доходят до 150 000 000 рублей, а обороты банков, в нем действующих, до 60 000 000 рублей в год; в этих громадных оборотах принимают участие не одни русские, но также иностранцы и евреи. Выселение из Ростова 10 000 евреев, которым жительство может быть запрещено, имело бы весьма грустные последствия для города и его обывателей.

10 мая 1883 года перед коронацией Александра III в Ростове разразился еврейский погром, который был остановлен лишь после применения вооружённой силы.

До 1888 года город находился в составе Черты оседлости.

Благодаря братьям Поляковы, бывшим учредителями и обладателями контрольных пакетов акций Азовско-Донского, Донского земельного и других банков, сыгравших большую роль в экономическом развитии края, евреи усилили своё присутствие в регионе и превратили Ростов-на-Дону в крупный центр хлебной торговли (опять-таки во многом благодаря Я. Полякову, основателю и владельцу каботажного Азовского пароходства). Евреи составляли большинство в правлениях городских банков, около 1/3 домов на главной улице города Большая Садовая принадлежало евреям.

Среди еврейского населения были промышленники, купцы, лица свободных профессий (80% врачей Ростова-на-Дону являлись евреями), но большинство евреев были мелкими торговцами и ремесленниками.

Заметную роль играли ростовские евреи в деятельности Ростовского биржевого комитета, а также в среде врачей, присяжных поверенных и их помощников. В Городской думе интересы евреев в разные годы представляли И. Ф. Волькенштейн, Ф. О. Гнесин, Г. Е. Коган, Я. М. Браиловский, Г. О. Луцкий, Х. Н. Герберг, А. Я. Фельдман.

В 1894 году ростовский строительный подрядчик Абрам Моисеевич Геронимус приобрёл имение на углу ул. Почтовой и пер. Казанского, и построил в нём в 1901 году здание для молитвенного дома Ремесленного еврейского общества Ростова-на-Дону. Это было двухэтажное кирпичное неоштукатуренное здание с красивыми угловыми и промежуточными островерхими заверше­ниями на крыше в готическом стиле.

Хацкеля и Бейнуш Рысс владели крупной по тем временам фирмой — акционерным обществом «Ростовское-на-Дону мукомольное производство». Бейнуш Иделевич Рысс, выпускник отделения натуральной философии Мюнхенского университета и мукомольного факультета политехникума в Хемнице — крупный ростовский купец 1-й гильдии, владелец нескольких мануфактур, выпускавших ваксу, вывески и плакаты из жести. В 1894 году он основал свой завод, а через несколько лет выстроили несколько корпусов завода «Жесть-Вестен». Здесь в дальнейшем находились цеха химического производства, впервые в России освоившего выпуск цинковых белил.

Купец 1-й гильдии Яков Михайлович Браиловский занимался экспортной торговлей зерном, а его сын Александр Браиловский стал поэтом.

На Тургеневской улице сохранился дом, связанный с семьёй Гнесиных. Пять сестёр и два брата — коренные ростовчане. Их отец Фабиан Иосифович в течение 25 лет избирался общественным раввином.

Ростовский краевед Леонид Санкин отмечает:

На Большом проспекте (Ворошиловском) сохранился дом Абрама Гордона, чей сын Борис был настоящим олигархом, дружил с Марком Алдановым, Ниной Берберовой, Максимом Горьким, а внучка Элен Лазарефф основала международный журнал о моде, красоте и здоровье «Elle». Рядом – два дома Фени Долматовской, бабушки сразу трёх поэтов: Евгения Долматовского, Александра Гербстмана и Нины Грацианской. Недалеко от них дом Михаила Ширмана, погибшего вместе с женой и дочкой (поэтессой Еленой Ширман) в время оккупации Ростова нацистами.
На Среднем проспекте недалеко от Пушкинской – несколько домов Гинды Ципельзон, прапрабабушки профессора Юрия Анатольевича Домбровского, ростовчане знают его как основателя наиболее успешных телекоммуникационных компаний юга России. Кстати по другой семейной ветке предки Юрия Домбровского – Ошеровские, владели также сохранившимися доходными домами на Сенной (сейчас ул. Максима Горького) и Большом проспекте[8].

Согласно переписи 1897 года в округе Ростова-на-Дону проживало 13 002 евреев (а в целом в области Войска Донского — 16 077); в том числе в самом Ростове-на-Дону — 11 838 евреев.

На рубеже XIXXX веков из 168 наиболее крупных представителей донского торгово-промышленного класса около 18% были евреями. Ведущими сферами их деловых интересов являлись торговля хлебом, эксплуатация угольных шахт, прокладка железных дорог, постройка новых промышленных предприятий и банковское дело[9].

В начале XX века в городе действовали подпольные кружки Бунда и «Поалей Цион». Сторонником сионистов был ростовский общественный раввин М. Г. Айзенштадт.

Здесь прошла молодость Веры Вейцман.

В 1905 году в Ростове-на-Дону после объявления манифеста 17 октября возник погром, продолжавшийся 3 дня, направленный преимущественно против евреев; было много жертв (около 150 убитых). Еврейская самооборона потерпела поражение так как погром поддержали власти, а казаки стреляли в бойцов еврейской самообороны. Председателем первого в городе Совета рабочих депутатов был меньшевик Самуил Миронович (Меерович) Гурвич.

По данным на 1910 года в городе было три талмуд-торы, женское еврейское общественное училище и еврейское училище при главной синагоге.

В 1914 году в городе проживало 16 тысяч евреев.

В ходе Первой мировой войны правительственный циркуляр 1915 года разрешил еврейским беженцам селиться во внутренних губерниях России, за исключением территории Области войска Донского, но несмотря на это многие еврейские беженцы из района фронтовых действий, в том числе большая группа хасидов Хабада во главе с цадиком Шоломом Довбером Шнеерсоном, поселились в Ростове-на-Дону.

Отсюда родом политик Борис Моисеевич Рыбак, композиторы Евгений Григорьевич Брусиловский, Леонид Иосифович Израйлевич и Ефрем Александрович Цимбалист, учёные Михаил Михайлович Вейсбейн, Вениамин Иосифович Зильберберг, Александр Григорьевич Коган, Моисей Израилевич Корсунский, Владимир Израилевич Левков, Владимир Исаакович Минкин, Симон Михайлович Рысс, Софья Рудольфовна Самойлович, Леонид Иванович Седов, Григорий Александрович Фельдман, Георгий Николаевич Флёров, Яков Ильич Френкель, Ян Николаевич Шпильрейн, чекисты Михаил Григорьевич Бирост, Семён Григорьевич Бирост, Ефим Анисимович Богуславский, Яков Аронович Браиловский, Иосиф Моисеевич Рыбак, политик Софья Борисовна Бричкина.

Гражданская война[править]

Многие евреи Ростова-на-Дону поддерживали Белое движение.

13 декабря 1917 года крупный коммерсант А. Альперин передал донскому атаману А. Каледину 800 тысяч рублей, собранных евреями Ростова, для организации казачьих частей, боровшихся с большевиками. Евреи Ростова-на-Дону вступали в казачьи партизанские отряды, в студенческий батальон Добровольческой армии Л. Корнилова.

В 1920 году, после захвата Ростова 1-й конной армией, начались грабежи, которые переросли в очередные еврейские погромы.

Советский Союз[править]

В 1920 году в Ростове-на-Дону, где проживало 22 777 евреев, была создана Евсекция, открывшая еврейский клуб имени III Интернационала, при котором работали политические кружки и театральные студии.

В 1920-е годы1930-е годы власти преследовали раввинов, меламедов, шойхетов, сионистов и бундовцев; были закрывали синагоги и молитвенные дома, запрещался иврит. Вместе с тем, в 20-е годы при ссудно-процентном обществе кустарей, состоявшем на 90% из евреев, действовал клуб, в котором вся культурно-просветительская работа велась на идише; при клубе работали драматический кружок и театр «Синяя блуза».

Здесь начиналась карьера Фаины Раневской.

По переписи 1926 года основной группой экономически самодеятельного еврейского населения были служащие — 21,1%, кустари и мелкие торговцы составляли 7,6%. Возросло число еврейских рабочих, но в целом оно было невелико — 6,1%. Рабочие в основном были представлены двумя профессиями — швейники и кожевники; 60—70% всех работников этих отраслей были евреями. Численность еврейского населения Ростова-на-Дону составляла 26 323 человек.

В 1928 году при школе рабочей молодёжи было открыто несколько классов с преподаванием на идише. Действовало отделение ОЗЕТа.

В 1931 году заместителем председателя крайисполкома Ростова-на-Дону стал Израиль Михайлович Клейнер. Из других деятелей можно назвать таких как Александр Константинович Альтшуллер (заведующий отделом Центрального райкома РКСМ в Ростов-на-Дону), Эммануил Иванович Биск (помощник начальника 5 отдела УГБ УНКВД по Ростовской области), Лев Михайлович Бесчинский (заместитель начальника 5 отдела УГБ УНКВД по АЧК-Ростовской области), Юрий Павлович Брилль (управляющий картонажной фабрики в Ростове-на-Дону), Яков Абрамович Дейч (начальник УНКВД по Ростовской области, председатель «тройки» УНКВД по Ростовской области), Адольф Григорьевич Дольский (директор Ростовской филармонии), Эдуард Адольфович Ивкер (начальник ОО НКВД 3 авиационной армии особого назначения, дислоцировавшейся в Ростове-на-Дону), Яков Абрамович Иорш (уполномоченный НКВД СССР по Ростовской области), Исер Викторович Маркович (помощник начальника 4 отдела УГБ УНКВД по Ростовской области), Павел Борисович Мурат (начальник Ростовского оперсектора ОГПУ), Лев Ильич Новобратский (уполномоченный ОО ОГПУ 9 стрелковой дивизии, Ростов-на-Дону), Семён Рувимович Райберг (начальник отдела УИТЛК УНКВД по Ростовской области), Макс Рафаилович Розенблюм (начальник 3 отдела УГБ УНКВД по Ростовской области), Михаил Исаакович Рубинштейн (помощник начальника УНКВД по Ростовской области), Михаил Лазаревич Шприц-Преображенский (заместитель начальника 4 отдела УГБ УНКВД по Ростовской области), Михаил Сергеевич Ямницкий (начальник Ростовской межкраевой школы ГУГБ НКВД) и др.

В 1935 году здание Солдатской синагоги было национализировано и в нём разместили химфабрику.

Среди жертв репрессий: ШТЕЙН Юдифь Мои­сеевна (1898—1938) член КСК при СНК СССР в 1934-1937 гг. Родилась в г. Росто­ве-на-Дону. Еврейка. Обра­зование высшее. Арестована, расстреляна.

После начала Великой Отечественной войны в Ростове оказалось много евреев, бежавших из западных областей страны. К ноябрю 1941 года в городе находилось около 50 тысяч евреев, хотя в 1939 году их там проживало всего 27 тысяч. В 1941 году немцы уничтожили в Ростове-на-Дону около тысячи евреев. В 19421943 годах оккупантами были уничтожены практически все евреи. В Змиевской балке 1112 августа 1942 года было расстреляно 18 тысяч евреев. Всего на территории Ростовской области были убито около 22 тысяч евреев. В числе жертв была Сабина Николаевна Шпильрейн.

Во время Дела врачей в городе были арестованы многие врачи-евреи, среди них группа сотрудников Ростовского научно-исследовательского института эпидемиологии и микробиологии. 17 июля 1952 года военный трибунал войск МГБ Северо-западного округа приговорил обвиняемых к различным срокам лишения свободы, пяти был вынесен 25-летний приговор. Новая волна арестов началась в Ростове-на-Дону после «Сообщения ТАСС об аресте группы врачей-вредителей» 13 января 1953 года. Были арестованы: заведующий кафедрой госпитальной хирургии Ростовского медицинского института кандидат медицинских наук А. Бродский, заведующий кафедрой госпитальной терапии профессор А. Воронов, заведующий кафедрой неврологии и нейрохирургии П. Эдлин и другие.

В 1959 году в городе проживало 16 341 евреев (в области — 20 864), в 1970 году — 14 397 (в области — 18 190), по переписи 1989 году — 8504 (в области — 10 878).

Здесь родились учёные Лев Давидович Бахрах, Марк Нафтальевич Гальперин, Александр Львович Гаркави, Яков Лазаревич Геронимус, Яков Авраамович Кацман, Анна Евелевна Либинзон, Эдуард Иосифович Липкович, Владимир Исаакович Минкин, Захар Ильич Равкин, Наум Абрамович Рашкевич, Ольга Марковна Танхилевич, Эвальд Эмильевич Шпильрайн и др.

Отсюда родом генералы Георгий Артурович Баевский, Борис Владимирович Борисов-Боголюбов, Борис Григорьевич Вайнтрауб, Григорий Александрович Мазин и Марк Леонтьевич Мичурин-Равер, Герои Советского Союза Семён Исаакович Гурвич, Анатолий Григорьевич Гутман, Цезарь Львович Куников, Михаил Александрович Либман и Натан Михайлович Полюсук, а также военный моряк Анатолий Ильич Брандер.

Деятели искусства: Михаил Юрьевич Блейман, Леонид Ефимович Брумберг, Нина Ильинична Нисс-Гольдман, Александр Леонидович Кайдановский, Михаил Григорьевич Львовский, Елена Михайловна Ширман и др.

Шахматисты: Юзефа Александровна Гурфинкель, Людмила Александровна Любарская, Савелий Григорьевич Тартаковер, Герман Лазаревич Ходос и Борис Абрамович Шацкес.

Российская Федерация[править]

В 19902005 годах большое число евреев Ростова-на-Дону уехало в Израиль, США, Германию, Канаду и другие страны.

В 1991 или 1993 году в собственность еврейской общины было возвращено здание Солдатской синагоги.

В 2002 году в Ростовской области проживало 5 026 евреев.

В 2004 году в Ростове-на-Доне была создана Ростовская региональная еврейская национально-культурная автономия.

Действуют ростовская еврейская религиозная община, входящая в ФЕОР, благотворительная организация «Хесед Шалом Бер», школа «Ор Авнер», музей Катастрофы при синагоге, еврейский детский сад «Светлячки», еврейская воскресная школа, летний оздоровительный лагерь «Амихай», детский камерный оркестр (руководитель Р. Щукин), инструментальный ансамбль (руководитель Л. Клячкин), хореографические ансамбли, архивная служба и библиотека, женский и молодежные клубы, молодёжный клуб «RoshTov», отделение Сохнута — Еврейское агентство юга России, которое выпускает газету «Яхад».

Председатель общины — Юрий Герсилович Рубинов, раввин — Хаим Фридман.

Здесь родились режиссёр Кирилл Семёнович Серебренников, критик Лев Александрович Аннинский, дирижёр Михаил Леонидович Кац, историк Самсон Абрамович Мадиевский и др.

Ростовчанин Евгений Вениаминович Мовшович — доктор геолого-минералогических наук, ведущий геолог Южного государственного геологического предприятия. В 1999 году Мовшович возглавлял комиссию общественной экологической экспертизы проекта строительства Ростовской АЭС, которая пришла к выводу о невозможности безопасной эксплуатации станции.

23-24 июня 2023 года в городе действовал Евгений Пригожин.

Источники[править]