Процентная норма

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Процентная норма — ограничение приёма евреев в учебные заведения[1].

Общие сведения[править]

В Средние века и в начале Нового времени некрещёных евреев как правило не допускали в христианские учебные заведения. В наиболее развитых странах эти ограничения постепенно снимались, во всяком случае официально. Лишь в России, Румынии и Венгрии (а после 1-й мировой войны — в Польше, а также затем в гитлеровской Германии) сохранялись официальные ограничения для евреев.

Смысл % нормы по-видимому заключался в попытке уменьшить конкуренцию на образование и профессию для представителей титульной нации, а с другой стороны в недоверии к евреям и враждебности к ним.

На практике же подобная политика приводила к ряду вредных последствий: сама по себе данная мера вызывала крайнее раздражение у еврейской молодёжи и толкала её в революционное движение, с другой стороны, наиболее талантливые евреи переезжали в страны, где могли получить образование, и соответственно страна лишалась хороших специалистов. Эта норма способствовала межнациональной вражде и замедляла процесс ассимиляции.

Россия[править]

В Российской империи в 1887—1917 существовала официальная % норма для евреев, точнее ограничение, больше которого евреев не принимали.

В 1887 была установлена процентная норма для евреев при поступлении в гимназии и университеты, и составляла 10 % в черте оседлости, 5 % вне ее и 3 % в обеих столицах. Константин Победоносцев так объяснял, почему евреев надо ограничить: «Благодаря многотысячелетней культуре, они являются элементом более сильным умственно и духовно, чем все еще некультурный темный русский народ…». Подобным образом в беседе с Т. Герцлем в 1903 году обосновал ограничение доступа евреев к высшему образованию министр внутренних дел России Плеве: «Иначе у нас не будет возможности предоставлять его христианам».

В 1881 в университетах было 9 % студентов-евреев, к 1887 — 13,5 %.

Российский публицист правого толка В. Шульгин полностью поддерживал этот циркуляр:

Русские учебные заведения основывались правительством и содержались на средства казны. Сказать — «на средства казны», это значит сказать — на средства всего населения. Поэтому можно с большим весом возражать против такого порядка: когда, например, на деньги русского населения, которое, предположим, платит 95 % всех налогов, воспитывалось бы русского юношества всего 5 %, а остальные юноши, получающие образование, были бы не русские.

Аналогично обер-прокурор Святейшего Синода Константин Победоносцев считал, что, так как университеты существуют на налоги, а евреи составляют лишь 5 % населения Российской империи, то будет несправедливо, если при их склонности к наукам они займут 95 % мест в университетах вместо русской молодежи.

Черносотенец М. О. Меньшиков уверял, что якобы евреев слишком много среди студентов:

После революции 1905 года евреи хлынули в русские школы широкой волной. Петербургский университет принял в 1906 году почти 18 процентов евреев (вместо 3 процентов), Харьковский — около 23 процентов, Киевский — 23 процента. Новороссийский — 33 процента, Варшавский (в 1905 г.) — 46 процентов. Прибавьте к этому так называемых вольнослушателей-евреев и вольнослушательниц (между последними евреек было 33 процента). В прошлом году в среднем евреи занимали почти 12 процентов всего русского студенчества. Так как еврейское племя составляет всего 4 процента общего населения Империи, то, стало быть, «гонимое племя» благодаря нашей правительственной политике, состоявшей в «оппозиции Его Величеству», успело занять ровно втрое больше мест в высшей школе, чем требуется идеей равноправия. На лестнице всех общественных карьер, на пути, ведущем к реальной власти, евреи захватили по три ступени на каждую одну ступень, занятую русским племенем. Последняя цель «оппозиции Его Величества» — совсем столкнуть народность русскую с исторической дороги и отдать величайшую из христианских империй во власть господам Пергаментам и Винаверам[2].

Февральская и Октябрьская революции уничтожили такие ограничения.

СССР[править]

Уже в концу 1920-х годов собрание студентов Киевгосуниверситета потребовало введения процентной нормы. ЭЕЭ сообщает следующее:

Вытеснение евреев с руководящих постов (особенно в армии, органах НКВД и в партии) началось во второй половине 1930-х гг. В союзных республиках (в частности, на Украине) введение негласной процентной нормы при назначениях на руководящие должности шло под лозунгом борьбы за «национальные кадры», то есть за предоставление ответственных должностей представителям «коренных национальностей».

Существует мнение, что неформальная процентная норма действовала для евреев и в СССР, начиная с послевоенного правления Сталина, хотя официально это нигде не объявлялось. Авторы Батыгин и Девятко указывают, что ограничения на приём евреев в вузы были введены в 1944 году[3]. Во время кампании по «борьбе с космополитизмом» еврейских студентов исключали из вузов[4], а учёных и преподавателей выгоняли с работы[5].

Русская Википедия в статье «Антисемитизм в советской математике» констатирует:

Дискриминационная система по национальному признаку с целью недопущения евреев в отдельные вузы возникла в конце 1940-х годов. Полноценно она оформилась и действовала с 1960-х[4][6]. Краткая еврейская энциклопедия сообщает, что в этот период «многие факультеты Московского, Ленинградского, Киевского и других университетов, Московский инженерно-физический институт, Московский физико-технический институт были полностью или частично закрыты для евреев».

Гитлеровская Германия[править]

«Цель достигнута! Ни одного еврея больше в немецких университетах», — торжественно провозгласила ведущая нацистская студенческая газета Die Bewegung в 1938 году.

США[править]

В США также имела место процентная норма. Якобы евреев-студентов было слишком много:

В юридических учебных заведениях Нью-Йорка студенты-евреи составили в 1905 г. от 60 % до 90 % общего числа учащихся.

Википедия пишет:

В США с начала 1920-х до начала 1960-х годов существовала процентная норма для евреев в ряде престижных университетов: Гарвардском, Колумбийском, Йельском, Принстонском, Ратгерском, Дьюка, Джона Хопкинса, Корнеллском, Северо-Западном, Колгейтском и других. Норма заметно варьировалась: шесть студентов-евреев в год в Колгейтском университете, 3 % в Университете Дьюка, 10 % в Йельском университете, максимально доходя до 16 %.

Например, норма, введенная в Гарварде, составляла не более 15 % евреев на каждом факультете. В ряде вузов ограничения были намного серьёзнее.

В 1931 году руководство одного из колледжей объявило, что ограничит число студентов-евреев для «уравнивания пропорций», чтобы не стать учебным заведением «одного вероисповедания».

После 2-й мировой войны ограничения стали ослабевать, и уже в 70-е заговорили о «еврейское засилье» в вузах США, однако без каких-либо последствий.

Левые пытаются и сейчас оправдать снижение числа евреев-студентов ради цветных (которые за счёт евреев и белых христиан получают места, вероятно по квотам и в качестве положительной дискриминации), и их не беспокоит сильное понижение доли евреев в вузах, так, ныне «в Йельском колледже 15 % — евреи», в Пенсильванском университете — лишь 13 % студентов — евреи, в Принстонском университете и в Гарварде всего лишь по 10 % студентов — евреи[7].

Ссылки[править]

Источники[править]

  1. КЕЭ, том: 6. Кол.: 851—859.
  2. ПРАВИТЕЛЬСТВО И ЕВРЕИ
  3. Батыгин Г. С., Девятко И. Ф. Еврейский вопрос: хроника сороковых годов // Вестник Российской Академии Наук. — 1993. — Vol. 63. — № 1. — С. 65.
  4. 4,0 4,1 Губайловский В. А., Костинский А. Ю. Дискриминации при поступлении в высшие учебные заведения Советского Союза. Радио Свобода (05 января 2005). — интервью с В. Сендеровым и С. Чарным. Архивировано из первоисточника 2 сентября 2013. Проверено 26 июля 2013.
  5. Костырченко Г. В. Тайная политика Сталина: власть и антисемитизм. — 2. — М.: Международные отношения, 2003. — С. 555—609. — 784 с. — ISBN 9785713310714.
  6. Freiman, 1980, p. 17
  7. Евреи в Лиге плюща — исчезающий вид

Литература[править]

  • Freiman G. It seems I am a Jew: a Samizdat essay / Melvyn B. Nathanson. — Southern Illinois University Press, 1980. — 96 p. — ISBN 9780809309627.
 
Разновидности

РелигиозныйХимерическийРасовыйЭкономическийНовыйБез евреевЕврейская самоненависть

История

ХронологияАнтичныйСредневековыйГеттоПроцентная нормаЧерта оседлостиПогромХолокостИсход евреев из мусульманских стран

Антисемитские теории

БогоубийствоКровавый навет (Осквернение гостии) • Расовая теория нацизмаОтрицание ХолокостаТеория жидомасонского заговораСионистское оккупационное правительствоТеория коммунистического заговора евреевХазарский миф

Изучение и противодействие
антисемитизму

ФилосемитизмЦентр Симона ВизенталяАнтидиффамационная лигаИнститут Стивена РотаBay Area Holocaust Oral History Project[en]MEMRIЛига защиты евреевЯд ва-ШемБиблиотека ВинераЦентр Видала СассунаCommunity Security Trust[en]Southern Poverty Law Center

В исторических государствах

Австро-ВенгрияРоссийская империяСССР

Антисемитизм и…

Антиглобализм[en]ХристианствоИслам

Дополнительные темы

Еврейские беженцыАнтисионизмНацистская пропагандаНюрнбергский процессИзраильский конкурс антисемитской карикатуры