Сельскохозяйственные колонии евреев в Аргентине
Сельскохозяйственные колонии евреев в Аргентине (англ. Jewish Argentine settlements, исп. Colonias judías en Argentina) — еврейская колонизация Аргентины[1].
Аргентина как национальный очаг[править]
Теодор Герцль в книге «Еврейское государство» первым озвучил, что Аргентина или её часть должна стать еврейским государством. Собственно Герцль рассматривал лишь два варианта — либо создать государство в Аргентине, либо в Палестине, и сам он явно склонялся к аргентинскому варианту, поставив его на 1-е место:
Куда идти в Палестину или в Аргентину? Союз Еврейский будет благодарен за всякий клочок земли, который ему дадут, лишь бы только мнение и мысли евреев могли бы там свободно и беспрепятственно высказываться и созревать. Аргентина одна из естественных богатейших стран, огромнейшая равнина с незначительным населением и умеренным климатом, более всего, конечно, подходит для наших целей. Аргентинская республика должна быть очень заинтересована в том, чтобы уступить нам часть своих обширных территорий. Правда, теперешнее переселение евреев произвело там свое неудовольствие, но нужно объяснить аргентинскому правительству существенную разницу теперешней эмиграции от предполагаемой[2].
Итак, Герцль поначалу предполагал‚ что это еврейское государство возникнет в Аргентине‚ и лишь познакомившись с настроениями палестинофилов, он был вынужден согласиться с палестинским вариантом.
Тем не менее, было немало сторонников создания еврейской страны в Аргентине:
Цель того опыта состояла, по словам барона Хирша, в создании «своего рода автономного еврейского государства». Еврейские колонии в Аргентине когда-то считались идеалом свободной жизни евреев: близко к земле, и никаких погромов! Около месяца назад Эльдад Бек сокрушался в газете «Исраэль ха-йом», что Еврейский музей уравнивает еврейские поселения в Аргентине с Государством Израиль. Бек продолжает долгую традицию. Израильские поселенцы всегда считали аргентинские колонии конкурентами… Мозесвилль описывется в бестселлере «Нойленд» Эшколя Нево. Он посетил городок, когда собирал материалы для книги. Нево в своей книге пытался выяснить, «что могло бы случиться, если бы еврейское государство было создано в Аргентине».
Эта идея была воспринята и самими колонистами:
В 1902 году газета «Хамелиц» опубликовала — вероятно в ответ на книгу «Альтнойланд» («Старо-новая земля» Теодора Герцля), вышедшую в том же году — фантастический рассказ о еврейском государстве, которое удалось построить барону Хиршу в обмен на спасение Аргентины от огромных долгов. «Еврейское государство в Южной Америке скоро превратится в самое богатое и счастливое государство на планете», — заявил автор книги Цви Меирович. В его фантазии в страну прибыло три миллиона евреев, ее жители учились военному делу, они даже послали своих солдат защищать Аргентину[3].
Лев Семёнович Пинскер в книге «Автоэмансипация» также рассматривал Аргентину для создания еврейской страны.
Ход событий[править]
19 век[править]
В 1881 году аргентинские власти изъявили желание принять евреев из Восточной Европы, и в августе того же года специальный эмиссар отправился в Европу с целью содействия еврейской эмиграции из Российской империи в Аргентину.
В 1889 году в Буэнос-Айрес прибыла большая группа иммигрантов из Каменец-Подольска, составившая ядро будущей колонии Мозесвил. Поселенцев фактически спас от голода и лишений доктор Гишермо Левенталь.
В 1891 году Морис де Гирш основал Еврейское колонизационное общество. С помощью ЕКО М. де Гирш надеялся за 25 лет переселить в Аргентину около 3,25 млн российских евреев. В 1892 году в Санкт-Петербурге было открыто отделение ЕКО во главе с бароном Г. О. Гинцбургом, занявшееся комплектованием групп переселенцев. М. де Гирш передал ЕКО огромные земельные угодья, купленные им в Аргентине.
1-й колонией, созданной в 1892 году на средства ЕКО, была Маурисио (явно в честь де Гирша). Её созданию предшествовала покупка в 1891 году 62 тысяч акров (251 км2) земли в провинции Буэнос-Айрес и прибытие в этом же году нескольких сот еврейских иммигрантов. Хотя Комитетом ЕКО в России и в местах скопления беженцев за её пределами были даны строгие инструкции отбирать для эмиграции в Аргентину людей с опытом работы в сельском хозяйстве, на практике это не выполнялись.
ЕКО были переданы приобретенные Гиршем 25 тысяч гектаров земли в провинции Буэнос-Айрес, 360 тысяч гектаров в провинции Формоза и 320 тысяч гектаров в провинции Чаго и Мизионос, всего 3635 тысяч гектаров.
У многих иммигрантов либо не было желания, либо навыков работать на земле. Поэтому, из 1333 еврейских семей, занимавшихся фермерством в 1891 году, к концу года осталось только 1023 семьи. Между 1892 и 1894 годами 768 вновь прибывших семей начали заниматься сельским хозяйством, но число покидавших колонии было столь велико, что к концу 1895 году в них оставалось только 1021 семья, а в 1898 году — 833.
Образованная в 1891 году бароном Гиршем в Буэнос-Айресе «дирекция» колоний оказалась по своему личному составу не на высоте своей задачи. После неоднократных перемен директором был назначен полковник А. Гольдсмит, которому поручено было упростить администрацию и ввести самоуправление в колониях, очистив их от неподходящих элементов. Значительным препятствием на пути развития колоний являлись внутренние разногласия администрации по вопросу о типе колонизации: одни члены администрации разделяли мнение профессора Левенталя о необходимости централизованной колонизации, то есть сплошного заселения большой территории русскими евреями, другие же предлагали децентрализацию колоний, с тем чтобы они были отделены одна от другой поселениями других национальностей. С уходом професорпа Левенталя в 1892 году восторжествовало второе мнение, и первые колонии были основаны в разных провинциях Αргентины: в Буэнос-Айресе, Санта-Фе и Энтре-Риосе.
Лишь в октябре 1893 года колонисты приступили к подготовительным работам: заготовке кирпича для постройки домов, к устройству колодцев, закупке живого и мертвого инвентаря и т. д., и закончили все эти работы к весне 1894 года.
В 1893 году в Аргентине побывал представитель ЕКО Е. Лапин. В апреле 1894 году он сделал доклад о своей командировке Петербургскому комитету ЕКО, озаглавленный «Настоящее и будущее еврейской колонизации в Аргентине». Общий тон доклада был оптимистическим: Аргентина представлялась страной, благоприятной для создания новых колоний.
Петербургский комитет ЕКО, возглавляемый бароном Г. Гинзбургом и официальным представителем де Гирша в России Д. Фейнбергом, проделал большую работу по организации групп эмигрантов, в частности, в южных губерниях Российской империи, и отправке их в Аргентину.
В течение 1898 году колонисты засеяли 66 656 акров земли, разделенных следующим образом: пшеницы — 33 838 акров; люцерна — 4705; лен — 27 852; ячмень — 242; ржи — 19. Что касается перевозки продуктов на рынок, то колонисты Клары не так хорошо расположены, как колонисты Моисевиля и Маурисио, где максимальное расстояние от железнодорожных станций составляет около девяти миль. В Энтре-Риосе некоторые группы находятся в двадцати или более милях от железной дороги.
Колония Клара состояла из 19 деревень или групп с населением 4885 человек (январь 1899 года).
20 век[править]
До 1 мировой войны[править]
В 1910 году в стране было 8 сельскохозяйственных колоний, основанных евреями-выходцами из Российской империи: Мозесвиль, Маурисио, Клара (названа в честь жены де Гирша), Сан-Антонио, Сан-Изабель, Люсьенвиль (в честь сына де Гирша), Барон Гирш и Бернаскони. Они находились в провинциях Санта-Фе, Энтре-Рио, Буэнос-Айрес и Ла-Пампа и охватывали территорию около 500 тысяч га (5 тысяч км2). Позднее площадь земель, приобретённых ЕКО для целей колонизации, достигла 6 200 км2.
Экономика[править]
По данным на 1907 год общее количество принадлежащего колонистам крупного и мелкого скота достигает 142 тысяч голов.
В 1909 году валовой доход всех колоний составил 3 686 046 долларов.
Важной отраслью хозяйства колоний было молочное животноводство и производство масла. По инициативе ЕКО большие площади засевались кормовой люцерной, о чём ЕЭБЭ сообщает следующие сведения:
Важное значение приобретает производство люцерны, которую колонисты употребляют не только для своего скота, но и продают в прессованном виде в значительном количестве на сторону. В 1907 г. колонистами Мозесвиля было экспортировано для продажи около 10 тысяч тонн люцерны, цена которой колебалась между 9 и 18 пезо за тонну, a общая стоимость достигла 120.000 пезо, или около 100.000 рублей. Уборка, упаковка, прессование и перевозка люцерны доставили работу значительному числу безземельных колонистов и еврейских иммигрантов, временно поселившихся в колониях.
Колонисты выращивали также пшеницу, лен, ячмень, кукурузу, овес, табак и овощи.
Урон животноводству нанесла засуха 1909 года, когда поголовье скота в некоторых колониях сократилось на 25 %. Несмотря на это, в 1910 году оно достигло 181 070 голов, включая 98 335 коров, 35 380 овец и 47 355 лошадей. Другим бедствием была саранча, периодически опустошавшая поля и сады поселенцев. Используя улучшенные методы обработки почвы и накопленный опыт хозяйствования, колонисты добивались ощутимых экономических успехов. Так, в 1910 году они уплатили в счёт погашения долга ЕКО 538 429 долларов. Как отмечал в 1911 году «Вестник еврейской эмиграции и колонизации»:
Эти цифры показывают, что колонисты, наконец, хорошо устроились на той земле, которую они обрабатывают. Люди, которые так долго привыкли получать пособие и раньше очень мало заботились об уплате своих долгов, теперь в высшей степени ревностно и аккуратно сами торопятся вносить свои платежи. У них появилось новое чувство самоуважения, и они так же хорошо понимают свои права, как и обязанности.
Лондонской фирмой «Lovell and Christmas» основана в Люсиенвиле большая фабрика производства масла, экспортируемого в Лондон.
Колонисты стали пионерами в деле организации сельхоз кооперации в Аргентине. 1-й сельскохозяйственный кооператив Primera Sociedad Agricola Israelita был создан в колонии Люсьенвиль 12 августа 1900 года по инициативе её администратора Леона Немировского. Вскоре кооперативное движение распространилось и в других колониях.
Тяжёлым ударом для колонистов стал кризис в животноводстве в 1920—1923 годов, в ходе которого резко упали их доходы, выросло число разорившихся хозяйств и отток поселенцев в города. Выход из кризиса начался лишь в 1924—1925 годах.
В 1925 году было положено начало организации Кооператив кооперативов (Сельскохозяйственное братство). Она до сих пор является центральной организацией еврейского сельскохозяйственного кооперативного движения Аргентины, в котором участвуют 22 кооператива.
Илья Маркович Троцкий основал Аргентинское отделение ОРТ и ОЗЕ как части Союза ОРТ.
Культура[править]
В 1898 году Михель-Хакоэн Синай основал первую в Аргентине еврейскую газету на идише под названием Der Viderkol («Эхо»).
Поселенец Альберто Герчунофф в 1910 году опубликовал сборник рассказов Los Gauchos Judios («Еврейские гаучо»).
Образование[править]
В 1910 году в колониях было 50 школ со 155 учителями и 3538 школьниками. Помимо общеобразовательных предметов, в школьных программах были сельское хозяйство, садоводство и иудаизм. Испаноговорящие и ладиноговорящие учителя для работы в колониях рекрутировались Всемирным еврейским союзом в субсидируемых им школах в Магрибе и Турции. Для поддержания школьной системы в надлежащем порядке колонисты платили специальный ежегодный налог в 30 песо.
Межвоенное время[править]
В межвоенный период число еврейских колонистов в Аргентине не превышало 27 500 человек. Часть из них полностью владели землей, другие продолжали выплачивать свой долг ЕКО.
В 1920 году 22 % аргентинских евреев жили в сельских местностях.
В 1921 году евреи Энтре-Риоса страдали от яростного антисемитизма, замаскированного под антикоммунизм.
С 1930-х годов начался упадок еврейских колоний, связанный с рядом причин, в том числе с развитием механизации сельхоз труда и уменьшением занятого в нём доли населения, возросшей стоимостью земель для организации новых колоний, резким снижением еврейской эмиграции из Европы. Наблюдался отток евреев из колоний в городские центры.
Период Холокоста[править]
Аргентинский диктатор Хуан Перон симпатизировал Гитлеру, поэтому иммиграционное законодательство в отношении евреев ужесточилось в июле 1938 года и вплоть до 1944 года еврейским беженцам из Европы просто не разрешали сойти на берег в порту Буэнос-Айреса.
Упадок[править]
В 1960 году только 2 % аргентинских евреев были фермерами.
Помимо прочего, проблема была в том, что де Гирш никогда не предполагал создание национального еврейского государства внутри уже существующего государства Аргентины. Поэтому, данный эксперимент не мог вызвать подлинных национальных чувств у евреев.
Другие причины:
- отдалённость Аргентины от мировых еврейских центров
- появление Израиля как альтернативы проекту
- невозможность массовой миграции евреев из СССР
- колонии были рассыпаны по всей Аргентине, а не формировали единую еврейскую область
- общая невысокая привлекательность Аргентины для евреев
21 век[править]
Ныне в Мойсес-Вилле лишь около 10 % населения евреи[4].
Деятельность Джо Льюиса[править]
Олигарх Джо Льюис, партнёр Джорджа Сороса, скупает на аге Аргентины и в соседней Чили огромные территории. Их площадь в несколько раз превосходит площадь Израиля. Они расположены на Огненной земле, крайнем Юге континента, в районе озёр Эскондидо и преграждают доступ к озёрам, несмотря на постановление суда.
Частный аэродром с взлётно-посадочной полосой длиной в 2 километра, построенный миллиардером, позволяет принимать как гражданские, так и военные транспортные самолёты.
После войны за Мальвины ВС Израиля организуют в Патагонии для своих солдат летние лагеря. Ежегодно на землях, скупленных Джо Льюисом, проводят свои двухнедельные «отпуска» от 8 до 10 тысяч израильских военных.
Теории заговора[править]
В 1971 году Вальтер Бевераджи Мануэль Альенде разработал теорию еврейского заговора «План Андиния», что якобы евреи замышляли создать своё государство в Патагонии. Вся эта теория вымышлена, так как евреи никогда не имели таких планов[5]. Версия, что евреи хотели создать в Аргентине своё государство ныне признано бредом и выдумкой антисемитов.
В 1970-х годах журналиста Якобо Тимермана аргентинские власти пытали в тюрьме, требуя рассказать о планах Израиля насчёт Андинии.
Основные колонии[править]
- Мозесвиль
- Мориция
- Клара
- Сан-Антонио
- Люсиенвиль
- Барон Гирш