Евреи — политики Испании
Евреи — политики Испании — политические деятели Испании еврейского происхождения[1].
Предыстория[править]
Изучение роли в политической жизни в Испании в раннюю эпоху натыкается на неразрешённость вопроса когда и при каких обстоятельствах евреи собственно оказались в большом количестве в Испании. Чаще всего высказывается версия, что евреи поселились в Испании при римлянах:
Надгробные и другие надписи свидетельствуют о присутствии евреев в Испании, возможно, уже в 1 в. н. э. или ранее того[2].
Однако, это мнение противоречит данным Библии, согласно которым, царь Соломон вместе с царём Тира, Финикия, отправлял корабль или корабли в Таршиш, страну на юге Испании[3]. В книге пророка Авдия (1, 20) сказано, что многие евреи живут в Сефараде, в арамейском переводе этот топоним переводится как Испания. Кольцо–печатка, найденное в Кадисе, датируемое 8-7 вв. до н. э., имеет надпись на кольце, обычно принимаемцю за финикийскую, была интерпретирована несколькими учёными как палео-еврейская. О древности евреев говорят и предания об основании ими городов, таких как Лусена и Толедо. Если в Испании были населённые евреями или в основном евреями пункты, то очевидно, что они же там каким-то образом там правили.
Таким образом, по версии Библии, израильтяне стали заселять Испанию вместе с финикийцами, задолго до прихода туда римлян.
Точнее, Библия приписывает израильтянам сотрудничество с тирийцами, между тем, согласно той же Библии, Тир и Сидон населяли израильтяне из колена Ашера:
Joshua 19:24-29 “Пятый жребий вышел колену сынов Асировых, по племенам их; пределом их были: ... Еврон, Рехов, Хаммон и Кана, до Сидона великого, потом предел возвращается к Раме до укрепленного города Тира, и поворачивает предел к Хоссе, и оканчивается у моря, в местечке Ахзиве.”
2 Samuel 24:1-6 “И сказал царь [Давид] Иоаву военачальнику, который был при нем: пройди по всем коленам Израилевым [и Иудиным] от Дана до Вирсавии, и исчислите народ, чтобы мне знать число народа...” “и обошли Сидон; и пришли к укреплению Тира”.
Kings 17:9 “И было к нему слово Господне: встань и пойди в Сарепту Сидонскую, и оставайся там”.
Участие евреев в колонизации Испании показано и археологами. Так, Игаэль Ядин и Исраэль Финкельштейн нашли в районе г. Хайфа керамику, схожую с найденной в в Тартессе (Андалусия, Испания). В Испании была найдена и «самарийская керамика»[4].
Аналогичного мнения придерживаются и генетики:
Historically, the migratory route followed by Sephardic Jews, extended along the coast of the Mediterranean and could have accompanied the Phoenician and other maritime dispersions, in accordance with the proposal for the dissemination of the Y-chromosome J haplogroup, in particular, subgroup J2 advanced by Di Giacomo et al. (2004) and Zalloua et al. (2008). This is relevant data, since both Phoenicians and Jews have a similar origin (Padró 2012). Israelites seem to have been associated with the Canaanite culture... In the Iberian Peninsula, the most ancient discovery concerning Jewish evidence has been related by Graen (Friedrich-Schiller-Universitaet Jena 2012), and concerns “an excavation site in the south of Portugal, close to the city of Silves (Algarve)”, dated 482 A.D. This probably means that both Phoenicians and Jews coincided in the Iberian Peninsula, beyond their geographical proximity in the Near East[5].
Получается, что израильтяне, как утверждает Библия, не только участвовали в финикийской колонизации Испании, но и сами жители Тира и Сидона считались одним из израильских колен.
Участие израильтян в колонизации Испании само по себе указывает на то, что они занимали так какие-то должности,в частности по доставке царю испанского серебра и других богатств страны.
Так или иначе, уже в римское время еврейское население в Испании было обширным и влиятельным, о чём свидетельствует «Послание ко всем Церквам» епископа Менорки Севера.
Согласно этому «Посланию ко всем Церквам», евреи не только были многочисленны на Балеарских островах, но фактически в их руках была власть и крупная земельная собственность, и даже, как явно видно из текста, наместником Балеар был еврей Литорий:
Остались только три женщины, но весьма знатные среди иудеев... Артемисия, дочь Литория, который прежде управлял этой провинцией.
Там же упомянуты и другие евреи, имевшие должности:
Народ иудейский опирался прежде всего на авторитет и силу некоего Феодора, который не только среди иудеев, но также среди христиан того города выделялся мирскими почестями и богатством; в самом деле, у иудеев он был учителем Закона или (используя их обращение) отцом отцов; с другой стороны, он выполнял в городе все обязанности по курии, сначала он был дефенсором, а потом муниципий признал его своим патроном.
Двое неких знатных иудеев, Мелетий, брат Феодора, и Иннокентий, который недавно бежал из Испании[6].
К сожалению, история не сохранила подробных сведений по евреям в ранней вестготской Испании, но очевидно, что они составляли немалую часть населения, а до утверждения в стране католичества, евреи занимали государственные посты — собор 589 года в Толедо постановил, что евреи лишаются права занимать общественные должности.
На политическую силу евреев в вестготской Испании указывает и сообщения о том, что они пытались поднять восстание или готовились его поднять при короле Вамбе. И позднее, Толедский собор 694 года обвинил евреев в заговоре с целью свержения царствующей династии. Следовательно, даже при вестготах евреи продолжали оставаться субъектами политической жизни.
Средние века[править]
Терминология[править]
Альфаким — чиновник, который совмещал должности медика правителя и его семьи, писца, переводчика и личного секретаря короля, дипломата
Бальи — управляющий королевским доменом или же представитель короля в муниципалитете того или иного города
Альмохариф — сборщик (откупщик) налогов.
Визирь — высший правительственный чиновник после монарха.
Мусульманская Андалузия[править]
В мусульманском завоевании Испании евреи играли довольно крупную роль — см. Война евреев против вестготов. В ряде местностей евреи фактически стали временными хозяевами городов, среди них были и полководцы, такие как Каула аль-Иахуди.
Крупным историческим деятелем был Хасдай ибн Шапрут, который в Кордовском халифате занимал высокие посты: придворный врач и переводчик, управляющий портовыми таможнями и дипломат.
Шмуэль ха-Нагид, визирь тайфы Гранада, был также командующим армией. Его сын, Иехосеф ха-Нагид, также был визирем.
Другими визирями были: Абу аль-Фадл ибн Хасдай, Абу Исхак Иекутиэль бен Ицхак, Авраам бен-Меир Ибн-Камниал.
Видную роль играл Сиснандо Давидес и Хия ад-Дауди.
Арабский поэт Абу Исхак Эльвири писал:
Когда я прибыл в Гренаду, то заметил, что вся власть в руках евреев, что они поделили между собою столицу и провинцию. Всюду властвует кто-нибудь из этих проклятых.
Авраам бар-Хия ха-Наси занимал пост главы города.
Христианские королевства[править]
В Каталонии (Барселонском графстве) и Арагоне с ХІ—ХІІ веков в должностях альфакима и королевского управляющего фигурировали представители еврейских кланов Шешет-Перфект, Бенвенисте, Элеазар.
Евреи могли быть сборщиками налогов или дипломатами:
Но потом аль-Мутамид испытал немало обид от правителя Кастилии Альфонсо Фернандеса из-за дани, которую платили Альфонсо цари Андалусии. За данью в Севилью приезжал некий иудей по имени Ибн Шалиб, который дерзко говорил с эмиром. Аль-Мутамид, да помилует его Аллах, разгневался и приказал убить Ибн Шалиба и заточить христиан, прибывших в Севилью вместе с ним. Царь неверных Альфонсо счел это великим оскорблением и поклялся, что не оставит Ибн Аббада на лике земли. Поэтому эмир аль-Мутамид был вынужден переправиться на магрибинский берег и обратиться за помощью к эмиру Юсуфу ибн Ташуфину. Аль-Мутамид просил магрибинского владыку отправиться на священную войну против неверных, и тот согласился[7].
- Арагон
Шешет Бенвенисте — врач и дипломат при дворе арагонского короля (ок. 1181—1210).
Апогея еврейское влияние при арагонском дворе достигло при Хаиме I (1213—1276), когда короля окружали несколько евреев-секретарей, переводчиков и сопровождающих, в том числе альфакимы братья Альконстантини, а многие крупные города и области находились под управлением королевских бальи из еврейских кланов Бонафос, Де Порта и Де Кавальерия; например, Шмуэль Бонафос был бальи Барселоны и всей Каталонии, а Йегуда де Кавальерия, личный банкир короля, бальи города и королевства Валенсия и генеральный контролер всех государственных доходов, был канцлером королевства.
При преемниках Хаиме I семьи Альконстантини и Кавальерия сохраняли свои позиции, и особой влиятельности добились семьи Равайя и Портелья.
Но с конца XIII и на протяжении XIV веков шёл процесс удаления евреев из высших эшелонах власти, и если к концу этого периода в Арагоне время от времени появлялись влиятельные придворные евреи, их власть зиждилась исключительно на личных отношениях с королем, они выполняли свои функции в частном порядке и не занимали официальных постов.
- Кастилия
В Кастилии, при Альфонсо VI (1065—1109) евреи отправлялись посланниками ко дворам арабских правителей, а особым влиянием при дворе пользовался королевский медик Йосеф Феризуэль (Циделус).
Ибн-Шалбиб, личный секретарь кастильского короля Альфонса VI, пал жертвой долга при выполнении дипломатической миссии у ceвильского правителя аль-Мутадема. В армии Альфонса служило много евреев.
При Альфонсо VII (1126—1157) пост альмохарифа и ряд других немаловажных должностей занимал Иуда Ибн-Эзра.
При этом короле Альфонсо VIII (1158—1214) альмохарифами были представители семьи Ибн-Шошан (например, Абу Омар Йосеф ибн Шошан).
В культурном ренессансе Альфонсо X Мудрого (1252—1284) евреи играли очень значимую роль; он (как и королева) окружил себя евреями-астрологами, медиками и переводчиками, используя их также как дипломатов; верховным альмохарифом (управляющим сбором налогов со всего королевства) при нём был Шломо (Сулема) ибн Цадок, которому наследовал его сын Ицхак (Саг де ла Малеха), чья блестящая придворная карьера, однако, закончилась трагически: он передал восставшему принцу Санчо казну, за что Альфонсо его впоследствии казнил, а других придворных евреев посадил в тюрьму. Заметную роль играли Меир де Малеа и Тодрос бен Иехуда ха-Леви Абул‘афия.
ЕЭБЭ пишет:
При Фердинанде III Святом и Альфонсе X управляли королевскими финансами Меир де Малеа и сын его, дон Цаг де Малеа. Вслед за этими лицами многих «алмошарифов» выбирали из евреев.
Санчо IV и Фердинанд IV продолжали назначать альмохарифами евреев. В частности таковым был Самуил.
При Альфонсо XI (1322—1350) доверенным советником и верховным альмохарифом был Йосеф из Эсихи; столь же влиятельной фигурой и соперником последнего был Шмуэль ибн Вакар (также чиновником был Иуда бен-Исаак Ибн-Вакар), придворный медик и астролог. В результате их соперничества позиции обоих значительно ослабли и оба погибли в тюрьме.
Сходная ситуация имела место в правление Педро Жестокого (1350—1369): аналогичную пару составили медик и астролог Авраам ибн Зарзаль и Шмуэль Ла-Леви, советник короля, дипломат и верховный казначей.
Королям Энрике II и Энрике III и Хуанам также служили евреи-дипломаты, финансисты и врачи (Иосиф Пичон, Шмуэль Абраванель, Давид Негро, Меир Альгвадес, Йосеф ибн Верга, Йосеф Ла-Наси, Авраам Бенвенисте). Авраам Бенвенисте, финансист, казначей и поставщик, даже фактически был одним из нескольких временщиков, управлявших страной от имени короля Хуана.
При Энрике III также сформировались новохристианские фамилии Мендоса, Стуньига, Кота, Санта-Мария, Авмла, Сантагель, Талавера, члены которых и заняли важные государственные посты.
Фернан Диас де Толедо был чиновником при короле Хуане II.
Большую роль в Кастилии играли потомки еврейки Паломы.
При Энрике IV (1454—1474) придворным медиком и управляющим королевскими доходами был Йосеф ибн Шем Тов, а после его смерти — Авраам Сеньор, влиятельный придворный, сыгравший немаловажную роль в заключении матримониального союза Кастилии с Арагоном. Впоследствии он поделился властью с бежавшим из Португалии ученым и финансистом Ицхаком Абраванелем, и они вместе возглавляли управление королевскими финансами вплоть до 1492 года, когда Сеньор принял крещение и остался в занимаемой должности, а Абраванель покинул владения Католических королей. Джулия Коронелли написала книгу о своих славных предках, включая Авраама Сеньора[8].
Видную роль играли Алвар Гомес де Чибдад Реал, Диего Гомес де Замора, Альвар Гомес Сьюдад-Реаль-эль-Вьехо и потомок евреев Хуан Пачеко.
- Объединённое королевство
Большая часть знатных домов — Манрике, Мендоса, Рохас, Сальседо, Уртадо де Мендоса, Айяла, Суньига, Арельяно и т. д. — а также сам королевский дом — Трастамара, через Энрикеса — имели еврейских предков[9].
Евреи, например Луис де Сантанхель, принимали активное участие в осуществлении плавания Христофора Колумба.
Секретари Испании: Эрнандо де Сафра, Хуан де Колома, Мигель Перес де Альмазан, Лопе де Кончильос, Хуан Перес де Альмазан, Гонсало Перес, Антонио Перес.
Альфонсо де ла Кабальерия был главой Совета Арагона, а Габриэль Санчес — казначеем Арагона.
Диего Ариас Давила, Педро Ариас Давила были министрами финансов («contador mayor»).
Алонсо Гутьеррес де Мадрид, Андреас Кабрера были казначеями.
Иньиго Лопес Коронель и Хуан Перес Коронель были губернаторами Сеговии.
Эрнандо дель Пульгар был придворным историком.
Алонсо де Эспиноса и Педро де Эспиноса были королевскими банкирами.
Испанские колонии[править]
Новые христиане и марраны активно участвовали в колонизации Америки (см. Роль евреев в колонизации Америки), в том числе занимали в колониях крупные посты, например Луис де Карвахаль, Диего де Монтемайор, Диего де Монтемайор эль Мозо, Педрариас Давила, Диего Гутьеррес и Толедо и другие были губернаторами.
Новое время[править]
Яков Кансино (умер 19 сентября 1666 года) был «вассалом его католического величества и переводчиком языков в местах Орана». Оран в то время был испанским владением с правом проживания евреев. Кансино был пятым по счету членом семьи Кансино, занимавшим должность королевского переводчика. После смерти его брата Аарона в 1633 году король Испании Филипп IV передал этот пост Яхобу Капортасу (которого Генрих Грец отождествляет с Якобом Саспортасом), члену влиятельной еврейской семьи, соперничавшей с Кансино.
ЕЭБЭ пишет:
Даже испанское правительство имело евреев-резидентов и консулов, a именно в Голландии и в Марокко. Этими резидентами были в большинстве случаев мараны, выходцы из Испании, вернувшиеся в еврейство, или потомки таковых, как, напр., Тейксейра, Бельмонте, д’Агиляр, Куриель и др. Наряду с ними встречаются немецкие и польские евреи в качестве дипломатических агентов
Испанский консул в Марокко Соломон Хазан был казнен.
Испанский резидент в Голландии Мануил де Бельмонте.
Испанский вице-консул в Галлиполи тоже был из евреев.
Глава испанского правительства Хуан Альварес Мендисабаль имел еврейских предков.
Современность[править]
Некоторые авторы приписывают еврейское происхождение Франсиско Франко. Довольно много евреев воевало против Франко: среди советников республиканского правительства от Коминтерна и Советского Союза были Мате Залка, Эрнё Герё, Михаил Ефимович Кольцов, Александр Михайлович Орлов, Яков Смушкевич, Григорий Штерн и др.
Главой правительства был Хосе Луис Родригес Сапатеро.
Энрике Мухика Херцог был юстиции финансов.
Бизнесвумен Алисия и Эстер Копловиц, а также Исак Андик, основатель компании по дизайну и производству одежды Mango.
Из числа шуэтас вышли: Рамон Агило, Гильермо Фортеза Пинья.
См. также[править]
Источники[править]
- ↑ Зеленина Галина. От скипетра Иуды к жезлу шута. Придворные евреи в средневековой Испании. 2007.
- ↑ КЕЭ, том: 3. Кол.: 894–904.
- ↑ I Ц. 10:22, 22:49, Ис. 60:9
- ↑ Spain in the Bible: from ‘Tarshish’ to ‘Sefarad’
- ↑ Maternal Lineages during the Roman Empire, in the Ancient City of Gadir (Cádiz, Spain): The Search for a Phoenician Identity
- ↑ ПИСЬМО СЕВЕРА МЕНОРКСКОГО
- ↑ https://www.vostlit.info/Texts/rus17/Ibn_el_Chatyb/text1.phtml?id=6695
- ↑ Е. Иванов, Дж. Коронелли. КНИГА КОРОНЕЛЛО: Исторические исследования. Мемуары
- ↑ Fernán Díaz de Toledo