Погром в Лиссабоне в 1506 году
Погром в Лиссабоне
Конфликт | Погром в Лиссабоне |
Дата | 17 апреля 1506 года |
Место | Лиссабон, Португалия |
Погром в Толедо (англ. Massacre de Lisboa de 1506) — нападение на марранов, новых христиан в Португалии.
Ход событий[править]
Португальцы ненавидели марранов сильнее, чем евреев, считая их ни евреями, ни христианами, а атеистами и еретиками. 25 мая 1504 года, в день Св. Троицы, в Лиссабоне произошли беспорядки, направленные против маранов.
Особенно сильно ненависть к марранами, долго тлевшая, вспыхнула 17 апреля 1506 года в Лиссабоне. У некоторых марранов было найдено «несколько овец и птиц, резанных согласно еврейскому закону, а также пресный хлеб и горькие травы, согласно предписаниям для Пейсаха, каковой праздник они справляли во время глубокой ночи». Некоторые из этих марранов были арестованы, но их освободили несколько дней спустя. Население, ожидавшее, что они будут наказаны, устроило жестокий еврейский погром.
Рассказывают, что группа христиан и марранов присутствовала в доминиканской церкви на молебствии о прекращении эпидемии. Вдруг внимание христиан было привлечено находившимся в одной из боковых часовен распятием, будто бы испускавшим необычно яркий свет; христиане усмотрели в этом чудо, но один из марранов выразил сомнение, заявив, что этот свет лишь отражение. Он был на месте убит разъяренными христианами, а затем тело его было сожжено на Rocio Рrаçа.
Два доминиканских монаха стали бродить по улицам с распятием в руках, восклицая «Heresia! Heresia!», и призывали народ к истреблению еретиков. К черни скоро присоединились немецкие, голландские и французские матросы, и началась ужасная резня. В течение первого дня было убито и сожжено более 500 марранов. На следующий день зверства возобновились с новой силой. Было убито от 2 тысяч до 4 тысяч и даже более марранов.
Король Мануэль, который во время погрома находился вне столицы, подверг жителей Лиссабона строгим наказаниям, зачинщики были преданы жестокой казни. Главные зачинщики были повешены, других — четвертовали, третьих — обезглавили. Оба возмущавших на погром народ доминиканских монаха были удавлены; тела их сожжены. Те из лиссабонских жителей, которые были признаны виновными в участии в грабежах и убийствах, были подвергнуты телесному наказанию, а имущество их конфисковано.
Марранам на двадцатилетний срок была обеспечена свобода вероисповедания.