Градис
Градис — еврейский клан[1].
Общие сведения[править]
Эта семья поселилась на юге Франции в 16 веке в Бордо, одновременно с сефардами из Испании и Португалии.
Основателем крупнейшей торговой фирмы Градис был Диего-Родригес Градис, устроивший около 1685 года в Бордо склад восточных товаров; его сын Самуил продолжал в Бордо дело отца, а другой сын, Давид, начал вести заатлантическую торговлю, устроив два крупных торговых дома на островах Гаити (1724) и о. Мартиника (1727).
В период войны (1744—1748) между Францией и Англией Давид Градис оборудовал на свой счёт 10 кораблей, которые оказали существенную услугу Франции; в 1748 году им было основано под охраной правительства «Канадское общество» в Квебеке.
После смерти Давида Градиса в 1751 году его сын Авраам вместе с главой католических миссий на Мартинике купил огромные плантации на острове и стал самым крупным сахарным плантатором и международным коммерсантом.
В 1758 году, в период войны Британии с Францией за Северную Америку, Градис отправил 14 кораблей, имевших товара на 4500 тонн; королю он сделал заём в несколько миллионов франков; от министра получилась специальная благодарность на имя Градиса.
В 1779 году Людовик XVI ввиду жалоб властей Мартиники на Градиса, владевшего в Вест-Индии недвижимым имуществом, несмотря на запрещение евреям обладать ими во французских колониях, даровал Аврааму Градису привилегию, по которой тот мог купить на протяжении всех французских колоний землю в неограниченном количестве; в королевском патенте указывалось, что существующая в течение почти 200 лет фирма Градис, имеющая отделения почти во всех частях Европы и Америки, неоднократно давала доказательства своей преданности французской монархии.
В день смерти Авраама Градиса в 1780 году его дом посетили братья короля — будущие короли Людовик XVIII и Карл X — и выразили семье соболезнование; городские власти запретили звонить в колокола в этот день, и Градис был похоронен как национальный герой.
Главой фирмы стал после Давида Моисей Градис, умерший в 1788 году, бывший одно время синдиком бордоской еврейской общины и в качестве которого хлопотавший перед французским правительством об эмансипации испанских и португальских евреев и об официальном отделении их от немецких евреев.
С 1789 года главой дома Градис стал Давид, много агитировавший за эмансипацию бордоских евреев и полемизировавший с немецкими евреями; он был членом комиссии министра Мальзерба.
В ходе выборов в Генеральные штаты Давид Градис был избран в качестве выборщика от третьего сословия Бордо, причем был кандидатом в Генеральные штаты (единственный еврей во Франции). Градис был представителем евреев в начале революции при переговорах об эмансипации евреев, и в общем его роль сводилась к тому, чтобы убедить Национальное собрание, что между бордоскими и немецкими евреями существует огромная разница (в этом он и успел). Этим объясняется, почему имя Градис было ненавистно в Эльзасе и Лотарингии. В период революции им были сделаны большие пожертвования на дело свободы; вскоре, однако, в связи с беспорядками во французских колониях фирма Г. потеряла свыше 3 миллионов франков и начала быстро приближаться к полному разорению.
За республиканские идеи Градис был избран членом бордоского муниципалитета во время Первой империи; он состоял одним из трех членов бордоской консистории. После его смерти в 1811 году дом Градис потерял значение. Давид также написал ряд философских трудов, из которых очерк рациональной философии о происхождении вещей и об их будущности пользовался значительной известностью.
См. также[править]
Примечания[править]