Черчилль и евреи

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Черчилль и Бернард Барух

Черчилль и евреи — отношения британского политика Уинстона Черчилля и евреев[1].

Общие сведения[править]

Финансовым советником молодого Черчилля был еврей Эрнест Кассель, банкир, близкий друг принца Уэльского, будущего короля Эдуарда VII.

Когда в 1904 году консервативное правительство А. Бальфура внесло в парламент законопроект, ограничивающий иммиграцию в Великобританию и направленный в основном против массовой иммиграции евреев, Черчилль резко раскритиковал этот билль как антисемитский, и в исправленную редакцию законопроекта (принятого в 1905 году) вошёл ряд предложенных им поправок.

Репутация борца против антисемитизма помогла Черчиллю одержать в 1906 году победу на парламентских выборах в северо-западном округе Манчестера, где проживало много евреев. Стремясь привлечь еврейских избирателей, Черчилль выступал с заявлениями в поддержку популярного в те времена территориализма. После победы на выборах Черчилль как заместитель министра колоний (1906–1908) продолжал поддерживать Исраэля Зангвила и возглавляемое им Еврейское территориальное общество. Он также высказывался в парламенте за принятие законов о праве евреев на образование на идише, на перенос выходного дня с воскресенья на субботу для еврейских магазинов и частных заведений.

На посту министра внутренних дел Черчилль активно подавил антиеврейские беспорядки, возникшие в Южном Уэльсе во время забастовки шахтеров в 1911 году.

Будучи морским министром (1911—1915) Черчилль, стремясь перевести британский флот на жидкое топливо, добивался заключения конвенции о добыче нефти в Персии и в полемике по этому вопросу, затрагивавшему интересы еврейских финансистов, прибегал к антисемитской риторике.

В 1917 году Черчилль заявил, что в кабинете министров не должно быть много евреев, и что даже трое — это слишком.

В 1919 году Черчилль, военный министр и министр авиации, поддерживал Добровольческую армию А. Деникина, и когда белые войска устроили ряд еврейских погромов, Черчиллю пришлось оправдываться за то, что он не сумел этого предотвратить и не лишил Деникина британской помощи, а лишь ограничился телеграммами Деникину.

Черчилль считал, что Октябрьская революция — дело рук евреев. В феврале 1920 году он выпустил статью, где высказывал эти взгляды и доказывал, что противоядием против большевизма, который грозит гибелью не только евреям, но и всему цивилизованному миру, может послужить сионизм[2].

Как министр колоний (1921—1922) Черчилль участвовал в реализации Декларации Бальфура и возникновении подмандатной Палестины.

Желая решить проблемы, приведшие к антиеврейским беспорядкам в Палестине, и примирить противоречивые обязательства, данные Англией во время Первой мировой войны, Черчилль в марте 1921 года совершил визит на Ближний Восток. После конференции в Каире, на которой Черчилль обеспечил установление в регионе зависимых от Британии хашимитских режимов, он неделю пробыл в Иерусалиме, где встречался с Абдаллахом ибн Хусейном и предложил ему Заиорданье под эгидой Британии (ныне Иордания). Черчилль побывал в Тель-Авиве и Ришон-ле-Ционе, где с помощью Пинхаса Рутенберга говорил с евреями из России. В беседах с представителями ишува Черчилль подчеркнул, что успех начинаний сионистов зависит от того, сумеют ли они развеять опасения арабов, с одной стороны, и британского парламента, не желавшего крупных расходов на Палестину, с другой.

Вернувшись в Лондон Черчилль отстаивал линию на осуществление Декларации Бальфура, но он не считал, что она предусматривает создание еврейского большинства и еврейской государственности в Палестине. Поэтому он поддерживал Герберта Сэмюэла, который, стремясь умиротворить арабов, заявил после майских антиеврейских беспорядков 1921 года о невозможности массовой иммиграции евреев в Палестину. Эти принципы легли в основу Белой книги Черчилля, опубликованной 22 июня 1922 года. В ней темпы еврейской иммиграции в Палестину были поставлены в зависимость от «экономической ёмкости» страны, а Декларации Бальфура было придано узкое «окончательное» толкование: еврейский национальный очаг ограничивался территорией к западу от Иордана, и не подтверждалось создание еврейского государства.

На посту министра финансов (1924—1929) Черчилль не оказывал финансовой поддержки развитию Палестины, а в 1927 году даже настаивал на том, чтобы она несла половину административных расходов подмандатной арабской Трансиордании.

В 1937 году Черчилль высказался против плана раздела Палестины, предложенного комиссией Пиля.

С начала Второй мировой войны Черчилль предложил поддержать сионистов, чтобы привлечь симпатии и помощь влиятельной еврейской общины США, а также вооружить ишув, чтобы противодействовать немецкой экспансии.

Когда Черчилль стал премьер-министром (май 1940 года) были созданы еврейские части в британской армии, но Черчилль не отменил антиеврейскую Белую книгу М. Макдональда (1939), и вплоть до 1944 года не противился политике проволочек военного министерства в отношении создания Еврейской бригады.

Черчилль ничего не сделал для спасения евреев в период Холокоста (не снял ограничений на иммиграцию в Эрец-Исраэль, не отдал приказ бомбить подъездные пути к концлагерям и т. д.), хотя его спецслужбы ещё в 1941 году узнали о массовом истреблении еврейского населения на оккупированных территориях СССР. В 1943 году он отклонил предложение министра иностранных дел Идена начать переговоры с правительством Рейха и руководством других держав Оси о разрешении нескольким тысячам евреев покинуть эти страны и перебраться в Палестину. Годом позже Черчилль не поддержал предложение ВСО направить в Венгрию делегацию для предотвращения депортации венгерских евреев в лагеря смерти, где, как это Черчилль знал, их убивали в газовых камерах со скоростью 12 тысяч человек в день.

В 1944 году Черчилль всё же назначил правительственную комиссию для изучения возможности создания жизнеспособного еврейского государства на части подмандатной Палестины (включая Негев), но после убийства бойцами Лехи британского министра по делам Ближнего Востока лорда Мойна, близкого друга Черчилля, перестал поддерживать сионистов, избегая встреч даже с таким умеренными деятелями, как Хаим Вейцман.

После окончания войны, Черчилль как лидер оппозиции осуждал лейбористское правительство за отказ уйти из Палестины и считал, что Британия должна передать решение палестинского вопроса ООН. Вместе с тем, он не верил, что Палестина может стать прибежищем для массы еврейских беженцев, и не высказывался за создание еврейского государства.

Вскоре после официального создания Израиля в мае 1948 года, риторика Черчилля резко поменялась. Если в ноябре 1947 года он поддержал британского представителя при ООН, отказавшегося в публичных выступлениях употреблять слово «Израиль», то в июле 1948 года Черчилль назвал создание Израиля «великим событием в мировой истории». Черчилль стал резко критиковать британскую политику в отношении Израиля, призывая «посмотреть в лицо реальности» и немедленно признать еврейское государство де-юре.

В дневнике вновь ставший премьером Черчилль писал, что «политика Бевина была неверной… Израиль – это сильная страна в регионе и к тому же важный элемент в наших отношениях с США».

Но когда в 1952 году Израиль обратился к Британии с просьбой о займе в 20 млн фунтов стерлингов, Черчилль примкнул в возражавшим министрам. Предложив в 1954 году ввести санкции против Ливана за блокаду Израиля, Черчилль отказался от своей идеи, когда узнал о несогласии с ней МИДа.

В своих историко-мемуарных сочинениях и выступлениях Черчилль неоднократно восторженно отзывался о евреях. Так, выступая в 1921 году в Иерусалиме, Черчилль заявил: «Мы обязаны евреям системой этики, на которой выстроена вся наша христианская цивилизация». В своей статье 1920 года Черчилль писал:

Некоторым нравятся евреи, другим не нравятся, но ни один думающий человек не может поставить под сомнение факт, что евреи являются самой замечательной и выдающейся расой, когда-либо появлявшейся в мире.

Евреи в кабинетах Черчилля: Гарри Примроуз, Лео Амери. Крупный колониальный пост занимал Мэтью Натан. Предшественником Черчилля на посту министра обороны был Эмануэль Шинвелл.

Оценки Черчилля в Израиле[править]

В 2012 году против плана по созданию Центра Черчилля в Иерусалиме выдвигались возражения в связи с тем, что ему был «не чужд скрытый антисемитизм, распространенный в его поколении и классе».

Так или иначе, но в 2012 году в Иерусалиме был открыт памятник Черчиллю. На каменном постаменте высечены слова, сказанные Черчиллем в поддержку Израиля в речи в Палате Общин в январе 1949 года: «Нет предела изобретательности человека, если она должным образом применяется в условиях мира и справедливости».

Родственники Черчилля[править]

Отец Черчилля, лорд Р. Г. С. Черчилль, поддерживал тесные отношения с Натаниэлом Ротшильдом, который многие годы был его доверенным лицом и стал ближайшим советником, когда тот стал канцлером казначейства (министерство финансов). В конце жизни отец Черчилля оказался в зависимости от еврейского банкира, которому задолжал колоссальную сумму.

О матери Черчилля ходили слухи, что будто бы она имеет еврейские корни, но эта версия документальных подтверждений не нашла[3][4]. Утверждают также, что его отец, Рэндольф Генри Спенсер Черчилль, является потомком Марии Салинас, которая имела предков крещённых евреев[5]. Будто бы отец отдалённый потомок крещённых евреев Эбриачи и Пиерлеони (Джакомы Пиерлеони и Джорданы Франципани).

Сын Черчилля — Рэндолф, и внук, Уинстон, написали книгу «Шестидневная война», написанную с произраильских позиций[6].

Близкая родственница Черчилля Клэр Шеридан, перевозбуждённая рассказами о жестокости комиссаров, лично приехала в Советскую Россию, где делала бюсты Льва Каменева и Льва Троцкого, и по слухам, сблизилась с ними[7][8]. Так, биограф Троцкого Роберт Сервайс пишет, что Троцкий и Шэридан стали любовникам[9].

Источники[править]