Территориализм
Территориализм — направление в еврейском национальном движении, стремившееся к созданию автономного еврейского поселения на значительной территории, где евреи составляли бы национальное большинство и занимались бы «продуктивным», в частности, сельскохозяйственным трудом[1].
Общие сведения[править]
Нельзя считать лишь Эрец-Исраэль исторической землёй еврейского народа. У евреев есть все основания считать своими территории Северной Африки, Испании, Португалии, Ирака, США, Германии и т. д., хотя прямых территориальных претензий к этим странам евреи пока что не предъявляли (за исключением Ирака и некоторых частей Северной Африки, ныне имеются претензии к Германии).
За пределами Израиля у евреев имелись государства, например, Адиабена, Махоза, Нагардея, Хайбар, Хазария, Химьяр, Семиен, Дра, Иудео-берберское царство и т. д. Например, в Северной Африке евреи поселились на тысячи лет раньше арабов.
Так как в XIX веке абсолютное большинство евреев проживало за пределами Эрец-Исраэль, то некоторые полагали, что надо потеснить неевреев с какой-нибудь территории и там создать еврейское государство. Предшественниками первых территориалистов следует считать Мордехая Ноа (проект Арарат), доктора Льва Пинскера, не отдававшего особого предпочтения Палестине перед другой какой-нибудь страной, и инициаторов движения «Am-Oilam», направленного на устройство еврейских колоний в США в начале 1880-х годов. Вполне разумно рассматривать США, с его миллионами евреев, как еврейскую страну, хотя бы частично, например, некоторые считают, что США должны уступить евреям Аляску, некоторые считают, что евреям для общего блага следует также передать Калифорнию, Нью-Йорк, Флориду и т. д.
К предшественникам территориалистов можно до некоторой степени отнести и Теодора Герцля, который в своей книге «Еврейское государство» (1896) говорил не только ο Эрец-Исраэль, но и ο другой стране, отдавая, правда, преимущество Израилю. И даже впоследствии Герцль принципиально не отказывался от протектората Уганда, который считал, впрочем, временным пунктом по пути к Эрец-Исраэль. Но Базельская программа (август 1897 года) говорила только ο Эрец-Исраэль, и сионисты считали поэтому неприемлемым всякие предложения ο замене Эрец-Исраэль какой-либо другой страной.
В 1902 году британский министр по делам колоний Джозеф Чемберлен высказал идею, что евреям нужно предоставить землю площадью примерно 13 000 кв км в британской колонии Уганда (ныне Кения).
В 1903 году на VI конгрессе сионистов в Базеле в связи с предложением английского правительства арендного договора на Вад-эль-Ариш и на Уганду впервые был остро поставлен вопрос о реальной еврейской колонизации. После ожесточённых споров делегаты конгресса приняли решение направить в Кению своих представителей, чтобы осмотреть предлагаемые земли. Посланцы конгресса вернулись с сообщениями о том, что предложенная территория обладает неплохим климатом, но изобилует львами и другими хищниками, а местное население недружелюбны. После этого большинство сионистов во главе с Герцлем окончательно укрепились в намерении построить еврейское государство лишь в Эрец-Исраэль.
В 1905 году на VΙΙ конгрессе сионистов в Базеле был поднят вопрос ο территориализме вообще, и большинством голосов было постановлено, что всякие территориалистические проекты следует отвергать как противоречащие Базельской программе; последняя, однако была расширена в том смысле, что, кроме Эрец-Исраэль, сионисты стремятся к колонизации и соседних с ней стран.
Еврейское территориалистическое общество[править]
В отличие от сионизма, территориализм не ставил своей целью достижение политического самоопределения и возник в рамках сионистского движения после смерти Герцля как следствие отказа 7-го Сионистского конгресса (Базель, июль — август 1905 года) принять предложение британского правительства предоставить для еврейского поселения территорию в Восточной Африке. В знак протеста против этого решения 28 делегатов покинули Конгресс и вместе с рядом других делегатов Конгресса провели свою двухдневную конференцию (30 июля – 1 августа). На этой конференции группа приняла решение о выходе из Сионистской организации и создании независимой Еврейской территориальной организации. Лидер группы Израэл Зангвилл сначала выступал против выхода из Сионистской организации, однако изменил свою позицию после того, как генеральная конференция Англо-палестинского банка отказалась финансировать еврейские поселения вне пределов Эрец-Исраэль. Зангвил оставался главой ЕТО вплоть до роспуска организации в 1925 году.
Из делегатов VII сионистского конгресса, оставшихся недовольными его решением ο территории, образовалось «Еврейское территориалистическое общество» (ЕТО; Jewish Territorial Organisation; JTO). Во главе новой организации стал Израэл Зангвилл; в неё вошли в основном английские делегаты VII-го конгресса, а также несколько русских представителей.
К ЕТО присоединились некоторые сионистские лидеры, в частности, сионисты-социалисты во главе с Нахманом Сыркином.
Штаб-квартира ЕТО находилась в Лондоне; в течение короткого времени организация создала многочисленные филиалы по всему миру; в одной только России действовало более 280 эмиграционных центров ЕТО.
Программа ЕТО гласила:
- 1. Организация территориалистов стремится к приобретению территории для евреев, не могущих и не желающих оставаться в тех странах, где они ныне живут.
- 2. Для достижения этого территориалисты задаются целью:
- а) объединить всех евреев, признающих 1-й § программы территориалистов;
- b) вступать в переговоры с теми правительствами и частными учреждениями, которые могут и готовы уступить евреям территорию;
- с) вызывать к жизни финансовые учреждения, эмиграционные, рабочие и иные бюро, необходимые для осуществления основной цели территориалистов.
Территориалисты на своём учредительном собрании постановили, что их общество как таковое не занимает определённой позиции по отношению к сионизму и даёт своим приверженцам возможность примыкать или не примыкать к сионизму. Территориализм не стремится создать центр для всего еврейства, он всегда говорит лишь ο евреях, которые не могут и не хотят жить на своих местах и вынуждены поэтому эмигрировать.
«Большой комитет» (Actions Comittée) сионистов постановил, что никто из его членов не может быть территориалистом и ни одна сионистская организация не может целиком входить в территориалистическую партию; относительно же отдельных членов всемирной сионистской организации не было принято никакого решения.
Последующие 2−3 года территориалисты и сионисты вели друг против друга ожесточенную борьбу, впоследствии она утихла, однако даже в 1912 году не совсем ещё прекратилась.
Во главе ЕТО стоял Интернациональный совет, председателем которого состоял с самого начала Зангвилл; членами совета являлись: Шпильман, Сульцбергер (Америка), И. Ясиновский, Макс Мандельштам (Россия), Люсьен Вольф (Англия), Иеремиас (Германия) и т. д.
В 1906 году в Лондоне была проведена первая конференция ЕТО, — как пленарное заседание Интернационального совета. Рассматривался целый ряд территориалистических проектов и была избрана «географическая комиссия». Помимо Уганды, признанной и географической комиссией неподходящей территорией для колонизации евреями, рассматривались участки территории Аргентины, Австралии, Боливии, Бразилии, Канады, Колумбии, Месопотамии, Невады, Айдахо, Парагвая, Родезии и Киренаики.
В 1907 году британская секция Интернационального совета, состоящая из 31 члена, выпустила синюю книгу, в которой рекомендовала Киренаику как территорию, годную для колонизации евреев (вместе с Киренаикой секция рекомендовала колонизировать и Месопотамию).
В 1908 году была отправлена экспедиция в Киренаику, но она высказалась отрицательно. От Месопотамии, куда отправило экспедицию и Еврейское колонизационное общество, пришлось отказаться во время переговоров об уступке территории евреям.
Зангвилл заявил, что территориализм выносит на первый план не политическую автономию, а колонизацию. В этих словах Зангвилла многие увидели дальнейший шаг отчуждения территориализма от сионизма. Неудачи в поисках территории побудили сторонников территориализма сосредоточить своё внимание на эмиграционной проблеме.
Ввиду того, что даже в случае приобретения территории на ней нельзя будет сразу поселить существенное количество евреев и что пока эмиграция евреев принимает всё более и более ненормальный характер, территориалисты задались целью упорядочить дело эмиграции и начали расселять евреев из Нью-Йорка по южным штатам, где евреев было очень мало; особенно много евреев было ими отправлено в Техас, через Гальвестонскую гавань (Галвестон (Техас)). Для этой задачи были открыты бюро в Америке, Великобритании, Германии (Бремен) и России (Киев); субсидия была получена от Джейкоба Шиффа и Ротшильда.
В 1911 году проживавший в Лиссабоне виноторговец Вильгельм Терло, родом из Ровно, предложил для рассмотрения территориалистами юго-западную португальскую колонию Анголу. Предложение встретило живой отклик в Португалии и одобрительное отношение со стороны португальских правительства и парламента, нуждающихся в оживлении своих африканских колоний. В 1912 году делегация территориалистов была принята председателем португальского парламента, и последний единогласно принял специальный закон об Анголе в связи с её возможным заселением массой эмигрантов:
- каждому новому колонисту на равнине Бенгуэлла представлялась площадь в 250 гектаров;
- еврейским колонизационным и эмиграционным обществам правительство обязывалось выдавать концессии на устройство полезных для страны предприятий и пр.;
- евреи обязывались учить португальский язык, стать португальцами и пр.
Проект Терло встретил в целом несочувственные отзывы в еврейской печати, не примыкавшей к территориалистам; указывалось на то, что Португалия слишком слабая страна и не сможет защищать евреев, считали также Анголу неподходящей страной в климатическом отношении и что евреи могут подвергнуться нападению диких племён. В 1912 году в Анголу посылалась особая экспедиция.
К 1912 году число и, главное, численность организаций территориализма существенно упала; лишь в Венгрии в 1912 году сторонники движения приобрели много новых членов благодаря агитации Макса Сабольци в газете «Egyenloseg».
Прочие проекты[править]
Другой, независимой от ЕТО, территориалистской организацией была Аллгемайне Юдише колонизационс-организацион (Всеобщая еврейская колонизационная организация, ВЕКО), основанная Альфредом Носсигом в Берлине в 1908 году, вскоре после революции младотурок. ВЕКО отвергала национальный и политический аспекты сионизма и отличалась от ЕТО тем, что, во-первых, стремилась к созданию компактного еврейского поселения только в Эрец-Исраэль, Сирии и на Синае и, во-вторых, не настаивала на автономии будущего еврейского поселения (ВЕКО не отрицала автономию, если она постепенно разовьется вследствие роста поселения за счет постоянного притока еврейских иммигрантов). ВЕКО, в отличие от ЕТО, никогда не составляла серьезной конкуренции Сионистской организации. ВЕКО создала ряд соподчиненных учреждений — Восточную колонизационную компанию в Лондоне (1909), Германо-исраэлитско-османский союз (Берлин, 1915 год) и т. д. В 1911 году ВЕКО попыталась вступить в переговоры с британским правительством относительно возможности создания еврейского поселения на Синайском полуострове (идея, выдвинутая Герцлем в 1902−1903 годах, но отвергнутая английскими властями в Египте). ВЕКО вела безуспешные переговоры с турецким правительством до (1909) и во время Первой мировой войны о создании еврейского поселения в Эрец-Исраэль. В 1920 году, вскоре после опубликования Декларации Бальфура организация была распущена.
Существовали следующие проекты:
- План создания еврейского государства в Аль-Хасе
- План Кимберли
- План «Ниско-Люблин»
- План Андиния
- Фугу (план)
В 1935 году на конференции представителей нескольких территориалистских групп в Лондоне была учреждена Лига территориалистских организаций, впоследствии получившая название Фрайланд Лиге; по 1941 год штаб-квартира Лиги располагалась в Лондоне, а затем была переведена в Нью-Йорк; во главе её стоял Ицхак Нахман Штейнберг. Организация ставили целью «способствовать нахождению и приобретению значительной территории в каком-либо малонаселенном районе земного шара, где еврейские массы могли бы жить и развиваться в соответствии с их собственным мировоззрением, культурой и религией». Лига не требовала автономии для такого поселения, однако и не отвергала её. Лига не отрицала сионистского решения, подчеркивая, что организация ставит своей целью «помочь тем евреям, которые ищут прибежища и которые не могут или не смогут иммигрировать в Палестину». Такая позиция позволила Лиге сотрудничать с сионистским движением, которое признавало деятельность, направленную на временное облегчение положения бедствующих евреев. Но все усилия Лиги завершились провалом. Организация вела переговоры о поселении евреев в Эквадоре (1935), в Анголе (1938), в Австралии (1938−1944) и в Суринаме (1948) и направляла многочисленные комиссии для изучения положения в этих и других странах. Но во всех случаях местные власти проявляли незаинтересованность в массовой иммиграции евреев.
В 1938 году в Амстердаме было создано Всемирное еврейское колонизационное общество (ВЕКО), цель которого — координация деятельности территориалистских групп и организаций и финансирование создания еврейских поселений в подходящих для этого местах по всему миру. Среди организаций, согласившихся сотрудничать с ВЕКО, была Фрайланд Лиге. Так как территория Эрец-Исраэль подходила под это определение, сионистское движение согласилось сотрудничать с ВЕКО. Организации удалось мобилизовать значительные средства, которые были в основном потрачены на исследование различных мест по всему миру, которые могли бы подойти для евреев. Единственное место, которое представлялось перспективным, был Суринам, но из этого плана ничего не вышло, а начало войны положило конец деятельности ВЕКО.
Холокост, в котором погибла почти половина евреев, проекты еврейской автономии за пределами Израиля неактуальными из-за нехватки численности евреев.
Советские проекты[править]
В СССР существовали еврейские национальные районы, Еврейская автономная область, проект Еврейской республики в Крыму.
Современность[править]
Казалось бы с возникновением государства Израиль тема территориализма ушла в прошлое. Однако, когда произойдёт окончательный распад Запада, живущие там евреи (реальная численность евреев в диаспоре как минимум в 10—20 раз выше официальных данных) не смогут все переселиться в Израиль, слишком маленький для этого (к тому же, далеко не все смогут доказать своё еврейство). Нападение со стороны этнобанд и террористов заставит западных евреев создавать самооборону, которой, может быть, окажет помощь АОИ. Не исключено, что таким образом, возникнут небольшие территории на пост-еэсовском, пост-канадском, пост-американском и т. д. пространстве, подконтрольные евреям.
Наиболее неизбежен распад и коллапс ЕС, где живут миллионы евреев. Относительная близость к Израилю позволит израильской армии защитить их при наличии доброй воли израильских властей (что, кстати, не очевидно). Не исключено, что Израилю придётся воевать в Европе против террористических антиизраильских квазигосударств, которые там появятся в ближайшие 20−30 лет, так как они будут угрожать Израилю. Анклавы с еврейским населением могут стать базами для израильской армии.
Наконец, развитие израильской космонавтики рано или поздно сделает актуальным вопрос о защите государственных и частных интересов Израиля и евреев в космическом пространстве, в том числе на Луне.
Не исключено и иное развитие событий: в результате победы левых, власти харедим и мирного процесса Израиль самоликвидируется. В этом случае, вновь придётся возвращаться к идеям территориализма.
См. также[править]
Источники[править]
- ↑ КЕЭ, том: 8. Кол.: 950–952.