Поход норманнов на Испанию (840-е)

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Поход норманнов на Испанию

Военный конфликт
Норман напад img058.jpg
Конфликт
Поход норманнов на Испанию
Дата
843844 годы
Место
Испания
Итог
неопределённый
Стороны
Командующие
Силы
неизвестно
неизвестно
Потери
неизвестно
неизвестно

Поход норманнов на Испанию — поход норманнов на Испанию в 843844 годах.


Ход событий[править]

Франция[править]

В 840-х годах норманны (викинги) основали базу на острове Нуармутье в устье Луары, откуда стали совершать набеги на побережье Бискайского залива[1].

В 843 году норманны, войдя на кораблях в устье Луары, захватили город Нант во Франции и ворвались в городской собор, где учинили резню[2]:

Там шло пасхальное богослужение, но для язычников-викингов это не имело никакого значения. Прямо в соборе они устроили резню. Погибли местный епископ, многие священники и прихожане; кровь пролилась и в алтаре[3].

После разорения Нанта, норманны продолжили продвижение на юг, и достигли Бордо и Тулузы[3].

Галисия[править]

Затем, всё в том же 843 году норманны напали на Хихон и Ла-Корунью на северо-западе Испании (Галисия)[1], на территории, находившихся под властью королей Астурии. И здесь норманны были беспощадны к местному населению, и испанские источники характеризуют их как «жесточайших людей» (gens crudelissima)[4].

Первому нападению подвергся Хихон, однако благодаря мощным укреплениям город устоял[5].

Следующий удар норманнов пришёлся на Корунью. Норманнов привлёк старый римский маяк Башня Геркулеса. Но горожане дали норманнам отпор[5].

На помощь Корунье прибыл король против норманнов выступил король Астурии Рамиро II, вступивший на престол в 842 году. Рамиро у Башни Геркулеса, где норманны разбили свой лагерь, выдвинул против захватчиков своё войско и в решающем сражении разбил их. Потеряв часть трофеев и около 70 кораблей, которые испанцам удалось сжечь, норманны покинули Астурию[3].

На следующий 844 год норманны вновь появились у берегов Галисии. На этот раз они уже не пытались захватить укрепленные города. Атаке подверглась область вокруг Коруньи, примерно на 10 миль в глубину от побережья[5]:

Деревни, церкви и монастыри сжигались дотла. Особо жестоко викинги расправились с монахами в Санта Эулалия де Куртис в девяти лигах от Коруньи. Из всех монахов спаслись только священник Мартин вместе со своими двумя сыновьями, а также брат Адольф и аббат Педет, благодаря которому это событие осталось в истории[5].

От захваченных в плен галисийцев норманны узнали о богатой стране Андалусии, лежащей к югу[5]. Обогнув северо-западную оконечность Пиренейского полуострова, норманны устремились на юг[3].

Андалусия[править]

Лиссабон[править]

19 августа или 20 августа 844 года норманны на 54 кораблях (по другим данным, 108 кораблей и судов разной величины) неожиданно появились в устье Тахо (Тежу). Гарнизон Лиссабона оказался не готов к отражению нападения.

Наместник Лиссабона Вахбуллах Ибн Хазм сразу послал правителю Кордовского эмирата (мусульманской Испании) — эмиру Абд ар-Рахману II — гонца с известием о вторжении норманнов, а сам организовал оборону города. Только после трёх сражений норманнам удалось овладеть Лиссабоном[3].

Гарнизон вырезан. 13 дней норманны грабили город[5], «грабя, убивая и бесчинствуя»[3].

По некоторым дынным, после этого норманны, погрузив добычу и рабов на корабли, они вернулись на Нуармутье[1]. По другим — сразу направились далее на юг к Севильи[3], и через некоторое время достиг устья Гвадалквивира[3].

Кадис[править]

У Гвадалквивира флот норманно вероятно разделился. Большая его часть — примерно 80 кораблей — вошла в устье Гвадалквивира и направилась вверх по реке к Севилье; остальные двинулись к Кадису и Сидонии. Источники не сообщают о разделении флота, но такая реконструкция событий логически вытекает из их сообщений. Согласно Исе Ибн Ахмаду ар-Рази, сообщение которого приводит Ибн Хаййан, в поход на Севилью норманны выступили на 80 кораблях, хотя в начале экспедиции имели 108 судов; значит, часть флота должна была остаться в Средиземном море. Кроме того, если норманны собирались идти на Севилью, им незачем было плыть на юг, к Кадису, а затем ещё подниматься вверх по реке Гвадиана, чтобы овладеть Сидонией[3].

В версии о том, что часть норманнского флота осталась в Средиземном море, говорит и один фрагмент из андалусской географии 11 в. ал-Бакри, согласно которому, норманны в ходе изучаемого похода зашли на кораблях в гавань марокканского порта Асила и попросили у местных берберов разрешения забрать укрытые поблизости припасы — просо, которое к этому моменту уже пришло в негодность. Приняв издали зерно за золото, берберы попытались внезапно напасть, но норманны успели добраться до кораблей и отплыть в сторону Севильи[6]. По-видимому это значит, что перед началом похода против Испании норманны устроили на побережье Северной Африки склад припасов, забирать которые по мере необходимости была призвана часть флота, оставшаяся в Средиземном море[3].

В сентябре 844 года нападению норманнов подвергся Кадис[5].

Катболь[править]

29 сентября 844 года норманны рейдеры высадились на острове Каптель (Катболь, Малый остров, Isla Menor). Этот остров, на котором в мусульманской Испании разводили породистых лошадей, стал базой для последующих операций норманнов[5][3].

Севилья[править]

 → Поход русов в Севилью (844 год)

Утвердившись на Каптеле 25 сентября 844 года, норманны через три дня предприняли первую вылазку в сторону Севильи. Поднявшись вверх по реке до Кории дель Рио, где высадились и разбили ополчение местных жителей — йеменских арабов-йахсубитов, после чего разорили поселение, перебив всех его обитателей[5][3].

Проведя в Кории дель Рио ночь и следующий день, норманны 1 октября выступили в поход на Севилью[3].

Наступление норманнов не было неожиданностью: многочисленные беженцы разносили вести об их приближении. Но даже зная о наступлении врагов, севильцы были практически лишены возможности защищаться, так как Севилья не была обнесён крепостными стенами (эмиры боялись восстания местных жителей), а наместник не принял реальных мер для организации обороны[3].

Наместник Севильи при приближении норманнов по одной версии бежал в более безопасную Кармону[7], по другой — заперся в городской цитадели и отбивался вплоть до того времени, когда в Севилью вошли войска эмира[8].

Севильское ополчение билось с норманнами на подступах к городу без видимого участия наместника[3].

По некоторым данным, в Кармону бежал не наместник, а сам эмир Абдеррахман II[5].

В попытке сдержать норманнов на подступах к городу севильцы сами наспех собрали ополчение и вышли на бой, но это нестройное, лишённое единого командования и даже знамени воинство быстро потерпело поражение. Оставшиеся в живых ополченцы частью отошли к Кармоне, частью вместе с населением укрылись в горах, оставив город без защиты[3].

Не встречая на своём пути никакого сопротивления, норманны вошли в Севилью[3].

В начале норманны вероятно чувствовали себя в городе неуверенно: проведя там ночь, они на следующий день вернулись на корабли. Однако, потом норманны вновь вошли в Севилью. Целую неделю они властвовали над городом, убивая, грабя и обращая в рабство местных жителей, не успевших спастись бегством. Творимые ими бесчинства были столь ужасны, что известия о них разлетелись далеко за пределы мусульманской Испании — «ворвались в Севилью и, захватывая в ней добычу, истребили огнём и мечом многих халдеев», — мусульман[3].

Таким образом, норманны подожгли арабские корабли, и Севилья пала. Грабежи и убийства продолжались 7 дней. Оставшихся в живых мусульман норманны обратили в рабов[5].

9 октября норманны погрузили трофеи на корабли, согнали туда же пленных и двинулись обратно на остров Каптель. Одновременно они объявили, что готовы выпустить пленников за выкуп[3].

Это заявление было уловкой с целью заманить бежавших из Севильи обратно в город, чтобы затем расправиться с ними. Горожан спас их собственный страх: они не решились вернуться. Когда через несколько дней норманны вернулись в Севилью, чтобы захлопнуть ловушку, они обнаружили в городе лишь небольшую горстку жителей, запершихся в одной из мечетей. Мечеть была немедленно взята приступом, а собравшиеся в ней были перебиты. В память об этом севильцы впоследствии нарекли мечеть «Мечетью мучеников» (Масджид ашшухада)[3].

Донесения о действиях норманнов стекалась в столицу Андалусии Кордову, к эмиру Абд ар-Рахмана II, который был полон решимости сразиться с врагом, но выступить немедленно не мог, так как войск в Кордове было немного. Во все концы страны были отправлены приказы собирать войска и отправлять их в Кордову[3].

Абд ар-Рахман II обратился за помощью даже к людям, отношения с которыми у него были далеко не дружественными. Так, Абд ар-Рахману II удалось с помощью лести и уступок склонить на свою сторону крупного мятежного феодала Мусу Ибн Мусу ал-Каси[9], и Галиндо Иньигеса, сына наваррского короля[10].

К Кордове стягивались войска, и Абд ар-Рахман II сформировал отряды и направлял их к Севилье. Командование войсками было доверено лучшим полководцам; общее руководство осуществлял фаворит эмира — Абу-л-Фатх Наср, который сам был уроженцем расположенной рядом с Севильей Кармоны, и теперь ему предстояло защищать родной город[3].

Таблада[править]

Вскоре мусульманская армия появилась в окрестностях Севильи. Первый бой с норманнами принёс арабам успех: норманны, потеряв около 70 человек, отступили на корабли. Однако, и полководцы эмира не решались ввязываться в новое сражение[3].

Абдеррахман II вернулся из Кармоны в Севилью с солдатами, и увидел город пустынным и сожжённым. В одной из мечетей лежала груда тел стариков с раскроенными черепами. В пределах Севильи река не была судоходной. Нападавшие ушли по вверх по реке. Абдеррахман II послал в погоню кавалерию под командованием триумвирата Абдаллаха ибн аль-Куляба, Абд аль-Вахида аль-Искандарано и Мухаммада ибн Рустума aль-Альхарафе (аль-Шарафа) вместе с мобилизованными севильскими беглецами, которых возглавлял евнух Наср[5].

Вскоре состоялась решающая битва. В источниках есть два рассказа о том, как она проходила[3].

Согласно первой версии, норманны, разграбив Севилью, стали предпринимать походы на соседние области. Хх набегам подвергся даже район Кордовы. Однажды мусульманские полководцы, заметив издали, что три отряда норманнов выходят из города по разным направлениям, решили напасть на один из них. Норманны двигались на юго-восток, к Морону; когда они отошли на достаточное расстояние, арабские войска отрезали их от реки и в жестоком бою разгромили. Увидев, что отряд потерпел поражение, оставшиеся в городе норманны покинули город, сели на корабли и двинулись вверх по Гвадалквивиру на соединение с ушедшими на север товарищами. Когда все норманны вернулись на свои корабли, их флот развернулся и, преследуемый по берегам Гвадалквивира войсками мусульман, ушёл вниз к устью реки[11].

Согласно другой версии, Мухаммад Ибн Саад Ибн Ростем, отпрыск рода Ростемидов, правившего в ТахертеАлжире) поддерживали тесные связи с правителями Кордовы, и Мухаммад Ибн Саад нашёл тёплый приём при андалусском дворе. Выступив по приказу Абд ар-Рахмана II против норманнов, Мухаммад Ибн Саад расположился с войском около Таблады, в нескольких км к югу от Севильи по течению Гвадалквивира, а затем, 6 ноября 844 года, отобрал лучших, прошедших через войны с Астурией солдат, и направил их к городу. Этот передовой отряд непрерывно навязывал норманнам стычки, а затем отступал в предместья города. 10 ноября норманны бросились в погоню; их поддерживал двигавшийся вниз по реке флот. Но андалусцы именно этого и добивались, чтобы пустить в ход притворное бегство. Достигнув Таблады, отступавшие развернулись и ударили на норманнов; одновременно из засады выступили главные силы войск эмира. Но и отряд норманнов получил подкрепление: к нему присоединились сошедшие с кораблей воины. В завязавшейся битве перевес сначала склонялся на сторону норманнов, но Мухаммад Ибн Саад внезапным манёвром вышел им в тыл, отрезав от кораблей. В итоге войскам эмира удалось отбить часть награбленного викингами и нанести им значительные потери — норманны потеряли около 1 тысячи человек убитыми (включая своего предводителя) и около 400 пленными; кроме того, из-за недостатка людей им пришлось бросить 30 кораблей, которые захватили и сожгли мусульмане[12]. По другим данным, потери норманнов составили 500 человек убитыми и четыре корабля[13].

Победа мусульман была, однако, неполной: норманнам удалось отразить нанесённый по ним удар, пробиться к кораблям и отплыть. Для их устрашения Мухаммад Ибн Саад приказал тут же на берегу казнить пленных. Трупы норманнов, укреплённые на досках, были затем выставлены в Севилье на всеобщее обозрение[3].

Сохранился ещё о рассказе о битве при Табладе у Родериха Толедского, который сообщает, что решающей битве предшествовали многочисленные мелкие стычки, в ходе которых ни та, ни другая сторона не могла одержать победу. Наконец норманны укрепились в Табладе, однако мусульманам с помощью боевых машин (камнемётов?) удалось выбить их оттуда. В начавшейся после этого сече погибло около 400 викингов и приблизительно столько же мусульман; норманны потеряли также 4 корабля[14]. Возможно, часть норманнов, отрезанных мусульманами от кораблей, захватила селение и попыталась укрепиться в нём, после чего мусульмане начали осаду с использованием боевых машин[3].

Перемирие[править]

После битвы при Табладе норманны закрепились между Табладой и Каптелем и эпизодически предпринимали вылазки в районы, где андалусских войск было мало. Мусульмане, которые понесли потери не решалась начать крупное сражение. Боевые действия свелись к мелким стычкам, например в единственном бою, о котором упоминают на этом этапе источники, погибло два норманна[15].

Одновременно начались переговоры о выкупе пленных. Мусульманам удалось выкупить большинство пленников, причём норманны, отказываясь от золота и серебра, требовали в основном одежду и съестные припасы из-за нехватки провианта.

Завершение войны[править]

Пополнив запасы, норманны оставили Каптель и двинулись вниз по течению Гвадалквивира. Мусульманская армия неотступно следовали за ними по берегам реки, не давая высадиться на берег. Норманны достигли Сидонии, где, вероятно, соединились с не пошедшими на Севилью товарищами. Потом флотилия норманнов двинулась на запад[3].

Норманны овладев островом Сальтес и сделав его своей базой, подобной Каптелю, поднялись вверх по реке Рио Тинто и разорили Ниеблу. Вероятно, что пострадала и расположенная в устье реки Уэльва. Двигаясь далее на запад, викинги предприняли поход по течению реки Гвадиана, достигли Бежи и разграбили её. После чего, проплыв вдоль берега Португалии и остановившись ещё раз у Лиссабона, направились на север[3].

По словам ал-Узри, норманны, двигаясь к Лиссабону, сделали промежуточные остановки ещё в двух поселениях, называемых С.‘.с. и ал-Маадан. С.‘.с. это вероятно город Синеш (Sines), расположенного на мысе, где норманны вполне могли встать лагерем. Под ал-Мааданом разумеется, очевидно, не испанский Альмаден (Алмада) близ Лиссабона. Возможно, Алмада служила норманнам первоначальной базой, как Каптель и Сальтес, а затем они покинули её, разместившись на некоторое время во вновь захваченном Лиссабоне[3].

Те норманны, которые остались в Андалусии, не успев сесть на корабли, отступили в сторону Кармоны и Морина, где их окружил Мухаммад ибн Рустум, сдатлись в плен и приняли ислам[5].

Уход норманнов эмир использовал для укрепления городов и строительства флота — через 4 года после вторжения норманнов Абд ар-Рахман II смог послать против восставших жителей Балеарских островов флот в 300 кораблей[16]. Корабли Андалусии оснащалась даже машинами для метания сосудов с зажигательной смесью[17]. Были наняты моряки. Жителей Мериды, Кармоны и Сантарема обязали вести наблюдение за побережьем[5].

См. также[править]

Источники[править]

  1. 1,0 1,1 1,2 Нападение норманнов на Севилью
  2. Chronicon de gestis Normannorum in Francia // MGH Scriptores. 1. [Annales et chronica aevi Carolini]. Hannover, 1826. P. 532; Reginonis abbatis Prumiensis Chronicon cum continuatione Treverensi. MGH Script rer Germ [50]. Hannover, 1890. P. 76.
  3. 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 3,11 3,12 3,13 3,14 3,15 3,16 3,17 3,18 3,19 3,20 3,21 3,22 3,23 3,24 3,25 3,26 3,27 3,28 Мишин Д. Е. Викинги в мусульманской Испании
  4. Monachi Silensis Chronicon // España Sagrada. T. XVII. Madrid, 1763. P. 289.
  5. 5,00 5,01 5,02 5,03 5,04 5,05 5,06 5,07 5,08 5,09 5,10 5,11 5,12 5,13 Нападения норманнов на Испанию (IX - X вв.)
  6. Kitāb al-Masālik wa-l-Mamālik d'Abu Ubayd al-Bakrī. Tunis, 1992. P. 791
  7. Ben Haián de Córdoba. Op. cit. P. 197
  8. Тарих Ифтитах ал-Андалус. Таалиф Ибн ал-Кутийа. Бейрут, 1982. С. 80
  9. Тарих Ифтитах ал-Андалус... С. 79; Ben Haián de Córdoba. Op. cit. P. 201.
  10. Aḥmad Ibn ‘Umar Ibn Anas al-‘Udhrī. Op. cit. P. 98.
  11. Тарих Ифтитах ал-Андалус... С. 79-81.
  12. Ben Haián de Córdoba. Op. cit. P. 198.
  13. Aḥmad Ibn ‘Umar Ibn Anas al-‘Udhrī. Op. cit. P. 100; Ibn el-Athiri Chronicon quod perfectissimum inscribitur. V. 7. Lugduni Batavorum, 1865. P. 11; ан-Нувайри. Нихайат ал-Араб фи Фунун ал-Адаб. Т. 23. Каир, 1980. С. 384.
  14. Rodericus Ximenius de Rada. Op. cit. P. 265
  15. Aḥmad Ibn ‘Umar Ibn Anas al-‘Udhrī. Op. cit. P. 100; ан-Нувайри. Указ. соч. Т. 23. Каир, 1980. С. 384.
  16. Ал-Муктабис мин Анба Ахл ал-Андалус ли Ибн Хаййан ал-Куртуби. Бейрут, 1973. С. 2.
  17. Тарих Ифтитах ал-Андалус... С. 83.