Циклопедия скорбит по жертвам террористического акта в Крокус-Сити (Красногорск, МО)

Поход русов в Севилью (844 год)

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Поход русов в Севилью

Военный конфликт
Wikinger.jpg
Викинги
Конфликт
Поход русов в Севилью
Дата
844 год
Место
Лиссабон, Севилья
Итог
неопределённый
Стороны
Командующие
Силы
неизвестно
неизвестно
Потери
неизвестно
неизвестно
Возможный маршрут.

Поход русов в Севилью — поход русов на Кордовский эмират в 844 году.

Общие сведения[править]

 → Поход норманнов на Испанию (840-е)

В августе — сентябре 844 года язычники, именовавшиеся русами атаковали с моря Лиссабон, а затем, в октябре того же года — Севилью. После нескольких битв, в которых они одерживали победу, мусульманам всё же удалось изгнать их. Также нападению подверглись Аликанте, Сидония и Гадис.

Ал-Йа’куби назвал нападавших «ал-маджус, которых именуют ар-рус» («ал-Маджус ар-Рус»)[1]:

На запад от города, называемого Аль-Джазира[2], находится город, именуемый Ишбилия[3], при большой реке, которая есть река Куртубы[4]. В этот город вошли язычники[5], которых называют Рус, в 229 году[6] и пленяли, и грабили, и жгли, и умерщвляли[7].

2 августа 844 года «ал-Маджус ар-Рус», ранее напавшие на Галисию, прибыли на многих кораблях к побережью Кордовского халифата. Высадившись у Лиссабона, они разорили окрестности этого города, захватили и сожгли Кадис и Медина-Сидонию. Затем «ал-Маджус» поднялись на кораблях вверх по Гвадалквивиру и после ожесточённого сражения заняли Севилью, сделав её опорным пунктом для своих дальнейших набегов. Абдеррахман II атаковал стоянку русов и сжёг 30 кораблей, закидав их горящей смолой. Русы решили не ввязываться в бой и ушли вниз по Гвадалквивиру в море.


Описание (пер. Т. М. Калининой)[править]

Перевод Т. М. Калининой (при участии В. М. Бейлиса, Д. В. Микульскомого, Д. Е. Мишина и С.Г. Кляшторного)[8]:

Ибн ал-Кутиййа[править]

‘Абд ар-Рахман построил в Севилье мечеть и воздвиг вокруг города стену по причине взятия её маджусами[9], после того как вторглись они туда в году 230[10], первой даты, когда упоминается подобное. Было их вторжение в его (‘Абд ар-Рахмана) дни. Были устрашены люди и бежали от них, и оставило население Севилью, и бежало оттуда в Кармону и в горы Севильи. Никто из жителей Запада не призывал сражаться с ними, и люди в испуге бежали в Кордову и соседние с ней округа.

Вазиры вышли вместе с жителями Кордовы и соседних с ней округов, а население Пограничья[11] спаслось бегством, как только маджусы стали продвигаться, занимая первые же территории Запада и захватив равнину (?) Лиссабона. А вазиры и те, кто были с ними, оставались в Кармоне и не могли поднять людей на борьбу из-за большой силы врагов. Так было, пока жители Пограничья не отважились выступить... Когда люди Пограничья соединились с вазирами, они стали просить, чтобы двинулся и народ, они сообщили, что от них ежедневно выступают отряды в сторону Фириша и Аликанте и в направлении Кордовы и Маврура. Они обратились с просьбой устроить засаду в таком месте, где они могли бы спрятаться поблизости от окраины Севильи. Им указали на селение Кинтуш Му’афир, южнее Севильи. Они вышли туда под покровом ночи и спрятались там. А в нём — церковь святого покровителя, и они поднялись к куполу и наблюдали с её высоты из деревянной надстройки. Когда занялась заря, к ним вышел отряд маджусов, в котором было 16 тысяч, часть из них направлялась в сторону Маврура. Когда они оказались напротив селения, наблюдатель указал на них. Однако мусульмане не стали нападать на них, пока они не прошли дальше. Когда они удалились, мусульмане отрезали их от города, и меч поразил их всех. Затем подошли вазиры, вступили в Севилью и застали там правителя, который был осажден в её крепости. Он вышел к ним, и люди отступили. А два отряда маджусов вышли из города (?), кроме того, который был уничтожен, один отряд в сторону Аликанте, другой — в сторону Кордовы и в сторону Бану Лайс.

Когда те маджусы, которые были в городе, услышали о коннице, приходе войск и гибели отряда, выступившего в направлении Маврура, они бежали к своим кораблям, поднялись вверх по течению выше Севильи в сторону крепости аз-За’вак и встретились со своими товарищами, после чего сели на корабли и спустились вниз по реке. А люди, обозлившиеся на них, забрасывали их камнями и костями животных. Когда они (маджусы) подошли к Севилье на расстояние мили, то стали кричать людям: «Если хотите выкупить своих пленных, отстаньте от нас!» Люди прекратили нападения на них и предоставили выкуп за находившихся у них пленников. Большинство пленных было выкуплено: они не брали в качестве выкупа за них ни золота, ни серебра, а взяли только одежду и еду.

Они отошли от Севильи и направились к Накуру... Затем они чинили насилия над всеми обитателями побережья, пока не добрались до страны ар-Рум[12]. В том путешествии они достигли Александрии и пребывали в этом положении 14 лет...

Многие старейшины Севильи рассказывали, что маджусы накаляли в огне стрелы и выпускали их в свод мечети, и, если место вокруг стрелы загоралось, она стрела падала. И следы стрел на своде мечети видны до нашего времени. Когда они потеряли надежду поджечь мечеть, то собрали в одном из помещений дрова и циновки, чтобы разжечь огонь, и это все достигало кровли. Тогда со стороны михраба к ним вышел некий юноша и вывел их из мечети, и запретил им входить туда три дня, до тех пор пока не произошло сражение с ними. И маджусы описывают вышедшего к ним юношу как совершенство красоты[13].

Ал-’Узри[править]

Выступление маджусов со стороны моря на область Севильи. Рассказывают, что в году 229[14] прибыло письмо Вахбаллаха ибн Хазма, наместника Лиссабона, сообщавшее, что остановилось на побережье около него 54 корабля и с ними 54 судна маджусов. Были отправлены известия правителям областей с предупреждением, и в том же году было высказано пожелание имаму ‘Абд ар-Рахману от Галандара ибн Вук.к.х(а)[15], и он участвовал в битве с маджусами. В году 230[16] подошли маджусы на кораблях к Севилье в пятницу мухаррама 8-го[17]. А перед этим зу-л-хиджжа 1-го[18] они появились близ Лиссабона, как уже было сказано. Находились они там 13 дней, и между ними и мусульманами происходили сражения.

Затем они заняли остров Кабтель в округе Севильи в день, датированный выше пятницей, и оставались там три дня. Утром в понедельник они появились в селении Корио дель Рио, и люди начали войну с ними и применили оружие в крепости его против них, а оно селение расположено в 12 милях от города Севилья. Утром в понедельник 12-го мухаррама они встретились в сражении, мусульмане бежали, и очень многие из них погибли. Маджусы находились в Корио дель Рио оставшуюся часть дня, затем во вторник они вошли в Табладу, а она в 20 милях от города Севилья. Они провели там ночь, а на следующий день появились под городом в местности, именуемой ал-Фаххарин. Люди призывали объединиться против них и начали сражение.

Потом маджусы повели свои корабли дальше, пока не остановились внутри города Севилья, и бросились со своих кораблей в битву с мусульманами. Утром в среду 14-го мухаррама, и это же 1 октября, мусульмане бежали, а погибло и было взято в плен столько мусульман, что и не описать. Меч не переставал разить все живое, что только попадалось ему: мужчин, женщин, детей, верховых животных, скот, птицу — всё, что находилось в пределах досягаемости их мечей и стрел. Они вошли в центральную часть Севильи и пробыли там остаток дня и ночь. Затем в четверг утром вернулись к своим кораблям.

А военачальники имама ‘Абд ар-Рахмана остановились восточнее Севильи, в местечке под названием Машдул... Когда враги Аллаха узнали о них, они поспешили первыми начать бой, так что чуть было не смяли их ряды, но мусульмане проявили мужество, держались и продолжали сражение, пока не уничтожили около 70 неверных и не обратили их в бегство, прогнав на свои корабли. Затем мусульмане отказались от преследования, отступились от них и остановились.

Когда к имаму ‘Абд ар-Рахману пришла весть о деяних военачальников, он отстранил их и выпустил Мухаммада ибн Са’ида ибн Рустума, и тот отправился тотчас же после этого во главе воинов и ополчения, собравшихся к нему, пока не остановился в центральной части Севильи. Тогда маджусы вышли к нему и в тот же день завязали бой с ним в городе, но он отразил их. Когда наступила ночь, он и те, кто были с ним, ушли, боясь ночного нападения. Он отошёл в Куртиш — это в четырех милях к югу от города. Затем утром он выступил для сражения, но маджусы не отважились напасть на него и отошли от Ибн Рустума, пока не остановились в Табладе, а он преследовал их и во вторник 3-го раби’ I[19] напал на них, установив против них метательные машины.

В этот же день к ним прибыл Наср-евнух с подкреплением из Кордовы, поднял людей со всех сторон на войну с маджусами, и началось сражение между ними. Мусульмане чуть было не бежали, но Мухаммад ибн Рустум сошел с коня, а за ним спешились также и люди, и пешие вошли в пространство между врагом и большой рекой, разъединив маджусов и их корабли. Маджусы бежали, и около 500 неверных было убито. У них захватили 4 корабля со всем, что было в них. Ибн Рустум приказал сжечь корабли, а то, что находилось на них, продать как трофеи.

Это происходило в его лагере, а маджусы не предприняли нападения. Они оставались между Табладой и Кабтелью несколько дней, и мусульмане не имели возможности напасть на них. Так было, пока маджусы не вышли со стороны реки, протекающей вблизи Ниеблы, быстро поднялись на возвышенность, захватили пленных и товары, а затем стали наступать. Мусульмане преградили им путь. Во главе конницы был ‘Абдус ибн Мукбил, а командиром войска, расположенного в той местности, —‘Aбдаллах ибн Кулайб ибн Са’лаба. Но каждое подразделение воздерживалось от помощи сотоварищам и отказывалось защищать их.

Затем маджусы прибыли в Канб Кауриш, расположились там, вывели пленных и выставили добычу, распределив все это между собой. Тогда мусульман охватил гнев, и они отважно ринулись на них, убили двух молодчиков из маджусов и загнали их на корабли. После этого враги Аллаха вошли в Кабтель и продвигались между долинами, а мусульмане с обоих берегов реки спустились к ним, не давая им остановиться. Маджусы облегчили свои корабли и пошли в Сидонию, захватили еду и взяли пленных. Там они находились два дня. Затем по реке спустились 15 кораблей, принадлежащих имаму ‘Абд ар-Рахману ибн ал-Хакаму, с воинами и оружием, и остановились в Севилье. Когда маджусы узнали об этом, они ушли к Балбале, совершая набеги и захватывая пленных. Они остановились на реке Вади Вабру[20] на острове Шалтиш. После этого маджусы достигли Ашкуны и сделали остановку на Вади Ана[21], затем пришли к Беже и остановились в местности, называемой С. ‘с, потом располагались в ал-Ма’дане, далее перебрались в Лиссабон и двинулись оттуда в поход, и после этого вестей о них не поступало[22].

Ибн ал-Асир[править]

Рассказ о нападении многобожников на области мусульман в Андалусии.

В этом году, я имею в виду 230[23], выступили маджусы морским путём из отдаленных пределов Андалусии на области мусульман в ней... Они появились в зу-л-хиджжа года 229[24] около Лиссабона, и 13 дней происходили между ними и между мусульманами битвы.

Затем напали на Кадис, потом на Сидонию. Были между ними и мусульманами сражения.

Затем подошли к Севилье 8-го мухаррама[25] и остановились в 12 фарсахах от неё. Против них вышло много мусульман, и они встретились в сражении, но 12-го мухаррама[26] мусульмане отступили, многие из них погибли. Затем расположились они (маджусы) в двух милях от Севильи. Жители выступили против них и сражались, но 14-го мухаррама[27] мусульмане обратились в бегство и многие были убиты, другие взяты в плен. Мечи маджусов не щадили ни человека, ни лошади. Они вошли внутрь Севильи и оставались там сутки, а затем вернулись к своим кораблям.

После этого их настигло войско ‘Абд ар-Рахмана — правителя страны — и отряды нескольких предводителей. Маджусы напали первыми, но мусульмане держались стойко и сражались с ними. 70 многобожников было убито, а остальные отступали, пока не сели на корабли, мусульмане же воздержались от нападения на них. Услышав об этом, ‘Абд ар-Рахман послал ещё другое войско, и оно вступило в жестокую битву с маджусами, и те повернули обратно, а войско, неотступно следуя за ними, на протяжении раби’ I[28] вело сражение, и к нему подошла подмога со всех местностей, вставая на битву с маджусами со всех сторон. Маджусы выступили против них и сражались с ними, и мусульмане чуть было не отступили, но потом держались стойко. Многие из них спешились. И маджусы бежали, а около 500 человек из них было убито. У них захватили 4 корабля, забрав то, что там было, и сожгли их. Несколько дней мусульмане оставались на месте, не имея доступа к маджусам, так как те находились на своих кораблях.

Затем маджусы двинулись в Ниеблу и захватили пленных, после причалили к острову неподалеку от Кур(т?)иса, расположились там и разделили имевшуюся у них добычу. Тогда мусульмане, разгневавшись, подошли к ним по реке и убили двух человек из числа маджусов, после чего маджусы отплыли, направляясь к Сидонии. Там они захватили в качестве добычи продовольствие и пленных и находились там два дня. А потом в Севилью прибыли корабли ‘Абд ар-Рахмана, правителя Андалусии. Когда маджусы услышали об этом, то поспешили к Балбале, напали на город и захватили пленных, затем подались в Оксонобу, далее прошли к Беже, после этого вернулись в Лиссабон, а затем ушли, и известия о них из городов прекратились[29].

Ибн Са’ид ал-Магриби (Абу-л-Хасан ‘Али ал-Гарнати)[править]

И в году 229[30] корабли ал-урдуманийина ал-маджус появились у западного побережья Андалусии. В четверг, когда прошло четырнадцать ночей мухаррама 229 года, они пристали близ Севильи, а она не была защищена. Они вошли и грабили её на протяжении семи дней, пока не появился Наср-евнух. Он обратил в бегство христиан, называемых ал-маджус, и привел в негодность их корабли. Об этом ‘Усман ибн ал-Мусанна сказал:

Говорят, что ал-урдуманийина приближаются.

А я сказал: если придут, пошлем на них Насра.

После этого была построена стена Севильи по совету ‘Абд ал- Малика ибн Хабиба[31].

Абу-л-Фида’[править]

Он сказал. В этом году (я имею в виду год 230[32]) вышли маджусы из самых отдаленных областей Андалусии по морю к стране мусульман. Между ними и мусульманами произошлo несколько сражений, в которых мусульмане потерпели поражение. Так что маджусы вошли в центр Севильи, но их настигло войско ‘Абд ар-Рахмана Омейяда — правителя Андалусии, а затем к ним присоединились мусульмане со всех сторон, и маджусы были побеждены, у них было захвачено 4 корабля с тем, что было в них, и маджусы на своих кораблях бежали в свою страну[33].

Ан-Нувайри (Эн Нугуаири)[править]

В год 230[34] вышли норманны к стране мусульман. Их первое появление было в месяц Рамадан 229 года хиджры[35] в Ушбуне[36], в котором они были 13 дней, разграбив город. Потом они появились против Ишбильи[37] в октябре 844 и разбили лагерь в двенадцать парасангах от неё. Вышли навстречу мусульмане, но они были уничтожены врагом, и много мусульман погибло. Тогда горожане собрали новый отряд и вышли бороться с норманнами, но были опять разбиты с большими потерями. Многие знатные горожане попали в плен и были жестоко замучены огнепоклонниками. Норманны вошли в Севилью и грабили её один день и одну ночь, а после возвратились на свои корабли. Войска, присланные эмиром, сожгли с помощью Аллаха 30 вражеских кораблей[38].

Ибн ал-Хатиб[править]

В его (‘Абд ар-Рахмана II) время вышли корабли маджусов, вошли в Севилью, Кадис, Сидонию и Лиссабон, затем потерпели поражение; а маджусы — это те, которых сегодня христиане Кастилии называют инклиш (англы), а народ Машрика — фиранджами (франками) и инклисирами (англичанами). Местопребывание их государя — на двух огромных островах длиной 600 миль, и они народ мощный, могущественный и сильный[39].

Ал-Маккари[править]

В его (‘Абд ар-Рахмана) дни появились маджусы и вторглись в Севилью. ‘Абд ар-Рахман послал на них войско с командующими из Кордовы. Они оставили свои суда и вступили в бой с мусульманами, которых разбили после тяжелого боя. Затем пришли войска на помощь из Кордовы и сражались с маджусами, и разбили их мусульмане и захватили часть их кораблей и сожгли их. Тогда те передвинулись к Сидонии и находились в ней два дня, захватив кое-что из добычи. Но прибыли корабли ‘Абд ар-Рахмана к Севилье, и отошли маджусы к Ниебле, нападая и оскорбляя жителей. Потом маджусы прошли к Беже, затем к Севилье, а потом прекратились вести о них, когда они отплыли из Лиссабона, и страна успокоилась. Это происходило в 230 году»[40].

Итак, восточные источники повествуют о том, что в августе 844 г, корабли норманнов появились на западном побережье Андалусии. Правителям прибрежных городов было разослано послание с предупреждением о грозящем нападении морских разбойников на 54 или 80 судах. Через некоторое время они вошли в Кадис, затем в Сидонию. В конце сентября флот появился в устье Гвадалквивира. У напавших были серьезные, приведшие к большим потерям битвы с местным войском, тем не менее в начале октября грозную армаду увидели близ Севильи. Разграбив город и взяв в плен жителей, пришельцы свезли добычу в лагерь, в устье Гвадалквивира, затем вернулись в Севилью. Под предводительством областных полководцев было собрано войско против пришельцев; в этих сражениях погибло много захватчиков. Уйдя в Ниеблу, оставшиеся норманны разграбили и ее, затем прошли к Лиссабону и отплыли. По сведениям Ибн Дихйи, после нашествия был заключен мир между омейядским эмиром в Кордове ‘Абд ар-Рахманом II (822-852) и неким норманнским правителем в результате посольства, возглавленного дипломатом и поэтом по имени ал-Газал[41].

Возможный путь[править]

Вероятно, путь шёл через Балтийское море в Атлантику, а оттуда в Андалусию.

См. также[править]

Источники[править]

  1. АРАБСКИЕ УЧЕНЫЕ О НАШЕСТВИИ НОРМАННОВ НА СЕВИЛЬЮ
  2. Ныне Algesiras, недалеко от Гибралтара.
  3. Севилия.
  4. Река Куртубы или Кордовы — Гвадалквивир.
  5. «Маджус».
  6. 843-844 год.
  7. Из «Книги стран» Ахмеда ибн-аби-Якуба ибн-Вадиха аль-Катиба, известного под прозванием Ал-Якуби
  8. Арабские ученые о нашествии норманнов на Севилью в 844 г. // Древнейшие государства на территории Восточной Европы, 1999 г. М. Восточная литература. 2001
  9. Язычники.
  10. 844/845
  11. имеется в виду область, соседняя с Андалусией. — Т. К.
  12. Византии или Италии
  13. Ибн ал-Кутиййа. Та'рих Ифтитах ал-Андалус. [Бейрут, 1982]. С. 84-88.
  14. 843/44
  15. Галиндо, сына Иньиго? — Д. М.
  16. 844/45
  17. 25 сентября 844
  18. 20 августа 844
  19. 18 ноября 844
  20. Гвадалквивир?
  21. Гвадиана?
  22. А1-'Udari, Ahmad ibn 'Umar ibn Anas. Fragmentos geofrafico-historicos de al-Masalik ila gami al-Mamalik / Ed. critica por 'Abd al-'Aziz al-Ahwani. Madrid, 1965. P. 98-99. Расшифровка топонимов сделана Т. М. Калининой по книге: Dozy R. Recherches. P. 225-261, notes, а также при помощи Д. Е. Мишина.
  23. 844/45
  24. 20 августа — 17 сентября 844
  25. 25 сентября
  26. 29 сентября
  27. 1 октября
  28. 16 ноября — 15 декабря 844
  29. Seippel A. Rerum normannicarum. Fasc. I. P. 21-22.
  30. 843/44
  31. Ибн Са'ид ал-Магриби. Ал-Мугриб фи хила ал-Магриб. [Каир, б. г.]. С. 49. По наблюдению Д. Е. Мишина, стихотворная цитата исходно принадлежит Ибн Хаййану.
  32. 844/45
  33. Seippel A. Rerum normannicarum. P. 31.
  34. 844-845
  35. в августе - сентябре 844
  36. Лиссабон
  37. Севильи
  38. Seippel A. P. 32-33.
  39. Ibn al-Khatib as-Salmani. Histoire de l'Espagne musulmane (Kitab a'mal al-a'lam). Beyrouth, 1956. P. 20.
  40. Analectes sur 1'histoire et la literature, par al-Makkari / R. Dozy, G. Dugat, L. Krehl et W. Wright. Leyde, 1855. Vol. I. P. 222-223.
  41. El-Hajji Abdurrahman Alt. Andalusian Diplomatic Relations. P. 186-203; там же см. арабский текст и английский перевод рассказа Ибн Дихйи (С. 172-181).