Циклопедия скорбит по жертвам террористического акта в Крокус-Сити (Красногорск, МО)

Вальтер Ратенау

Материал из Циклопедии
(перенаправлено с «Ратенау, Вальтер»)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Вальтер Ратенау

Walther Rathenau
Walther-Rathenau-9.jpg
Флаг Министр иностранных дел Германии








Дата рождения
29 сентября 1867 года
Место рождения
Берлин, Германия
Дата смерти
24 июня 1922 года
Место смерти
Берлин, Германия









Вальтер Ратенау (нем. Walther Rathenau) — немецкий промышленник и политик[1].

Карьера[править]

Вальтер Ратенау родился 29 сентября 1867 года в Берлине в еврейской семье промышленника Эмиля Ратенау.

В 18861889 годах изучал в университетах Берлина и Страсбурга физику, химию и философию. В 1889 году получил докторскую степень.

После окончания университета служил в прусской армии, рассчитывая на офицерский чин за службу в привилегированном полку, где можно было получить офицерское звание, но, как и евреи, служившие в обычных полках, не мог подняться выше ефрейтора, хотя и прослыл одним из лучших солдатов полка.

С 1891 года — научный консультант в компании по производству алюминия в Нейхаузене в Швейцарии, где отличился изобретениями в области электрохимии, например, разработал электролитический метод производства хлора и щелочи, и создал первый в Германии электрохимический завод, расположившийся в Биттерфельде в Пруссии.

В 30 лет стал директором одного из заводов своего отца.

Так как мать Вальтера завидовала славе их родственника художника Макса Либермана, то его с детства учили искусствам. Ратенау писал картины, был вхож в высшее общество, знаком с кайзером, играл на пианино, писал стихи и книги на политические, экономические и философские темы. Создал в Италии международное общество вместе с Мартином Бубером, Густавом Ландауэром и Герхартом Гауптманом. Таким образом, он участвовал в интеллектуальных исканиях своего времени. В философии (многочисленные статьи конца 1890-х годов — начала 1900-х годов) под влиянием Ф. Ницше и других иррационалистов утверждал, что интуиция, вдохновение, эмоциональная напряженность душевных сил имеют преимущества над разумом. Эти взгляды Ратенау отстаивал в книге «К механике души» (1913), а применительно к современному ему обществу — в работе «К критике времени» (1912), где восстал против фетишизации техники и использования государством ее достижений для порабощения человека. В более поздних работах (особенно «Новое общество», 1919) выступил в роли социального реформатора и предложил свой вариант гармонического социального устройства — альтернативу и капитализму и социализму: построенное из автономных экономических единиц-ячеек с равным участием в них предпринимателей и рабочих, национальное хозяйство становится у Ратенау основой народного государства, которое планирует масштабы производства в строгом соответствии со своими потребностями.

В 1899 году стал членом правления возглавлявшейся отцом «Всеобщей компании электричества» («AEG»).

В 19021907 годах — владелец берлинской торговой компании, член правления более сотни других предприятий.

В 1907 году стал членом Наблюдательного совета «Всеобщей компании электричества».

В 19081924 годах было опубликовано 12 книг Ратенау.

Ратенау был противником Первой мировой войны, и одним из немногих, наряду с Иваном Блиохом, предсказывал, что эта война примет затяжной и тотальный характер. Но вскоре после начала войны, 12 августа 1914 года, Ратенау возглавил специально созданный департамент военного министерства во временном чине генерала и первым в Европе перестроил экономику на плановые рельсы. Благодаря усилиям Ратенау, а также Фрица Габера, Германская империя сумела производить химикаты, необходимые для ведения войны.

Прекрасно с самого начала понимая бессмысленность войны для Германии, неизбежность её поражения, он тем не менее, с самого начала делал всё возможное для её победы. В самом начале войны, определив, что главная проблема страны — дефицит сырья, который неизбежно, едва Великобритания организует морскую блокаду, даст о себе знать, он сразу прибыл в военное министерство, и стал в 70-миллионной империи устанавливать фонды на сырье и создавать гигантскую систему экономического противодействия. Без такой системы Германия потерпела бы поражение уже через несколько месяцев, а не лет.

В 19141915 годах возглавлял созданное по его инициативе в предвидении затяжного характера войны и ожидающих Германскую империю экономических трудностей Управление стратегии, ресурсов при военном министерстве. Ратенау сыграл важнейшую роль в переводе экономики Германии на военные рельсы. Вынужденный под давлением антисемитских кругов покинуть этот пост, Ратенау был направлен правительством в Швейцарию, где сумел организовать в обход экономической блокады со стороны Антанты крупные военные поставки в Германскую империю.

В 1915 году, после смерти отца, ушёл из министерства и стал председателем «Всеобщей компании электричества». Ратенау добился превращения этой компании в одну из крупнейших в Германии и ведущих в мире промышленных корпораций по производству электроэнергии (особенно расширились под руководством Ратенау масштабы строительства электростанций: кроме Германии, в Манчестере, Амстердаме, Буэнос-Айресе, Баку и т. д.).

В июле 1919 году был назначен экономическим советником германского канцлера и официальным представителем Германии на переговорах с Францией о репарациях.

В период Веймарской республики Ратенау был одним из основателей Немецкой демократической партии либерального толка. Ратенау пытался баллотироваться в Рейхстаг от Немецкой демократической партии, но его кандидатура не прошла из-за антисемитских настроений среди членов собственной партии.

В 1920 году — член комиссии по национализации.

С мая по ноябрь 1921 года — министр восстановления (министр реконструкции) государственного хозяйства в составе кабинета министров Вирта.

В феврале 1922 году получил пост министра иностранных дел в правительстве канцлера К. Й. Вирта, против чего его предостерегала мать и ряд друзей, в том числе Альберт Эйнштейн и Курт Блюменфельд. Но В. Ратенау считал необходимым занять пост и принципиально отказался от телохранителей. Будучи министром иностранных дел, он договорился с британским премьер-министром Ллойд Джорджем, в результате чего Великобритания отказалась от выплаты репараций Германией и рассорилась с Францией. 16 апреля 1922 года, в ходе Генуэзской конференции, Германия подписывает с Советской Россией Рапалльский договор, по которому стороны взаимно отказались от претензий и репараций и восстановили дипломатические отношения. Однако главными в сближении с Советской Россией для Ратенау и Германии были достигнутые им устные соглашения о том, как с помощью России возродить былую военную мощь Германии в обход запрещающего это Версальского договора. На территории России планировалось построить запрещённые в самой Германии военные заводы, произведённое на них вооружение и боеприпасы частью отправлять в Германию, частью временно хранить на территории РСФСР. Уже после смерти Вальтера Ратенау на основе достигнутых им договорённостей Германия построила на территории СССР лётную, танковую школы и школу химической войны, где и обучались немецкие военнослужащие, кроме обучения в военных училищах и воинских частях СССР. Ратенау был сторонником плановой экономики военного типа. Исследователь его деятельности К. Шёльцель находит у Ратенау идеи конвергенции экономических систем западного капитализма и восточного большевизма, в которых Германии отводилась роль «моста».

Отношение к еврейству у Ратенау было противоречивым. В статье «Слушай, Израиль!», опубликованной в 1897 году, он предупреждал: «Евреи не должны выделяться». В ряде статей 18961897 годах Ратенау полностью игнорировал свою принадлежность к еврейству и под влиянием расовой теории Ж. А. Гобино призывал евреев избавиться от отталкивающих азиатских черт и полностью раствориться в аристократической германской расе, для которой, как он тогда утверждал, характерен приоритет духовных ценностей над материальными. Позднее он отказался от этих взглядов, однако расовый тип рослого голубоглазого блондина, к которому антропологически Ратенау сам был близок, продолжал ценить выше других. Вместе с тем он никогда не отрекался от своей еврейской идентичности и считал унизительным получение привилегий ценой предательства. Ратенау с равным презрением относился к евреям, изменившим религии своих отцов, и к тем, кто стремился чисто внешне перенимать традиции, нравы и привычки немцев. Ассимиляция, сторонником которой Ратенау был, ставит, как он утверждал, перед евреями задачу не быть похожими на немцев, а стать ими. В декабре 1917 года в письме Гертруде Вильгемине фон Гинденбург, супруге будущего президента Германии, Ратенау писал: «хотя я, как и мои предки, всеми силами служил стране, будучи евреем, я остаюсь гражданином второго сорта. В мирное время для меня невозможно было бы стать ни государственным служащим, ни даже лейтенантом». В 1918 году написал: «Многие немецкие евреи, чьи предки столетиями жили в Германии, чувствуют себя немцами. Мы хотим, как наши отцы, в Германии жить и для Германии умереть». Был противником сионизма (вопреки усилиям Блюменфельда и Эйнштейна). В последние годы под влиянием Бубера заинтересовался еврейской мистикой, начал учить иврит, финансировал публикацию еврейских преданий и высказывался об особой миссии евреев среди народов мира.

Деятельность Ратенау, сам факт наличия многих евреев на крупных постах в Веймарскую эпоху вызывал дикую ярость антисемитов, и Ратенау был убит тремя ультраправыми боевиками из экстремистской организации «Консул», ненависть которых вызывали и подписанное Ратенау соглашение с Советской Россией (Рапалльский договор), и его позиция о точном соблюдении Версальского договора и то, что Ратенау был евреем (на суде убийцы утверждали, что он якобы является шурином Карла Радека и одним из «300 сионских мудрецов»).

Утром 24 июня 1922 года, в воскресенье (работал в воскресенье вместо субботы), когда Ратенау выехал на работу в открытом автомобиле из своей виллы на Koenigsallee 65 в берлинском районе Груневальд, его нагнала машина с тремя боевиками из организации «Консул». Один из террористов бросил гранату, а другой выстрелил в Ратенау из пистолета-пулемёта. Несколько часов спустя министр умер от ран.

На его похороны пришло около 2 миллионов человек.

Труды[править]

  • Reflektionen (1908)
  • Zur Kritik der Zeit (1912)
  • Zur Mechanik des Geistes (1913)
  • Von kommenden Dingen (1917)
  • Vom Aktienwesen. Eine geschäftliche Betrachtung (1917)
  • An Deutschlands Jugend (1918)
  • Die neue Gesellschaft (1919)
  • Der neue Staat (1919)
  • Der Kaiser (1919)
  • Kritik der dreifachen Revolution (1919)
  • Was wird werden (1920, a utopian novel)
  • Gesammelte Schriften (6 volumes)
  • Gesammelte Reden (1924)
  • Briefe (1926, 2 volumes)
  • Neue Briefe (1927)
  • Politische Briefe (1929)

Ссылки[править]

Источники[править]