Социология ревности

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Любовное письмо от другой

Социология ревности — исследование феномена ревности методами социологии.

Связана с культурными и социальными факторами, которые влияют на причины ревности, на то, как она проявляется и на то, как со временем к ней меняется отношение людей.

Антропологи, например, Маргарет Мид, показали, как меняется природа ревности в зависимости от культурных особенностей. Культурное обучение может повлиять на ситуации, вызывающие ревность, и способ, которым она выражается. Также, отношение к ревности может изменяться в культуре со временем. Например, отношение к ревности существенно изменилось в США в 1960-х — 1970-х. Люди начали относиться к ревности более негативно.

Причины ревности[править]

Маргарет Мид называет целый ряд человеческих обществ, в которых мужчина мог спокойно предложить свою жену или дочь другим в сексуальном смысле, а также упоминает случаи, когда в полигамных обществах «первые жены» приветствуют появление «дополнительных жен», так как это повышает их престиж и облегчает работу. Она сравнивает жителей острова Добу, чьи жизни состояли из ревности всего, от жен до батата, с самоанцами, среди которых ревность была редким явлением.

Возможно, что отнесение Мид этих различий к различим социальных механизмов вполне правильно. Штерн замечает, что социальная история ревности среди американцев показывает практически полное её отсутствие в 18 веке, когда браки были договорными, а внебрачные связи порицались. Как только эти социальные механизмы заменились на практику «пробных» нескольких отношений до брака и больше внимание стало уделяться чувствам, флирту и т. д., соответственно усилилась и ревность как социальное явление.

Другие ученые ставят под сомнение выводы Мид насчет Самоа.[1][2][3] Ревность была более частым явлением в этом обществе, чем предположила Мид, и часто приводила к жестоким последствиям. У самоанцев существует слово для описания такой жестокости: fua. Возможно, что ревность как явление существует в любом обществе. Случаи её проявления могут быть разными в зависимости от культурных особенностей, однако ревность остается универсальным культурным явлением.

Изменения в отношении[править]

К концу 1960-х — началу 1970-х, ревность — особенно ревность сексуальная — стала считаться чем-то иррациональным и постыдным в некоторых кругах, особенно среди сторонников «свободной любви».[4] Защитники и практики такого рода отношений считают, что они не должны ревновать, пытаться запретить своим партнерам встречаться с другими людьми. Многие нашли это неожиданно сложным, однако для кого-то блокирование ревности оказалось простым с самого начала. Современные люди, практикующие такой род отношений, что называется «полиамурность» (интимные отношения между несколькими людьми), рассматривают ревность как проблему, которую лучше всего решать с помощью коммуникации. Среди большинства же, хотя ревность по-прежнему считается признаком, в первую очередь, неуверенности в себе, развивается тенденция к тому, чтобы принять это явление как нормальную ответную реакцию на угрозу отношениям.

См. также[править]

Источники[править]

  1. Freeman, D. (1983). Margaret Mead and Samoa: The Making and Unmaking of an Anthropological Myth. New York: Viking Penguin.
  2. Freeman, D. (1999). The Fateful Hoaxing of Margaret Mead: A Historical Analysis of Her Samoan Research. New York: Westview Press.
  3. Buss, D.M. (2000). The Dangerous Passion: Why Jealousy is as Necessary as Love and Sex. New York: Free Press.
  4. Clanton, G. (1989). Jealousy in American culture, 1945—1985: Reflections from popular literature (T.C. Hood, Ed.). Contemporary studies in sociology (pp. 179—193). Greenwich, CN: JAI Press.