Циклопедия скорбит по жертвам террористического акта в Крокус-Сити (Красногорск, МО)

Тацит о евреях

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Тацит (фантазия художника).

Тацит о евреях — сведения Тацита о евреях.

Общие сведения[править]

Тацит в целом негативно описывал евреев, отмечая лишь, что они «весь­ма заботят­ся о росте сво­его наро­да» и что они «до край­но­сти пре­да­ны раз­вра­ту» (являются «племенем в высшей степени похотливым»).

Замечание Тацита о похотливости («будучи племенем в высшей степени похотливым», proiectissima ad libidinem) евреев было нередким обвинением против них, также обвинял их в похотливости и Иоанн Златоуст. Стоит отметить, что такое представление о евреях противоречит картине, изображаемой Талмудом, где утверждается, что благочестивые «рабби» даже не смотрели на римских распутниц[1]. Недавние генетические исследования показали, что евреи не сумели устоять перед красотой римлянок.

В основном Тацит пишет евреях в V книге «Истории», где приводит своеобразные версии происхождения евреев, а также касается Первой Иудейской войны. Хотя Тацит мало упоминал в своих книгах евреев, но его данные дополняют сведения Иосифа Флавия. Он даёт интересные подробности о еврейских царях, наместниках Иудеи и о Тиберии Юлии Александре, которого он считал египтянином.

Он даёт 6 различных версий происхождения евреев. 1-я из них, версия критского происхождения, упоминается лишь у него. 2-е объяснение, указывающее на ассирийских предков евреев, на их последующее переселение в Египет (ср. Гиксосы) и повторное обоснование в Иудее, согласуется с библейской традицией. 3-е объяснение, приводимое римским историком соотносит евреев с упоминаемыми у Гомера солимами. 6-е объяснение происхождения евреев связывает их с Египтом и представляет предков евреев людьми, обезображенными проказой и потому изгнанными из Египта. Постигшее их несчастье объясняет многое в обычаях, учрежденных Моисеем[2].

Тацит упоминает распространение иудаизма:

Про­чие же уста­нов­ле­ния, отвра­ти­тель­ные и гнус­ные, дер­жат­ся на нече­стии (порочности), царя­щем у иуде­ев: самые низ­кие него­дяи, пре­зрев­шие веру отцов, издав­на при­но­си­ли им цен­но­сти и день­ги, отче­го и вырос­ло могу­ще­ство это­го наро­да; уве­ли­чи­лось оно еще и пото­му, что иудеи охот­но помо­га­ют друг дру­гу, зато ко всем про­чим людям отно­сят­ся враж­деб­но и с нена­ви­стью... Те, что сами пере­шли к ним, тоже соблюда­ют все эти зако­ны, но счи­та­ют­ся при­ня­ты­ми в чис­ло иуде­ев лишь после того, как испол­нят­ся пре­зре­ния к сво­им богам, отре­кут­ся от роди­ны, отка­жут­ся от роди­те­лей, детей и бра­тьев.

Фраза «детей и бра­тьев» без упоминания сестёр возможно указывает, что иудаизм чаще перенимали женщины, которые тем самым как бы предавали своих братьев. По контексту кажется, что Тацит говорил о иудействующих римлянах (так как он крайне враждебен к прозелитам, считая их предателями, следовательно речь о римлянах, точнее римлянках), причём их было видимо не мало. Указание, что римские прозелитки приносили евреям свои богатства вполне соответствует Иосифу Флавию (например, ср. рассказ про Фульвию) и раввинистическим преданиям (например, ср. рассказ о женитьбе р. Акибы на богатой римлянке Руфине).

Сам Тацит крайне негативно относится к этим еврейским прозелитам, и утверждает, что лишь наиболее презренные элементы римского общества обратились к иудейству[3]. Из этого делают вывод, что негативное отношение Тацита к евреям и иудаизму связано именно с тем, что некая заметная часть римлян изменила своим обычаям ради иудейских[4], что Википедия формулирует следующим образом:

Прохладное отношение историка к евреям основывается не столько на неприятии самих иудейских обычаев, сколько на прозелитизме, массовом обращении в иудаизм. Поэтому, по словам А. Г. Грушевого, взгляды Тацита «не имеют ничего общего с антисемитизмом»[5].

Таким образом, у Тацита, как и у Сенеки и Квинтилиана, неприязнь вызывают прежде всего не евреи, а те из римлян, кто перешёл в иудаизм.

Так как перед словами про прозелитов («самые последние ничтожества» — пишет о них Тацит), он говорит о «порочности», можно сделать вывод, что иудаизм распространялся не из-за каких-то проповедей, а из-за интимных отношений евреев с римлянками. Похоже, что Тацит по-видимому знал, что иудейский закон запрещает сожительство с язычницей, — причина, по которой было необходимо обращение римлянки в иудаизм. Так как прозелиток было очень много, это пугало консервативных римлян:

Нет сомнения в том, что Тацит сетовал на явление, достигшее в его эпоху угрожающих масштабов. Если, как считают некоторые исследователи, оно было маргинальным, то почему же Тацит с такой злобой и язвительностью писал о прозелитах?[6]

Таким образом, Тацит обвиняет прозелиток в «презрении к богам, отречении от родины, безразличии к родителям, детям и братьям». Указание про детей надо понимать в том смысле, что римляне хотели бы, чтобы дети римлянок от евреев становились римлянами, но многие дети от евреев росли в иудаизме, — в том же упрекал евреев и римский поэт Ювенал: «отец — почитатель субботы» обрезает детей и учит их законам Моисея[7]. Однако, римляне были обеспокоены падением рождаемости, а кроме того, уступали в темпераменте римлянкам, поэтому не обращали на их отношения с евреями внимания. Негодование вызывало лишь иудаизация, видимо имевшая заметный размах.

Стоит отметить, что малоизученные связи евреев с римлянками действительно имели крупные последствия, в том числе привели к религиозным изменениям в Риме, а также изменили евреев, так как произошло их смешение с этими римлянками.

Фраза Тацита «обы­чаи иуде­ев бес­смыс­лен­ны и нечи­сты» говорит о том, что он очень близко знал евреев, это доказывает, что их в его время было много в Риме.

При всей своей нелюбви к евреям, Тацит отмечал их храбрость:

Иудеи были един­ст­вен­ным наро­дом, отка­зы­вав­шим­ся под­чи­нить­ся Риму... Рав­ное упор­ство вла­де­ло муж­чи­на­ми и жен­щи­на­ми, и жизнь вда­ли от Иеро­со­ли­мы каза­лась им не менее страш­ной, чем смерть. Вот про­тив како­го горо­да и како­го наро­да начал борь­бу Цезарь Тит.

В своём описание войны Тацит следует Иосифу Флавию, называя виновниками конфликта римских прокураторов.

Тацит также рассказал, что в пожаре при Нероне обвинили иудеохристиан, которых предавали казням.

Источники[править]

  1. Авот де-Рабби Натан: «Когда он <Рабби Акива> отправился в Рим, он был оклеветан перед неким властителем. Тот послал к нему двух красивых женщин, омытых, умащенных благовониями и разряженных, как невесты… Но он сидел там, испытывая отвращение и не повернулся в их сторону…».
  2. Греческие и римские авторы о евреях и иудаизме. М.Штерн, Москва-Иерусалим, 1997-2002.
  3. Hist., IV, 5
  4. А.Г. Грушевой. Иудеи в истории Рима – общие проблемы взаимоотношений. Восприятие иудеев и иудаизма.
  5. Грушевой А. Г. Иудеи и иудаизм в истории Римской республики и Римской империи. — СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2008. — С. 230
  6. Об иудейском прозелитизме в Греко-римскую эпоху. Часть Третья - Окончание.
  7. Ювенал. Сатиры, 14: 96-06.