Циклопедия скорбит по жертвам террористического акта в Крокус-Сити (Красногорск, МО)

Осада Иерусалима (70 год)

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
← другие значения

Осада Иерусалима

Военный конфликт
Francesco Hayez 017.jpg
Бой в Иерусалиме
Конфликт
Первая Иудейская война
Дата
мартсентябрь 70 года
Место
Иерусалим
Итог
Победа римлян
Стороны
Командующие
Силы
60 тысяч человек
70−80 тысяч солдат
Потери
60 тысяч убитых
неизвестно

Осада Иерусалима — решающее сражение Первой Иудейской войны, закончившееся после 5-месячной осады разрушением римлянами Иерусалима и Храма, главной святыни иудаизма. Жители города в основном погибли, выжившие были проданы в рабство.

Предыстория[править]

В 69 году в Иудее началась Гражданская война. В то же время, Веспасиан, занимавший должность главнокомандующего в войне с евреями, стал римским императором и уехал в Рим. Завершение войны с евреями Веспасиан доверил своему сыну Титу.

Римляне захватили почти всю Иудею, кроме Иерусалима и нескольких крепостей. Один из лидеров мятежников — Иоханан Гисхальский — употребил даже священный лес для постройка военных машин. Но растратив время на братоубийственную войну, евреи не успели изготовить машины, так как римляне наконец приступили к осада — Тит в месяце нисан (март-апрель) 70 года с четырьмя легионами (V Macedonica, XII Fulminata, XV Apollinaris, X Fretensis) вышел из Кесарии и подступил к Иерусалиму.

Эти легионы были усилены: к ним добавили 2 тысячи солдат из Александрии и 3 тысячи солдат из гарнизонов на Евфрате.

Кроме римских легионов, к войску Тита примкнули вспомогательные войска вассальных царей, и «ещё много союзников из Сирии». Всего, таким образом, римская армия при осаде Иерусалима насчитывала около 60−80 тысяч воинов.

Военными советниками Тита при осаде были: Тиберий Юлий Александр (начальник штаба), Агриппа II (царь Иудеи), Иосиф Флавий (пленник, которого римляне использовали как источник информации, переводчика при допросах и в качестве посла для предложения сдаться) и др.

Ход осады[править]

Первые стычки у города[править]

Перед осадой, Тит решил выступить в разведку с конным отрядом, но был разбит.

На следующий день, Тит, собрав войска построил лагерь под Скопом, в 7 стадиях (1 стадий = 185 м) от Иерусалима. Здесь расположились основные силы римлян. Ещё один легион Тит расположиться лагерем в 6 стадиях от Иеру­салима на Елеонской горе.

Только теперь, увидев римскую армию у своей столице, евреи прекратили Гражданскую войну. Взявшись за оружие, евреи сделали вылазку и напали на Десятый легион. «С ужасающими кликами грянули евреи через долину и бросились на римлян, работавших над укреплениями», — писал Иосиф Флавий.

Так как римляне к этому времени разделились по своим работам и большинство из них сложило с себя оружие (римляне почему-то даже не предполагали, что евреи осмелятся на вылазку), то внезапное нападение привело их в замешательство: часть римлян бросив работу и сейчас же отступила назад, многие побежали за своим оружием, но были убиты ещё прежде, чем могли встать против евреев.

К атакующим отрядам евреям примыкали ободренные их победой всё новые и новые бойцы. Так как римские солдаты не привыкли воевать без строя, без сомкнутых рядов и команды, их охватила паника:

Поэтому отступили теперь пред нападением застигнутые врасплох римляне. Всякий раз однако, когда преследуемые оборачивались, они удерживали напор иудеев и наносили раны тем, которые в своей стреми­тельности были менее осторожны. Но по мере того, как масса нападающих все более возрастала, увеличивалось смятение римлян, которые, наконец, были отброшены от своего лагеря.

Дело приняло такой оборот, что всему легиону стало угрожать уничтожение и разгром; но в этот момент Тит, уведомленный об опасном положении, быстро поспешил на помощь с основными силами. Громко негодуя против трусости бежавших, он заставил их повернуть назад, сам во главе прибывшего с ним отборного войска набросился на еврейский фланг, многих смял, ещё больше ранил, а остальных обратил в бегство, и оттеснил в самую лощину.

Евреи, однако, после большого урона, вскоре выбились из этой местности и, поднявшись на противо­положную возвышенность, обернулись лицом и сражались через лощину. До полудня продолжался бой в таком положении; но когда Солнце на­чало клониться к западу, Тит оставил на месте против неприятеля только то войско, с которым он прибыл на помощь, и ещё несколько других когорт; остальную же часть легиона он отправил для возобновления работ на вершине горы.

В этих действиях евреи усмотрели бегство римлян, и так как поставленный ими на стене вестник возвестил об этом иерусалимцев, то свежая многочисленная толпа мятежников бро­силась на римлян с такой стремительностью, что их наступление походило на «бег свирепейших зверей».

И действительно, никто из построенных в боевом порядке римлян не выдержал их удара: строевая линия, как под напором тяжелого орудия, была прорвана, и все пустилось бежать вверх по горе. Как подобострастно пишет Иосиф Флавий, один только Тит с немногими остался посреди склона горы. Его свита, которая из уважения к полководцу, пренебрегая опасностью, осталась при нём, настойчиво умоляла его удалиться от евреев, ищущих смерти. Но Тит делал вид, будто ничего не слышит, и продолжал бой, останавливая и убивая тех, которые силой хотели овладеть доступом вверх, бросился по крутому склону на тесно сплотившуюся массу евреев и отбросил её назад.

Но евреи, как они ни были смущены твёрдым и стремительным нападением Тита, и теперь ещё не бежали в город, а расступившись по обеим сторонам, преследовали бегущих кверху. Этот новый натиск Тит останавливал нападением на фланги. Но между тем солдаты, работавшие на верху, увидев, что их товарищи внизу раз­бежались, были вновь охвачены ужасом и отчаянием. Весь легион рассеялся, так как все считали, что против набега евреев противостоять невозможно, и что Тит также находится в бегстве, ибо, думали они, если бы он удержался на месте, то другие не побежали бы, не бросили бы главнокомандующего.

В паническом страхе бежали римляне по всем направлениям, пока, наконец, некоторые не увидели полководца в самом водовороте сражения и, полные опасения за его жизнь возвестили криками всему легиону о его опасном положении. Стыд заставил всех возвратиться: осыпая друг друга упреками за бегство, а ещё больше за то, что покинули Тита. Солдаты со всей силой бросились на евреев, и как только последние начали отступать, окончательно отте­снили их в долину. Евреи хотя боролись ещё и при отступлении, но римляне, благодаря занятому ими возвышению, находились в более выгодном положении, вследствие чего они опрокинули неприятеля в самую пропасть.

Теперь Тит преследовал тех, которые раньше на него на­падали; легион он опять послал к его работам, а для отражения неприятеля остался сам с теми отрядами, которые прежде сра­жались вместе с ним. Чтобы сказать правду, не вдаваясь в преуве­личение из лести и не умаляя из зависти, — Тит один дважды спас угрожаемый легион и доставил ему возможность спокойно укрепить свой лагерь.

Возобновление междоусобицы в Иерусалиме[править]

Война с римлянами на время приостановилась, но внутренняя междоусобица в Иерусалиме вспыхнула вновь. Так как с 14 Нисана при­ближался праздник опресноков, к которому иудеи относят начало своего избавления от египтян, партия Элеазара открыла храмовые ворота, чтобы впустить народ, собравшийся на молитву; Иоанн же воспользовался праздником для прикрытия своих замыслов. Он снабдил тайным оружием менее известных из его людей, и приказал им смешаться с толпой для того, чтобы овладеть Храмом. Проникнув во внутрь, они сейчас сбросили с себя верхнее платье и вдруг предстали перед всеми в полном вооружении. В Храме поднялась сумятица; непричастный к партийной борьбе народ думал, что нападение готовится на всех без различия; но зелоты поняли, что оно направлено только против них и поэтому покинули ворота, соскочили со стенных зубцов и, избегая всякого столкновения, скрылись в подземные ходы Храма, народ же, робко тес­нившийся у алтаря и кругом в Храме, был растоптан и умерщвлён палками и мечами. Много спокойных граждан пало от рук своих личных врагов, как сторонники противной партии; кто только был узнан кем-нибудь из мятежников, которого он раньше оскорбил, был теперь убит им как зелот. Совершив много зверских насилий над невинными, они после этого объявили прощение виновным, и когда последние вышли из подземелья, дали им свободно разойтись. Сделав­шись сами обладателями внутреннего Храма и всех его запасов, они по­чувствовали себя ещё сильнее для сопротивления Шимону. Таким образом существовавшие до сих пор три враждебных партии распались на две — приверженцы Элеазара вместе со своим вождем подчинились Иоанну и слились с партией последнего.

Конец[править]

После того, как союзники евреев убили несколько римских солдат, Тит послал Иосифа Флавия, еврейского историка, вести переговоры с защитниками; это закончилось тем, что евреи ранили переговорщика стрелой, и вскоре после этого была предпринята ещё одна вылазка. Тит был почти захвачен во время этого внезапного нападения, но сбежал.

Крепость с видом на храмовый комплекс представляла собой идеальное место для нападения на сам храм. Тараны мало продвинулись вперёд, но само сражение в конце концов подожгло стены; римский солдат бросил горящую палку на одну из стен храма. Разрушение Храма не входило в число целей Тита, возможно, в значительной степени из-за массивных экспансий, сделанных Иродом Великим всего несколько десятилетий назад. Тит хотел захватить его и превратить в храм, посвящённый римскому императору и Римскому Пантеону. Однако огонь быстро распространился и вскоре вышел из-под контроля. Храм был захвачен и разрушен девятого ава, в конце августа, и пламя распространилось на жилые районы города. Иосиф Флавий описал эту сцену:

Когда легионы ринулись в атаку, ни уговоры, ни угрозы не могли сдержать их порыва: только страсть была в их власти. Многие из них были растоптаны своими друзьями, многие упали среди все ещё горячих и дымящихся руин колоннады и умерли так же несчастно, как и побежденные. Приблизившись к святилищу, они притворились, что даже не слышат приказов Цезаря, и стали уговаривать людей впереди подбросить ещё головней. Партизаны были уже не в состоянии помочь; повсюду была резня и бегство. Большинство жертв были мирными гражданами, слабыми и безоружными, убитыми везде, где их ловили. Вокруг алтаря груды трупов поднимались все выше и выше, а по ступеням святилища текла река крови, и тела убитых наверху сползали на дно.

Итоги[править]

Место раскопок в Русском подворье. Можно увидеть камни разного калибра для катапульт и другие свидетельства битвы. Фото: Юлий Шварц, Управление древностей Израиля

Таким образом, 8 сентября 70 года город был окончательно взят, разрушен, а его жители были истреблены либо попали в плен.

Археологические свидетельства[править]

Девятого ава (7 августа) 2022 года Управление древностей Израиля ознакомило общественность с новым исследованием, рассказывающим, как именно римская армия под командованием Тита взяла штурмом Иерусалим.

«Второй храм был разрушен в 70 году н. э. Этому предшествовала четырехмесячная осада и жестокий штурм. Римляне стремились овладеть городом и подавить Иудейское восстание, начавшееся четырьмя годами ранее. У Рима была огромная, прекрасно обученная армия, оснащенная по последнему слову техники — безжалостная военная машина», – отмечает автор исследования Кфир Арбив.

Учёный скрупулёзно изучал снаряды, найденные в ходе раскопок, проводившихся им на Русском подворье в центре Иерусалима. В первую очередь, речь идёт о каменных ядрах для баллист — метательных орудий, способных метать камни на расстояние до 400 метров.

Найдены и другие предметы вооружения: каменные пули для пращи, наконечники тяжелых стрел, которые запускались из катапульт, наконечники копий и стрел, в том числе тяжелых, способных пробивать доспехи. Но не найдено свидетельств тяжелых таранов и осадных башен.

Арбив сообщает, что камни для баллист были разного размера. Более крупные ядра применялись для разрушения стен, а более мелкие — для поражения еврейских повстанцев.

Учёный установил, что существенная часть осадных машин римлян располагались в местности «кикар Хатулот» — «Кошачья площадь» (рядом с Нахалат Шива).

По мнению Арбива, римляне ворвались в Иерусалим в районе Русского подворья, где были найдены тысячи ядер для баллист, большинство из них деформированные. Здесь же найдены остатки третей крепостной стены Иерусалима.

«Это неудивительно. Здесь расположена возвышенность, доминирующая над местностью. Тот, кто контролирует ее, держит в руках судьбу Иерусалима», — считает Арбив[1].

Литература[править]

Источники[править]

 
Осада Иерусалима (70 год) относится к Первой Иудейской войне
Битвы на суше

Масада (1)АнтонияДворец ИродаКесарияМесть язычникамДельтаЗавулонИоппияАсамонИерусалим (1)СкопБет-ХоронДамаскАскалонГамала (1)СепфорисИодфат (1)Иодфат (2)ИафаГаризимТарихеяГамала (2)ИтавирионГисхалаГражданская войнаБетеннабринИорданГеразаХевронПсефинаИерусалим (2)Женские башниМасада (2)ЕгипетКирена

Битвы на море

Морские сраженияТивериадаИоппия (2)Тивериадское озероМёртвое море

Еврейские полководцы

Иуда ГалилеянинШимон Бар-ГиораИоханан ГискальскийХизкияЭлазар бен ЯирМенахем бен-ИехудаЭлазар бен ХананияМонобазКенедайНигерСилаИосиф бен-ГорионЭлеазар бен ШимонИосиф ФлавийИоанн (ессей)Ханан бен-ХананИисус бен СапфийИошуа бен СафатИосиф из ГамлыХаресАнан бен-АнанПравительство и командование евреев в Иудейской войне

Римские полководцы

Нерон • (Нерон и евреи) • Гессий ФлорМетилийГай Цестий ГаллТиранний ПрискАнтонийВеспасианТитПлацидТраянСекстий ЦереалЭбуцийМарк Антоний ЮлианЛуций АннийТит Фригий

Коллаборационисты

Агриппа IIДарийФилипп, сын ИакимаШимон бен СаулТиберий Юлий АлександрАнан бен ИонафанИуда, сын ИудыКлит ТивериадскийВооружённые силы Иудеи