Осада Тарихеи (68)

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
← другие значения

Осада Тарихеи

Военный конфликт
Migdal 2004.jpg
Вид на современную Мигдалу (Тарихею)
Конфликт
Первая Иудейская война
Дата
67 или 68 год
Место
Тарихея, Галилея
Итог
Победа римлян
Стороны
Командующие
Силы
неизвестно
1 тысяча всадников,
2 тысячи стрелков

Осада Тарихеи — сражение в ходе Первой Иудейской войны.

Предыстория[править]

После взятия Иодфата и разгрома еврейского флота в Иоппии, римский командующий Веспасиан отправился из Кесарии обозреть царство Агриппы II, союзника Рима, и прибыл в Баниас.

Здесь Веспасиан дал войску отдых в 20 дней, которые и сам провёл в постоянных пиршествах. Также Веспасиан принёс Богу благодарственные жертвы за свои победы.

Тем временем, замирённая Галилея, после ухода основной части римской армии вновь подняла мятеж — Веспасиану донесли о волнениях в Тивериаде и отпадении Тарихеи, принадлежавших обе к владениям царя Агриппы II.

Веспасиан для подавления нового мятежа отправил своего сына Тита в Кесарею для того, чтобы расположенное там войско перевести оттуда в Скифополь, самый большой город в области Декаполиса, находящийся близ Тивериады. Веспасиан сам также отправившись туда, где соединился с сыном.

Из Скифополя Веспасиан выступил с тремя легионами и разбил лагерь в 30 стадиях (1 стадий = 185−195 м) от Тивериады, на месте называемом Сеннабром, где еврейские повстанцы могли его легко видеть.

Из этого лагеря Веспасиан сначала отправил декуриона (начальник декурии всадников; декурия же означает вообще отделение в 10 человек) Валериана во главе 50 всадников с поручением попытаться завязать с жителями мирные переговоры и склонить их на сдачу города, так как Веспасиан слышал, что население желает мира, но оно находится под властью пар­тии сторонников войны. Валериан достигнув стены, слез вместе с провожавшими его всадниками с лошади, чтобы не подать повода думать, что он намерен вступить в бой.

Но прежде чем Валериан начал говорить, ему навстречу бросились вооружён­ными храбрейшие из мятежников во главе с предводителем разбой­ничьей шайки — неким Иошуа, сыном Сафата. Валериан против приказания Веспасиана не мог вступать в битву, да и не хотел в неё вступать опасаясь евреев. В результате, Валериан малодушно бежал пешком и вместе с ним ещё другие 5 римлян оставили на месте своих лошадей. Иошуа бен Сафат с его людьми повели захваченных лошадей ликуя в город, как трофеи.

Как пишет Иосиф Флавий, «старейшие и знатнейшие граждане», недовольные этим поступком Иошуа бен Сафата, бежали в римский лагерь и, привлекая раньше на свою сторону царя Агриппу II, припали к Веспасиану с мольбой «принять их милостиво и не наказывать весь город за безрассудство немногих людей. Пусть пощадит он дружественно-расположенное к римлянам население и накажет только зачинщиков восстания, по вине которых они до сих пор, при всем своем желании, не могли сдаться».

Веспасиан, хотя был озлоблен против всего города, за похищение лошадей, уступил, однако, этой просьбе, потому что видел, что и Агриппа II озабочен судьбой Тивериада.

Иошуа и его приверженцы, узнав о милости, обещанной Веспа­сианом горожанам, почувствовали себя не безопасными в Тивериаде и бе­жали в Тарихею.

На следующий день Веспасиан послал Траяна с отрядом всадников на горную вершину с целью выследить оттуда настрое­ние населения. Когда он убедился, что жители Тивериада так же мирно настроены, как и ходатайствовавшие за них представители, он прибыл с своим войском в город. Жители отворили ему ворота и, выйдя навстречу, приветствовали его, как спасителя и благодетеля. Но так как узкий проход в воротах сильно стеснял войско, Веспасиан велел сломать часть южной стены и таким образом расширил ему вход. В угоду царю он воспретил при этом солдатам грабить и совершать насилия против жителей; благодаря ему же, он пощадил также стены, так как царь ручался за верность города в будущем. Таким путём Вес­пасиан возвратил Агриппе II город после того, впрочем, как послед­ний много выстрадал от мятежа.

Битва при Тарихее[править]

Продолжая дальше поход, Веспасиан на пути между Тиве­риадой и Тарихеей разбил лагерь, который укрепил сильнее, предвидя, что здесь борьба будет более продолжительная, так как все недоволь­ные собрались в Тарихею, надеясь на твердыни города и на Тиве­риадское озеро. Город Тарихе, лежавший как и Тивериада, у подошвы горы, был сильно укреплён Иосифом Флавием со всех сторон, где он не был омываем озером, но всё-таки не так сильно, как Ти­вериада, так как обводную стену вокруг последней он построил в начале восстания, когда располагал в избытке и денежными средствами и ра­бочими силами. Тарихея же могла воспользоваться только остатком его щедрости.

Тарихеяне имели на озере массу лодок, приспособленных, как для бегства в случае поражения на суше, так и для морского сражения.

Уже в первое время, когда римляне укрепляли ещё свой лагерь, люди Иошуи, не страшась ни численности, ни прекрасной организации римлян, сделали вылазку и при первом набеге рассеяли рабочих, разрушили небольшую часть сооружений и лишь тогда, когда они увидели сплачивающихся против них тяжеловооружённых, побежали невредимыми назад к своим. Римляне преследовали их и загнали в лодки; но евреи отплыли на такое расстояние в озеро, что могли ещё стрелять в римлян, затем евреи бросили якоря и сдвинули суда вместе, чтобы сомкнутыми рядами бороться против стоявших на суше врагов.

Таким образом, здесь описано первое известное применение евреями морского десанта и обстрела из корабельной артиллерии неприятеля на побережье.

Между тем Веспасиан услышал, что большая толпа евреев собралась на равнине перед городом, и выслал против них своего сына Тита с 600 отборных всадников.

Тит выступил к солдатам с речью, которая вдохновила их на битву. Кроме того, Тит получил подкрепления: к нему примкнул Траян с 400 всадниками, и Веспасиан кроме того послал ещё Антона Силона с 2 тысячами стрелков для того, чтобы занять возвышения, находящиеся против города, и прогнать повстанцев со стены. И действительно, стрелки, согласно приказу, отразили евреев, которые со стены хотели помогать своим.

Тит на коне первый атаковал евреев, за ним с воинскими кликами бросились осталь­ные римские солдаты, которые растянулись вдоль неприятельского фронта по равнине, и таким образом казались гораздо многочисленней. Евреи, не смотря на стремительность и стройный порядком римлян, выдержи­вали некоторое время нападение. Но под ударами копий и страшным натиском лошадей евреи всё-таки скоро отступили и были растоптаны. Под неукротимой резней евреи рассеялись и каждый бежал по возможности быстрей к городу. Тит убивал одних, преследуя сзади, собиравшихся же он вновь рассеивал, других он перегонял и прокалывал спереди, а тех, которые наталкиваясь друг на друга, сбивались с ног и па­дали, он тут же на месте и убивал. Но всем он старался отре­зать доступ к стене, чтобы овладеть ими в открытом поле. Евреи, однако, напирая всей своей массой вперёд, всё-таки пробились в город.

Внутри Тарихеи между евреями сразу начались конфликты. Корен­ные жители, дорожа своим имуществом и городом, уже с самого на­чала не сочувствовали войне, а тем больше теперь, после поражения, иногородние же, которых было очень много, хотели принудить их к этому. В своём страстном споре они были близки к тому, чтобы взяться за оружие. Когда Тит, стоявший не вдалеке от стены, услышал этот гул, он воскликнул: «Товарищи, удобный час настал! Чего мы медлим, когда сам Бог отдает нам в руки иудеев? Ловите победу!».

С этими словами Тит вскочил на своего коня и бросился в озеро, чрез которое в сопровождении других, первый вторгся в город. Его смелость навела панику на евреев, стоявших на стене. Никто не отважился ни вступать в бой, ни оказывать сопротивление. Приверженцы Иошуи покинули свои посты и бежали в открытое поле, другие, бежавшие к озеру, пали от рук ринувшихся им навстречу римлян; многие были убиты в ту минуту, когда готовились сесть в лодки, а другие — когда пустились вплавь, пытаясь догнать отчаливших уже от берега. В городе произошла большая резня, так как кроме той части повстанцев, которая не успела разбежаться и пробовала защищаться, были истреблены как и горожане. Последние пали, не обороняясь, так как в на­дежде на милость, сознавая себя свободными от участия в борьбе с рим­лянами, они воздерживались от сопротивления. После того, как виновные были убиты, Тит сжалился над жителями и приказал прекратить бойню. Бежавшие в озеро повстанцы, видя город в руках римлян, уплыли подальше от них.

Тит отправил всадника, чтоб принести отцу радостную весть о происшедшем. Веспасиан немедленно появился сам и приказал оцепить город, наблюдать, чтоб никто из него не ушёл и убивать всякого, который сделает попытку к бегству.

Затем Веспасиан стал готовится к битве с еврейским флотом. В обоих битвах погибло в общей сложности 6 500 человек.

Итог[править]

Таким образом римлянам удалось захватить Тарихею.

Литература[править]

 
Осада Тарихеи (68) относится к Первой Иудейской войне
Битвы на суше

Масада (1)АнтонияДворец ИродаКесарияМесть язычникамДельтаЗавулонИоппияАсамонИерусалим (1)СкопБет-ХоронДамаскАскалонГамала (1)СепфорисИодфат (1)Иодфат (2)ИафаГаризимТарихеяГамала (2)ИтавирионГисхалаГражданская войнаБетеннабринИорданГеразаХевронПсефинаИерусалим (2)Женские башниМасада (2)ЕгипетКирена

Битвы на море

Морские сраженияТивериадаИоппия (2)Тивериадское озероМёртвое море

Еврейские полководцы

Иуда ГалилеянинШимон Бар-ГиораИоханан ГискальскийХизкияЭлазар бен ЯирМенахем бен-ИехудаЭлазар бен ХананияМонобазКенедайНигерСилаИосиф бен-ГорионЭлеазар бен ШимонИосиф ФлавийИоанн (ессей)Ханан бен-ХананИисус бен СапфийИошуа бен СафатИосиф из ГамлыХаресАнан бен-АнанПравительство и командование евреев в Иудейской войне

Римские полководцы

Нерон • (Нерон и евреи) • Гессий ФлорМетилийГай Цестий ГаллТиранний ПрискАнтонийВеспасианТитПлацидТраянСекстий ЦереалЭбуцийМарк Антоний ЮлианЛуций АннийТит Фригий

Коллаборационисты

Агриппа IIДарийФилипп, сын ИакимаШимон бен СаулТиберий Юлий АлександрАнан бен ИонафанИуда, сын ИудыКлит ТивериадскийВооружённые силы Иудеи