Осада дворца Ирода
Осада дворца Ирода
Конфликт | Первая Иудейская война |
Дата | 66 год |
Место | Иерусалим |
Итог | Победа евреев |
Осада дворца Ирода — захват евреями последнего оплота римлян в Иерусалиме в начале Первой Иудейской войны[1].
Предыстория[править]
В 66 году евреи подняли открытое и всеобщее восстание против Римской империи.
После захвата евреями замка Антония в Иерусалиме остался лишь один оплот римского гарнизона и коллаборационистов — дворец Ирода.
Руководил римским гарнизоном некий Метилий.
Кроме римлян, во дворцах и замках Ирода скрывались от разъярённой толпы мятежников также и те евреи, которых можно было бы назвать на современный лад коллаборационистами — это были противники антиримского восстания, которые либо так или иначе входили в систему римского управления Иудеей, либо считавшие восстание безнадёжным. В числе таких коллаборационистов был первосвященник Ханания, а также, очевидно, люди царя Агриппы II.
Евреи осадили дворец. Руководил осадой Элазар бен Ханания и Менахем бен-Иехуда.
Описание осады[править]
Иосиф Флавий говорит об ожесточённой осаде:
- За тем они (евреи) обступили дворец, куда спаслись царские отряды, разделились на четыре громады и пытались пробить стену. Находившиеся внутри, в виду многочисленности наступавших, не отваживались на вылазку; вместо этого они установили посты на брустверах и башнях, стреляли в нападавших и убивали значительное число разбойников под стеною. Ни днём, ни ночью не унималась борьба. Мятежники рассчитывали, что недостаток съестных припасов заставит гарнизон сдаться, а осаждённые надеялись, что те устанут от чрезмерного напряжения.
- Осаждавшие не имели осадных орудий, а под градом сыпавшихся стрел сверху не было никакой возможности открыто подкопать стену. Вследствие этого они, начавши издали, выкопали мину по направлению к одной из башен, укрепили ее подпорами, подожди эти последние и вышли наружу. Как только фундамент сгорел, башня мгновенно рухнула. Но другая стена, выстроенная внутри против наружной стены, предстала пред глазами осаждавших. Дело в том, что осажденные поняли план неприятеля (вероятно потому, что башня, как только она была подкопана, пошатнулась) и соорудили себе другую защиту. При этом неожиданном зрелище осаждавшие, торжествовавшие уже победу, были немало поражены.
- Тем не менее осаждённые послали к Манаиму (Менахем бен-Иехуда) и главарям восстания просить о свободном отступлении; только царским солдатам и коренным жителям это было предоставлено, и они действительно отступили. Оставшихся же на месте римлян охватило отчаяние: преодолеть столь значительно превосходившие их силы они не могли, а просить о миролюбивом соглашении они считали позором, не говоря уже о том, что они не могли верить обещанию, если бы оно и было дано. Они поэтому покинули свои недостаточно защищенные квартиры и бежали в царские замки: Иппик, Фазаель и Мариамму. Люди Манаима ворвались в то место, которое было оставлено солдатами, изрубили всех, которые не успели ещё спастись, и, захватив всю движимость, сожгли самый дворец.
- На следующий день первосвященник Ананий был вытащен из водопровода царского дворца, где он скрывался, и умерщвлён разбойниками вместе с его братом Езекией (речь идёт о казни коллаборационистов).
Затем, среди самих евреев начались распри — Элазар бен Ханания устранил своего конкурента Менахема бен-Иехуду, и вновь начал осаждать римлян во дворце Ирода.
Положение осаждённых римлян стало очень тяжёлым и их командир Метилий решил капитулировать:
- Метилий, римский предводитель, и его люди, положение которых стало невыносимым, послали вестников к Элеазару с просьбой пощадить только их жизнь и взамен нее взять у них оружие и все имущество. Элеазар охотно согласился на эту просьбу и послал к ним Гориона сына Никомеда, Анания сына Саддука и Иуду сына Ионафана для того, чтобы подтвердить миролюбивое соглашение ударом по рукам и клятвой. Вслед за этим Метилий действительно вывел свои отряды. Все время, когда последние носили ещё своё оружие, никто из бунтовщиков их не трогал и не обнаруживал ни тени измены; когда же все, согласно уговору, сложили свои щиты и мечи и, не подозревая ничего дурного, начали удаляться, тогда люди Элеазара бросились на них и оцепили их кругом.
- Римляне не пробовали даже защищаться или просить о пощаде; но они громко ссылались на уговор. Все были умерщвлены бесчеловечным образом, за исключением только Метиллия: его одного они оставили в живых, потому что он слезно умолял их даровать ему жизнь, обещав принять иудейскую веру; даже дать себя обрезать[2].
Итог[править]
Таким образом, в шаббат 17 элула 66 года Иерусалим был очищен от римлян. Спасся лишь Метилий, принявший иудаизм.