Военная администрация над израильскими арабами
Военная администрация над израильскими арабами (ивр. הממשל הצבאי על ערביי ישראל) контролировало арабские поселения Израиля с 1948 года по 1 декабря 1966 года[1].
Ход событий[править]
Центральное военное правительство над арабами было официально создано 21 октября 1948 года, после того как Временное правительство Израиля провозгласило его 1 октября 1948 года (хотя на практике оно существовало с начала 1948 года, когда Еврейские силы обороны взяли под контроль арабские поселения в соответствии с принципами Плана D Хаганы). Юридическим инструментом для его создания стали «Положения об обороне (чрезвычайных ситуациях)», принятые правительством Британского мандата в 1945 году в связи с возросшей боевой активностью еврейских организаций против британского правления. С созданием государства было решено оставить в силе все обязательные законы (за исключением положений Третьей Белой книги), и, таким образом, «Положение об обороне (чрезвычайном положении)» также осталось в силе. Эти постановления позволяли военному правительству осуществлять такие действия, как конфискация имущества, снос зданий, изгнание жителей, экспроприация земель и ограничение передвижения без разрешения местных штабов, созданных в арабских общинах. Среди прочего, военное правительство использовало Положение 145, «которое предоставляет военным губернаторам полномочия объявлять о закрытии определенной территории и ограничивать движение в ней или в нее или полностью запрещать въезд в нее после переселения ее жителей. Использование этого положения привело к сокращению арабской территории и стало эффективным средством, которое позволило еврейским поселенческим учреждениям создать новую планировку еврейских поселений и разместить иммигрантов в заброшенных арабских домах, особенно в городах, покинутых арабами». В то же время военное правительство пыталось ограничить мобильность арабов и экспроприировать часть их земель.
Законы о чрезвычайном положении предоставляли армии широкие полномочия. Военные власти имели право конфисковывать имущество граждан и принадлежащие им земельные участки, разрушать их дома, ограничивать их передвижение, изгонять из своих деревень. И все это – без какого бы то ни было судебного постановления. Кроме того, по решению военной администрации любой район мог быть объявлен закрытой зоной, въезд и выезд из которой был запрещен.
В рамках борьбы с террором в отношении арабов действовали комендантский час, ограничения на поездки, аресты и высылки.
Администрация действовала в трех командованиях — Галилее, Арабском Треугольнике и Негеве.
Хотя военное правление было формально установлено на определенной географической территории, оно распространялось почти исключительно на арабов и не распространялось на евреев, и его действие ограничивалось территориями, населенными исключительно арабами. В некоторых городах, таких как Яффо, Рамла и Лод, военное правительство было упразднено уже в июле 1949 года (в Хайфе для арабского населения не был введен особый военный режим), а в Акко военный режим был упразднен в июне 1951 года.
Всего около 156 000 арабов находилось под властью этой администрации.
В 1958 году был создан министерский комитет для изучения необходимости создания военного правительства во главе с министром юстиции Пинхасом Розеном. Комитет большинством голосов (три против двух) рекомендовал упразднить военное правительство. Премьер-министр Давид Бен-Гурион отверг выводы комитета, основанные на рекомендациях руководителей.
Уже в то время нашлись защитники арабов.
Так, уже в 1951 году начальник генштаба Игаэль Ядин пришел в гнев после публикации сообщения об изгнании жителей 13 арабских деревень. Ядин заявил, что «подобные новости наносят ущерб безопасности государства и цензура должна найти способ задержать их публикацию».
В 1955 году по решению правительства была сформирована комиссия, которой было поручено изучить возможность отмены военной администрации. Ее возглавил профессор Йоханан Ратнер.
Некий советник премьер-министра по делам арабов Йехошуа Пальмон направил высокопоставленному представителю военной администрации. В нем упоминается о «незаконном давлении, оказываемом на подследственных – им угрожают, натравливают на них собак и так далее».
Годом позже заместитель Пальмона, Барух Йекутиэли, написал секретарю правительства, что положение в районе «арабского треугольника» обязывает власти к применению жестких мер.
В те времена были хорошие губернаторы.
Так, военный губернатор Цви Элипелег требовал, чтобы посетители кафе вставали при его появлении и угрожал карой за ослушание; солдаты забавлялись, пугая оружием жителя арабского города; другие нашли развлечение, мешая мусульманам совершать молитву; представители военной администрации издевались над крестьянами, уничтожая собранные ими овощи; в другом случае они угрожали наказанием, если жители арабской деревни не проголосуют за угодного губернатору кандидата.
В одном из обнаруженных недавно документов, датированном началом 1956 года, губернатор южного округа Йехошуа Вербин утверждает, что «военная администрация слишком либеральна и деликатна. Ни о какой жестокости не может быть и речи, это абсолютно безосновательный навет». Однако показания губернатора района «треугольника» Залмана Марта, данные им в 1957 году в ходе судебного разбирательства по делу о массовом убийстве в Кафр-Касеме, опровергают эти слова. Тогда Март заявил, что нарушителей комендантского часа нельзя расстреливать, поскольку существуют другие виды наказания. «Можно дать пощечину или двинуть винтовкой по ногам, — сообщил он. – В конце концов, можно просто накричать на нарушителя».
Велась борьба (хотя и гуманная) с арабским терроризмом и бандитизмом:
Например, Нама Антанас рассказал, что его среди ночи грубо вытащили из дома и повезли на допрос. Выяснилось, что его подозревают в покупке обуви у контрабандистов. Следователи заявили, что, если Антанас не заговорит сам, они сделают все, чтобы выбить из него нужные признания. «Мне велели снять туфли и сесть на пол, — рассказал он. – После этого двое солдат стали бить меня палками по ступням». Когда Антанаса выбросили на улицу из полицейского участка, он не мог идти.
Другой житель деревни по фамилии Аль-Тас рассказал, что сотрудники военной администрации ворвались к нему домой и жестоко избили. После чего Аль-Тасу сказали, что сейчас его повезут на расстрел, и велели сесть в машину. Его перепуганная жена в оцепенении наблюдала за происходящим. Выехав из деревни, сотрудники военной администрации остановились, один из них приставил к виску Аль-Таса пистолет. После этого его вновь избили и выбросили из машины. Житель деревни Джиш Хана Якуб Джарси рассказал схожую историю: сотрудник военной администрации всячески оскорблял его, а затем избил его в кровь. «Затем то же самое повторили с двумя моими товарищами», — рассказал Джарси[2].
Руководитель военной администрации Мишаэль Шахам в 1956 году отметил, что осуществляемый им режим отнюдь не является жестоким, а «выполняет воспитательную функцию, способствуя развитию гражданского чувства».
В 1963 году на рассмотрение Кнессета было вынесено четыре законопроекта об отмене военное администрации. Один из них принадлежал партии «Херут» под руководством Менахема Бегина. Все четыре законопроекта были отклонены. Среди тех, кто голосовал «против» были и два арабского депутата от списка «Шитуф ве-ахва».
В 1966 году военное правительство над арабами было упразднено по решению премьер-министра Леви Эшколя. 8 ноября 1966 года Кнессет утвердил правительственное постановление об упразднении военной администрации, действовавшей в районах компактного проживания арабских граждан. В поддержку этого решения проголосовали 48 депутатов, против – 7.