Восточные ковры в эпоху Возрождения

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Восточные ковры в эпоху Возрождения были предметом интереса художников и знати Европы. Рассказы путешественников, придворные анналы, домашние описи, завещания и картины свидетельствуют о том, что ковры и ковровые изделия считались предметами роскоши[1]. Ковры ближневосточного происхождения — из Анатолии, Персии, Армении, Леванта, мамлюкского султаната в Египте или Северной Африки — использовались в качестве декоративных элементов в живописи Запада начиная с XIV века.

Восприятие восточных ковров в эпоху Возрождения характеризуют тремя основными аспектами[2][3][4]:

  1. Из-за их предполагаемой редкости, драгоценности и необычности восточные ковры изображались в качестве фона для святых и религиозных сцен. Позднее религиозная иконография стала использоваться политически влиятельными лицами для утверждения своего статуса и власти.
  2. Восточные ковры стали восприниматься как редкий товар, предмет роскоши и декора. С середины XVI века иконографический контекст иногда расширялся до идеи расточительности или тщеславия.
  3. Когда контакты, часто насильственного характера, между исламским миром и Европой стали более тесными, восточные ковры иногда использовались как символ христианского самоутверждения.
Вверху — деталь подола мантии Богородицы на картине Антонио Виварини «Святой Людовик Тулузский», 1450 г. Внизу — деталь подола мантии Богоматери на картине Якопо Беллини «Дева смирения», 1440. Лувр.

Так или иначе, восточные ковры использовались в Западной Европе иначе, чем в исламском мире, и их первоначальный культурный контекст так и не был до конца понят[2].

«Христианские восточные ковры»[править]

Восточные ковры впервые появляются на картинах раннего Возрождения конца XII века. В большинстве случаев ковры служат фоном для религиозных сцен. Святые изображались вознесёнными на престол или стоящими на коврах, таким образом, они были возвышенными и отделёнными от окружающего мира. Простым людям, часто дарителям картины, иногда позволяли участвовать в атмосфере святости, изображая их рядом со святым, буквально стоящими на коленях или «на одном ковре» со святым. Этот контекст понимается и иногда используется и сегодня[5].

Точная интерпретация религиозного контекста была предложена Фолькмаром Ганцхорном в 1998 году. Он детально сравнил узоры и символы как ренессансных картин, так и сохранившихся ковров с древними орнаментами, например, с армянскими иллюминированными рукописями. Он пришёл к выводу, что большинство сохранившихся и расписных ковров были изготовлены армянскими ткачами-христианами. Таким образом, скрытая христианская символика ковровых узоров сделала так называемые «христианские восточные ковры» подходящими украшениями для западноевропейских христианских церквей. Согласно этой гипотезе, отсутствие современных западноевропейских письменных источников, которые в противном случае могли бы предоставить независимые доказательства в поддержку утверждений Ганцхорна, объясняется тем, что знания о скрытых символах были переданы из уст в уста и ограничивались небольшой религиозной элитой.

Геноцид армян привёл к утрате устной традиции и, как следствие, к ошибочной «исламской» атрибуции ковров большинством западных искусствоведов[6]. Дебаты о гипотезах Ганцхорна, полемичные и не вполне свободные от националистических ограничений, продолжаются до сих пор[6][3].

Предметы роскоши и украшения[править]

Достоверно неизвестно, как художники эпохи Возрождения относились к восточным коврам, которые они изображали. Но известно, что венецианская площадь Сан-Марко была украшена коврами, развешанными в окнах окрестных дворцов и домов по особым случаям. Подобно прекрасным дамам, выглядывающим из окон, ковры служат декоративным обрамлением и подчёркивают происходящее важное действие. Подобно неточному псевдокуфическому письму в современной живописи, европейские художники заимствовали что-то из другой культуры, которую они, по сути, не понимали[2].

Ковры, вывешенные над окнами для процессии в Венеции. Деталь работы Витторе Карпаччо, 1507 г.
Ян Стин, «Как ты это слышишь», около 1665 года, Маурицхёйс

В серии писем[7] из Венеции, датированных 18 августа — 13 октября 1506 года[8], немецкий художник Альбрехт Дюрер рассказывает своему другу Виллибальду Пиркгеймеру о своих попытках купить для него в Венеции два ковра:

Vnd dy 2 tebich will mir Anthoni Kolb awff daz hubschpt, preytest vnd wolfeillest helfen khawffen. So jch sy hab, will jch sy dem jungen Im Hoff geben, daz er ys ewch einschlache. Awch will jch sehen noch den kranchs federen.'
«Антони Кольб поможет мне купить 2 ковра, самых хороших, широких и дешёвых [из тех, что мы можем достать]. Как только они будут у меня, я передам их молодому Им Хоффу, и он подготовит их к транспортировке. Я также поищу журавлиные перья».
(18 августа 1506 г.)

Jtem allen fleis hab jch an kertt mit den tewichen, kan aber kein preiten an kumen. Sy sind al schmall vnd lang. Aber noch hab jch altag forschung dornoch, awch der Anthoni Kolb.
«Я сделал всё, что мог, с коврами, но не могу достать ни одного широкого. Все они узкие и продолговатые. Я продолжаю поиски каждый день, Антони Кольб тоже».
(8 сентября 1506 г.)

Jch hab awch zwen dewich bestelt, dy würd jch morgen tzalen. Aber jch hab sy nit wolfell kunen kawffen.
«Я заказал два ковра и заплачу за них завтра. Но я не смог купить их по дешёвой цене»
(13 октября 1506 г.)
 — Альбрехт Дюрер, письма из Венеции Виллибальду Пиркгеймеру[7]

Дюрер покупал для Пиркхаймера в Венеции различные экзотические предметы роскоши, и он упоминает эти два ковра среди золота, драгоценностей и журавлиных перьев. Неизвестно, приписывал ли Дюрер каким-либо образом художественную ценность этим коврам. Никаких восточных ковров Дюрер никогда не изображал[9].

Очень распространённый тип жанровой живописи голландского Золотого века и фламандского барокко, так называемая «Весёлая компания», изображает группу людей, веселящихся, обычно сидящих с напитками, и часто музицирующих. На этих картинах восточные ковры часто покрывают и украшают стол или расстилаются на мебели. Таким образом, они либо подчёркивают богатство и респектабельность изображаемых, либо придают экзотику и распутство сценам в борделях или сценам разврата[10].

К XVI веку восточные ковры часто изображались на картинах натюрмортов. Различные ценные экзотические предметы, такие как китайские фарфоровые чаши, и животные, такие как попугаи, изображаются, часто с аллегорическим смыслом или символизируя «vanitas», тщетность человеческой жизни. Намёк на тщету жизни становится очевидным благодаря включению таких символов, как человеческий череп, или надписей, цитирующих библейскую книгу Екклесиаста 1:2; 12:8[11][12]. Уже в 1533 году на картине Ганса Гольбейна «Послы» была изображена анаморфозная проекция человеческого черепа. Предметы в натюрмортах, независимо от их аллегорического смысла, часто располагаются на драгоценных бархатных скатертях, мраморных плитах или восточных коврах. К восточным коврам относятся так же, как и к другим драгоценным предметам или материалам, делая акцент на их материальной ценности и декоративности[13].

Объекты европейского самоутверждения[править]

В сентябре 1479 года венецианский художник Джентиле Беллини был отправлен венецианским сенатом в качестве культурного посла в новую османскую столицу Константинополь султана Мехмеда Завоевателя в рамках мирного урегулирования между Венецией и турками. Вазари писал, что Беллини «изобразил императора Магомета с натуры так хорошо, что это считалось чудом»[14]. Датировка и авторство портрета Беллини были поставлены под сомнение[15], однако Беллини — первый художник эпохи Возрождения, который действительно посетил двор исламского султана.

Влияние знакомства Беллини с исламским миром отражается в восточных мотивах, появляющихся в нескольких его картинах. На его картине 1507 года «Святой Марк, проповедующий в Александрии» анахронично изображён святой покровитель Венеции, проповедующий мусульманам. Архитектура, изображённая на заднем плане, представляет собой несочетаемый набор зданий, не соответствующий современной исламской архитектуре. Похожая на сцену декорация для проповеди святого Марка украшена экзотическими животными, такими как верблюд и жираф, а также архитектурными элементами, такими как древнеегипетский обелиск, на заднем плане[2]. Использование Беллини этих декоративных элементов напоминает то, как восточные ковры изображаются на картинах эпохи Возрождения XIV и XV веков: Это изображения экзотических и драгоценных вещей, они создают сцену для важного человека или действия, но при этом, по сути, игнорируют свой первоначальный культурный контекст.

Амброзиус Франкен «Тайная вечеря», XVI век, Королевский музей изящных искусств Антверпена, с египетским мамлюкским ковром

Изображение английского короля Эдуарда VI, стоящего на восточном ковре перед троном на таком же ковре, в 1547 году утверждает силу и власть молодого Fidei defensor, намеренно повторяя позу знаменитого портрета его отца работы Гольбейна.

Ничего не известно о том, насколько Амброзиус Франкен знал о культурном происхождении мамлюкского ковра, который он использовал в качестве украшения для своей «Тайной вечери». Картину можно лишь приблизительно датировать XVI веком. Использование центрального медальона восточного ковра для выделения нимба Христа, однако, представляет собой особый случай: Использование этого мотива могло быть вызвано либо простым сходством двух живописных образцов, но также может быть понято как утверждение доминирования христианства в эпоху Ренессанса. У европейцев были причины бояться исламского мира: в 1529 году Сулейман Великолепный осаждал Вену, а Османская империя оставалась постоянной угрозой для Западной Европы вплоть до конца XVII века[3].

В цикле фресок библиотеки Пикколомини в Куполе Сиены, написанном в 1502-9 годах, Пинтуриккьо изображает папу Пия II, созывающего, как поясняет латинская надпись, «княжеский совет в Мантуе для провозглашения нового крестового похода в 1459 году». На восьмой фреске стол перед троном Папы покрыт восточным ковром. Была выдвинута гипотеза, что ковёр мог быть трофеем из предыдущих походов[2].

Драгоценные восточные ковры были частью так называемой «турецкой добычи» (Türkenbeute) при осаде Вены, которая закончилась 12 сентября 1683 года, и их новые владельцы-христиане с гордостью сообщали на родину о своих награбленных богатствах. Существуют ковры с надписями, указывающими на нового владельца и дату приобретения:

A. D. Wilkonski XII septembris 1683 z pod Wiednia
«А. Д. Вилконский, Вена, 12 сентября 1683 года».
 — Надпись на обратной стороне восточного ковра «Полонез», некогда находившегося в коллекции Мура, нынешнее местонахождение неизвестно[16].

Однако большинство восточных ковров продолжают изображаться как предметы, обладающие визуальной привлекательностью, без политического подтекста, но игнорирующие свой первоначальный культурный контекст. Попытки лучше понять ковры в их исламском культурном контексте были оставлены для более позднего века. В то время как исламские ковры первоначально служили для украшения картин эпохи Возрождения, позднее картины способствовали лучшему пониманию ковров. Сравнительное искусствоведческое исследование восточных ковров в живописи эпохи Возрождения, таким образом, добавляет ещё одну грань и приводит к лучшему пониманию многогранного, а иногда и амбивалентного образа османов в эпоху западноевропейского Возрождения.

Примечания[править]

  1. studsfera.ru Ковроделие как форма декоративно-прикладного искусства народов Востока рус.. Проверено 27 мая 2025.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Carrier David A world art history and its objects. — University Park, Pa.: Pennsylvania State University Press. — ISBN 978-0271034157.
  3. 3,0 3,1 3,2 Дело тонкое: традиции Востока в творчестве художников Запада (13 июля 2022 года). Проверено 30 мая 2025.
  4. Восточные ковры в европейской живописи. www.epochtimes.ru. Проверено 7 июня 2025.
  5. Pope John Paul II's coffin placed on a Bijar carpet during his funeral mass, The Times (февраль 2011 года).
  6. 6,0 6,1 Gantzhorn Volkmar Orientalische Teppiche : eine Darstellung der ikonographischen und ikonologischen Entwicklung von den Anfängen bis zum 18. Jahrhundert. — Cologne: Taschen. — ISBN 3-8228-0397-9.
  7. 7,0 7,1 A. Dürer. Schriftlicher Nachlass / Writings. — 3rd. — Berlin: Deutscher Verein für Kunstwissenschaft.
  8. Erdmann Kurt Europa und der Orientteppich. — 1st. — Mainz: Florian Kupferberg Verlag.
  9. Raby Julian Venice, Dürer, and the oriental mode. — 1. publ.. — [S.l.]: Islamic Art Publications. — ISBN 978-0856671623.
  10. Westermann Mariët A worldly art : the Dutch Republic, 1585-1718. — 2nd reprinted. — New Haven, CT: Yale University Press. — ISBN 978-0300107234.
  11. Экклезиаст, глава 1-2 (Еккл. 1-2) на русском языке - Ветхий Завет - Синодальный перевод Библии. Проверено 30 мая 2025.
  12. Экклезиаст, глава 12 (Еккл.12) на русском языке - Ветхий Завет - Синодальный перевод Библии. Проверено 30 мая 2025.
  13. Bergström Ingvar Dutch still-life painting in the seventeenth century. — Facsim.. — New York: Hacker art books. — ISBN 978-0878172795.
  14. Vasari Giorgio The lives of the most excellent painters, sculptors, and architects. — Pbk.. — New York: Modern Library. — ISBN 978-0375760365.
  15. The Sultan Mehmet II. Nationalgallery.org.uk. Архивировано из первоисточника 26 августа 2007. Проверено 17 сентября 2013.
  16. Seven Hundred Years of Oriental Carpets / Erdmann, Hannah. — Berkeley, California: University of California Press, 1970. — ISBN 9780520018167.
  17. Historic floors by Jane Fawcett p.156

Литература[править]

  • Campbell, Gordon. The Grove Encyclopedia of Decorative Arts, Volume 1, "Carpet, S 2; History(pp. 187—193), Oxford University Press US, 2006,, Google books
  • King, Donald and Sylvester, David eds. The Eastern Carpet in the Western World, From the 15th to the 17th century, Arts Council of Great Britain, London, 1983,
  • Mack, Rosamond E. Bazaar to Piazza: Islamic Trade and Italian Art, 1300—1600, University of California Press, 2001
  • Ydema, Onno: Carpets and their datings in Netherlandish Paintings, 1540—1700. Antique Collectors' Club, Woodbridge,

Шаблон:Восточный ковёр

Рувики

Одним из источников, использованных при создании данной статьи, является статья из википроекта «Рувики» («ruwiki.ru») под названием «Восточные ковры в эпоху Возрождения», расположенная по адресу:

Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC-BY-SA 4.0 и более поздних версий.

Всем участникам Рувики предлагается прочитать материал «Почему Циклопедия?».