Ессеи

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Ессеи (англ. Essenes, греч. Ἐσσηνοί, Ἐσσαῖοι, ивр. אִסִּיִים) — течение в иудаизме в Иудее[1].

Общие сведения[править]

Действовали со II века до н. э. по конец I века. Имеется предположение, что первосвященник, который исполнял эту должность в течение 7 лет после Алкима, порвал с Хасмонеями и стал главой Кумранской общины, «Учителем Праведности».

Название происходит, вероятно, от слова חֲשָׁאִים («молчаливые») или от חֲסִידִים («благочестивые»). Филон Александрийский как правило называет их ε̉σσαϊοι («ессены»), Иосиф Флавий же — ε̉σσενοί и ε̉σσαίοι.

Имели ряд сходных черт с фарисеями: вера в необходимость личного благочестия и удаления от скверны повседневной жизни, вера в посмертное воздаяние (но в отличие от фарисеев, ессеи верили в физическое воскресение мёртвых). Кружок учеников Иоанна Крестителя, который во всех сообщениях считается принадлежавшим к ессеям, разделял взгляды фарисеев[2]. Даже разногласие между фарисеями и ессеями дошло до нас в весьма дружелюбной форме[3]. Вместе с тем, в то время как фарисеи активно участвовали в жизни современного им общества даже тогда, когда храмовая служба контролировалась саддукеями, ессеи образовали обособленное и замкнутое братство.

Ессеи воспринимали себя единственным «истинным Израилем», так как, как они думали, религиозная жизнь в городах и Иерусалимский Храм были безнадежно испорчены.

Некоторые учёные считают религиозные предписания в «Свитке Храма» из числа свитков Мёртвого моря, законами общины ессеев. Многие из этих предписаний расходятся с Галахой, которую гораздо позже разработали фарисеи, и отмечены тенденцией к предельно отягощённому толкованию библейских законов.

В 1-й половине I века, по словам Филона Александрийского, насчитывалось около 4 тысяч ессеев. К концу I века бо́льшая часть ессеев проживало на северо-западном берегу Мертвого моря; остальные ессеи проживали в нескольких сельских районах.

Жили в обособленных мужских коммунах, представлявших собой братства, но некоторые брали себе жён для продолжения рода. В общинах ессеев практиковалось строжайшее соблюдение законов Торы, причём существенное значение придавалось ритуалам, в первую очередь, связанным с Шаббатом и законами святости и чистоты, предписываемыми кохенам в «Книге Левит». Ессеи занимались физическим трудом, в основном земледельческим.

Всё имущество ессеев находилось в совместном владении; общими были и трапезы, молитвы и ритуальные омовения[4]. «Удивительною у них является общность; нет того, чтобы один имел больше, нежели другой, так как у них существует закон, что каждый вступающий отдает свое имущество ордену, так что у них никто не живет в нищете или в избытке, но все, как братья, владеют одним имуществом»[5]. «Они не продают и не покупают ничего друг у друга, что им нужно»[6]. «Для сбора доходов и продуктов земли (ессеи занимались по преимуществу земледелием) избирались честные мужи; священники раздавали хлеб и яства»[7]. Филон Александрийский также свидетельствует об отсутствии у E. частной собственности. «Никто не желает иметь собственное имущество — ни дома, ни рабов, ни пашни, ни скота или чего другого, доставляющего богатство. Они сообща пользуются всем тем, что складывают вместе»[8]. — «Плату, которую они получают за ту или иную работу (между ними были, как оказывается, также ремесленники и поденщики), они отдают избираемому ими управителю, который получает ее и покупает все необходимое; управитель раздает (членам) обильную пищу и другие необходимые человеку предметы»[9]. — «Не только пища у них общая, но и платье. Для зимы имеются теплые одежды, для лета легкие, так что каждый может поступать, как ему покажется лучше. Ибо все, что кто-нибудь из них имеет, считается достоянием всех, общее же достояние считается достоянием каждого отдельного члена»[10]. — «Существует одна только касса для всех расходов — для платья, для еды и т. д. Общность жилищ, жизни и еды нигде не развита так, как у них. Это понятно. Ибо все, что они ежедневно получают как заработную плату, они не сохраняют у себя, а складывают вместе и пользуются сообща плодами труда своего. Больные не опечалены отсутствием доходов, ибо для них существует общая касса, так что они спокойно могут удовлетворять свои нужды из богатых запасов»[11].

Всё свободное от работы время посвящалось изучению священных книг.

Принятию нового члена предшествовал испытательный срок длительностью 3 года; перед тем, как быть допущенным к совместной трапезе членов коммуны, прошедший испытание давал клятву, в которой принимал на себя обязательство быть благочестивым, справедливым, не делать зла ни по своей воле, ни по принуждению, ненавидеть нечестивых и поддерживать праведных, быть преданным человеческому роду, лояльным к властям (так как всякая власть исходит от Бога), любить истину и ненавидеть ложь, не красть, не стяжательствовать, не иметь тайн от других ессеев и не предавать ессеев даже под угрозой смерти и пр.

Иосиф Флавий сообщает, что ессеи делились на четыре класса[12], и что проступки членов судились собранием не менее 100 собратьев[13].

Многие ессеи активно участвовали в Первой Иудейской войне.

Источники[править]

  1. КЕЭ, том 2, кол. 479–481
  2. Матф., IX, 14
  3. Тосефта, Ядаим
  4. Иосиф Флавий, Иуд. война, 2:129
  5. Иосиф Флавий, Иуд. война, II, 8, 3
  6. Иосиф Флавий, Иуд. война, II, 8, 4
  7. Флавий, "Древн.", XVIII, 1, 5
  8. Филон у Евсевия, 11, 4
  9. ib., 11, 10
  10. ibidem, 11, 12
  11. Quod omnis probus, II, 458
  12. Иосиф Флавий, Иуд. война, II, 8, 10
  13. Иосиф Флавий, Иуд. война, II, 8, 9