История медицинской диагностики

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

История медицинской диагностики берёт своё начало в Древнем Египте со времён Имхотепа и в Древней Греции со времён Гиппократа. Однако, несмотря на огромный объём информации, полученной в результате медицинских исследований, включая секвенирование генома человека, она далека от совершенства. В практике диагностики по-прежнему преобладают теории, сформулированные в начале XX века.

Древний мир[править]

Древний Египет[править]

Египетский медицинский справочник «Папирус Эдвина Смита», написанный Имхотепом (fl. 2630—2611 гг. до н. э.), стал первым пособием, в котором метод диагностики был применён к лечению заболеваний[1]. Врачи Древнего Египта могли ставить диагнозы только на основании симптомов, никаких анализов не проводилось[2]. Большинство врачей того времени умели диагностировать проблемы с пищеварительным трактом, сердечно-сосудистой системой, селезёнкой, печенью и менструальным циклом; однако лучшие методы лечения и услуги врачей были доступны только членам царской семьи и богатым египтянам[2].

Первые формы современной медицины появились в Древнем Египте (3300-525 гг. до н. э.). Древние египтяне верили, что здоровье человека зависит от его отношения к вселенной[3]. Поэтому они не видели существенной разницы между медициной и магией[3]. Папирус Эберса воплотил основную концепцию здоровья и болезни, согласно которой в организме человека есть двадцать два mtw (сосуда), которые соединяют тело с важными веществами, такими как сперма, слизь, слёзы, воздух и кровь[4].

Древняя Вавилония[править]

Вавилонский медицинский учебник «Диагностический справочник», написанный Эсагилом-кин-апли (1069—1046 гг. до н. э.), ввёл использование эмпиризма, логики и рациональности в диагностике болезней и заболеваний.[5] В книге использовались логические правила для сопоставления наблюдаемых симптомов на теле пациента с диагнозом и прогнозом[6]. Эсагил-кин-апли описал симптомы многих разновидностей эпилепсии и связанных с ней заболеваний, а также их диагностику и прогноз[7], которые играли важную роль в практике вавилонской медицины[8][Прим. 1].

Вавилонские врачи должны были очень внимательно наблюдать за пациентом и за каждым признаком, который мог иметь отношение к заболеванию. Они уделяли большое внимание температуре тела. Врачи могли определять температуру только на ощупь. У них было множество классификаций для каждого незначительного повышения или понижения температуры у пациента и способов лечения. Ещё одним способом диагностики было обследование всех возможных поражённых областей. Они внесли большой вклад в диагностику таких заболеваний, как пневмония, наблюдая за горлом и мокротой больного[9].

Древний Китай[править]

Предшествуя вавилонской и египетской медицине, традиционная китайская медицина (ТКМ) была описана в древнекитайском тексте «Трактат Жёлтого императора о внутреннем» или «Нэй цзин», который датируется I[10] или II[11] веком до нашей эры. Четыре метода диагностики ТКМ[12], которые практикуются и по сей день, — это осмотр[13], прослушивание и обоняние[14], опрос[15] и пальпация[16].

Древняя Греция[править]

Более двух тысяч лет назад Гиппократ зафиксировал связь между заболеваниями и наследственностью. Аналогичным образом Пифагор отметил связь между метаболизмом и наследственностью (аллергия на бобы). Однако медицинское сообщество только недавно признало важность генетики и её значение для традиционной медицины.

Врачебные методы Гиппократа по-прежнему играют важную роль в стандартных медицинских процедурах, поведении врачей и уходе за пациентами в наши дни. Гиппократ использовал различные методы, чтобы лучше понять медицинские проблемы каждого своего пациента и определить, что нужно сделать, чтобы помочь ему вылечиться. Часть методов Гиппократа для медицинской диагностики заключалась в том, что он обязательно выяснял и внимательно слушал, что пациент рассказывал ему о своём физическом и/или психическом состоянии, а также об истории событий, которые привели его в конечном итоге к его лечению. Помимо сбора информации о пациенте и его анамнезе, Гиппократ также внимательно наблюдал за четырьмя жидкостями: кровью, мокротой, жёлтой желчью и чёрной желчью, что помогало ему в диагностике[17].

Методы Гиппократа в значительной степени определили несколько различных медицинских принципов в отношении ухода за пациентами и их здоровья. Например, Гиппократ подчёркивал приоритетную задачу врача — обеспечить здоровье пациента. Это был огромный шаг вперёд в медицинской практике, поскольку в древней медицине это не было так широко распространено, как казалось бы. Шаги, которые подчёркивал Гиппократ, были перенесены в современную медицину и процессы, которые выполняются для понимания состояния пациента и постановки официального диагноза. Помимо своего значительного вклада в процесс диагностики пациента, методы Гиппократа также сыграли решающую роль в установлении высоких стандартов лечения пациентов врачами[17].

Хотя Пифагор не внёс столь значительного вклада в медицинскую диагностику и связанные с ней процедурные концепции, он внёс большой вклад в другие важные аспекты, которые помогли медицине сделать гигантский скачок вперёд. Главный пример того, как Пифагор внёс большой вклад в медицину благодаря своим наблюдениям, связан с его исследованиями бобов. В этом эксперименте Пифагор обнаружил, что некоторые люди могут есть бобы и не испытывать никакой реакции, а у других она может вызвать потенциально смертельную реакцию, независимо от того, насколько здоровыми были оба человека до употребления бобов. Благодаря этому эксперименту открытия Пифагора стали основой для более глубокого понимания учёными того, как генотип может влиять на реакцию разных людей на различные продукты или вещества. Во времена Пифагора единственным реальным способом сделать выводы были наблюдения невооружённым глазом. Однако благодаря большим достижениям в области технологий современные учёные смогли более тщательно изучить детали открытий Пифагора. Например, исследователи смогли точно определить, что те, кто имел смертельные реакции в эксперименте Пифагора с бобами, вероятно, страдали дефицитом Г6ФД (глюкозо-6-фосфатдегидрогеназы), который может привести к гемолизу у людей, употребляющих бобы и имеющих этот специфический дефицит. Без наблюдений Пифагора современные исследования не имели бы ранней основы для генетических исследований и теорий[18].

Древняя Колумбия[править]

Доколумбовая медицина была обнаружена в культурах Мезоамерики, которые возникли в 1500 году до нашей эры и исчезли в результате испанского завоевания в 1521 году. Культуры Мезоамерики существовали до появления майя и тольтеков, и впоследствии мезоамериканская медицина использовалась многими культурами. Бернардино де Саагун, Франсиско Эрнандес и кодекс Круз-Бадиано восстановили историю медицинской диагностики. В основном для лечения болезней использовались растения и травы. С течением времени они перешли к сложной и философской теории лечения, основанной на религии, астрономии, гадании и полярности. Культуры Мезоамерики с давних времён верили, что каждая культура способна лечить любую болезнь и найти для неё лекарство, просто понимая её значение и происхождение[19].

Средние века[править]

Исламский мир[править]

Арабский врач Абу аль-Касим аз-Захрави (Абулкасис) писал о гематологии в своём труде «Китаб ат-Тасриф» (1000 г.). Он дал первое описание гемофилии, наследственного генетического заболевания, в котором рассказал об андалузской семье, мужчины которой умирали от кровотечений после незначительных травм[20].

Персидский врач Ибн Сина (Авиценна, 980—1037) в «Каноне врачебной науки» (1025) впервые выдвинул идею синдрома в диагностике конкретных заболеваний[21].

В своём «Каноне» Авиценна описал в общей сложности пять разделов медицины. Первая книга содержала такие темы, как функции человеческого тела, понимание симптомов и их причин, а также классификация заболеваний. Во второй книге перечислены различные лекарства, использовавшиеся в то время. Третья книга содержала важные дополнения к тому, что было известно в то время о различных заболеваниях головы, включая мигрень и многие другие. В четвёртой книге Авиценна написал о том, какую информацию он собрал о заболеваниях внутренних органов, таких как лихорадка и проблемы с желудком. Пятая книга «Канона» была посвящена различным средствам лечения болезней и ингредиентам, необходимым для их приготовления[22].

Европа[править]

Врачи использовали множество различных методов для анализа дисбаланса четырёх жидкостей в организме. Уроскопия была наиболее широко используемым методом диагностики заболеваний. Врачи собирали мочу пациентов в колбу, называемую «матула»[23]. Матула имела специфическую форму и состояла из четырёх частей — циркулус, суперфициус, субстанция и фундус, — которые соответствовали частям тела. Циркулус соответствовал голове, суперфициус — груди, субстанция — брюшной полости, фундус — половым и мочевыводящим органам. Моча проверялась по четырём критериям: цвет, консистенция, запах и наличие осадка[24]. Врачи анализировали мочу по четырём критериям и на основе этого указывают, где наблюдается дисбаланс четырёх жидкостей, исходя из их расположения в матуле[23]. Врачи также исследовали кровь с помощью флеботомии, наблюдая за вязкостью и цветом крови, стекающей из пациента и/или содержащейся в пробирке. Цвет и вязкость указывают на то, страдает ли пациент острым, тяжёлым или хроническим заболеванием, что также помогало врачу принять дальнейшие меры[25].

Анализ мочи

Врачи наблюдали за пульсом пациента путём пальпации; эта техника выполнялась путём тщательного измерения частоты, силы и темпа пульсации артерии. По пульсу врач мог диагностировать тип лихорадки у пациента[26]. Астрологический диагноз был наименее популярным методом диагностики заболеваний. Диагноз основывался на положении Луны по отношению к созвездиям, которые были связаны с различными областями тела (голова, руки, грудь и т. д.)[27]. Врачи диагностировали заболевания, сочетая знания о знаках зодиака и гуморальной медицины[28].

Новое время[править]

XIX век[править]

В первой половине XIX века известный британский физиолог Маршалл Холл подчеркнул необходимость поддержания тесной связи между теорией и практикой в медицине[29]. Он написал книги «О диагностике» (1817) и «Принципы диагностики» (1834).

Практика Ослера[править]

Идеалы Уильяма Ослера, который преобразовал практику медицины в начале 1900-х годов, были основаны на принципах диагностики и лечения заболеваний. По мнению Ослера, функции врача заключались в умении распознавать заболевания и их проявления, понимать их механизмы и способы профилактики или лечения. Он считал, что лучшим учебником для студентов-медиков является сам пациент, а ключевую роль играет анализ патологической анатомии и патологии. Идеи Ослера продолжают использоваться и сегодня, поскольку стратегия врача по-прежнему основана на вопросах: «Каким заболеванием страдает этот пациент и как его лучше всего лечить?». Акцент делается на классификации заболевания, чтобы использовать доступные средства для устранения или смягчения его последствий. Конкретный человек является представителем группы людей с данным типом заболевания; биологическая индивидуальность этого человека не имеет большого значения[30].

Преемником Уильяма Ослера на посту профессора в Оксфорде стал Арчибальд Гаррод. Гаррод повторил наблюдения своих греческих коллег двухтысячелетней давности. «Наша химическая индивидуальность обусловлена как нашими химическими достоинствами, так и нашими химическими недостатками; и более верно сказать, что факторы, которые придают нам предрасположенность к различным несчастьям, называемым болезнями, и иммунитет к ним, заложены в самой нашей химической структуре; и даже в молекулярных группах, которые придают нам индивидуальность и которые вошли в состав хромосом, из которых мы произошли»[31]. Поскольку Гаррод практиковал в начале 1900-х годов, задолго до открытия ДНК, кодирующей гены, которые, в свою очередь, кодируют белки, ответственные за структуру и функции организма, потребовалось некоторое время, прежде чем медицина смогла в полной мере оценить фундаментальную важность его диагностических методов.

В то время как Ослер заложил основополагающие принципы, по которым должна практиковаться медицина, Гаррод поместил эти принципы в более широкий контекст химической индивидуальности, которая наследуется и подвержена механизмам эволюционного отбора. Идеал медицинской практики Ослера продолжает доминировать в медицинской философии и в XXI веке. Пациент представляет собой совокупность симптомов, которые необходимо охарактеризовать и проанализировать с помощью алгоритмов, чтобы поставить диагноз и впоследствии разработать стратегию лечения. Медицина занимается решением проблем. В соответствии с этой философией, современные патологические заключения дают моментальную картину биохимического профиля пациента, выделяя конечный результат процесса заболевания[30].

Влияние технологии ДНК[править]

Концепция биологической индивидуальности Гаррода была подтверждена с появлением секвенирования генома человека. Наконец, тонкая взаимосвязь между наследственностью, индивидуальностью и окружающей средой стала очевидной благодаря обнаруженным вариациям в ДНК. В ДНК каждого пациента заложен сценарий того, как его организм будет меняться и заболевать, а также как он будет справляться с воздействием окружающей среды от начала до конца своей жизни. Предполагается, что знание генов пациента позволит выявить биологические сильные и слабые стороны в отношении этих воздействий и предсказать развитие заболеваний до того, как они проявятся. Хотя знания в этой области далеко не полны, уже существуют медицинские методы лечения, основанные на этих знаниях. Что ещё более важно, врач, заранее обладающий этими знаниями, может направить пациента к соответствующим изменениям образа жизни, чтобы предвидеть и смягчить течение заболевания[32].

Примечания[править]

Комментарии[править]


Источники[править]

  1. Edwin Smith papyrus. Encyclopædia Britannica. Проверено 28 января 2012.
  2. 2,0 2,1 Berger, 1999
  3. 3,0 3,1 Metwaly, Ghoneim
  4. Mark, 2022
  5. Horstmanshoff, Stol, с. 97–98
  6. Horstmanshoff, Stol, с. 99
  7. Stol, 1993, с. 5
  8. Ginzburg, 1984, с. 90–91
  9. Scurlock, Andersen, 2005
  10. Sivin, 1993
  11. Needham, Lu, с. 89–90
  12. There are four diagnostic methods in TCM. Learn TCM. Архивировано из первоисточника 18 февраля 2012. Проверено 28 января 2012.
  13. Deng 1999, pp. 3–55, 1. Inspection
  14. Deng 1999, pp. 56–62, 2. Listening and smelling
  15. Deng 1999, pp. 63–82, 3. Inquiry
  16. Deng 1999, pp. 83–162, 4. Palpation
  17. 17,0 17,1 Kleisiaris, Sfakianakis
  18. Pirmohamed, 2001
  19. Peña, 2002
  20. Skinner, 2001
  21. Goodman, 2003, с. 155
  22. Ullmnn, 1978
  23. 23,0 23,1 Dal Canton, Castellano
  24. Wittern-Sterzel, 1999
  25. Diamandopoulos, Goudas
  26. Wallis, 2000
  27. Lindberg, Shank, 2013
  28. Mooney, 1984
  29. Manuel, 1996, с. 45—46
  30. 30,0 30,1 Уильям Ослер: жизненный путь и служение медицине (к 170-летию со дня рождения). Проверено 16 августа 2025.
  31. Jefrey S Bland Understanding Structure and Function as a Model for 21st-Century Health Care англ. // Integrative Medicine: A Clinician's Journal. — 2018 Dec. — В. 6. — том 17.
  32. Андреев В. П. Ген: структурно-функциональная организация единиц генетической информации // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. — 2007. — № 4 (20).

Литература[править]

  • (July 1999) «A brief history of medical diagnosis and the birth of the clinical laboratory. Part 1--Ancient times through the 19th century». Mlo 31 (7): 28–30, 32, 34–40. PMID 10539661.
  • (August 1988) «Theory of urine formation and uroscopic diagnosis in the Medical School of Salerno». Kidney International 34 (2): 273–277. DOI:10.1038/ki.1988.176. PMID 3054223.
  • Section One: Examination Methods // Practical Diagnosis in Traditional Chinese Medicine. — 5th reprint, 2005. — Elsevier, 1999. — P. 1–162. — ISBN 978-0-443-04582-0.
  • (2005) «The late Greco-Roman and Byzantine contribution towards the evolution of laboratory examinations of bodily excrement. Part 2: sputum, vomit, blood, sweat, autopsies». Clinical Chemistry and Laboratory Medicine 43 (1): 90–96. DOI:10.1515/CCLM.2005.014. PMID 15653449.
  • Morelli, Freud, and Sherlock Holmes: Clues and Scientific Method // The Sign of Three: Dupin, Holmes, Peirce. — Bloomington, IN: History Workshop, Indiana University Press, 1984. — P. 81–118. — ISBN 978-0-253-35235-4.
  • Islamic Humanism. — Oxford University Press, 2003. — ISBN 978-0-19-513580-0.
  • Magic and Rationality in Ancient Near Eastern and Graeco-Roman Medicine. — Brill Publishers, 2004. — ISBN 978-90-04-13666-3.
  • (15 March 2014) «Health care practices in ancient Greece: The Hippocratic ideal». Journal of Medical Ethics and History of Medicine 7: 6. PMID 25512827.
  • The Cambridge history of science. Volume 2, Medieval science. — Cambridge University Press, 2013. — ISBN 9780511974007.
  • Marshall Hall (1790-1857): Science and Medicine in Early Victorian Society. — Rodopi, 1996. — Т. 37.
  • Egyptian medical treatments // World History Encyclopedia.
  • (October 2021) «Traditional ancient Egyptian medicine: A review». Saudi Journal of Biological Sciences 28 (10): 5823–5832. DOI:10.1016/j.sjbs.2021.06.044. PMID 34588897.
  • (October 1984) «A middle English verse compendium of astrological medicine». Medical History 28 (4): 406–419. DOI:10.1017/s0025727300036280. PMID 6390033. Шаблон:ProQuest.
  • Celestial Lancets. — Cambridge: Cambridge University Press, 1980. — ISBN 978-0-521-21513-8.
  • (2002) «El concepto de enfermedad y de los padecimientos del riñón en la medicina náhuatl. Síntesis de la medicina precolombina mesoamericana» (es). Revista de investigacion clinica 54 (5): 474–481. PMID 12587423.
  • (October 2001) «Pharmacogenetics and pharmacogenomics». British Journal of Clinical Pharmacology 52 (4): 345–347. DOI:10.1046/j.0306-5251.2001.01498.x. PMID 11678777.
  • Diagnoses in Assyrian and Babylonian Medicine: Ancient Sources, Translations, and Modern Medical Analyses. — University of Illinois Press, 2005. — ISBN 978-0-252-02956-1.
  • Huang-ti nei-ching // Early Chinese Texts: A Bibliographical Guide. — Berkeley: Institute for East Asian Studies, University of California, Berkeley, 1993. — ISBN 978-1-55729-043-4.
  • Unani-tibbi. Encyclopedia of Alternative Medicine (2001).
  • Epilepsy in Babylonia. — Brill Publishers, 1993. — ISBN 978-90-72371-63-8.
  • Islamic Medicine. — Edinburgh University Press, 1978. — ISBN 978-0-7486-0907-9.
  • (August 2000) «Signs and senses: diagnosis and prognosis in early medieval pulse and urine texts». Social History of Medicine 13 (2): 265–278. DOI:10.1093/shm/13.2.265. PMID 14535256.
  • (December 1999) «Diagnosis: the doctor and the urine glass». Lancet 354 Suppl (SIV13): SIV13. DOI:10.1016/S0140-6736(99)90356-2. PMID 10691423.

Шаблон:История медицины

Рувики

Одним из источников, использованных при создании данной статьи, является статья из википроекта «Рувики» («ruwiki.ru») под названием «История медицинской диагностики», расположенная по адресу:

Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC-BY-SA 4.0 и более поздних версий.

Всем участникам Рувики предлагается прочитать материал «Почему Циклопедия?».


Ошибка цитирования Для существующих тегов <ref> группы «Прим.» не найдено соответствующего тега <references group="Прим."/>