Рассказ о герое
Рассказ о герое
«Расска́з о геро́е» — рассказ Максима Горького, входящий в цикл «Рассказы 1922—1924 годов». Впервые опубликован в 1924 году в четвёртом номере берлинского журнала «Беседа», затем в 1925 году в составе сборника «Рассказы 1922—1924 гг.», выпущенного издательством «Книга» (Kniga). В рукописи имел название «Рассказ о страхе»[1].
Сюжет[править]
Макаров, от имени которого ведётся повествование, начинает свой рассказ с описания детских страхов:
В детстве, раньше чем испугаться людей, я боялся тараканов, пчёл, крыс; позднее меня стали мучить страхом грозы, вьюги, темнота.
Он описывает себя в детстве как сильного и физически здорового и называет свой страх перед природными явлениями естественным страхом здорового человека «пред непонятным ему и угрожающим гибелью». Природа представлялась ему в облике прачки Мокреи: толстой, с красным лицом, неутомимой в труде и разврате, буйной, когда напивается. Городовой, который связывал буйную прачку, стал для Макарова аллегорией человеческого разума.
Макаров в четыре года лишился отца, воспитывался матерью и дядей-священником. Он постоянно задавал дяде вопросы о пугавших его явлениях. В гимназии считал себя самым умным, хотя учился средне. Одноклассники презирали его за трусливость.
Милий Новак, учитель истории, оказал на Макарова большое влияние. Преподавал он скучно и оживлялся только когда оправдывал жестокость царей. Он выделил 17-летнего Макарова среди других учеников и предложил ему дополнительные занятия для подготовки на историко-филологический факультет. Учитель дал ему почитать книгу Томаса Карлейля «Герои и героическое в истории». Философию книги Новак объяснил так: в истории народные массы ничего не решают, они косны и не способны к творчеству; историю двигают героические личности, не имеющие с народом ничего общего. Также Новак призывал своего ученика не верить социалистам.
Одним из описанных в книге героев кажется Макарову одноклассник Рудомётов, возбуждавший с сверстниках восхищение, страх и зависть. Макаров называет его «необыкновенным человеком» и завидует его необычным высказываниям и независимому отношению к учителям.
Решив отделаться от Новака, Макаров перестал учить историю, а после смерти дяди, сильно поразившей его, вообще забросил гимназию. Потом Новак уехал.
Герой поступил на медицинский факультет, а на втором курсе был случайно вовлечён в студенческую демонстрацию, задержан полицией и выслан в родной город. Больше мать его в университет не пустила. Но он туда и не стремился — медицина ему не понравилась, а студенты, равнодушно вскрывающие трупы, поразили своим цинизмом. Герой устроился в канцелярию губернатора, где прослужил два года, совпавшие с японской войной и революцией 1905 года. Там его пугал сослуживец Дроздов, живо интересовавшийся происходящими событиями. Пугали Макарова и бунтовщики: его разум не мог понять, как люди могут уничтожать плоды своего труда.
Макаров донёс на подозрительного Дроздова начальнику охраны и того вскоре арестовали за связь с революционной организацией. Революционные события Макаров воспринял со страхом и отвращением. Вспомнив книгу, которую ему дал Новак, Макаров стал искать героя, к которому он мог бы примкнуть. Сначала героем стал для него начальник охраны — полковник Бер. На службу полковник его не принял, но предложил быть осведомителем. Макаров понял, что Бер не тот, кто ему нужен, и написал монархисту Новаку, и тот вызвал его к себе. На вопрос Новака о намерениях Макаров ответил: «Я защищаю себя от всего, что враждебно мне».
Макаров занял место секретаря у некоего лица, игравшего важную роль в монархических кругах. Это место до него занимал одноклассник Рудомётов. Начальник Макарова был независимым наблюдателем за течениями революционной мысли. Новак давал ему советы, например восстановить публичные казни и пытки. Но однажды, увидев своего патрона испуганным, Макаров перестал воспринимать его как героя, способного жестокостью остановить разрастающуюся в стране смуту. В итоге он осознал, что даже герой становится таковым из трусости — из страха перед людьми.
Произошла революция, патрона арестовали, а Новак разочаровал Макарова, тоже проявив трусость. Макаров попал в тюрьму, потом связался с бандитами, получил место агента уголовного розыска. Последние слова рассказа: «Убивал людей, — это делается очень просто. Теперь я сам бандит. Могу быть палачом. Всё равно».
История[править]
Рассказ был написан летом 1923 года[2].
В письме к Ромену Роллану от 6 августа 1923 года Горький назвал исповедь Макарова «рассказом бандита»[3][2]. Однако изначально писатель планировал назвать произведение «Рассказом о страхе»[2].
Первая публикация — в 1924 году журнале «Беседа» (№ 4). В 1925 году «Рассказ о герое» вышел в составе сборника «Рассказы 1922—1924 годов» в издательстве «Книга»[1].
Художественные особенности[править]
Евгений Тагер назвал «Рассказ о герое» «сжатой, предварительной схемой «Жизни Клима Самгина»[4]. Он говорил, что рассказ — «"частная" история недоучившегося недоросля», раскрывая затем произведение как «историческую судьбу Мещанина в его столкновении с враждебным миром», вследствие художественного обобщения выходящую за рамки описанного времени и среды. Рассказ направлен против тех, кто в любое время подвержен обывательской иллюзии о силе тиранов[5][6].
Александр Овчаренко характеризует героя рассказа так[7]:
...готовый из страха перед неизмеримой пустотой своей души раздробить в пыль и прах всю землю охранитель Макаров.
Одним из литературных ориентиров для Горького при написании рассказа стал роман индийского писателя Рабиндраната Тагора «Дом и мир». Читая главы «Рассказ Сандипа» и «Рассказ Николя», Горький подчеркнул фрагменты, в которых один герой рассуждал о жестокости всего великого, а справедливость объявлял уделом заурядных людей, а также говорил, что лишь путём жестокости и несправедливости можно достичь богатства и власти. Другой же герой говорил о зависимости свободы в стране от царящего в ней страха и о том, что рабство и порабощение других в природе человека[8].
Согласно исследованию Натальи Примочкиной, в первой половине 1920-х годов Горький, разочарованный и подавленный кровопролитиями Первой мировой войны и Февральской и Октябрьской революций, стал воспринимать понятие «герой» в отрицательном ключе. В очерке 1923 года, названном «Герой» (из цикла «Заметки из дневника. Воспоминания») Горький читает газетную заметку о снайпере, герое Первой мировой войны, который прославился тем, что убил 40 немцев за несколько недель, а потом вспоминает о другом герое войны, с которым он познакомился в поезде. Попутчик писателя сам называл себя героем и очень гордился количеством убитых им людей. Горький в очерке показывает, как во время войны кардинально меняются этические нормы: страшный грех убийства начинает считаться доблестью. В очерке слово «герой» звучит с иронией, а в «Рассказе о герое» «герой» фактически превратился в «антигероя»[2].
Горький показывает, как страх Макарова перед людьми и жизнью создаёт пропасть между ним и миром, опустошает и приводит его к падению, делает чрезвычайно жестоким. Слово «герой» становится лейтмотивом повествования: Макаров и его учитель истории постоянно рассуждают о героях, противопоставляя их народу. Однако по отношению к самому Макарову это слово звучит саркастично. Он с детства искал сильную личность, у которой он мог бы получить защиту от своих многочисленных страхов. Сначала это был дядя, потом Милий Новак, затем полковник Бер и, наконец, «патрон», у которого он служил секретарём. Оправдывая свой путь от обычного труса к палачу, Макаров приходит к выводу, что все герои рождаются из страха[2].
В кратком эпилоге, очевидно относящемся к событиям 1918—1919 года, очень сжато говорится о том, что бывший монархист после революции нашёл себя в новой действительности и смог в период революционного террора осуществить свою жестокую мечту — законно убивать людей, став агентом уголовного розыска[2].
Исследуя мотив необыкновенного в цикле «Рассказы 1922—1924 годов», М. Березняцкая говорит о сравнении «обыкновенного» главного героя с «необыкновенным» Рудомётовым. Последнего отличали необыкновенные речи и «пренебрежение необыкновенного человека». Юный Макаров посчитал Рудомётова одним из «героев», но позже разочаровался в нём, как и в других своих «героях», когда тот заговорил о жёлтом пакете и Макаров почувствовал в нём страх. Начальник Макарова и учитель Милий Новак также потеряли статус героев и стали для Макарова обыкновенными в тот момент, когда испугались. По мнению исследователя, в этом рассказе сквозной для цикла мотив необыкновенного становится движущим мотивом фабулы, обусловливая поступки главного героя[9][2].
Язык и стиль[править]
Стиль повествования, ведущегося от лица Макарова, — рубленые фразы. События описываются пунктирно, отрывисто. Жизнь героя предстаёт чередой мрачных картин, все его переживания пронизаны чувством отвращения. Подробно описанные портреты Новака и «патрона» уродливы: в первом подчёркивается его неряшливость и бесплотность, учитель истории на протяжении всего рассказа несколько раз уподобляется тени. В облике «патрона» подчёркивается звериное начало («...в калмыцких глазках его вспыхнул жуткий синий огонёк. И всё чаще видел я, как весело и голодно блестят его оскаленные зубы»). Краткие описания интерьеров, природы или событий даны в стиле экспрессионизма, подчёркивающего и выделяющего уродство. К примеру, так выглядела Февральская революция глазами героя[2]:
Дома города изрыгнули на улицы всех людей, на площадь вывалилась раздражённая тёмная масса живого, голодного и жадного мяса. Красные пятна флагов, выстрелы, и снова, и ещё пятна флагов, — мясную лавку напомнили мне они.
Наталья Примочкина сравнила это описание с картинами экспрессиониста Хаима Сутина, на которых изображались мясные туши[2].
Также связывала рассказ с экспрессионизмом Ли Ми Э, характеризуя стиль произведения как «судорожно-разорванный, кричащий, изломанный»[10].
Отзывы[править]
Рассказ не привлёк внимания критиков. Абрам Ле́жнев в отзыве на четвёртый номер журнала «Беседа» написал[2]:
Довольно крупная вещь Горького «Рассказ о герое» — рассудочна, надумана и бледна.
Примочкина, отчасти соглашаясь с рассудочностью рассказа, в котором художественное высказывание от лица антигероя становится слишком прямолинейным, опровергает последнее определение Лежнева:
В нём присутствуют очень яркие портретные описания, картины городского пейзажа и жанровые сцены, исполненные в новой для Горького эстетике экспрессионизма...[2]
Примечания[править]
- ↑ 1,0 1,1 Рассказ о герое. Проверено 18 октября 2024.
- ↑ 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 Примочкина, 2021
- ↑ Овчаренко, 1982, с. 67
- ↑ Белова, 2020
- ↑ Штут С. Не только для горьковедов // Вопросы литературы : журнал. — 1966. — № 8.
- ↑ Тагер, 1964
- ↑ Овчаренко, 1982, с. 64
- ↑ Овчаренко, 1982, с. 67—68
- ↑ Березняцкая, 2017
- ↑ Ли Ми Э. Идейно-эстетическое своеобразие «Рассказов 1922—1924 годов» А. М. Горького : автореф. дисс. кандидата филологических наук. — М.: МПГУ, 2005. — 14 с.
Литература[править]
- Белова Т. Д. «Рассказ о герое» М. Горького как «сжатая схема» «жизни Клима Самгина» // XX Свято-Троицкие ежегодные международные академические Чтения в Санкт-Петербурге : Сборник материалов XX Свято-Троицких ежегодных международных академических чтений в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербург, 19—21 ноября 2020 года. — СПб.: Русская христианская гуманитарная академия, 2020. — С. 73—82.
- Березняцкая М. А. Мотив «необыкновенного» и его эстетическая функция в «Рассказах 1922—1924 годов» М. Горького // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. — 2017. — № 3. — С. 27—32.
- Овчаренко А. И. М. Горький и литературные искания ХХ столетия. Изд-е 3-е, дополненное. — М.: Художественная литература, 1982.
- Потапова З. С. Феномен циклического единства в творчестве М. Горького 1920-х годов («Рассказы 1922–1924 годов», «Заметки из дневника. Воспоминания») // Уральский филологический вестник. Серия: Драфт: молодая наука. — 2012. — № 4.
- Примочкина Н. Н. «Герой» или «антигерой»? (Проблема героя в творчестве М. Горького начала 1920-х годов) // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. — 2021. — Vol. 80. — № 5. — С. 81—91.
- Тагер Е. Б. Творчество Горького советской эпохи. — М.: Наука, 1964. — 378 с.
Ссылки[править]
- Текст рассказа на сайте gorkiy-lit.ru
↑ | |
---|---|
Произведения | |
Романы |
Фома Гордеев (1899) • Мать (1906) • Дело Артамоновых (1927) • Жизнь Клима Самгина (1925—1936) |
Повести |
Горемыка Павел (1894) • Трое (1900) • Жизнь ненужного человека (1908) • Исповедь (1908) • Лето (1909) |
Рассказы |
Макар Чудра (1892) • Старуха Изергиль (1894) • Челкаш (1895) • Коновалов (1897) • Двадцать шесть и одна (1899) • Сказки об Италии (1911—1913) • По Руси (1923) |
Пьесы |
Мещане (1901) • На дне (1902) • Дачники (1904) • Дети солнца (1905) • Враги (1906) • Васса Железнова (1910) • Старик (1910) • Егор Булычов и другие (1931) |
Поэзия |
Песня о Соколе (1899) • Песня о Буревестнике (1901) |
Автобиографические повести | |
Публицистика | |
Статьи по теме | |
Категория: Максим Горький |
![]() | Одним из источников, использованных при создании данной статьи, является статья из википроекта «Рувики» («ruwiki.ru») под названием «Рассказ о герое», расположенная по адресу:
Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC-BY-SA 4.0 и более поздних версий. Всем участникам Рувики предлагается прочитать материал «Почему Циклопедия?». |
---|