Сражение за Бинт-Джбейль

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Сражение за Бинт-Джбейль

Военный конфликт
Bint Jbeil battle photo.jpg
Конфликт
Вторая Ливанская война
Дата
23 июля11 августа 2006 года
Место
Бинт-Джбейль, Ливан
Итог
Победа Израиля
Стороны
Командующие
Силы
51-й батальон бригады Голани,
рота парашютистов 101-го батальона
несколько сот боевиков
Потери
17 погибших
более 100 погибших

Сражение за Бинт-Джбейль (Операция «Стальная сеть», англ. Battle of Bint Jbeil, ивр. קרב בינת ג'בייל) — бой между Армией обороны Израиля и радикальной шиитской группировкой Хезболлой (признанной в Израиле и ряде других стран террористической) за город Бинт-Джбейль в Ливане в ходе Второй Ливанской войны[1].

Предыстория[править]

Летом 2006 года в Бинт-Джбейль находилось несколько сот боевиков Хезбаллы, в городе ими было создано значительное количество бункеров для защиты от артобстрелов и бомбардировок.

Для их уничтожения и захвата Бинт-Джбейль Армия обороны Израиля решила провести операцию «Стальная сеть».

Израильское командование очень плохо продумало операцию, серьёзно недооценило силы противника: начальник израильского генштаба Дан Халуц отдал приказ штурма города всего одному батальону (51-й батальон бригады «Голани», командир — подполковник Янив Ашур), хотя командующий Северным военным округом генерал Уди Адам пытался убедить Халуца выделить для операции более мощные силы, но Халуц оставался непреклонен.

Стоит отметить, что командующий сухопутными силами израильской армии генерал Бени Ганц фактически предупредил боевиков об операции и предоставил боевикам возможность уйти. «Мирные жители» покинули город, что облегчено положение боевиков.

Ход событий[править]

23 июля[править]

23 июля 2006 года израильское командование утверждает, что «установлен контроль над деревней Бинт-Джбейль» — командир 91-й дивизии бригадный генерал Галь Хирш сделал заявление о том, что «Бинт-Джбейль под нашим контролем». Чем объясняется такая самоуверенность неизвестно; однако, это утверждение совершенно не соответствовало действительности.

51-й батальон Голани занял позиции над Бинт-Джбейлем, на господствующих высотах (эти холмы батальон захватил два дня назад, после тяжёлого боя в районе деревни Марун Ар Рас).

Перед захватом города, командир батальона Янив Ашур, хорошо знакомый с театром военных действий (молодым офицером он служил здесь в середине 1990-х годов), разделил силы батальона надвое, отправив вперёд две роты под командованием своего заместителя, майора Рои Кляйна.

24 июля[править]

24 июля батальон и израильские бронетанковые части при поддержке артиллерии (подполковник Ави Мано) и авиации ВВС Израиля предприняли штурм Бинт-Джбейль; осколочные ранения получил командир батальона; израильтяне заявляют о полном контроле города[2].

26 июля[править]

26 июля отряд спецназа из состава 51-го батальона пехотной бригады «Голани» попадает в засаду в Бинт-Джбейле: 8 военнослужащих погибли, 25 ранены:

В 5:30 утра рота «Гимель» (командир — капитан Алон Хакима) начала спуск по петляющей тропинке, к домам на окраине Бинт-Джбейля. Сложившаяся ситуация беспокоила Хакима: слишком мало силы у него было для зачистки целого города, да и вчера один из ротных снайперов подстрелил наблюдателя боевиков, а значит их ждут.

Параллельно роте «Гимель» по гряде холмов, нависающих над Бинт-Джбейлем, выдвигалась рота «Алеф» (командир — капитан Исраэль Фридлер), которая должна была зачистить стоявшие на отшибе дома и прикрывать роту «Гимель». Младший брат Исраэля, — Даниэль Фридлер служил в роте «Гимель» и вместе со своими сослуживцами готовился штурмовать дома внизу. Бойцы роты «Гимель» зачистили три крайних дома, убедившись, что там никого нет, и продолжили движение, к трём следующим домам, огибая мечеть и оливковую рощу, отделенную от мечети стеной, высотой почти 2 м. Все 3 дома стояли в низине, то есть чуть ниже окружающих построек, и были заперты, а окна закрыты решётками. Только один сапёрный взвод, имевший специальные инструменты, смог легко проникнуть в дом, остальные безуспешно пытались взломать двери.

Разведвзвод, которым командовал лейтенант Амихай Мерхавия, рассредоточился у крайнего дома и почти оказался в роще рядом со стеной. Пулеметчик Авьятар Коэн заметил выглянувшую из кустов бородатую голову и, не сомневаясь, нажал на спуск «Негева». Думая, что пулемётчик по ошибке стрелял по своим, к нему подбежал заместитель командира роты Алекс Шварцман.

Затем израильтяне наконец вскрыли запертые дома, выбив двери из гранатомётов, и бойцы начинали занимать позиции внутри. В этот момент на роту «Гимель» обрушился огонь со всех направлений. Авьятар Коэн и Алекс Шварцман сразу же получили тяжёлые ранения.

Два занятых бойцами дома, находившиеся далее от рощи, оказались под плотным огнём не позволявших им высунуться и прикрыть товарищей. Большая группа боевиков за стеной, пользуясь преимуществом по высоте вела огонь по третьему дому и по находящимся снаружи бойцам, забрасывая их гранатами со стороны мечети.

Израильские бойцы, укрывшись в домах и вокруг, ожесточенно отстреливались. Заместитель комбата Кляйн, приказал взводному Мерхавии совершить обход и атаковать противника с правого фланга. Однако, в этот момент арабские боевики под прикрытием шквального огня попытались перелезть через стену, желая добраться до раненых. Весь взвод Мерхавии открыл огонь, и атака арабов захлебнулась. Лейтенант Мерхавия, его радист Эхуд Клаузнер и солдат Шимон Дахан побежали к раненым, чтобы оттащить их в укрытие, но в этот момент через стену полетели ручные гранаты. В результате, взрыва гранат Клаузнер погиб на месте, Мерхавия и Дахан были тяжело ранены. Теперь уже трое раненых истекали кровью у стены. Мерхавия доложил майору, что он ранен. Кляйн с группой солдат направился в оливковую рощу, чтобы оказать помощь разведчикам.

Боевики Хезболлы продолжали делать попытки перелезть через стену, но взвод Мерхавии каждый раз сметал их оттуда. Кляйн приказал всем прикрывать их огнём и гранатами, а сам вместе с радистом попытались вытащить лежащих на открытом месте раненых. Им швырнули носилки. Перестрелка над стеной не утихала. Разложив носилки Кляйн попытался переложить на них взводного Мерхавию. Шимон Адага бросился к ним, чтобы помочь майору. В этот момент со стороны мечети прилетела граната. Майор Кляйн выкрикнул «Шма Исраэль!» и бросился на гранату, накрыв её своим телом. Раньше всех опомнился сержант Авьятар Турджаман, — вместе с Адагой ему удалось вынести майора из под огня. Еврейские бойцы тут же бросились обратно, помогать другим раненым.

Затем, пытавшийся вынести очередного раненого, погиб от пули Адага. При попытке вытащить его из под огня, погиб от пули снайпера тяжелораненый лейтенант Шварцман.

Командир роты Хакими с группой солдат тем временем пытался выполнить обход справа, который не успел произвести Мерхавия со своим взводом. Наткнувшись на стену тянущуюся неизвестно насколько, по открытому простреливаему пространству он решил не рисковать своими солдатами, и отойдя назад в рощу обнаружил между деревьев истекающего кровью Авьятара Коэна, которого вынесли из под огня. У Авьятара Коэна сполз наложеный санитаром жгут. Капитан принялся заново накладывать повязку, и сам получил пулю в голову. Хотя каска спасла ему жизнь, однако ранение оказалось тяжёлым. Действиями бойцами в роще командовал, не смотря на тяжёлое ранение, заместитель командующего роты Шварцман, отказавшийся от эвакуации.

На КП 51-го батальона оценивали сложившееся положение: воздушная разведка докладывала о группах арабских боевиков, стекавшихся к Бинт-Джбейлю, но израильским вертолётам удавалось отсекать и уничтожать их.

Командир батальона Ашур взвешивал возможность ввести в бой дополнительные силы, но из-за ограниченного пространства и плотности контакта с противником резко возрастала опасность огня по своим; по этой же причине была бесполезна артиллерия и вертолёты огневой поддержки (они должны были работать заранее, но очевидно из-за преступной халатности руководства не поработали). Чтобы воспользоваться их помощью требовалось «оторваться» от противника, но битва шла почти лицом к лицу.

Рота «Алеф» подтянулась с севера, чтобы отвлечь силы Хезболлы на себя. Видя, что арабские боевики укрываются в мечети, израильские солдаты обстреляли её из гранатомётов «Лау». Оставив оливковую рощу, арабы перенесли огонь на солдат роты «Алеф». В результате, почти сразу тяжёлое ранение получил капитан Фридлер.

Бывший командир роты «Гимель» капитан Итамар Кац находился на учебе в университете. Когда началась Вторая Ливанская война Кац потребовал от командования вернуть его в роту, хотя бы даже в должности рядового. Его прикомандировали к роте «про запас». Видя, что вокруг не осталось офицеров, Кац взял командование на себя.

В доме, примыкавшем к «зелёнке», израильские санитары организовали импровизированный перевязочный пункт. С широкого крыльца этого же дома отстреливался русскоязычный израильтянин Алекс: оглушённый, запорошенный бетонной крошкой и осыпавшейся штукатуркой, он продолжал стрелять, пополняя боеприпасы из разгрузок раненых. Стены вокруг были покрыты пулевыми выбоинами, зияли пробитые гранатами РПГ дыры, однако Алекс продержался до конца боя, хотя и получил контузию.

Наконец, бойцам роты «Гимель», под командованием капитана Итамара Каца, удалось организоваться и вынести всех раненых из под обстрела и затащить их в дом. При этом от пули снайпера погиб Шварцман. Связавшись с ротой «Алеф» Итамар Кац скоординировал совместные действия.

Израильские санитарные вертолёты с утра висели в воздухе, но приказа начать эвакуацию раненых не поступало. Наконец вертолёты стали опускаться для эвакуации раненных. С земли наведением вертолётов занимался один из заместителей комбата, бывший боец морских коммандос. Это происходило в условиях сильной стрельбы и взрывов продолжающегося боя.

51-й батальон всё-таки занял окраину Бинт Джбейля. Погибли 8 израильтян. 23 получили ранения. Хизбалла потеряла приблизительно 80 боевиков, в том числе 26−40 из подразделения сил спецназначения («бригада коммандос») Хизбаллы.

В Бинт-Джбейль прибыл командир бригады Голани — Тамир Ядаи в сопровождении комбата Янива Ашура; комбриг привёл свежих солдат из 12-го батальона и вместе с ними пробился к дому, в котором лежали тела погибших.

29 июля[править]

29 июля израильтяне уничтожили 26 боевиков Хезболлы. В этот же день убничтожено два командира Хизбаллы в результате израильского авиаудара по Бинт-Джубайль; в том числе погиб Халед Бази.

30 июля[править]

30 июля Израиль осуществил авиаудар по Кану, к северу от Бинт-Джубайль, в результате чего погибли 28 ливанских граждан; США осудили авиаудар, в результате Израиль объявил о двухдневной приостановке воздушных ударов по целям на юге Ливана.

4 августа[править]

4 августа израильские военнослужащие ликвидировали пять групп боевиков Хезболлы в районе Бинт-Джбейль.

6 августа[править]

6 августа израильтяне возобновили штурм города, было уничтожено 5 боевиков Хезболлы.

7 августа[править]

7 августа в ходе боя за Бинт-Джбейль боевики Хезболлы из ПТУРа убили 2 израильтян — майора Йотама Лотана и сержанта Ноама Меерсона, а также подбили один танк.

10 августа[править]

Бои продолжаются

11 августа[править]

11 августа — последний день боев за город.

Видеогалерея[править]

Latmiya Shuhada Bint Jbeil
Shouhada Bint Jbeil


Источники[править]

 
Сражение за Бинт-Джбейль относится к Второй Ливанской войне
Битвы

БаальбекТирАйта аш-ШабМарун аль-РасВади СалукиБинт-ДжбейльУдельный весКанаАтака на корвет «Ханит»Морской театр Второй ливанской войны

Израильские полководцы

Амир ПерецДан ХалуцЭлиэзер ШкедиМоше КаплинскиУди АдамДавид Бен БаашатАмос ЯдлинАмир Абулафия