Циклопедия скорбит по жертвам террористического акта в Крокус-Сити (Красногорск, МО)

Третья молодость (фильм, 1965)

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Третья молодость (художественный фильм, 1965 г.)

«Третья молодость» (фр. La Nuit des adieux — «Ночь прощаний»[1][2][3]) — художественный фильм советско-французского производства 1965 года.

Производство: Ленфильм, Алькам, Косинор.

Премьера: 16 ноября 1965 (Париж), 4 января 1966 (Москва).

IMDb ID 0059522

Фильм, хоть и старый, но не утерял интереса по многим причинам. Один из авторов сценария — выдающийся опальный советский бард Александр Галич — но во времена еще своего советского творческого периода.

К тому же фильм рассказывает о жизни в России выдающегося француза, ставшего русским балетмейстером, Мариуса Петипа, про которого в энциклопедиях теперь пишут с отчеством — как положено у русских — Мариус Иванович.

А главное — он показывает жизнь и идеалы времени — середины 1960-х гг. в СССР, именно для зрителей этого поколения снимался фильм (французская сторона представлена лишь номинально).

Съёмочная группа[править]

В ролях[править]

и др.[4]

Сюжет[править]

Фильм был снят в знак политической дружбы между СССР и Францией и стал ее культурным подтверждением. Судьба Мариуса Петипа, прибывшего в Россию в 1848 году и ставшего выдающимся русским балетмейстером, как нельзя лучше годилась для воплощения идеи такой дружбы.

Биографические фильмы не могут точно повторять судьбу того, кому посвящены, и именно потому часто вызывают неприятие: не так. Но, как правило, это что-то не так. Но бывает, что вообще всё не так. Пожалуй, именно к данной категории относится и данное произведение.

В фильме «Третья молодость» действуют как реальные персонажи, так и придуманные. Это часто бывает в исторических и в историко-биографических фильмах.

Перед зрителем встает образ Мариуса Петипа — положительного героя, именно такого, каким должен был быть положительный герой советского времени 1960-х годов. И на настоящего Мариуса очень мало похожий. Перед нами какой-то дурак, который на хорошем русском языке по глупостям устраивает истерики, грубит императору, разговаривает с окружающими в пафосном тоне…

Да разве такой был Мариус Петипа, вросший в российскую почву, хоть так и не выучивший русский язык, — и своим искусством, и своими детьми — которых было от разных дам 9 человек (а может, и больше) и которых он не бросал: всех вывел на сцену в разных качествах, а те — вывели на сцену уже своих детей. Среди потомков Мариуса — его сын драматический актер Мариус Мариусович Петипа (1850—1919), внук драматический актер Николай Мариусович Радин (1872—1935), дочь балерина Мария Мариусовна Петипа (1857—1930), сын драматический актёр Виктор Мариусович Петипа (1878—1933), внук драматический актёр Марий Мариусович Петипа (1884—1922)…

Много в художественном фильме не сходится с действительностью, уж слишком много фактических ошибок.

Фильм начинается с того, что во Франции родители прощаются с молодым Мариусом, отправляющимся в далекую Россию. Родители Мариуса и его братьев и сестер — люди известные: балетмейстер Жан-Антуан Петипа (Jean-Antoine Petipa) (1787—1855) и его жена актриса Викторина Морель-Грассо (Victorine Morel-Grasseau) (1794—1860)[5].

Но на самом деле в Россию Мариус Петипа уезжал не один, а с отцом Жаном-Антуаном Петипа. И приглашение работать получил именно отец, а по поводу Мариуса договаривались уже заодно — его надо было немедленно спасать: этот сорвиголова соблазнил чужую жену, и дело кончилось дуэлью, дуэли же были запрещены, а их участники карались по всей строгости закона, то есть этот бедолага влип по самую макушку[6]. Помог Антуан Титюс, к которому по поводу брата обратился Люсьен Петипа, когда Титюс в качестве главного балетмейстера русской императорской труппы приезжал в Париж и посещал спектакли Парижской оперы[7]. А тут как раз и петербургская прима Елена Андреянова, находившаяся в особых отношениях с директором императорской труппы Александром Михайловичем Гедеоновым, вследствие чего все капризы примы безоговорочно выполнялись, — требовала себе импортного партнера к «Жизели» — Ираклий Никитин, в паре с которым она танцевала, разругавшись с дирекцией императорской труппы, уехал из России, а с другим солистом, Христианом Иогансоном, она выступать не желала, и ей был выписан французский танцовщик Эмиль Гредлю — но в 1846 году он заявил, что хочет домой, во Францию. Начались поиски партнера для Е. Андреяновой. Так что Мариус оказался весьма кстати и в 1848 году[5] уже ехал в Россию со специально сшитым на себя костюмом к «Жизели»[6]. К тому же в те годы работа в Российской империи при императорском дворе считалась среди европейских артистов большой удачей — Россия стремилась встать вровень в западноевропейскими странами, для чего надо было развивать и науки, и технику, и искусства, поэтому с приглашенными европейскими специалистами заключались длительные контракты и на гонорары им не скупились, чего в Западной Европе не было. Правда, к середине 19 столетия Петербург и Москва уже стали совершенно европейскими городами, — чего нельзя было сказать обо всех остальных географических точках Российской империи, — но традиция приглашать европейцев и щедро оплачивать их работу всё ещё сохранялась.

И вот Мариус Петипа — в Петербурге (по фильму — один, без отца). И зрители следят за судьбой этого странного персонажа, которого им выдают за выдающегося русского балетмейстера.

Время от времени фильм возвращает зрителя во Францию, где тоскует по Мариусу его семья (очевидно, в знак нерасторжимой связи с названием фильма), а особенно — родители. Но настоящий отец Мариуса — Жан-Антуан Петипа — не мог тосковать без него, поскольку пребывал все это время с ним — до самой собственной кончины в 1855 году в Петербурге. Похоронен он там же, в Петербурге, на Волковом кладбище (Волковское кладбище). Через несколько лет, в 1873 году, рядом с ним был положен его младший сын Жан Клод Тонер Петипа, младший брат Мариуса, тоже прибывший в Россию и открывший в Петербурге магазин перчаток на углу Невского и Владимирского проспектов и парикмахерскую на Большой Морской[6].

Но авторы отметают семейные линии, для них важна работа Мариуса Петипа в России. Ну что же, пусть так…

Как следует из фильма, творчество Мариуса Петипа в России начинается отнюдь не с «Жизели» (для участия в которой он на самом деле был изначально приглашен в качестве партнера для Е. Андреяновой, о «Жизели» вообще нет ни слова), а с того, что ему предложено срочно заменить солиста Карсавина. Но Платон Константинович Карсавин 1854 года рождения (то есть к его рождению Мариус Петипа уже давно пребывал в Петербурге) и был учеником самого Мариуса Петипа — другие солисты балета Карсавины в Петербургской императорской труппе неизвестны. Да и Жюль Перро — главный балетмейстер императорской труппы, — который, по фильму, должен оформить ввод Мариуса Петипа на его первую в России роль, на самом деле был принят в императорскую труппу позже Петипа.

Вместе с главным героем мы проходим через этапы его жизни — работа в императорской труппе, брак с балериной Марией Суровщиковой, их расставание, новая семья с Любовью Савицкой, дочерью известного драматического актёра Леонида Леонидова… Про отношения с другими женщинами ничего нет — советская семейная пропаганда этого не поощряла. А ведь эти женщины были и наверняка играли немалую роль в биографии настоящего Мариуса Петипа: любили, были любимыми, рожали его детей…

Вот перед зрителем сцены репетиции балета «Маркитантка» — так, во всяком случае, сказано в фильме. И отмечается, что это одна из первых постановок М. Петипа, в которой главную партию исполняет его молодая жена Мария Сергеевна Суровщикова-Петипа. На репетицию приезжает сам император российский и учит артистов балета, как держать ружье. Обратимся к источникам. Балет «Маркитантка» придумал Артур Сен-Леон и впервые поставил его в 1843 году в Риме[8], в 1848 году он повторил постановку в Парижской опере (кстати, Российская энциклопедия балета ошибочно утверждает, что в Парижской опере была первая постановка балета[9]). В 1855 году этот балет поставил в Петербурге Жюль Перро — с Фанни Черрито в главной партии. Потом уже сам балетмейстер Артур Сен-Леон, приехав в Россию, возобновил этот балет в Петербурге и среди исполнительниц была Мария Суровщикова. Мариус Петипа тоже ставил этот балет — по хореографии А. Сен-Леона и Ж. Перро, но позже, в 1881 году, а в главной партии выступала тогда Е. О. Вазем[9]. А Мария Суровшикова-Петипа к этому времени, сразу после разрыва с Мариусом (официального развода не было) еще в 1869 году[10], уже покинула сцену и даже отвергла все приглашения в другие театры — Парижа, Лондона, Нью-Йорка, Вены, Берлина и др., куда ее, как блистательную балетную звезду, охотно зазывали. А что касается репетиции, проводимой однажды императором, то в истории русского балета такое действительно было, только и балет другой, и балетмейстер другой, и год другой. Речь идет о постановке Жюля Перро балета «Катарина, дочь разбойника» в самом начале 1849 г. Его Величество Николай Павлович действительно посетил репетицию, которую вел Жюль Перро и, увидев, как исполнительница главной партии Фанни Эльслер и кордебалет готовят хореографический номер с ружьем, император вышел на сцену и сказал: «Вы неправильно держите ружье, сейчас я покажу вам, как с ним надо обращаться». И государь сам провел репетицию[11][12]. К Мариусу Петипа эта история не имела никакого отношения, так что совершенно напрасно он в фильме надерзил Его Величеству.

Да и хамство по отношению к русскому императору не было характерной чертой настоящего Мариуса Ивановича. Находясь на должности главного балетмейстера русской императорской труппы и получая немалое вознаграждение за свою работу, — с чего это ему грубить; такая царедворская должность требовала и соответствующего царедворского поведения.

А что касается выдающейся балерины Марии Сергеевны Суровщиковой — её роль исполнила в фильме бывшая на пике славы в середине 1960-х годов актриса Наталья Величко, — показанной в фильме как исключительно отрицательный персонаж: блины не печет, чтит русского императора, только и мечтает о карьере в Париже, а вовсе не о патриотическом несении своего искусства русскому народу, — то в приличных странах за такое подают в суд. По фильму — она навсегда остается во Франции, что само по себе есть страшнейшее преступление советского человека, для которого и снималась эта кинокартина. Вот что говорила про нее актриса Марианна Стриженова, исполнительница небольшой роли жены Гедеонова: «Талантливая балерина была несколько эгоистичной и хотела блистать на сцене одна, Суровщикова не могла найти настоящего творческого контакта с мужем. Находясь за границей на гастролях, она не пожелала вернуться в Россию. А Мариус, нашедший вторую родину на русской земле, снова занялся любимой работой»[13]. Это мнение — абсолютная советская патриотическая чушь, навязанная сценарию. Не было никакого нежелания у Марии Сергеевны не возвращаться в Россию, она и умерла-то в России. А разводы происходят по совсем иным мотивам. Кстати, официального развода там и не было. Брак официально продолжал существовать, и лишь по смерти Марии Сергеевны Мариус Петипа сумел узаконить уже ставшие к этому времени давними свои семейные отношения с Любовью Леонидовной. В фильме эта сторона отсутствует вовсе.

«Третьей молодостью» Мариуса Петипа авторы назвали его встречу с композитором П. И. Чайковским, причем при первом же знакомстве они заговорили о провале балета «Лебединое озеро» в Московской императорской труппе, а Мариус Петипа стал немедленно пояснять, как надо было поставить этот балет. Скажем сразу: нас не было при знакомстве этих двух выдающихся людей, и мы не можем свидетельствовать об их разговоре, но многое в нем заставляет сомневаться. Начнем с того, что хотя Чайковский действительно называл постановку московской труппы позорищем, провала «Лебединого озера» там не было — все же постановку осуществляли профессиональные балетмейстеры и танцовщики — да, получился не самый лучший спектакль, который скоро был снят с репертуара, а потом еще возобновлялся в новой редакции. Спустя почти сотню лет критик Александр Демидов нашел причины этой неудачи: П. Чайковский, никогда до того не писавший музыки к балетам, сочинял этот балет к эпохе романтического периода, время которого уже прошло, а постановка создавалась уже современными средствами — этот диссонанс и оказался на поверхности. Его гениально разглядел второй балетмейстер Петербургской императорской труппы Л. И. Иванов — именно он вернул балет в эпоху романтизма и, нарушив все каноны классического балета, заменив классические канонические балетные позиции, разработанные еще при зарождении балетного искусства, убрав в костюмах искусственные лебединые крылья и придав рукам форму махов (чудовищное нарушение канонов балета!), создал этот шедевр, ставший «королем классического балета», — «Лебединое озеро» (подробнее — см. ст. Лебединое озеро (балет)). Мариус Петипа лишь позже присоединился к постановке. Впрочем, об этом балете больше речи в фильме и не ведется. Достаточно и других неточностей.

В итоге получился пропагандистский советский фильм о том, каким представал положительный герой данного времени в данной географической точке, никакого отношения к реальному человеку с этим именем не имевший — ни по характеру, ни по фактам биографии.

Но есть в фильме и правда: это балетные сцены. Не было в то время тех акробатических трюков, которые вошли в обязательную хореографическую программу много позже. Балет был красивым спектаклем и отдавал предпочтение зрелищности куда больше, нежели техничности исполнения.

Источники[править]

  1. 1,0 1,1 Третья молодость // информация о фильме
  2. LA NUIT DES ADIEUX
  3. La Nuit des adieux
  4. Третья молодость // актеры и роли
  5. 5,0 5,1 Marius Petipa
  6. 6,0 6,1 6,2 Страницы истории балета: Новые исследования и материалы / Сост. Н. Л. Дунаева. Спб. Балтийские сезоны. 2009—312 с. ISNB 978-5-903368-45-0. Статья: Еще раз о том, как Мариус Петипа оказался в России. Автор: М. А. Ильичева
  7. Страницы истории балета: Новые исследования и материалы / Сост. Н. Л. Дунаева. Спб. Балтийские сезоны. 2009—312 с. ISNB 978-5-903368-45-0. Глава: Оправдание Титюса; автор О. А. Федорченко
  8. Артур Сен-Леон
  9. 9,0 9,1 «МАРКИТАНТКА» (La Vivandiere) (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)
  10. СУРОВЩИКОВА-ПЕТИПА Мария Сергеевна (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)
  11. Изящные императорские игрушки
  12. Калач с бриллиантами // Русский курьер. 30 Марта 2005
  13. Третья молодость