Ересь жидовствующих в Новгороде

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Казни жидовствующих еретиков в 1504 году: «Некрасу Рукавову повелели язык вырвать и сожгли его в Великом Новегороде».

Ересь жидовствующих в Новгороде — распространение ереси жидовствующих в Новгородской республике. Собственно, это движение и зародилось в Новгороде в конце XV столетия, когда Схария Жидовин, прибывший из Киева, «совратил в жидовство» новгородских священников Алексея и Дениса, которые стали главными распространителями ереси в городе[1][2][3].

Общие сведения[править]

Родиной ереси жидовствующих был Новгород, чему, вероятно, способствовали его обширные международные связи и оппозиционность Москве. Ещё во 2-й половине XIV столетия в Пскове и Новгороде распространилась ересь «стригольников», основные черты которой заключались в отрицании церковной иерархии, обрядов, храмов и пр., а в дальнейшем и апостольские писания и, по всей видимости, и веры в Иисуса Христа.

Ход событий[править]

Первые сведения о ереси встречаются в Софийской Новгородской летописи. В 1467 или 1470 году в Новгород прибыл из Киева князь Михаил Александрович (Олелькович), присланный по просьбе новгородцев польским королём Сигизмундом. В числе княжеской свиты находились евреи-купцы, в том числе и некий Схария из Киева.

Схария «прельстил в жидовство» двух новгородских священников, Алексея и Дениса. Ересь стала разрастаться, и быстро распространилась среди образованного класса и, в том числе, среди духовенства. К ереси пристал даже протопоп Софийского собора Гавриил:

В то время жил в городе Киеве жид по имени Схария, и был он орудием диавола – был он обучен всякому злодейскому изобретению: чародейству и чернокнижию, звездочетству и астрологии. Он был известен правившему в то время князю по имени Михаил. Этот князь Михаил в 6979 году (В 1470 г. от Рождества Христова.), в дни княжения великого князя Ивана Васильевича, приехал в Великий Новгород, и с ним – жид Схария. Жид прельстил сначала попа Дениса и соблазнил его в жидовство; Денис же привел к нему протопопа Алексея, служившего тогда на Михайловской улице, и этот также отступил от непорочной и истинной христианской веры. Потом прибыли из Литвы и другие жиды – Иосиф Шмойло-Скаравей, Мосей Хануш. Алексей же и Денис так старались укрепиться в жидовской вере, что всегда пили и ели с жидами и обучались жидовству; и не только сами учились, но и жен и детей своих учили тому же. Они захотели обрезаться по вере жидовской, но жиды им того не разрешили, говоря: если проведают об этом христиане, то увидят и разоблачат вас; держитесь своего жидовства втайне, а внешне будьте христианами. И переменили им имена: назвали Алексея Авраамом, а жену его Саррой. Впоследствии Алексей многих научил жидовству: своего зятя Ивашку Максимова, его отца попа Максима и многих еще попов, дьяконов и простых людей. Поп Денис также научил многих жидовствовать: протопопа Гавриила Софийского, Гридю Клоча; Гридя же Клоч научил жидовству Григория Тучина, чей отец имел в Новгороде большую власть. И многих еще они научили – вот имена их: поп Григорий и сын его Самсонка, Гридя, дьяк Борисоглебский, Лавреша, Мишука Собака, Васюк Сухой, зять Дениса, поп Федор, поп Василий Покровский, поп Яков Апостольский, Юрка Семенов, сын Долгого, еще Авдей и Степан клирики, поп Иван Воскресенский, Овдоким Люлиш, дьякон Макар, дьяк Самуха, поп Наум и многие другие; и они совершили такие беззакония, каких не совершали и древние еретики.
 — Иосиф Волоцкий. «Просветитель».

«Отселе почала быти в Новегороде от жидовина Схария ересь».

Из этого описания, между прочем, можно сделать вывод о регулярном посещении Новгорода евреями, скорее всего торговцами.

Кажущейся странным факт, что евреи имели общение с христианскими духовными деятелями объясняется тем, что именно духовенство заведовало в Новгороде торговыми весами и мерами, а следовательно, прибывшие в Новгород евреи были очевидно купцами.

Естественно, возникает вопрос о существовании в Новгороде еврейской общины, что отрицается некоторыми авторами («Еврейской общины в Новгороде просто не было, — а сами иудеи были здесь редкими гостями», — категорически утверждает А.Е. Мусин в работе «Загадки дома Святой Софии: Церковь Великого Новгорода в X-XVI вв.»), но вряд ли иудейские взгляды укоренились бы без живого и постоянного наличия в городе евреев:

Новгородцы не только любопытствовали об иудейской вере, но и переживали ветхозаветные события. В некотором смысле они не только "жидовствующие", но и "жидове" для русского исторического процесса. Это обстоятельство могло содействовать возрастанию интереса к хронографическому Ветхому Завету у новгородцев.
 — Плюханова М.Б. Библейские хронографы // Библия в духовной жизни, истории и культуре России и православного славянского мира. - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2001.

Таким образом, более правдоподобно мнение Д.С. Лихачева о тесной связи новгородцев с евреями:

Новгород ведет обширную торговлю с Литвой, во главе внешнего товарооборота которой стояли евреи. Нет поэтому ничего удивительного, что первыми насадителями в Новгороде гуманистических идей (правда, в сильно провинциальном литовском преломлении) были именно евреи.
 — Лихачев Д. С. Русская культура. М., 2000. С. 378.

Ещё в 1282 году для новгородского епископа Климента был составлен еврейско-русский словарь «Речь жидовского языка‚ переложена на русскую‚ неразумно на разум‚ и в Евангеле и в Апостолех‚ и в Псалтыри‚ и в прочих книгах».

Новгородская былина о торговом госте Садко имеет связь с евреями (прототип — библейский рассказ об Ионе‚ имя Садко — еврейское имя Цадок в значении «справедливый‚ праведный»).

Следовательно, евреи селились в Новгороде, что могло приводить к иудаизации его жителей. В Новгороде упоминаются тысяцкие с прозвищем Жидята.

Новгородский летописец под 1445 год в рассказе о страшном голоде между прочим говорит, что многие новгородцы убежали в Литву и за немецкий рубеж, а «инеи же бесерменомь и Жидомъ ис хлеба даяхуся гостем». «Следовательно, в числе купцов, постоянно приезжавших в Новгород, евреи были всегда[4]».

Так или иначе, идеи жидовстующих оказались популярны среди немалой части населения Новгорода.

В 1471 году Иван III объявил поход против Новгорода, обвинив новгородцев в вероотступничестве.

Осенью 1479 года Новгород посетил великий князь Иоанн III, который решил взять с собой в Москву вышеупомянутых Алексея и Дениса. Алексей стал протопопом Успенского собора, а Денис — священником Архангельского собора в Кремле. Таким образом, ересь из Новгорода перешла в Москву. Исследователи, правда, отмечают, что в Москве ересь видоизменилась: уменьшилось влияние иудаизма, снизились антихристианские действия.

Суть ереси[править]

Взгляды новгородских жидовствующих подробно изложены в «Просветителе» Иосифа Волоцкого: они отрицали догмат о Св. Троице и считали, что «Христос еще не родился есть... а Егоже глаголют христиане Христа Бога, той прость человек есть, а не Бог», поэтому «Подобает убо ныне Моисеев (закон) дрьжати и хранити, и жрьтвы жрети, и обрезатись». Они отрицали христианские таинства, молитвы, действенность милостыни, почитание креста, икон, мощей святых. Еретики не поклонялись иконам, так как они «суть дела рук человеческих», не признавали Христа Сыном Божьим и т. д.:

Они запрещали поклоняться божественным иконам и честному Кресту, бросали иконы в нечистые и скверные места, некоторые иконы они кусали зубами, как бешеные псы, некоторые разбивали, некоторые бросали в огонь и говорили: надругаемся над этими иконами так, как жиды надругались над Христом.

По словам Иосифа Волоцкого, на своих собраниях еретики «жертвы жидовьския жряху и пасху жидовскую и праздники жидовскыя творяху».

Новгородские жидовствующие, по сообщению свт. Геннадия (см. ниже), «молились по-жидовски», «испревращали псалмы», недостойно служили литургию, совершали надругательства над крестами и иконами. На собраниях жидовствующих осквернялись иконы, вино и просфоры для таинства Евхаристии.

Особенно многочисленными, согласно соборному определению 1490 года (см. ниже), были факты иконоборчества: еретики иконы и кресты «овы ж огнем сжигающе, иныя же секирами разсекающе, овы ж зубы кусающе иныя ж в скверная места пометающе, иныя же о землю разбивающи, иныя ж на птицы навязающе, яко да летают по скверном местом и сих сквернят». Священнослужители-жидовствующие не соблюдали постов, глумились над церковными службами: «Ядуще же, и пиюще до пьянства, и блудом сквернящись, в святую церковь вхожаху и Божественную службу совершаху».

Разоблачение и окончание ереси[править]

Поставленный в 1484 году на новгородскую архиепископскую кафедру игумен Чудовского монастыря Геннадий был встречен новгородцами с явной настороженностью и недоброжелательством. Вскоре выяснилось, что осквернение икон и глумления над изображениями святых в Новгороде оказалось делом распространённым. Геннадий, таким образом, обнаружил распространившееся в городе еретическое движение.

Геннадий сообщил об этом в Москву великому князю Ивану III и митрополиту Геронтию. Иван III приказал Геннадию «того береги, чтобы то лихо в земли не распростерлася», и Геннадий усердно принялся за розыск. Его помощником был поп Наум, раскаявшийся в принадлежности к ереси и передавший Геннадию тетрадки с псалмами и молитвами жидовствующих. Геннадию было предписано продолжить «обыск» ереси совместно с наместниками великого князя в Новгороде Яковом и Юрием Захарьевичами.

Лица, заподозренные в ереси, бежали в Москву, где надеялись на защиту своих всесильных покровителей. Геннадий отправил грамоты к князю и митрополиту и приложил к ним добытые при розыске материалы. Беглецы были схвачены, осуждены на соборе (январь — февраль 1488 года), подвергнуты битью кнутом, и препровождены в Новгород к Геннадию.

В Новгороде еретиков, избитых «на торгу кнутьем», провели по городу на конях, посаженными задом наперёд, в берестяных колпаках и с надписью на груди: «Се есть сатанино воинство».

В середине февраля 1488 года Геннадий получил грамоту от великого князя:

Писал ты ко мне и к митрополиту грамоту о ересях, о хуле на Христа, сына божия, и на пречистую его богоматерь и о поругании св. икон, что в Новгороде некоторые священники, дьяконы, дьяки и простые люди жидовскую веру величают, а нашу веру, православную Христову, хулят.

Во время следствия был арестован монах псковского Немчинова моныстыря Захар, рассылавший по Новгородской епархии грамоты, в которых порочил архиепископа Геннадия. Другим проступком Захара был его запрет монахам Немчинова монастыря причащаться.

У арестованных были обнаружены тетради, по которым они «молились по-жидовски» (судя по всему, «Псалтырь Федора Жидовина», являвшимся русским переводом махзора, еврейского молитвенного сборника). Геннадий в письме архиепископу Иоасафу упоминает и другие книги жидовствующих — «Шестокрыл» Яакова Бонфуса и «Логику» Маймонида. Был у жидовствующих сборник еврейских праздничных молитв — «Псалтырь Фёдора Жидовина»‚ который перевел крещёный еврей Фёдор из Литвы.

В 1490 году церковный собор осудил жидовствующих (на Соборе было осуждено 9 человек, почти все — новгородцы), вменив им в вину осквернение икон и надругательство над крестом, а также то, что они «хулы изрекали на Иисуса и Марию» и «чли субботу паче воскресения Христова». Жидовствующие праздновали также Пейсах.

В 1499 году архимандритом Юрьева новгородского монастыря, который первенствовал среди архимандритов в Новгороде, был поставлен принадлежавший к жидовствующим Кассиан, в келье которого проходили собрания еретиков.

После долгих колебаний, в 1504 году Иван III разгромил ересь, казнив многих еретиков в Москве и Новгороде (в Новгороде сожгли архимандрита Кассиана‚ Некраса Рукавого и других), остальные бежали в Литву, где открыто приняли иудаизм.

Источники[править]

 
Ересь жидовствующих в Новгороде относится к Новгородской республике
Общее

Великий НовгородНовгородская республикаНовгородоведение

Войны

Осада ОрлецаУшкуйникиПоход Ивана Грозного на Новгород

Устройство

Денежная система Новгородской республикиНовгородская армияФлот Новгородской республикиЭкономика Новгородской республикиВятская вечевая республика

Внешняя политика

Внешняя политика Великого НовгородаНовгород и ГанзаНовгород и Золотая ОрдаОсвоение новгородцами Севера

Культура

Женщины в НовгородеНорманны в НовгородеПоморы и НовгородНовгород в сагах

Еретические движения

Ересь жидовствующихС-л-виюнСтригольникиЕврейская община Великого НовгородаЕресь жидовствующих в НовгородеГипотеза о происхождении субботников от жидовствующих