Иехошуа бен Ханания

Материал из Циклопедии
(перенаправлено с «Иошуа бен-Ханания»)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Иехошуа бен Ханания





Дата смерти
131



Род деятельности
таннаим









Иехошуа бен Ханания (Иошуа бен-Ханания, Йегошуа бен Хананья, Иошуя бен-Хананья, англ. Joshua ben Hananiah, ивр. יהושע בן חנניה) — таннай III веков[1].

Биография[править]

Левит по происхождению, служил в Храме певцом[2]. К научной деятельности готовила его ещё мать. Она будто бы носила его ребенком в синагогу, на что, по-видимому, намекал его учитель р. Иоханан бен-Заккай, когда он в похвалу последнего говорит: «Блаженна родившая его»[3]. Иошуа принадлежал к числу тех пяти учеников р. Иоханана, которые образовали самый близкий ему круг.

Имя Иошуа тесно связано с именем Элеазар бен-Гирканоса. После разрушения Храма среди фарисеев проявилась склонность к аскетизму. Иошуа восставал против этого направления. Его уравновешенная и вместе с тем кроткая натура не позволяла ему ударяться в крайности. Иошуа был недоволен суровыми правилами, проведенными школой Шаммай незадолго до падения Иерусалимского Храма. «В сосуд полный масла они влили воду — вода вытеснит масло, то есть из-за прибавления законоучителями новых запретов люди перестанут исполнять и основные законы Моисея», — говорил он по этому поводу[4].

Наибольшую опасность для общества Иошуа видел в исполнении обрядов, без всякого внутреннего чувства. Его возмущают поэтому ханжи. Умеренность и любовь — основы индивидуального счастья по р. Иошуа: «Злой глаз (зависть) и злые склонности (страсти) убивают людей».

Многие рассказы рисуют отношения Иошуа к Элеазару, представителю школы Шаммая, в том же свете, что и Гиллеля к Шаммаю[5].

Жил Иошуа всё время в Пкиине, местности между Ямнией и Лодом, где зарабатывал изготовлением игл[6]. Несмотря на бедность, Иошуа был очень влиятельным членом Академии. Как один из наиболее ярых приверженцев Гиллеля, Иошуа много помогал Гамлиилу после смерти Иоханана бен-Заккаи установить главенство школы Гиллеля. С р. Гамлиилом у Иошуа бывали недоразумения, и последний давал ему чувствовать свою власть. Академия была на стороне Иошуа, и Гамлиил был лишен сана лишь благодаря тому, что он обидел Иошуа; только после того как последний простил Гамлиила, последний вернулся к власти, разделив ее, впрочем, с р. Элеазар бен-Азария. Уважение Иошуа к р. Элеазару не знало границ: «Не осиротело то поколение, в котором живет р. Элеазар бен-Азария!» — воскликнул он однажды[7].

В посольстве евреев в Риме, во главе которого находились оба представителя Академии, р. Гамлиил и р. Элеазар, приняли участие Иошуа и р. Акиба. Это путешествие «старейшин» в Рим дало богатую пищу преданиям. Рассказывается, что р. Иошуа кому-то в Риме доказал на основании Библии воскресение мёртвых, что он помогал р. Гамлиилу в его споре с одним философом и что астрономические познания его оказались весьма полезными во время морского путешествия. Он будто бы даже вычислил появление кометы к тому времени[8].

Со смертью р. Гамлиила Иошуа занял первое место в Академии, так как Элиезер бен-Гирканос был отлучён[9].

В начале правления Адриана Иошуа стоял во главе всего еврейского народа. Рим вторично отказался разрешить постройку Храма, и это сильно взволновало народ. Восстание готово было вспыхнуть. Иошуа удалось успокоить разгоряченные умы ловким применением басни Эзопа о льве и журавле[10]. При нём Адриан посетил Эрец-Исраэль, и Иошуа сопровождал его до Александрии (около 130 года).

В Талмуде и Мидраше сохранились разукрашенные сведения о разговорах, которые вел Адриан — «Curiositatum omnium explorator» — со старым законоучителем евреев. Из этих бесед, можно получить довольно верное представление о них обоих. Разговоры касались сотворения мира[11], ангелов[12], воскресения мёртвых[13], десяти заповедей[14]. Очень часто рассказывается об иронических вопросах императора и его дочери.

Предание знает о спорах Иошуа с иудео-христианином («мин») и с еретиком. Путешествие Иошуа в Рим, посещение Афин, его общение с афинскими учёными и философами — дали много материала легендарным рассказам для доказательства превосходства «мудрецов Иудеев» над «старейшинами из Афин». Значение, которое придавали Иошуа, выразилось в следующем афоризме: «Со смертью Иошуа не стало доброго совета во Израиле»[15]. Действительно, со смертью его влияние на народ перешло из рук мыслителей к практическим деятелям. Влиятельный ученик Иошуа р. Акиба вместе с Шимоном Бар-Кохбой готовил восстание. При жизни Иошуа оно не вспыхнуло только благодаря влиянию Иошуа.

В агаде занимают видное место разногласия Иуды с Элеазаром бен-Гирканос и Элеазар из Модиима. Иошуа расходился во мнениях с Элеазаром в космологии, эсхатологии и в толкованиях различных библейских текстов. В таннаитских мидрашах к книге Исход имеются разногласия Иошуа с Элеазаром из Модиима; они касались пребывания евреев в Маре, чудесного появления манны, битвы с амалекитянами и посещения Итро. Рассказывается о 12 вопросах, предложенных Иошуа на разрешение евреями Александрии[16]. Другие 11 вопросов ему пришлось разрешить относительно особенностей физического, духовного и религиозного мира женщины[17]. Эти вопросы и ответы чрезвычайно характерны для того времени. «Почему мужчину легче убедить в чем-нибудь, чем женщину?» — «Мужчина сотворен из земли и, следовательно, легко растворяется в воде; женщина создана из кости: вода на нее не влияет». — «Почему женщины занимают первое место в похоронных процессиях?» — «Так как они принесли смерть в мир». Для потомства Иошуа являлся представителем еврейского остроумия и мудрости. Таким он всегда выступает в рассказах о его встречах с разными людьми. Сам он будто бы сказал: «Никто никогда не победил меня в остроумии, за исключением одной женщины, одного ребёнка и одной девицы»[18]. Из его изречений отметим лишь следующее, сделанное им на основании Библии[19]: «Нищий, получающий милостыню, делает гораздо более для дающего ему, чем сам дающий для нищего».

Секулярная ученость Иехошуа бен Ханании распространялась на такие отрасли науки, как греческий язык, математика и астрономия[20].

Отношения с дочерью римского императора[править]

Предания[править]

Многочисленные истории повествуют о визитах рабби Иехошуа к императору (увы, не сказано, к какому).

Естественно, р. Иехошуа стал близок с дочерью императора, которая отметила великий ум рабби, но критиковала его внешность: «Увы! Дивная мудрость в невзрачном сосуде!»:

— О, прекрасная Мудрость в некрасивом сосуде! — воскликнула дочь кесаря при виде р. Йегошуа, не отличавшегося красотой лица.
— Дочь моя, — сказал ей р. Йегошуа, — в каких сосудах у твоего отца, у кесаря, хранится вино?
— В глиняных.
— Как, вино кесаря — и в таких же глиняных кувшинах, как и у всех простых людей!
— А в чем же следовало бы нам держать наше вино?
— Вам, столь знаменитым и славным, приличествует держать ваше вино в серебряных и золотых вазах.
Вино было перелито в серебряные и золотые вазы — и скисло. Спрашивает кесарь:
— Кто посоветовал тебе сделать это?
— Р. Йегошуа бен Ханания, — отвечает царевна. Призывает кесарь р. Иошую:
— Как мог ты посоветовать это моей дочери?
Рассказал р. Йегошуа, по какому поводу он так поступил:
— Мой совет был только ответом на ее вопрос.
— Встречаются, однако, мудрецы и с красивой наружностью?
— Некрасивые — они были бы еще более мудрыми[21].

Познакомились они когда р. Иехошуа беседовал с императором, их беседу она слушала:

Но слышала их разговор царская дочь и, удивляясь мудрости слов тайная, захотела сама взглянуть на него. Вышла она к бен Ханании и, пораженная его простоватым видом, вскричала:
— Может ли быть такое? Прекрасная мудрость в дрянном сосуде!

Рассказывали и другую историю:

Потом обратилась к раби Иегошуа дочь императора.
- Хочу, - говорит, - чтобы ваш Всевышний изготовил для меня украшение из дерева.
Помолился за нее раби, и девушка заболела проказой. По обычаю тех времен надели ей на шею специальное деревянное «украшение», чтобы обозначить больных. Днем, как было принято, сидели такие больные на центральной улице города, чтобы прохожие видели их и молились за их выздоровление.
Шел как-то по этой улице и раби Иегошуа бен Хананья. Увидев дочь императора среди больных, он спросил ее:
- Хороши ли украшения, которые дал тебе Всевышний?
- Передай Ему, чтобы Он забрал их обратно, - попросила она.
- Наш Всевышний не забирает подарки назад, - ответил ей раби[22].

Интерпретация[править]

Хотя кажется, что р. Иегошуа издевается над дочкой императора, но прочтём ещё раз:

Сказала дочь Кесаря рабби Иегошуа бен Ханания: Ваш Бог, плотник Он! Ведь сказано: вышние чертоги Свои возвел на воде (Пс. 104:3). Скажи-ка Ему, пусть сделает мне веретено!

Складывается впечатление, что дочь императора учится иудаизму, и что она уже знает стихи из Торы. Хотя её поведение дерзко, но возникает вопрос, зачем ей изучать иудаизм и общаться с рабби?

Чтобы понять это, стоит отметить, что многие римлянки встречались с евреями и обращались в иудаизм, так как в то время евреи были фанатиками, и считали, что секс с язычницей греховен, потому что она почитает идолов, и потому что она не следует ритуальной чистоте в период месячных.

Если дочь императора имела еврея-любовника, кто им был?

Пожалуй, что сам р. Иегошуа и был её любовником, так как если бы он был ей посторонним человеком, к чему её слова: «Увы! Дивная мудрость в невзрачном сосуде!» То есть ей бы хотелось, чтобы р. Иегошуа был красивее, и моложе, а не только был интеллектуалом. Тем не менее, её восхищала его «прекрасная мудрость». Если бы между р. Иегошуа и этой девушкой не было каких-то отношений, то непонятно, зачем ей переживать из-за некрасивой внешности чужого ей мужчины.

Идентификация[править]

Трудно понять, что за император и дочь имеется ввиду, потому, что у многих императоров того времени детей вообще не было (видимо, римляне охладели к своим жёнам[23], так что римлянки рожали от евреев[24], римлянкам не нравились секс с римлянами, и они заводили любовников-евреев[25]). Так, не было детей у Нервы и Траяна и т. д., так что нелегко найти совпадающих по эпохе действующих лиц.

Единственный вариант — Аврелия Фадилла (родилась около 120 года, и умерла совсем молодой — в 135 году, что возможно соответствует рассказу, что «Бог покарал её и она заболела», см. выше), дочь императора Антонина Пия. Если так, то общение дочки кесаря с р. Иегошуа происходило между 130 и 135 годами, следовательно, вряд ли р. Иегошуа умер около 131 года как считают некоторые (произвольная дата, основанная на том, что в 130 году р. Иегошуа был ещё жив). Эту Аврелию хотели выдать замуж за патриция, сына консула Луция Плавтия Элия Ламия Сильвана, но она вдруг умерла. Это единственный вариант дочери императора, которая могла бы общаться с р. Иегошуа. Была ли её смерть связана с её общением с р. Иегошуа и переходом в иудаизм остаётся загадкой.

По талмудчиеским преданиям, сестра Аврелии Фадиллы «излечилась от бесов» благодаря Шимону Бар Иохаю, причём, в результате, император Антонин Пий отменил законы Адриана против иудаизма.

Сам Талмуд никак не объясняет, почему рабби имели отношения с императорскими дочерьми, как это понимать, лишь указывая, что рабби попали в окружения императора Антонина Пия благодаря некой влиятельной римлянки, которая познакомила рабби с императором, после чего те видимо оказались в знакомстве с его маленькими дочерьми. Последние не могли не привлечь внимания уроженцев жаркой Иудеи.

Во всяком случае видно, что р. Иегошуа тесно общался с императорской дочкой, и что та с ним явно учила еврейскую религию. Последнее должно было иметь причину. Трудно найти другое объяснение, что причиной обращения язычницы в иудаизм был секс с евреем, так как регулярный секс еврея с язычницей противоречил тогдашним еврейским религиозным нормам. Требовалось обратить язычницу в иудаизм.

Попутно, при помощи дочек оказывалось давление на императора в положительном для евреев русле. Надо отметить, что Адриан запретил иудаизм, обрезание и т. д., и то, что еврейский народ не исчез, может быть заслуга этих рабби, нашедших путь к сердцу дочкам императора Антонина Пия, который снова разрешил иудаизм и обрезание детей.

Конечно, довольно странно, что юной дочери императора мог приглянуться старый (ведь ему было явно за 60) и некрасивый рабби Иегошуа. Но с другой стороны, хотя она сама признавала его некрасивым, она тем не менее восхищалась его умом и с ним общалась. Почему этот немолодой и некрасивый мужчина стал ей интересен, можно только догадываться. Видимо, чем-то привлекали римлянок евреи. Удивительно, но генетические материалы подтверждают, что современные еврейки — потомки римских женщин. Так, что приходится признать некоторую историческую достоверность преданий о странных связях рабби Иегошуа с «дочкой кесаря».

Однако, были ли отношения рабби Иегошуа с «дочкой кесаря» интимными? Может она просто считала его философом и вела с ним философские споры? Трудно поверить, что с наставником философом она стала бы сожалеть о том, что он не красавиц. Вообще, сомнительно, что в те времена евреи были способны поддерживать только платонические отношения с юными римлянками, всё указывает, что такого не могло быть. Да и зачем императорской дочки просто так философствовать с рабби?

Наконец, из описания диалогов рабби Иегошуа с «дочкой кесаря» видно, что они общались наедине, и что даже император не знал, о чём они говорили.

И зачем р. Иегошуа стал бы тратить время на пустое общение с язычницей?

Он хотел повлиять через неё на императора:

Однажды понадобилось нечто ученикам мудрецов от одной матроны, у которой бывали все великие люди Рима. Сказали: Кто пойдет? Сказал р.Иегошуа: Я пойду. Отправились к ней рабби Иегошуа и его ученики. Как только подошли на расстояние четырех шагов к порогу ее дома, снял р. Иегошу тфилин. А когда вошел, то закрыл дверь перед ними (своими учениками). А как только вышел, пошел омываться[26].

Здесь уже сомнения развиваются окончательно, во всяком случае, написано предельно ясно: р. Иегошуа взялся обольстить влиятельную римлянку, чтобы помочь Израилю. Отношения р. Иегошуа с дочкой императора (если выше о ней не говориться) были аналогичного характера.

Было ли такое возможно? Во-первых, известны и другие иудействующие римские императрицы и члены императорских фамилий. Во-вторых, например у Дональда Трампа дочь стала иудейкой, так что бывает всякое. Приняла же Хеленей ха-малка иудаизм даже ещё в более раннюю эпоху, так как сблизилась с неким евреем-купцом, такое бывало и у персидских царей, царица Ифра Ормиз стала иудейкой. Так, что нечего фантастичного в истории про р. Иегошуа и дочь императора в общем нет. Что касается, того что он был стар, а она молода, из его походов к римским матронам видно, что он был молод душой.

Во всяком случае, очень трудно поверить, что дочь императора и рабби просто от нечего делать стали бы вести с друг другом беседы наедине, но при этом между ними нечего бы не было.

Тем более, что девушка явно восхищалась умом рабби, делая оговорку, что было бы хорошо, если бы он был еще и красавцем. Это конечно, можно трактовать и как сомнение девушки: да, мужчина умен, но некрасив, стар. Следовательно, р. Иегошуа предлагал ей отношения, делал комплименты, а она сомневалась, потому, что он некрасив и стар. И тогда, чтобы её переубедить, он и привёл пример с кубками с вином, чтобы доказать, что красота не самое гласное. Как минимум это доказывает, что р. Иегошуа добивался дочери императора.

А вот добился ли он её? Она восхищена его мудростью, и вообще тратит на него время (видно, что изучает еврейскую религию). Всё это говорит, как кажется, что он добился своего.

Но Аврелия Фадилла умерла в близкое со смертью р. Иехошуа время, будучи совсем молодой. Очень странное совпадение. Её, как видно, хотели выдать за римского патриция.

Источники[править]

  1. КЕЭ, том: 2. Кол.: 765–766.
  2. Ma’as Scheni V, 9; Ар., 11б
  3. Аб., II, 8
  4. Иер. Шабб., 3в; ср. Шабб., 153б
  5. Ber. r., LXX, Kohel. r., I, 15; Кид., 31a
  6. Иер. Бер., IV, 7г
  7. Хаг., 3а; Иер. Хаг. нач
  8. Гор., 10а
  9. М. Кат., 27а; Иер. М. К., 83а
  10. Ber. r., LXIV, 8
  11. Ber. r., X
  12. ib., LXXVIII, нач.; Schar., III, 21
  13. Ber. r., XXVIII, 3; Kohel. r., II, 11
  14. Ber. r., XXI
  15. Барайта, Сота, 49б
  16. Нидд., 69б
  17. Beresch. r., XVII, кон.
  18. Эр., 53б; ср. Шабб., I, 20
  19. Руфь, 2, 19
  20. ТИ., Мег. 1:11; Хор. 10а
  21. Таанит, 7
  22. Трактат Хуллин. 60
  23. Послание к Римлянам, 1, 27
  24. Ювенал, Сатиры, XIV, 96 и сл.
  25. Марциал, Эпиграммы, VII, 30
  26. ВТ Шаббат 127 б
 
Таннаи — авторы Мишны
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Гиллель
 
Шаммай
 
 
 
 
 
Учитель → Ученик
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Гамлиэль ха-Закен
 
 
 
 
 
 
 
Рабби Иоханан бен Заккай
 
 
 
 
 
 
 
 
Отец → Сын
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Гамлиэль II
 
р. Иосе Галилейский
 
р. Элиэзер бен Уркенос
 
р. Иехошуа бен Ханания
 
р. Элазар бен Арах
 
р. Элазар бен Азария
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Элиша бен Абуя
 
 
 
Рабби Акива
 
р. Ишмаэль бен Элиша
 
Рабби Тарфон
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рабби Меир
 
Рабби Иехуда бен Илай
 
р. Иосе Бар Халафта
 
Рабби Шимон Бар Иохай
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Иехуда ха-Наси
 
Рабби Хия
 
Хошаия Рабба