Леонид Иванович Фёдоров

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Леонид Иванович Фёдоров

LeonidIvanoviczFiodorov.jpg







Предшественник
Преемник
Климентий Шептицкий








Вероисповедание
Греко-католичество
Дата рождения
11 апреля 1879
Место рождения
Санкт-Петербург Россия Россия
Дата смерти
7 марта 1935
Место смерти
Вятка Россия Россия



Отец
Иван Фёдорович
Мать
Любовь Дмитриевна






Блаженный кир Леонтий Фёдоров MS (11 апреля 1879, Санкт-Петербург7 марта 1935, Вятка) — экзарх Российской греко-католической церкви. Имя в миру — Леонид Иванович Фёдров.

Биография[править]

Ранние годы[править]

Родился 11 апреля 1879 года в Санкт-Петербурге. Дед Леонида Фёдорова Фёдор Захарович был крепостным крестьянином. Отец — Иван Фёдорович был поваром и держал в Петербурге ресторан «Малоярославец». Мать — Любовь Дмитриевна была художницей.

Учился во 2-й Петербургской гимназии. В возрасте 14 лет в первый раз прочитал Библию, после чего у него зародилось желание стать монахом. Много читал религиозной и философской литературы, в том числе атеистической. В возрасте 17 лет познакомился с буддийской литературой. К 20 годам в результате изучения Отцов Церкви, соборов и истории Церкви пришёл к убеждённости в истинности Католической Церкви. Не стал тут же переходить в католичество, решив вначале окончить обучение в Санкт-Петербургской православной духовной академии.

Присоединение к Католической церкви, обучение[править]

Уехав в Рим 6 января 1902 года присоединился к Католической церкви. Уехал во Львов, где познакомился с митрополитом Андреем Шептицким. Из Львова вернулся в Рим, где Ян Сциславский устроил для него аудиенцию с Папой Римским Львом XIII. Папа направил его на обучение в недавно основанную семинарию Leonianum в Ананьи в 60 километрах от Рима. Для обучения получал стипендию, которую выхлопотал для него митрополит Андрей Шептицкий. 20 октября того же 1902 года начал обучение в семинарии под псевдонимом Leonidas Pierre.

В Папской коллегии в Ананьи проучился до 1907 года, но закончить обучение не смог, так как русское посольство пригрозило ему, что если он продолжит обучение в иезуитском учреждении, ему будет запрещён обратный въезд в Россию. В связи с этим в ноябре 1907 года перевёлся в коллегиум De Propaganda fide в Риме. Но и тут российские власти не оставили его в покое, в связи с чем 26 июля 1908 года переехал в Швейцарию. В 1910 году окончил богословское образование во Фрибурском университете.

За время учёбы овладел латинским, итальянским и немецким языками, французский язык освоил ещё в России. Под псевдонимами Dr Lroni и Cremoni напечатал ряд богословских трудов в пражской Slavorum Litterae theologicae и в Roma e l'Oriente (Гротта-Феррата). Принимал участие в Велеградских съездах, где на латинском языке выступал с докладами и принимал участие в дискуссиях.

Рукоположение[править]

Летом 1909 года после окончания университета пробыл около двух месяцев в Риме, после чего уехал во Львов к митрополиту Шептицкому и оставался там до 1911 года. Работал библиотекарем, префектом и преподавателем богословия в основанном митрополите студийском институте. В институте было несколько русских студентов, включая Глеба Верховского. В 19101914 годах Фёдоров по поручению митрополита совершал ежегодные поездки в Россию для поддержания связи с причастными к зарождавшемуся русскому греко-католичеству.

Митрополит Андрей рукоположил его в чтеца и иподьякона, однако, учитывая отношение к себе российских властей, воздержался от того, чтобы лично рукополагать его в священный сан. Вместо этого в 1911 году Фёдоров был отправлен в Константинополь, где болгарский греко-католический епископ Михаил Миров рукоположил его в диакона 22 марта и 25 марта в священника в болгарской греко-католической церкви Святой Троицы в Галате.

Монашество в Боснии, арест и ссылка в Тобольск[править]

В мае 1911 года Леонид Фёдоров прибыл в Каменице (Босния), где был организован студийский монастырь украинскими иммигрантами. 12 февраля 1913 года окончился период его послушничества. В конце 1913 года он стал планировать поездку на Афон для изучения там православного монашества в русских и греческих монастырях.

После убийства в Сараево эрцгерцога Франца Фердинанда предчувствие войны распространилось по всей Европе. Леонид Фёдоров, который в это время находился в Константинополе, принял решение вернуться в Россию. 22 июля он пароходом отправился в Одессу. 4 августа он был уже в Санкт-Петербурге, где явился к директору Департамента духовных дел иностранных исповеданий Е.В. Менкину, уведомив его о своём прибытии. Уже на следующий день Леонид Фёдоров был арестован и в качестве «неблагонадёжного» без суда и следствия сослан в Тобольск.

Экзарх в Петрограде[править]

После Февральской революции в 1917 году Леонид Фёдоров был освобождён из ссылки и смог вернуться в Петроград. В город он приехал как раз на Пасху, греко-католики провели торжественное богослужение, на котором присутствовал латинский архиепископ Ропп, а также провели крёстный ход по улицам Петербурга. Вскоре в Петербург приехал и освобождённый митрополит Андрей Шептицкий, который был интернирован царскими властями после оккупации Галиции.

28 мая 1917 года под руководством Андрея Шептицкого был проведён собор Российской греко-католической церкви. На соборе помимо Фёдорова присутствовали священники Зерчанинов, Колпинский, Верховский, Дейбнер, Сусалев и Абрикосов. Кроме того были приглашены латинские епископы Ропп, Цепляк и Лозинский, а также ряд латинских священников. Диодор Колпинский зачитал по-русски и латински акт об установлении в России экзархата для греко-католиков. Своим представителем на всю Россию за исключением Белоруссии и Малороссии Андрей Шептицкий назначил Леонида Фёдорова, которому была пожалована митра и титул протопресвитера.

В тот же день было основано «Общество поборников воссоединения Церквей», душой которого стал князь Пётр Михайлович Волконский. Шептицкий хотел тут же рукоположить Фёдорова в епископы и подчинить его напрямую Папе Римскому, однако, по просьбам самого Фёдорова отложил этот вопрос до окончательного урегулирования вопроса об утверждении экзархата в Риме.

Во время голодных 1918, 1919 и 1922 годов экзарх Леонид Фёдоров неоднократно обращался к Святейшему Престолу за помощью для голодающих и находил поддержку у Бенедикта XV и Пия XI, посылавших посильную помощь. Численность греко-католиков неуклонно росла, если в 1917 году община в Петербурге насчитывала около 100 человек, то позже греко-католические богослужения стали проводиться в Церкви святой Екатерины сразу после латинской мессы и по воспоминаниям епископа Болеслава Слоскана на воскресной службе присутствовало около 500 человек, а в дни праздников до 2000 человек. Среди молящихся почти всегда был один или несколько православных священников[1].

Экзарх регулярно проводил в Петербурге встречи с православными, на которых обсуждались богословские вопросы и возможность воссоединения Церквей, также он участвовал в аналогичных встречах, которые проводились в Москве. В этих встречах принимал участие будущий мученик митрополит Илларион Троицкий, а сами встречи проводились с ведома патриарха Тихона, с которым у Леонида Фёдорова также удалось установить тёплые отношения.

Тюремное заключение[править]

21 ноября 1922 года был арестован, но сразу же освобождён. После закрытия советской властью католических храмов служил на квартирах. Вновь арестован 23 февраля 1923 года. 7 марта писал митрополиту Шептицкому:

Если дело дойдёт до расстрелов, то жертвой, может быть, буду и я, чего мне, каюсь Вам, очень бы хотелось. Я убеждён, что если прольётся наша кровь… то это будет самый лучший фундамент Русской Католической Церкви, иначе мы будем не жить, а прозябать среди нашего тёмного, беспросветного, «советского» быта…

5 апреля 1923 года Леонид Фёдоров, архиепископ Ян Цепляк, 13 приходских священников и один несовершеннолетний католик были вызваны в Москву «по делу архиепископа Цепляка». Все католики были помещены в камере №56 Бутырской тюрьмы, где уже было 10 уголовников. Суд проводился в Голубом зале бывшего Дворянского собрания. Судьёй был бывший православный священник Галкин, прокурором — Николай Крыленко. Присутствовавший на суде журналист Фрэнсис Маккаллох сравнил атмосферу, в которой проходило судебное разбирательство, с такой же времён Нерона. По его словам, этот суд был походом РСФСР versus Unam Sanctam Catholicam et Apostolicam Ecclesiam («Единой Святой Католической и Апостольской Церкви»).

Леонид Фёдоров был приговорён к 10 годам тюремного заключения, архиепископ Ян Цепляк и каноник Константин Будкевич были приговорены к смертной казни. Позже Ян Цепляк был выслан в Польшу, а Будкевич расстрелян. До 21 апреля Леонид Фёдоров находился в Бутырской тюрьме, оттуда переведён в «Сокольнический исправдом», затем в Лефортово.

Соловки[править]

26 апреля 1926 года по ходатайству Красного Креста экзарх Леонид был досрочно освобождён с запретом проживания в шести крупнейших городах и приграничных регионах СССР. Своим местом жительства он избрал Калугу, где служил его знакомый ксёндз. Пробыть на свободе ему удалось недолго, уже 10 августа того же года он был арестован в Могилёве и вывезен в Москву, где 26 сентября осуждён и отправлен на 3 года в Соловецкий лагерь. Из воспоминаний Доната Новицкого:

В середине октября 26 года прибыл на Соловки наш дорогой и глубокочтимый отец экзарх; мы уже знали, что на этот раз его великое «преступление» заключалось в том, что он из Калуги приехал в Могилёв и там всколыхнул массы бывших униатов, которые сами напомнили ему о вере их отцов и дедов и просили прислать к ним униатского священника.[2]

В Соловецком лагере в тот момент находилось большое католичество католических священников, в том числе епископ Болеслав Слоскан. С целью изолировать католиков от прочих узников в 1929 году лагерные власти переселили католических священников на остров Анзер. В том же 1929 году больной Леонид Фёдоров был освобождён и отправлен в ссылку.

Последние годы[править]

В 1931 году он был вновь арестован и провёл шесть месяцев в Архангельской тюрьме. После нового освобождения отправлен в ссылку в деревню вблизи города Котлас, где он работал на заводе. В 1933 году он был освобождён с запретом проживать в 12 крупнейших городах и приграничных областях. К этому времени он был уже тяжело болен. В начале января 1934 года ему удалось покинуть Котлас и приехать в Вятку. В Вятке он за 10 рублей снял койку в комнате заведующего железнодорожным складом Андрея Калинина. Помимо его в этой же комнате жил сам Калинин с женой и тремя детьми.

В начале марта 1935 года отцу Леониду стало совсем плохо, к этому времени он стал питаться одним тёплым молоком и сухарями. Однако он был уверен, что вскоре ему вновь станет лучше и даже планировал свой переезд в Смоленск или Ярославль. 7 марта Леонид Фёдоров умер, домочадцы не сразу это заметили, так как он продолжал лежать с открытыми глазами и умирая не издал ни звука. Вплоть до похорон его тело продолжало лежать в комнате Калининых, которые не хотели отдавать его в морг и самостоятельно делали все приготовления для похорон. Похороны состоялись 10 марта в 8 часов вечера. В 1992 году Леонид Фёдоров был реабилитирован прокуратурой Республики Беларусь.

Беатификация[править]

Леонид Фёдоров беатифицирован в качестве мученика 27 июня 2001 года Папой Иоанном Павлом II во Львове. Вместе с ним были беатифицированы остальные кандидаты беатификационного процесса Николая Чарнецкого и 24 сподвижников.

Источники[править]

  1. Парфентьев № v-05 Еп. Болеслав Слоскан. Воспоминания об экзархе Федорове. С. 430.31
  2. Новицкий Д.Г. МОИ ВОСПОМИНАНИЯ. — С. 24-25.
Российская греко-католическая церковь
Предшественник
 Экзарх России 
19171939
Преемник
Климент Шептицкий