Предки Ариэля Шарона
Предки Ариэля Шарона — родственники Ариэля Шарона, от которых он вёл своё происхождение.
Предки по отцу[править]
Отец[править]
Шмуэль (Самуил) Мордехаевич Шейнерман (Shmuel Scheinerman; 1896−1956), отец Ариэля Шарона, родился в Бресте, учился на факультете сельского хозяйства Тифлисского (Тбилисского) университета.
В 1920 году войска РККА начали наступление на Грузию, и Шмуэль со своей женой Верой, матерью Ариэля, решили репатриироваться в Эрец-Исраэль. В феврале 1921 года они прибыли в Яффу.
Семья поселилась в Кфар-Малале. У них родился сын Ариэль и дочь Ехудит (Ариэль поменял фамилию когда Давид Бен-Гурион приказал менять фамилии на ивритские).
Шмуэль был агрономом.
Отношения семьи Шейнерман с соседями ухудшились после дела об убийстве Хаима Арлозорова в 1933 году, когда Самуил отказался признать обвинения в том, что евреи-ревизионисты были теми, кто убил Арлозорова (впоследствии было выяснено, что Арлозорова убили немецкие агенты).
Дед[править]
Дед — Мордехай Шейнерман родился и вырос в Брест-Литовске в семье кантониста.
Мордехай был убеждённым сионистом и стал одним из основателей сионистской организации в Брест-Литовске.
Он дружил с Зеэвом Бегиным (отцом Менахема Бегина), с которым были делегатами первых сионистских конгрессов.
В 1910 году с семьёй репатриировался в Эрец-Исраэль, поселившись в сельскохозяйственном посёлке Реховот, трудился там учителем. Однако, из-за непростых условий и нехватки средств пару лет спустя семья Шейнерман вернулась в Российскую империю.
С началом Первой мировой войны российские власти издали указ о выселении евреев из прифронтовой зоны, и Мордехай Шейнерман со своей семьёй переехал в Тифлис.
Прадед[править]
Прадед Ариэля Шарона, как сказано выше, кантонист, 25 лет прослуживший в русской императорской армии, за что получил участок земли.
Предки по матери[править]
Мать[править]
По поводу матери Шарона имеются разночтения: обычно её по умолчанию называют еврейкой, иногда субботницей, а порой и вовсе русской:
[Шарон] вспоминал, что в детстве его мать, Вера Шнейерова, дочь богача из Могилева, читала ему русские сказки. Родители Шарона встретили друг друга в Тбилисском университете, куда оба приехали из Белоруссии. Отец учился на агронома, а мать успела закончить два курса медицинского факультета. У матери Ариэля Шарона сибирские корни. Уже в Палестине она прошла гиюр (процедуру принятия иудаизма) и получила еврейское имя Двора[1].
Версия, что мать Шарона — нееврейка — была популярна в правой среде после того, как Шарон депортировал евреев из Гуш-Катифа, что объяснялось тем, что Шарон якобы не галахический еврей.
Мать Шарона звали Вера (Vera Scheinerman, née Schneirov, 1900–1988). Часто её в называют на еврейский лад Двейра.
Фамилия матери будто бы была Шнейерова (или Шнеерова?).
Сам Шарон, во время визита в Москву, обмолвился, что его мать родилась под Чаусами в Головенчицах.
Вера училась на медицинском факультете в Тифлисе, где и познакомилась с мужем Самуэлем. Когда переехали в Палестину, мать была недовольна, постоянно рвалась назад на родину. Воспитанием детей занималась она. Отсутствие еврейской культуры, традиций служит объяснением, почему все это отсутствовало и у самого Ариэля Шарона, о чем он неоднократно говорил[2].
Таким образом, Вера Шнейерова родилась в деревне Головенчицы Могилевской области.
Именно благодаря маме, которая до самых последних своих дней говорила и читала по-русски, Ариэль Шарон знал русский.
Часто утверждается, что мать Шарона — нееврейка, субботница[3][4]:
Его мать была из семьи субботников – русских людей, принявших еврейскую веру и переехавших в Израиль. Однако он сам отказывался выполнить ритуалы обращения в еврейскую веру, и его противники зачастую именовали его «иноверцем»[5].
Аналогично:
Шарон не исповедовал традиционный иудаизм, и, якобы, вообще не являлся евреем. Позвонили влиятельному раввину в Цфат. Дело в том, что мать Ариэля Шарона была из секты субботников. Позже она прошла гиюр[6].
Утверждается, что сама мать Шарона говорила, что она из субботников:
Субботники участвовали в сионистском движении со времен Первой и Второй алии (например, субботниками были знаменитые семьи первых поселенцев Дубровины и Куракины, потомком субботников является и Рафаэль Эйтан, к субботникам причисляла себя и мама премьер-министра Ариэля Шарона)[7].
Скорее всего, никакой субботницей она не была, а была просто христианской, русской[8]. Причисление к субботникам должно было сгладить «галахический статус».
Мнение о русском происхождении матери Шарона выглядит вполне правдоподобным. Во-первых, в те времена было не очень много евреек, желающих переехать в Палестину. Во-вторых, имя Вера звучит странно для еврейки из местечка начала XX века.
С другой стороны, версию о нееврейской матери могли выдумать политические противники Шарона.
В 1987 году Вера Шейнерман перед смертью сделала завещание, где значилось, что всё имущество и хозяйство в мошаве Кфар-Малаль переходит сыну Арику и внуку Омри. А дочь Дита по этому завещанию получила $25 000. В письме Вера отметила любовь к дочери, написала, что наследство оставляет Ариэлю, так как именно он в последние годы ухаживал за ней.
Бабушка[править]
В Грузии показывают могилу Славы Иосифовны Шнееровой (?-1945), которую называют бабушкой Шарона, матерью её матери[9].
В Грузии также утверждают, что отец и мать Ариэля Шарона родились в Тбилиси, что, конечно не соответствует действительности[10].
Другие родственники[править]
Сестра[править]
Его сестра Дита-Иегудит Шейнерман-Мендель (1926—2013) в зрелом возрасте переехала жить в Бруклин, США, так как вышла замуж за Самуэля Менделя, который был старше ее на 15 лет, и они уехали в Америку[11]. Мандель работал педиатром в Бруклине, и они жили в небольшой квартире на пересечении Парк-авеню и 72-й улицы. Они путешествовали по всему миру и иногда приезжали в Израиль с редкими визитами.
Двоюродный брат деда[править]
Двоюродный брат его деда по отцу, Йехиэль (Михель) Залман Пухачевский, был активистом первой алии, один из первых поселенцев Ришон-ле-Цион, агротехник, один из первых еврейских инструкторов по сельскому хозяйству на Эрец-Исраэль, специалист по выращиванию фруктовых деревьев и виноградников. Его жена — Нехама Файнштейн-Пухачевская, поэтесса, писательница, суфражистка и судья.
Источники[править]
- ↑ "Крепкий орешек" Ариэль Шарон
- ↑ Предки Ариэля Шарона из Чаусского района
- ↑ Проклятье Шарона
- ↑ Неизвестные евреи: израильские субботники нашли родственников в глубинке России
- ↑ Шарон – конец пути
- ↑ «Удар огня», или древнее проклятие иудеев
- ↑ Софа Ландвер: мы продолжим алию субботников!
- ↑ За Израиль сражались и русские люди
- ↑ Евреи Грузии почтили могилы предков Шарона в Тбилиси
- ↑ Ариэль Шарон может стать почетным гражданином Тбилиси
- ↑ Ариэль Шарон и Дита-Иегудит Мендель - тайны семьи Шейнерман