Операция «Хамелеон»
Операция «Хамелеон» — военная операция Израиля против террористов[1].
Ход событий[править]
2 января 1971 года в результате теракта, осуществлённого боевиками Газы, были убиты взрывом дети Арройо, пятилетняя Авигейл и восьмилетний Марк. Ни Моше Даян, ни Мота Гур, назначенный военным комендантом Газы, не смогли решить проблему террора. Ячейки террористов усеяли весь Сектор Газа. Это была настоящая подпольная армия. Каждый день газеты сообщали о новых диверсиях и убийствах.
Генерал Ариэль Шарон, командовавший Южным ВО, решил положить конец террористической активности в Газе по приказу Даяна. Владимир Фромер в своей книге «Солнце в крови» пишет, что Даян вызвал командующего Южным округом Шарона и приказал искоренить террор в Газе в кратчайший срок:
- — Считай Газу своей провинцией, — сказал с кривой своей усмешкой Даян. — Делай там, что хочешь, но чтобы был порядок.
- Шарон действовал жестокими методами. Коллективные наказания, высылки, экономическое давление — все это в сочетании с его бульдожьим упорством привело к долгожданным результатам[2].
Шарон завербовал нескольких старых друзей из своей закаленной в боях юности, а также нескольких талантливых молодых солдат. Одним из них был Меир Даган.
Этого подразделения Шарона официально не существовало. Его задачей было уничтожение террористических организаций в Газе рискованными и нетрадиционными методами. Даган бродил по Газе, находил и уничтожал врагов.
В подразделении Даган создал «Римон», первое тайное подразделение израильских коммандос, которое действовало под арабской маскировкой глубоко в опорных пунктах противника. Чтобы свободно перемещаться в толпе арабов и достигать своих целей незамеченными, им приходилось действовать скрытно. Они быстро стали известны как «ударная команда Арика», и они нередко хладнокровно казнили пленных террористов как единственный верный метод их исправления.
Шарон как-то остроумно сказал о Дагане:
- Специализация Меира — отделить голову араба от его тела.
Практически каждую ночь люди Дагана переодевались в женские или рыбацкие костюмы и отправлялись на поиски террористов.
В середине января 1971 года, выдавая себя за арабских террористов на севере Стрипа, они заманили членов ФАТХ в засаду, и в разгоревшейся перестрелке террористы ФАТХ были уничтожены.
29 января 1971 года Даган и его люди выехали на двух джипах на окраину лагеря Джабалия (лагерь палестинских беженцев). Их пути пересеклись с такси, и Даган узнал среди его пассажиров известного террориста Абу Нимера. Он приказал джипам остановиться, и его солдаты окружили такси. Подошел Даган, и в этот момент вышел Абу Нимер, размахивая ручной гранатой. Глядя на Дагана, он вытащил булавку. «Граната!» Даган закричал, но вместо того, чтобы бежать в укрытие, он прыгнул на человека, прижал его и вырвал гранату из его руки. За этот Даган он был награждён медалью Мужества. Выбросив гранату, Даган голыми руками умертвил Абу Нимера.
В конце лета 1971 года к берегам Газы прибыла ветхая лодка. Несколько палестинцев в помятой и промокшей одежде и куфиях выпрыгнули из воды и побрели к берегу. За ними гнался израильский торпедный катер с солдатами в полном боевом обмундировании. Когда он приблизился к берегу, солдаты прыгнули на мелководье и открыли огонь по убегающим палестинцам. Двое молодых людей из Газы, играя на пляже, побежали к палестинцам и отвели их в безопасный ближайший фруктовый сад; израильские солдаты потеряли их из виду, но продолжали обыскивать пляж.
Жители Газы спросили прибывших, кто они. Те ответили, что они — члены НФОП, прибыли из лагеря беженцев в Тире. Местные жители показали им секретное убежище лидеров боевиков в лагере беженцев Джабалия.
Но оказалось, что прибывшие вовсе не члены НФОП, а агенты Моссада, и лидеры боевиков были имели ликвидированы. Моссадовцы выбежали из дома, пробрались кривыми улочками лагеря Джабалия и многолюдными улицами Газы и перешли на израильскую территорию. В тот вечер человек с красной куфией, капитан Меир Даган, командующий секретным подразделением коммандос «Римон» АОИ, доложил генералу Ариэлю Шарону, что операция «Хамелеон» прошла успешно. Все лидеры НФОП в Бет-Лахии, смертоносной террористической группировке, были уничтожены.
Спустя примерно 30 лет после Газы, Дагану позвонил его старый приятель, премьер-министр Арик Шарон. «Я хочу, чтобы ты возглавил «Моссад», — сказал Шарон своему другу. «Мне нужен глава Моссада с кинжалом в зубах».