Евреи в Эквадоре

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Torre Urban Plaza в Кито, постройки архитектора Томми Шварцкопфа.

Эквадорские евреи (англ. Ecuadorian Jews, исп. Judíos de Ecuador, ивр. יהדות אקוודור‎) — еврейская община Эквадора и её история[1].

Колониальная эпоха[править]

Сефарды обосновались на колониальной территории Эквадора с первых дней испанского завоевания, о чём свидетельствует наличие имён конкистадоров, прибывшими вместе с Себастьяном де Беналькасаром и Педро де Альварадо. Существуют археологические свидетельства, что Франсиско Писарро был из марранов.

В числе испанских колонистов, поселившихся в Эквадоре в XVI—XVIII веках, были и новые христиане (впрочем, их больше оседало в Перу, где инквизиция была слабее), но они ассимилировались. Важным центром этих сефардов был Кито, оттуда они переселялись в Куэнку, а затем на север — в Чимборасо, — подальше от властей и инквизиции.

Хотя эти сефарды и ассимилировались, но фамилии их потомков указывают на их еврейские корни: в Эквадоре встречаются фамилии Навон (мудрый), Морено (учитель), Габай (казначей), Пьедра (искупить), Франко (свободный), Амзалаг (ювелир), Сабан (мыло), Эспиноза (шип), Нагар (плотник), Хаддад (кузнец) и Хаким (медик). В числе фамилий еврейского происхождения — Пазмино, из которой вышел эквадорский президент Луис Тельмо Паз и Миньо Эстрелла.

Антонио Хосе де Сукре, лидер борьбы за независимость в Южной Америке и герой Эквадора, который был президентом Перу и Боливии, является потомком евреев.

Независимый Эквадор[править]

В XIX — начале XX века евреи в Эквадор практически не иммигрировали. Так, в 1904 году в Эквадоре проживало лишь 4 еврейские семьи, а в 1917 году — 14 евреев.

Иммиграция евреев в Эквадор выросла когда в 1924 году конгресс США принял закон Джонсона, резко сокративший иммиграционные квоты для выходцев из стран Восточной Европы.

В 1930 году была основана Ассоциация еврейской благотворительности (современное название Еврейская ассоциация), ведущая еврейская организация страны. Позже возникли хевра каддиша, организации Бней-Брит и «Маккаби», а также Еврейский кооперативный банк. Община издавала бюллетень на немецком и испанском «Информасьонес».

Ещё сильнее иммиграция выросла после прихода к власти А. Гитлера. В 1933—1947 годах примерно 2700 евреев перебрались из Европы в Эквадор. В числе беженцев был, например, Джозеф Кон.

Благожелательное отношение правительства Эквадора к иммиграции евреев вызвало попытки разных еврейских организаций (в частности, территориалистов) создать в Эквадоре еврейское поселение. В 1935 году Лига территориалистических организаций (Фрайланд лиге) создала в Париже Комитет по изучению перспективы еврейских поселений в Эквадоре. Длительные переговоры с правительством Эквадора закончились, однако, безрезультатно, так как земли для создания поселений предоставлялись в отдаленных районах с суровым климатом. Аналогичные попытки были предприняты Джойнтом, купившим несколько участков земли и создававшим на них птицефермы. 60 семей евреев-иммигрантов поселились на фермах, но по причине тяжёлых климатических условий и расположения ферм в отдаленных районах, и из-за отсутствия фермерского опыта не сумели создать процветающие фермы, и они вскоре закрылись.

Эти еврейские беженцы сыграли большую роль в создании в Эквадоре мебельной промышленности, магазинов розничной торговли, в развитии туризма. Успешная экономическая деятельность евреев вызвала резкое недовольство выходцев из Сирии и Кубы, которым принадлежало большинство гостиниц и магазинов. Представители сирийской и кубинской буржуазии оказали давление на власти страны, и в 1938 году парламент утвердил закон, по которому евреи-иммигранты, не занятые в промышленности или сельском хозяйстве, должны были покинуть страну. Евреям разрешался въезд в Эквадор лишь при условии, что они обладают суммой не менее 400 долларов, которую они должны были инвестировать в развитие промышленности либо сельского хозяйства. Впрочем, данный закон не соблюдался, а затем был отменен.

В 1939 году, после того, как ряд южноамериканских стран отказался предоставить убежище 169 евреям-беженцам из Германии, Эквадор их принял.

После Второй мировой войны в Эквадор прибыло ~3 тысяч евреев-иммигрантов, главным образом из Европы. Часть евреев в конце 1940-х годов уехала из Эквадора в другие страны, преимущественно в США.

В 1950 году в Эквадоре проживало около 4 тысяч евреев, большинство из них проживали в Кито, несколько сотен в Гуаякиле, а также в Амбато, Риобамбе, Куэнка.

В конце 1960-х годов еврейское население составляло около 1 тысячи человек.

С 1970-х годов усилился антисемитизм, который исходит как от арабских мигрантов, так и от местных левых экстремистов. В октябре 1982 года рядом со зданием Еврейской ассоциации была взорвана бомба.

Еврейская община в Кито имеет общинный дом, синагогу, дом престарелых, община содержит учителя для детей.

Большинство евреев Эквадора принадлежит к среднему классу. Среди евреев насчитывается много журналистов, учителей, врачей, адвокатов.

Евреи сыграли выдающуюся роль в развитии промышленности Эквадора; в частности, создателями фармацевтической промышленности были Роберт Леви Хоффман, Карлос Альберти Оттоленги и Альберто Ди Капуа. Так, химик доктор Роберт Леви Хоффман был основателем и владельцем SIFAD(Sindicato de Farmacias y Droguerias del Ecuador)&(Botica del Comercio).

Имена Ротшильда и Зелигмана связаны с развитием металлургической промышленности.

Врач Пол Энгель был одним из основателей общества эндокринологов Эквадора.

Бенно Вайзер, который был активным эквадорским журналистом, позже поступил на израильскую дипломатическую службу, работая в различных странах Латинской Америки. Его брат Макс Вайзер был первым израильским консулом в Эквадоре.

Саломон Исакович, еврей из Румынии, переживший Холокост, стал писателем и бизнесменом в Эквадоре.

Альфредо Чарнински Сидерманн был немецко-эквадорским бизнесменом и филантропом, создателем Grupo El Rosado и Mi Comisariato.

Грасиела Леви Кастильо была эквадорским журналистом и писателем.

Моселио Шехтер — учёный, изучающий рост бактерий и деление клеток.

Гертруда Сойка — художница и скульптор.

Томми Шварцкопф (родился 20 апреля 1954 года в Кито) — эквадорский архитектор, модернизирует архитектурный ландшафт Кито, руководит архитектурной фирмой Uribe Schwarzkopf в Кито. Известен тем, что представил Кито современные линии и высокие здания в таких работах, как Torre Urban Plaza (2008), Parque Real Complex (2001–2012), Cosmopolitan Parc (2015) и Metropolitan (2015).

Марсель Ланиадо был министром сельского хозяйства.

Современность[править]

Ныне численность общины оценивается всего лишь в 290 человек (впрочем, есть оценка, что около 1 тысячи).

В январе 2016 года в Гуаякиле, крупнейшем городе Эквадора, открылся первый кошерный ресторан в стране «Kosher Pita Grill». Ресторан быстрого питания открыл израильский бизнесмен Офир Белаше, переехавший в Эквадор. В Гуаякиле проживает около 30 еврейских семей.

В 2018 году президент Ленин Морено подчеркнул вклад эквадорских евреев в развитие страны[2].

8 августа 2020 года гражданин Израиля Шай Даган был убит в Эквадоре, в тюремной камере, где сидел ещё с одним израильтянином по имени Томер (или Орен) Шейнман, получившим в результате нападения легкие ранения. Израильтяне ожидали перевод в другую тюрьму и должны были дать показания против бывшего президента Эквадора и его сына, которые занимались махинациями, связанными с медицинским оборудованием и проверками на «коронавирус»:

Есть подозрение, что Дахан был убит, потому что вскоре он должен был дать показания против сына бывшего президента Эквадора Хакубу Бокрама, которому он и Шнейман якобы продали тысячи поддельных наборов для быстрой проверки Corona. «Я разговаривал с одним из израильтянином несколько дней назад, и он сказал мне, что они хотят их убить», — написал сегодня вечером в Твиттере Абдулла Бокрам Ортис, бывший президент Эквадора[3].

Некоторые потомки марранов (см. выше) пытаются вернуться к вере предков. Их общину возглавляет капитан Хосе Франко.

Израильтянин Ярон Авитов, живущий в Эквадоре, снял о потомках марранов два документальных фильма. Работая над картиной «Потерянное племя сефардских евреев», он выяснил, что многие старинные обычаи, сохранившиеся в Эквадоре до наших дней, имеют еврейское происхождение[4].

См. также[править]

Источники[править]