Зарождение сельского хозяйства в Месопотамии
Зарождение сельского хозяйства в Месопотамии | |
---|---|
Зарождение сельского хозяйства в Месопотамии датируется серединой 8-го тысячелетия до н. э. и обуславливается появлением первых деревень в Месопотамии.
Обзор[править]
Шаблон:История Древней Месопотамии Около 7500 года до н. э., в эпоху неолита, появляются первые охотники-земледельцы, которые объединяются в деревни в высокогорных долинах Тигра и Загроса[1]. Эти неолитические деревни, освоившие гончарное мастерство, экономика которых основывалась как на охоте, так и на сельском хозяйстве, были больше, в них проживало больше людей в течение более длительного времени, а их архитектура была более фундаментальной[2]. Однако сельское хозяйство возникало постепенно: первые следы одомашненных растений были обнаружены только к концу PPNB (начало 7-го тысячелетия до н. э.). До этого жители этих поселений интенсивно собирали дикорастущие растения с помощью серпов, приспосабливались дробить семена и складывать их в ёмкости. Кроме того, на большинстве поселений были одомашнены некоторые животные, особенно козы[3][4][5][6].
Несмотря на налаженную торговлю между долинами Тигра, Загросом и даже Анатолией (использование обсидиана — один из основных показателей этого), население Загроса развивалось независимо от первых земледельцев Турции, расположенных к северу, или тех, кто находился к западу от Плодородного полумесяца: их каменная промышленность, по всей видимости, происходила от каменной промышленности деревень М’лефаат и Немрик предшествующего периода. Однако есть два момента, общих для всех поселений этого периода: смешанная экономика и тот факт, что дома стали прямоугольными[3][4][7].
В Загросе, который был самостоятельным неолитическим центром, появление сельского хозяйства иллюстрируют стоянки Бестансур и Чога-Голан. Главным свидетельством заселения долины Тигра является городище Телль-Магзалия, остатки деревни, расположенной недалеко от Кермез-Дере и связанной с городищами долины Белиха[7][8].
Именно в Телль Магзалия и Секер аль-Ахеймар (один и тот же культурный тип с Таврских гор, расположенный в долине Хабур) была обнаружена первая украшенная керамика, датируемая концом 8-го тысячелетия до н. э., что позволяет установить связь между концом PPNB и началом так называемого «протохассунского» периода[3][9].
Южная Месопотамия[править]
В 8-7 тысячелетиях до н. э. ландшафт Южной Месопотамии, судя по всему, представлял собой совокупность постоянно колеблющихся болотистых земель наряду с более засушливыми районами, в целом представляя собой ландшафт, сравнимый с тем, в котором сегодня живут болотные арабы. Возможно, что многие объекты этого периода, расположенные вблизи рек (где находились основные поселения), существуют и сегодня, но недоступны, поскольку погребены под аллювиальными отложениями Тигра, Евфрата и их многочисленных притоков и вади, если они не были просто размыты ими. Некоторые из них также лежат под остатками исторических эпох, которые в настоящее время изучаются. Некоторые объекты, такие как Хаджи-Мухаммад и Рас-аль-Амия, были случайно обнаружены во время современного строительства[10].
В пустынных районах к западу от обширных систем вади, которые сейчас осушены или пересохли, археологи обнаружили свидетельства кремневых производств, подобных тем, что существовали в позднем Леванте, с параллелями с кремневыми производствами северной Аравии. Возможно, эти производства характерны для региона Персидского залива, который в то время был ещё более засушливым и, несомненно, испытывал влияние муссонного климата[11]. Кроме того, при поверхностных исследованиях в Бурганских холмах Кувейта были найдены «мезолитические» каменные орудия (микролиты, бураны, скребки), относящиеся примерно к донеолитическому времени[12]. Но когда речь идёт о первых доисторических популяциях к западу и югу от того места, которое станет Шумером, исследователи могут только строить предположения[13].
Дом в горах Загрос[править]
Бестансур, раскопки которого велись с 2012 по 2017 год, расположен в предгорьях Загроса на краю Шахризорской равнины, в 30 километрах к юго-востоку от города Сулеймания. Географически близкая, но более древняя, чем Джармо, деревня существовала между 8000 и 7100 годами до нашей эры. Жители пользовались широким спектром природных преимуществ, включая плодородные пахотные земли, источники воды, холмистую и горную местность, пригодную для охоты на различных животных и сбора разнообразных растений, а также соседством с несколькими месторождениями камня, пригодного для изготовления полированных и резных каменных орудий[7].

Архитектура Бестансура характеризовалась прямолинейными многокомнатными саманными зданиями. Не все из этих зданий использовались для жилья: одно из них было полностью посвящено захоронению мёртвых. Тела, часто расчленённые, вероятно, эксгумировались, а некоторые части, особенно черепа, удалялись для перезахоронения в этих жилищах. Этот «дом мёртвых» даёт богатую информацию о трудностях, с которыми сталкивались его обитатели, вероятно, связанных с переходом к неолиту: многочисленные скелеты детей и подростков свидетельствуют о серьёзных проблемах недоедания и пищевого стресса в раннем возрасте[7].
Проблемы с питанием возникали, несмотря на высокий уровень биоразнообразия, который должен был снизить зависимость от ряда неолитических растений и тем самым ограничить риски, связанные с ранним земледелием и раннего одомашнивания животных, таких как домашние козы, овцы и свиньи. В той или иной форме сохранялась охота на мелких и крупных млекопитающих, а также потребление рыбы, домашней птицы и сухопутных улиток — важных компонентов рациона[7].
Чога Голан — одна из старейших известных неолитических стоянок в Иране. Раскопанная в 2009 и 2010 годах, она занимает площадь около 3 гектаров, и ей приписывают 11 уровней заселения, относящихся к керамическому неолиту (между 12 000 и 9 800 л.н. по радиоуглеродному датированию). После заселения этого места остались многочисленные и разнообразные археологические останки: следы оштукатуренных стен, литической индустрии, каменная посуда, гравированные предметы из кости и глиняные статуэтки. Остатки животных очень разнообразны: козы, кабаны, газели, дикие ослы, крупный рогатый скот, зайцы, грызуны, птицы, рыбы и т. д.[8].
Обилие ботанических останков документирует зарождение сельского хозяйства и показывает, что оно складывалось на протяжении очень долгого периода времени. Здесь, как и в Бестансуре, в окрестностях городища во время его заселения были обнаружены дикие сорта некоторых основных неолитических культур — ячменя, пшеницы, чечевицы и гороха. Различные исследования эволюции одомашненных растений показывают, что Загрос был одним из очагов одомашнивания растений, наряду с северным и южным Левантом[8].
Телль Магзалия и долина Белех[править]
О заселении долин Тигра свидетельствует, главным образом, городище Телль Магзалия, остатки деревни конца 8-го тысячелетия до н. э., расположенной недалеко от Кермез Дере, в вади на краю горной цепи Джебель Синджар, культурная принадлежность которой сближает её с культурами, характерными для позднего PPNB Северного Леванта и долины Белих в Северной Сирии, где было обнаружено около 24 стоянок, включая Телль Саби Абьяд. Жители этих деревень принадлежали к типичным для PPNB культурным фациям Кафер-Хеюк или Чайоню и происходили из Таврских гор и других регионов Анатолии. Их экономика основана как на охоте, так и на сельском хозяйстве, что характерно для всей долины Белиха, где выращивают пшеницу и ячмень, а также овец и коз[3][4].
В отличие от древних круглых домов Кермез Дере и Немрика, которые были построены вокруг общей территории, здания в Телль-Магзалии, все из которых явно жилые, прямоугольные, с глинобитными стенами, построенными на фундаменте из известняковых плит и заполненными камнями. Здесь есть как складские помещения, так и кухни-жилища, а в одном из домов есть дымоход с внешней трубой, как в более поздних домах в Умм Дабагии и Чатал-Хююк. Как и в Немрике, на последних этапах строительства деревни можно увидеть стену с башнями, окружающую дома, что указывает на возможные конфликты с соседями.

Как и в Немрике, на ранних уровнях Телль-Магзалии преобладает обсидиан, несмотря на удалённость ближайших месторождений в Анатолии, откуда была завезена техника скола. На стоянке также найдены наконечники, как листовидные, так и ножевидные, а также свёрла, вращающиеся по часовой стрелке. Острия из Телль-Саби-Абьяд II, Библа и Амука были найдены на верхних уровнях стоянки в долине Белих. Уже присутствуют кремневые скребки, которые позднее использовались в период Хассуны. В Телль-Магзалии и других поселениях долины Белих были найдены серпы с битумным покрытием, на лезвиях которых видны следы сбора зерна. Жители также оставили после себя мраморные чаши, браслеты и полированные пробойники. Хотя деревня Телль-Магзалия была основана на гончарном производстве, в ней также использовалась гипсовая посуда и декорированная керамика. Их можно найти по всей Джезире и в Сирийской пустыне, особенно в Секер-эль-Ахеймаре[3][4].
Секер аль-Ахеймар и «до-протохассунский» период[править]
Секер аль-Ахеймар — крупное месопотамское поселение площадью около 4 га, единственное, которое предоставляет информацию о переходе от керамики PPNB к протохассунской. На ацетатных уровнях поселения PPNB видны небольшие прямоугольные здания на мощёной платформе, тип которых уже встречался в Телль-Магзалии. Использование известковой штукатурки на кирпичных стенах было распространено. В то время как некоторые аспекты утилитарной каменной промышленности в Секер-эль-Ахеймаре похожи на загросские, концевые скребки, бураны, полированные топоры и наконечники стрел, распространённые в конце PPNB, напоминают те, что были найдены в долине Белиха. Декоративные предметы включают гипсовые сосуды, а также каменные и анатолийские обсидиановые бусы[14].
Однако наиболее важной находкой являются многочисленные каменные сосуды, белая керамика и, прежде всего, ранний тип водонепроницаемого сосуда, который является самой древней формой керамики, найденной во всей Северной и Центральной Месопотамии. Обожжённая на слабом, умеренном огне, характерном для первого керамического неолита, эта керамика имеет плотную, зернистую консистенцию и сильно отличается от будущей «протохассунской» керамики[14][15]. Для исследователей Йошихиро Нишиаки и Мари Ле Мьер эта находка свидетельствует о существовании ранней керамической фазы — представленной культурным образованием, условно названным «Пред-Прото-Хассуна» — которая, по-видимому, началась в середине PPNB и закончилась в Прото-Хассуне, преобразуюсь в последнюю[15].
Источники[править]
- ↑ История Древнего Востока : Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч. 1. Месопотамия / Под ред. И. М. Дьяконова. — М.: Наука, 1983. — 534 с.
- ↑ Ллойд, С. Археология Месопотамии = The Archaeology of Mesopotamia / Пер. с англ. Я. В. Василькова и И. С. Клочкова. — М.: Наука, 1984. — 280 с. — (По следам исчезнувших культур Востока).
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 (fr) Oates 2014, p. 1476.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 (fr) Cauvin 1998, p. 232.
- ↑ Roger Matthews, Wendy Matthews, Amy Richardson, Sam Walsh, Ingrid Iversen, David Mudd, Kamal Rasheed, Kamal Raeuf, Robin Bendrey, Jade Whitlam, Mike Charles, Amy Bogaard and Sarah Elliott, «The Early Neolithic of Iraqi Kurdistan: Current research at Bestansur, Shahrizor Plain», Paléorient, vol. 45, no 2, 2020, p. 20 DOI:10.4000/paleorient.644.
- ↑ Simone Riehl, Eleni Asouti, D. Karakaya, B.M. Starkovich, M. Zeidi and N.J. Conard, «Resilience at the Transition to Agriculture : The Long-Term Landscape and Resource Development at the Aceramic Neolithic Tell Site of Chogha Golan (Iran)», BioMed Research International, vol. 2015, 2015, p. 1-22 PMID 26345115, DOI:10.1155/2015/532481, read online archive).
- ↑ 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 (fr) Roger Matthews et al. Ingrid Iversen, p. 13-32.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 (fr) Reihl et al. Zeidi.
- ↑ Yoshihiro Nishiaki and Marie Le Mière, «The oldest pottery Neolithic of Upper Mesopotamia : New evidence from Tell Seker al-Aheimar, The Khabur, Northeast Syria», Paléorient, vol. 31, no 2, 2005, p. 55-68 (read online [archive], accessed July 7th, 2022).
- ↑ (fr) Oates 2014, p. 1477 and 1480.
- ↑ Forest 2004.
- ↑ Theresa Howard Carter, «The Johns Hopkins University Reconnaissance Expedition to the Arab-Iranian Gulf», Bulletin of the American Schools of Oriental Research, no 207, 1972, p. 14.
- ↑ (fr) Oates 2014, p. 1480.
- ↑ 14,0 14,1 (fr) Oates 2014, p. 1477.
- ↑ 15,0 15,1 (fr) Nishiaki and Le Mière 2005, p. 57.
Литература[править]
- Peter M. M. G. Akkermans and Glenn M. Schwartz, The Archaeology of Syria: From complex hunter-gatherers to early urban societies (c.16,000-300 B.C.), Cambridge, Cambridge University Press, 2003.
- (fr) Olivier Aurenche and Stefan K. Kozlowski, La Naissance du Néolithique au Proche-Orient, Paris, CNRS Éditions, coll. «Biblis», October 2015, 343 p..
- (fr) Pascal Butterlin, Architecture et société au Proche-Orient ancien: Les bâtisseurs de mémoire en Mésopotamie (7000-3000 av. J.-C.), Paris, Picard, 2018.
- Stuart Campbell, «Northern Mesopotamia», in D.T. Potts, A Companion To The Archealogy of the Ancient Near East, Oxford, Blackwell Publishing Ltd. 2012.
- Petr Charvát, Mesopotamia Before History, London and New York, Routledge, 2002, 298 p..
- (fr) Jean-Louis Huot, Une archéologie des peuples du Proche-Orient, vol. I: Des peuples villageois aux cités-États (Xe-IIIe millénaire av. J.-C.), Paris, Errance, coll. «Civilisations et cultures», 2004.
- Roger Matthews, The Early Prehistory of Mesopotamia 500,000 to 4,500 B.C., Turnhout, Brepols, coll. " Subartu " (no V), 2000, 149 p..
- Joan Oates, «Southern Mesopotamia», in D.T. Potts, A Companion To The Archealogy of the Ancient Near East, Oxford, Blackwell Publishing Ltd. 2012.
- Joan Oates, «Prehistory and the Rise of Cities in Mesopotamia and Iran», in Colin Renfrew (ed.), The Cambridge World Prehistory, Cambridge, Cambridge University Press, 2014, pp. 1474—1497.
- (fr) Georges Roux, La Mésopotamie, Paris, Éditions du Seuil, coll. «Points Histoire», 1985, 600 p..
- (fr) James C. Scott (trans. by Marc Saint-Upéry, pref. Jean-Paul Demoule), Homo Domesticus: Une histoire profonde des premiers États [«Against the Grain»], Paris, La Découverte, coll. «Sciences humaines et sociales» (no. 530), January 2021 (1st ed. 2019), 328 p.
↑ [+] | |||||
---|---|---|---|---|---|
Исторические области, крупные царства | |||||
Важнейшие города | |||||
Население | |||||
Языки и письменность | |||||
Наука | |||||
Культура и быт |
| ||||
Наиболее известные личности |
| ||||
![]() | Одним из источников, использованных при создании данной статьи, является статья из википроекта «Рувики» («ruwiki.ru») под названием «Зарождение сельского хозяйства в Месопотамии», расположенная по адресу:
Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC-BY-SA 4.0 и более поздних версий. Всем участникам Рувики предлагается прочитать материал «Почему Циклопедия?». |
---|