Циклопедия скорбит по жертвам террористического акта в Крокус-Сити (Красногорск, МО)

Женщины в Финикии

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Карфагенская монета
Саркофаг женщины из Сидона
Statuette tambourin Bardo.jpg
Phönizische Leier.svg

Женщины в Финикии — положение и роль женщин в Финикии/Ханаане.

Общие сведения[править]

Финикийские женщины оставили сравнительно весомый след в истории[1]Европа по приданию переправилась на Крит, где затем правили её потомки, царицей Израиля была Иезавель, ИудеиАталия, Карфаген основала Элисса, там же известность получила Софонисба и Жена Гасдрубала, женщины там могли становится жрицами культа.

Финикийских женщин упоминали Гомер, Геродот и другие авторы; о них написал одноимённую трагедию Еврипид.

Проституция существовала как частное явление[2], так и как храмовый культ, посвящённый Астарте[3].

Израильские цари женились на финикийских принцессах. Так, Соломон имел жену из Сидона[4], другой царь, также «взял себе в жену Иезавель, дочь царя Сидонского»[5]

О жизни и браке финикиянок сохранилось мало сведений. Неясно даже доподлинно, было ли у финикийцев многожёнство, но если оно и было, то довольно редко (в Карфагене найдена лишь одна эпитафия с упоминанием о случае двоеженства), и касалось оно лишь достаточно обеспеченных мужчин.

Тем не менее, косвенные данные показывают высокое положение женщин.

Так, женские персонажи часто упоминаются в литературе Угарита, у финикийцев было много богинь — Анат, Астарта и др.

Известно, что финикиянки иногда вступали в смешанные браки — с израильтянами, нумидийцами и пр. Однако, это были династические браки, которые были заключены по воле отцов девушек. Но есть свидетельства, что и обычные карфагенянки могли вступать в смешанные браки, например с греками. Это говорит об определённой независимости и является показателем высокого статуса женщин. Вообще, смешанные браки были широко распространенным явлением в Карфагене. Из 767 надписей в 50 надписях упоминаются иностранки или родившиеся от смешанных браков.

Из надписей на тофетах Карфагена видно, что женщины могли от себя лично осуществлять жертвоприношения, при этом они указывали своих предков по восходящей линии. В противоположность эпитафиям, в которых покойницы идентифицируются по отношению к их мужьям и отцам, в надписях, составленных женщинами на вотивных стелах, указывалась исключительно их собственная генеалогия, имена и предки со стороны мужа встречались очень редко.

Карфагенянки могли работать — служанками (кормилицей, кухаркой и т.д.), служительницами культа вплоть до руководства жреческими коллегиями («верховная жрица», возглавлявшая не только жриц, но иногда и жрецов), среди них было большое количество обычных жриц. В одной надписи говорится о некой Шибуле, которая была «городской торговкой». Другая надпись гласит о музыкантше, игравшей на цитре.

Судя по изображениям, финикийские женщины носили туники до колен, одежда была нередко украшена цветовой раскраской, а также вышивкой (карфагенские модницы были одеты в платьях из тонкой льняной ткани, стянутой на талии поясом). Более скромные наряды тоже нередки — женские фигуры почти всегда изображаются драпированными с головы до ног, иногда с закрытыми руками, голова покрыта платком. Любили они и украшения — серьги, ожерелья, кольца, браслеты. На голове могли носить диадему. На некоторых рельефах из камня или из обожженной глины сохранились краски, следовательно, карфагенские женщины любили яркие цвета, особенно голубой, синий и красный. Могли украшать одежду перьями экзотических птиц. Что касается убранства волос, то оно характеризовалось разнообразием. Иногда волосы свободно падали на плечи, иногда их закладывали за уши или стягивали на затылке в пучок. Карфагенские женщины любили демонстрировать свои украшения. Серьги с коническими подвесками, которые носила жрица, изображенная на саркофаге, найденном в Карфагене, были очень тонкой работы. Диадемы, колье, кольца, браслеты, надеваемые на запястья и лодыжки, а также богато декорированные пояса дополняли ее одеяние. Из обуви они предпочитали сандалии на более или менее толстой подошве. Сохранились даже коробочки для румян[6].

По описаниям римских историков, карфагенским женщинам был свойственен патриотизм — они помогали обороне города.

Сексуализированный образ финикийских женщин, возможно недалёкий от истины, тем не менее, не освещает всех сторон их жизни. Гомер, например, очень хвалебно отзывался о мастерстве и трудолюбии финикиянок, а не только о их женственности; произведения их труда даже шли на экспорт:

Рабыня финикийская, станом стройная, редкой красы, в рукодельях искусная женских...
Пышноузорные ризы, жен сидонских работы, которых Парис боговидный сам из Сидона привез...

Судя по описанию древних израильтянок, финикиянки могли заниматься также сбором урожая и прочим домашним хозяйством. Как и израильтянки, они наверняка любили петь и танцевать. Вообще, законы Библии о женщинах (воздержание от секса в месячные, левиратный брак и т. п.) могли иметь место и у финикийцев.

Дочери богатых и влиятельных родителей возможно получали какое-то образование. Во всяком случае Элисса описывается как очень умная и хитрая женщина, знакомая с геометрией и математикой. Вышеупомянутые посвятиительные надпписи указывают сскорее всего на грамотность многих карфагенянок.

На закате финикийской цивилизации упоминаются некоторые финикиянки — из дома Северов, а также Хананеянка, дочь которой исцелил Иисус.

Генетические исследования показывают, что в далеких колониях финикийцы женились на местных женщинах, и потомки этих браков явно считалось финикийским[7].

Добрачная дефлорация чужеземцами[править]

Подобно израильским, вавилонских, моавитянским, малоазиатским, армянским, киприотским, мидийским, арамеянским и медианитянским девам, финикиянки отдавали девственность чужеземцам.

Лукиан говорит, что женщины в Библе отдавались иностранцам:

Видел я в Библе великое святилище Афродиты библосской, в котором справляются оргии в честь Адониса... Если же какая-нибудь женщина не хочет остричь свои волосы, то ее подвергают следующему наказанию: в течение одного дня она должна стоять на площади и продаваться; доступ на площадь открыт тогда только иностранцам, а плата, получаемая от них женщиною, приносится в дар Афродите[8].

Августин Блаженный пишет:

Есть две Венеры, одна -- дева, другая -- женщина? Или даже три: одна -- для девственниц (она же и Веста), другая -- для замужних женщин, третья -- для развратниц? Этой последней финикийцы приносили в дар даже девственность своих дочерей, прежде чем они выходили замуж[9].

Сократ Схоластик говорит, что Константин Великий искоренил подобный обычай в Баальбеке:

Другую церковь приказал он построить в Илиополисе финикийском. Дев отдавали они для любодеяния приходившим туда иностранцам. То же почти сделал он и в Афаке ливанской, то есть, разрушив капище Афродиты, истребил совершавшиеся там невыразимо бесстыдные пороки.[10].

Подобный обычай существовал почти по всему Ближнему Востоку в древности. Геродот и другие европейские авторы не понимали его смысла и считали «позорным».

По-видимому, этот культ не был свойственен народам, осевшим в Ханаане, но переселившимся туда из Европы. Так, Иезекииль утверждает, что филистимлянские девушки не вступали в добрачные отношения (16, 27). Неизвестен в Библии этот обычай и у хананеянок (однако, хананейские мужчины лишали девственности израильтянок, поступая с ними как с «блудницами», — см. Быт., 34, 31, — то есть делая их служительницами хананейских богов и богинь плодородия, ср. 4 Цар., 23, 7).

По аналогии с рассказом о библейской Дине, которая хотя и не была финикиянкой, но вступила в добрачную связь, можно заключить, что такие распутницы считались кдеша (от кадош — «святой»), их блуд считался угодным богам и богиням плодородия. Так как иностранным мужчинам молва могла приписывать особо мощную половую силу, блуд с ними должен был очевидно способствовать более хорошему урожаю и плодовитости. В этом также отражается влияние матриархата.

См. также[править]

Источники[править]

  1. Holst, Sanford (2011). Phoenician Secrets: Exploring the Ancient Mediterranean. Santorini Books.
  2. Быт., 38; Гош., 2; Суд., 16
  3. Втор., 23. 18, 19
  4. 3 Цар., 11, 1
  5. 3 Цар., 16, 31
  6. Эди Дриди: Карфаген и Пунический мир. Carthage et Le Monde Punique. Издательство: Вече, 2009 г.
  7. Ancient DNA of Phoenician remains indicates discontinuity in the settlement history of Ibiza
  8. О сирийской богине, 6
  9. О Граде Божием, X
  10. Церковная история, I, 18