Попытка Багратуни перейти на службу к Иудею

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Попытка Багратуни перейти на службу к Иудею — исторический эпизод, когда Багратуни хотели репатриироваться в Иудею. Упоминается в генеалогии, лежащей в основе Версии о еврейском происхождении Багратидов (данную версию ряд современных историков называют генеалогической легендой).[1]

Общие сведения[править]

Мовсес Хоренаци, рассказывая о том, как Багратуни отошли от иудаизма сообщает, что Енанос Багратуни при царе Эдессы Аршаме, которого он считал приемником армянского царя Тиграна II, но скорее хронологически имеется ввиду Артавазд II (правил с 56 г. до н. э. по 34 г. до н. э.) или Арташес II (правил с 30 г. до н. э. по 20 г. до н. э.), хотел покинуть Армению, чтобы поступить на службу Ироду I (правил с 37 г. до н. э.) после смерти Гиркана II в 30 г. до н. э.:

Около этого времени вызвал великий гнев Аршама некий Енанос, аспет-венценалагатель. Он предоставляет свободу иудей­скому первосвященнику Гиркану, взятому в плен Барзапраном Рштуни еще в царствование Тиграна. Енанос пытается оправдать­ся перед царем, говоря, что Гиркан обещал ему выкуп в сто талантов. Надеясь получить их от него, он обязуется передать их (царю). Аршам назначает Енаносу срок, а тот посылает одного из своих братьев по имени Сенекиа в Иудею, к Гиркану, получить выкуп за освобождение. Посланец же Енаноса, прибыв туда, не застает уже Гиркана, который был убит Иродом во избежание покушений на свое царство. Когда же наступает срок, а Енанос не приносит выкупа за освобождение Гиркана, разгневанный Аршам лишает его почестей и велит заключить в темницу.
Тогда Зора, родовладыка рода Гнтуни, клевещет на него царю, говоря: «Знай, государь, что Енанос хотел отложиться от тебя. Он предлагал, чтобы мы с ним добились обещания у царя Иудеи Ирода принять нас и предоставить нам наследственные владения в исконной нашей стороне, ибо в этой стране мы постоянно подвергаемся мучениям и позору. Я не согласился и ска­зал ему: зачем нам обманывать себя стародавними преданиями и обветшалыми легендами, считая себя палестинцами? Тогда он, изверившись во мне, с той же целью послал первосвященника Гиркана и в еще большей мере обманулся в Ироде. Не отступит­ся он от своего изменнического замысла, если ты, государь, первый не примешь мер».
Поверив этому навету, царь Аршам приказывает подвергнуть Енаноса всевозможным пыткам и предъявляет ему окончательное требование; либо полностью отречься от иудейской веры, поклоняться Солнцу и почитать идолы царя, взамен чего царь, поверив ему, вернет ему прежнюю власть, либо же быть повешенным на дереве, а роду его быть истребленным. И после того как на его глазах и на глазах его детей, по имени Сапариа и Азариа, приведенных к месту казни, умерщвляют одного из его родственников по имени Сариа, он, из страха потерять детей и тронутый мольбами жен, выполняет волю царя вместе со всем своим родом и утверждается в прежнем своем сане. Но царь, не доверяя ему в полной мере, отсылает в Армению управлять стра­ной, лишь бы удалить его из Месопотамии[2].

В целом рассказ Мовсеса Хоренаци заслуживает некоторого доверия (хотя некоторые анахронизмы в нём присутствуют).

Во-первых, Енанос обратился со своим планом к Зорану Гтнуни — представителю рода Гнтуни, несомненно ханаанского, израильского происхождения.

Во-вторых, Иосиф Флавий говорил о привлечении Иродом Великим около 20 г. до н. э. к себе на службу вавилонских евреев, причём из них вышла целая династия командующих иудейской армией:

Когда скончался вавилонянин Замарис, который оказал Ироду такую услугу сохранением за ним указанной области, всю жизнь свою отличался доблестью и оставил после себя доблестных сыновей, один из них, Иоаким, выдававшийся своей храбростью, приучил своих вавилонян к конским ристаниям, так что отряд из этих лиц служил телохранителями указанным царям. Когда Иоаким в преклонных летах умер, он оставил после себя доблестного и отважного сына Филиппа, который мог быть во всех отношениях сопоставлен с крупнейшими героями. Поэтому-то царь Агриппа соблюдал верную с ним дружбу и питал непреклонное к нему благоволение. Какое бы крупное войско царь ни содержал, этот Филипп постоянно должен был заведовать обучением его, и всегда, во всех походах, на его долю выпадала обязанность предводительствовать этой ратью[3].

Вряд ли бы иудейский царь стал бы полагаться на вавилонских евреев, если бы они ещё в Вавилонии не имели бы военного опыта. Багратуни как раз и были такими опытными военными, и иудейский царь вполне мог попытаться привлечь их к себе на службу, либо они сами вполне могли на неё попытаться поступить.

Бросается в глаза и аналогия планов Багратуни на репатриацию в случае предоставления неких земельных владений со словами Иосифа Флавия, что вавилонские евреи, служившие в армии Иудеи, получили во владение территорию: они основали колонию Батиру[4], а также основали поселения под именованием Экбатана[5] и Ниневия[6], название которых явно указывает на вавилонские корни поселенцев. Конечно, нет данных, что Замарис, вождь вавилонских колонистов, был в родстве с Багратуни (имя Сенекиа, о котором говорит Мовсес Хоренаци, является искажением еврейского Седекия, а не Зимри/Замарис, кроме того, по Иосифу Флавию, Замарис был вавилонянином, а не армянином, хотя, еврейский историк плохо отличал армян от персов и Вавилонии, во всяком случае, Мовсес Хоренаци вовсе не утверждает, что Сенекиа остался в Иудее, поэтому его тождество с Замарисом представляется практически невозможным и во всяком случае недоказуемым), тем не менее, рассказ о нём Иосифа Флавия подтверждает саму возможность намерений Багратуни переселиться в Иудею.

В-третьих, у Мовсеса Хоренаци не было никакой причины придумывать эту историю.

Однако, Багратуни оказался предан Гнтуни и под пытками был вынужден отступить от иудейства. Также видно, что Багратуни поддерживали связи с правителями Иудеи (вероятно, через вавилонских евреев).

См. также[править]

Источники[править]

  1. Молчанов А. А. Версия о библейских корнях рода Багратидов в средневековой исторической традиции В сб.: Древнейшиие государства государства Восточной Европы: 2003 год: Мнимые реальности в античных и средневековых текстах / отв. ред. Т. Н. Джаксон. — 2005. — 440 с. — ISBN 5-02-018472-1 (в пер.) [dgve.ru/download/DGVE_2003_16.djvu]
  2. Мовсес Хоренаци, История Армении, 2, 24
  3. Иосиф Флавий, Иудейские древности, 17, 2
  4. Иосиф Флавий, Иудейские древности, 17, 2, 1—3
  5. Иосиф Флавий, Жизнеописание, XI
  6. Евсевий, Onom., изд. Klostermann’а, стр. 136