Самаритяне в Кейсарии

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Самаритяне в Кейсарии — община самаритян в городе Кейсария[1].

Общие сведения[править]

Самаритяне могли поселяться в Кейсарии ещё при Ироде I. В литературе впервые самаритян в Кейсарии упоменает Иосиф Флавий к времени смерти Агриппы I.

При раскопках на стадионе Кейсарии под руководством Йосефа Пората была обнаружена керамика из Самарии. По словам археолога, глиняная посуда попала в город через самаритян, приглашенных царем Иродом для участия в строительстве города.

Во всяком случае Первая Иудейская война и Восстание Бар-Кохбы обезлюдели еврейские поселения, и в них устремились самаритяне, в том числе они расселились по всему Палестинскому побережью. Самаритяне упоминаются в связи с Газой, «южными городами» (Дором), Явне, Антипатридой, Патридой, Ишувом, Кфар Отнай. Более поздние византийские источники говорят о самаритянах на северном участке побережья — там отмечена Castra Samaritanorum (Хайфа), а часть Акко, рядом с гаванью, упоминается как «самарянская Птолемаида». Другое свидетельство концентрации самаритян в этом регионе засвидетельствовано административным делением их общины при Бабе Рабе. 7 из указанных в связи с этой реформой 12 районов были расположены вдоль побережья.

Тем самым, самаритяне стали в те времена морским народом.

Талмуд указывает, что только вместе евреи и язычники Кейсарии количественно превзойдут кесарийских самаритян.

Многие деревни на территориях, зависимых от Кейсарии, судя по всему, имели самаритянские общины. Самаритяне связаны с Огдором (видимо, Гедарой Кесарийской), Пагашем, Бугратой и Бират Сурикой к югу от города, Бет-Яннаем к востоку и Маимой к северо-востоку. Восточная граница кейсарийской территории включала Нарбатту, и по предположению учёных, сообщества самаритян могут быть найдены там ещё в эллинистической время.

Упоминание р. Аббаху о том, что «самарянские города» освобождаются от субботнего года, относится к Кейсарии и ей округе. Отношения самаритян с евреями у них были непростые. «Самаритяне Кесарии спросили Р. Аббаху: «Ваши предки практиковали иногда покупать вещи у нас, почему бы и вам не покупать вещи у нас?» Он сказал им в ответ: «Ваши предки не были испорчены, (однако) вы испорчены».

Очередной разрыв между самаритянами и евреями состоялся в Кесарии на рубеже 4 века. В палестинском Талмуде говорится следующее: «Р. Аббаху запретил их (самаритян) вино по свидетельствам Р. Хиййя, Р. Аси и Р. Ами, которые появились на пути в Хар Хамелех, и те, кто пришел, сообщил ему, что они видели (там) гоя (т.е. самаритянина), который подозревался в использовании их (язычников) вина. Он (Р. Аббаху) сказал им: "Разве это не повод (достаточный, чтобы запретить их вино)?»

Кроме торговли и виноделия, самаритяне в Кейсарии занимались ростовщичеством: «Р. Яков бен Аха (сказал) во имя Р. Ханине (бен Папе): «Кесарийские самаритяне могут одолжить деньги под проценты».

Несколько самаритянских хроник обращают внимание, что некий Иосиф б. Шутела и коэн Аарон б. Аарон (Зоар) возглавляли местную общину в 4 веке.

Самаритяне занимали важные посты в правительстве и военных канцеляриях Кейсарии, и по указу Максимина (ок. 307 года), должны были приносить жертвы богам. Принадлежавшие к оффицию губернатора самаритяне-чиновники так и сделали.

В 484 году самаритяне подняли восстание, город был ими захвачен, и самаритянский лидер Юст отпраздновал эту победу проведением игр в ипподроме Кейсарии.

Непрерывные восстания самаритян в течение 6 века затронули и Кейсарию, особенно восстание 556 года.

Во времена императора Юстиниана архиепископ Кесарийский Сергий стал ходатаем за самаритян и уверил его, что самаритяне исправились и будут спокойны и на будущее время. Следствием этого ходатайства явилась 129-я новелла Юстиниана, которой изменены были прежние законы о самаритянах. Самаритянам снова предоставлено было право делать завещания в свободно распоряжаться своим имуществом, а в том случае, когда не оставлялось завещания права наследства признавались новеллою за родственниками умершего. Впрочем, в том случае, когда умерший самаритянин оставлял сыновей или родственников, принявших христианство, законными наследниками признавались только эти последние, родственники же и сыновья нехристиане лишались прав наследства. Однако, когда впоследствии кто-либо из них переходил в христианство, тот снова приобретал право, на получение следующей ему части наследства. Делать и принимать подарки, оставлять завещания, отпускать рабов на свободу, заключать всякого рода контракты самаритянам более уже не запрещалось.

Но вскоре, в июле 556 года, ещё при Юстиниане, в Кесарии произошло новое восстание самаритян.

Фаустин был проконсулом Кесарии.

Абульфат сообщает, что сразу после завоевания Палестины арабами самаритяне, жившие в приморских городах (Кейсарии, Иоппии, Аскалоне, Газе и др.), убежали на восток и потом уже не возвратились на родину.

Вениамин Тудельский нашёл в Кейсарии 200 самариян (в Аскалоне — 300).

Самаритянское предание сообщает, что, покидая Палестину, франки взяли на своих кораблях много самаритян из Кейсарии, Аскалона и Газы.

Уроженец города Прокопий Кесарийский много упоминает самаритян, так что высказывалось мнение о него самаритянских предках.

См. также[править]

Источники[править]