Понтий Пилат

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Понтий Пилат

лат. Pontius Pilatus
Gebhard Fugel Pilatus.jpg







Предшественник
Валерий Грат
Преемник
Марцелл



















Понтий Пилат (лат. Pontius Pilatus, др.-греч. Ποντίος Πιλάτος, ивр. פונטיוס פילאטוס) — римский государственный деятель, римский всадник[1].

Биография[править]

В 2636 годах — пятый римский прокуратор Иудеи, Самарии и Идумеи (Тацит его называет прокуратором Иудеи, Иосиф Флавий — правителем /игемоном/ и наместником, а найденная в Кесарии надпись показывает, что он, как и другие римские правители Иудеи с 6 по 41 годы, был в должности префекта).

Филон Александрийский говорит, что его правление было ознаменовано жестокостями, насилиями и непрерывными казнями без всякого суда; в приведённом Филоном письме Агриппы I Пилат характеризуется как продажный, жестокий и кровожадный человек[2].

Иосиф Флавий пишет, что первый же его шаг Пилат в качестве прокуратора чуть не вызвал всеобщего восстания: предшественники его, уважая религиозные чувства евреев, при своём вступлении в Иерусалим удаляли со своих знамен все фигуры и изображения; Пилат же позволил солдатам ночью внести их в город. Как только это стало известно евреям, толпы народа поспешили в Кесарею, резиденцию прокуратора, и просили его удалять изображения. После пятидневных тщетных переговоров Пилат приказал своим солдатам окружить просителей и пригрозил им, что перебьет их всех, если они не перестанут его беспокоить. Однако, когда он увидел, что толпа предпочитает смерть оскорблению своих религиозных чувств, он уступил. В другой раз он самовольно завладел фондами храмовой кассы, желая получить средства для постройки водопровода, который снабжал бы Иерусалим водой Соломоновых прудов. Ограбление храма вызвало восстание; Пилат послал в толпу мятежников переодетых солдат со скрытыми в платье кинжалами; солдаты перебили массу народа — не только мятежников, но и случайных зрителей — и таким образом подавили восстание. Хотя Пилат уже по опыту знал, как щепетильны евреи по отношению к изображениям и символам, он тем не менее вывесил в храме Ирода позолоченные щиты, посвященные императору Тиберию, и снова чуть не вызвал восстания. Щиты были удалены специальным приказом императора, к которому евреи обратились с протестом. Последним актом жестокости Пилата, поведшим к его падению, было избиение толпы самаритян, собравшихся, по наущению одного обманщика, на горе Гризим, чтобы отыскать священные сосуды, якобы зарытые там Моисеем. Самаритяне подали жалобу Вителлию, легату Сирии; последний приказал Пилату отправиться в Рим для объяснений, чтобы дать там отчет в своих действиях императору Тиберию, и назначил на его место Марцелла. Но прежде, чем Пилат достиг столицы империи, Тиберий умер, и Пилат больше не вернулся в Иудею[3].

Совсем другой образ даётся в Новом Завете, в котором рассказывается, что Пилат в ходе суда трижды отказывался предать Иисуса Христа казни, в которой был заинтересован Синедрион во главе с первосвященником Каиафой. Вероятно, следуя примеру Апостола Павла, который стремился распространить среди народов Римской империи отвергнутую евреями христианскую религию, авторы евангелий желали возложить ответственность за смертный приговор Иисусу только лишь на евреев. По этому источнику, Пилат всячески пытался спасти Иисуса и символически умыл руки, заявляя: «невиновен я в крови праведника сего»[4], однако по настоятельному требованию народа, «бив Иисуса, предал на распятие»[5].

Христианские предания гласят, что Пилат покончил жизнь самоубийством или был казнён императором: Евсевий Кесарийский утверждает, что Пилат был сослан в город Вьенн в Галлии, где неудачи привели его к самоубийству[6]; менее вероятно утверждение Хроники Малалы, что он был казнён при Нероне. Позднейшая легенда говорит, что своим самоубийством Пилат предупредил смертную казнь, к которой его якобы приговорил Калигула; тело Пилата, по преданию, было брошено в Тибр.

У Понтия Пилата была жена, Клавдия Прокула, она не разделяла антиеврейских взглядов мужа, и стала иудейской прозелиткой, вероятно по неким мотивам личного характера.

См. также[править]

Источники[править]

  1. КЕЭ, том 6, кол. 675–676
  2. Посольство к Гаю
  3. Древности, XVIII, 3, § 12; idem, Иуд. война, 11, 9, §§ 2—4
  4. Матф., 27:24
  5. там же, 27:26; Марк 15:15; Иоан. 19:1 толкует: «[велел] бить»
  6. Histor. Eccl., II, 7