Леви бен-Авраам бен-Хаим

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Леви бен Авраам бен Хаим



Дата рождения
1245
Место рождения
Вильфранш-де-Конфлан, Франция
Дата смерти
1315
Место смерти
Арль




Значительные идеи
Рационализм
Оказавшие влияние
Маймонид, Аверроэс








Леви бен-Авраам бен-Хаим а-Коэн (англ. Levi ben Abraham ben Hayyim, ивр. לוי בן אברהם בן חיים מווילפראנש) — еврейский философ-маймонист, усвоивший крайние рационалистические взгляды и подвергнутый отлучению. Был беден и жил в скитаниях, зарабатывая преподаванием наук и языков[1].

Автор 6-томной энциклопедии «Диадема милости», обращённой и к библейской, и к светской науке, от каббалы до математики.

Биография[править]

Ранний период[править]

Родился между 1240 и 1250 годами в Вильфранш-де-Конфлане. Его отцом был талмудист и литургический поэт Авраам бен-Хаим (бывший раввин в Нарбонне, переселившийся оттуда в 1240 году в Вильфранш-де-Конфлан). Дядя Леви, Рубен бен Хаим, также, как и его дед, был ученым. Сыном этого Рубена бен Хаима был, вероятно, Самуил бен Рубен из Безье, который принял сторону Леви, хотя и тщетно, в его конфликте с ортодоксальной партией в Провансе.

Получил талмудическое и светское образование под руководством некоего р. Якова (полагают, что это был Яаков бен Махир ибн Тиббон), которого Леви называет выдающимся астрономом, и, вероятно, также под руководством своего дяди, р. Реубена бен-Хаима.

Судьба и жизнь[править]

В 18 лет вынужден был оставить Вильфранш, и, прожив некоторое время в Перпиньяне, тогдашнем центре схоластической учености в Провансе, он поселился в Монпелье в 1276 году, где занялся литературными занятиями и зарабатывал на жизнь преподаванием языков и чтением лекций; там он сблизился с Моисеем бен-Самуил ибн-Тиббоном.

Во время борьбы маймонистов с их противниками жил в Нарбонне, в доме местного мецената и ученого дона Самуила Сулами (Sen Escalita), что вызвало неудовольствие местных ортодоксов, обвинивших Леви в безверии. Последние сообщили р. Соломону бен-Адрету, что дон Самуил Сулами оказывает гостеприимство еретику, и тот обратил на это внимание дона Сулами. Леви в письме к р. Соломону уверил его в своей преданности традиции, и последний поспешил извиниться перед ним, прося его только не распространять своего учения. Но это уже не помогло, так как вследствие смерти своей дочери меценат, считая это наказанием Бога за гостеприимство, оказанное еретику, отказал ему в приюте.

В 1315 году переехал в Арль. Дальнейшая судьба Леви неизвестна, кроме того, что он умер в Арле в 1315 году.

Гонения[править]

С 1302 года Леви стал мишенью острой критики со стороны ряда раввинов, прежде всего Соломона бен Адерет, который в 1305 году написал письмо всем общинам, запрещающее толковать Библию аллегорически:

Ибо они говорят, что Авраам и Сара олицетворяют материю и форму и что двенадцать колем Израилевых суть двенадцать созвездий. Слыхал ли хоть один народ такую порочную вещь с тех пор как мир был разделён на страны? Эти богохульники даже утверждают, что священные Урим и Туммим суть инструмент, известный как астролябия, который люди изготовляют для себя…

Энциклопедии Леви не были бы запрещены, если бы не содержали обильные аллегорические толкования Библии, против чего Адерет решительно возражал.

Леви не помогли ни разъяснительное письмо, направленное к Адерету и печатающееся в сборниках респонс последнего.

Гнев вызвала и его популяризаторская деятельность. Раввинов испугала не сама философия, а её вынесение в массы. Так, в переписке Адерета и Крескаса Видала Леви характеризуется, как человек очень учёный, но готовый преподавать науки и философию любому, кто его наймёт. В сходных «грехах» упрекал его сам Адерет в переписке (ответ Леви не сохранился):

Мы оба знаем, что ум людей не одинаков. Есть люди слабого ума, у которых обучение науке только возбуждает жажду, но не утоляет её. Что ты выиграешь, если будешь обучать всех, беря на себя ответственность за их души? Ибо ты не можешь знать, будут ли эти души жить или погибнут от наказания…

Адерет опасался преподавания философии массам и молодёжи, он сравнивал философию с раскалённым углем, с огнём, с которым опасно играть. Впрочем, и сам Леви предупреждал, что тайны нельзя познавать до 40 лет, а Рашба запретил изучение философии только до 25.

Леви жил в Нарбонне у учёного и поэта Самуэля Суллами, который первоначально защищал его. Но после того, как дочь Суллами внезапно умерла, хозяин попросил Леви уехать, и последний оказался в Безьерсе у своего кузена Самуэля бен Реувена, который тоже защищал его, хотя и сам был учеником Адерета.

Таким образом, Леви искал убежища у своего кузена Самуила бен Рубена в Безье, но, по-видимому, подвергался преследованиям даже там.

Главный труд учёного (его энциклопедия) был приговорён к сожжению и дошёл до нас лишь частично.

Учёная деятельность[править]

Общая характеристика[править]

Является типичным представителем эпохи эпигонов еврейской философии, когда последняя стала все более и более воспринимать элементы каббалы. Обладая обширным разносторонним образованием, Леви, однако, не был мыслителем; он был скорее последователем Ибн-Эзры, чем Маймонида, и, подобно первому, сильно увлекался астрологией. По своему методу аллегорического объяснения Св. Писания и религиозных предписаний, по своему стилю и по содержащимся в его сочинениях элементам пантеизма он сильно напоминает р. Азриеля и других каббалистов. Уже его первый труд «Botte ha-Nefesch we-ha-Lechaschim» (בתי הנפש" «ההלהשים) ярко обнаруживает сочетание философии и каббалы. Это сочинение, состоящее из десяти песней и 1846 стихов, оканчивающихся на одну и ту же рифму, и трактующее по образу арабских перипатетиков о различных предметах деятельности человеческого духа, о происхождении философии, физики, метафизики и морали, не обладает поэтическими достоинствами, но имеет большое историческое значение как источник для знакомства с тогдашним состоянием науки; оно было очень распространено, о чем свидетельствует большое число дошедших до нас рукописей. Некий Соломон де Лунас (вероятно, тождественный с Соломоном бен-Менахем Прат) написал около 1400 года комментарий к этому сочинению. Другое его энциклопедическое сочинение, «Livjat Chen» («להית חן») или «Sefer ha-Kelol», не дошедшее до нас в полном виде, судя по рукописным фрагментам, рассеянным в различных библиотеках, состояло из двух частей, озаглавленных Иахин и Боаз. — Первая часть обнимает следующие науки: логику (или арифметику?), геометрию, астрономию и астрологию, физику, психологию и метафизику. Во 2-й части трактуются религиозно-философские вопросы о пророчестве, тайнах закона и сотворении мира.

Труды[править]

«Нагрудные украшения и амулеты»

В 1276 году написал энциклопедическую поэму ивр. «בתי הנפש והלחשים» («Batei ha-Nefesh ve-ha-Lekhashim», «Нагрудные украшения и амулеты»), всего 1826 дистихов, хронологически предшествовавшую «Диадеме мудрости». Поэма состоит из 10 томов, каждый из которых посвящён отдельной теме: этика, логика, учение о сотворении мира, психология, пророчество, метафизика, математика (арифметика и геометрия), учение о небе (астрономия и астрология), натуральная философия, теология. Автор пояснил, что энциклопедия (ивр. «חיבור כולל», «khibur kolel») необходима для развития истинной религии, так как маймонидовское основополагающее сочинение «Путеводитель растерянных» уже предполагает знакомство с наукой, а не излагает её. В то время как труд Леви предоставляет хорошую возможность ознакомиться со всеми важными науками, а также содержит и комментарии к некоторым трактатам Талмуда.

Диадема милости

Написал своего рода научная энциклопедия в 6 томах «Диадема милости» (ср. Прит. 2:30) (ивр. לווית חן(Leviyat Khen)), не дошедшая до нас полностью. Начата сразу после завершения в 1276 году предыдущего произведения «Нагрудные украшения и амулеты» и писались около 20 лет.

Книга сильно структурирована, вначале делится на два «столба» — данные полученные разумом или же традицией, затем на части, главы, «ворота» и параграфы. Книга дошла до нас лишь частично, так, от второй главы, посвящённой математике есть только несколько страниц.

Определённое место занимает там и «божественная наука» (теология, метафизика), которая делится у него на разделы, занимающиеся бесконечностью, пространством, временем, причинностью, доказательствами существования Бога, его единством, именами и др.

Библия последовательно толковалась у Леви в духе аллегоризма. В частности, он объяснял, что ангелы и херувимы являются аристотелевскими отделёнными интеллектами, а главный из них, называемый в мидраше именем Сандальфон, совпадет с Активным Интеллектом. «ивр. חשמל» («hashmal», «сияние, электричество») из книги Иезикииля он толковал, как и Мудрецы Талмуда как слово сложенное из двух: «hash», «mal», то есть «молчащие» и «говорящие». По мнению Леви в «Диадеме милости» это означает Активный Интеллект, который говорит, лишь когда получает эманацию от Всевышнего. Вместе с тем, Леви сохраняет и простой исторический смысл повествовательных мест Писания. Многие чудеса, описанные в Танахе, Леви объясняет сугубо рационалистически, его учение о душе несёт следы влияния как Платона, так и Аристотеля.

Что касается заповедей, Леви твёрдо стоит на традиционном соблюдении заповедей и соблюдал их сам по свидетельству современников[2]. Он много занимался разъяснением смысла заповедей, многом из них он придавал рационалистический смысл в духе Маймонида с некоторыми нововведениями. Так, про заповедь обрезание он пишет, как и Маймонид, что она призвана ослабить половое влечение. Согласно Леви, и этого уже нет у Маймонида, обрезание избавляет человека от греха поедания плода с дерева познания добра и злапервородный грех»), делает его чистым и освобождает для учения, добрых дел и создания семьи в чистоте. На обычный упрёк христиан, что обрезание не относится к женщинам, в отличие от христианского обряда крещения, Леви отвечает, что обрезание уменьшает также половую страсть жены обрезанного, так его член ослабевает. Именно это, по Леви, имели в виду Мудрецы Талмуда, когда говорили, что «после связи с необрезанным женщине трудно вернуться к обрезанному»[3]. Помимо этого, обрезание, по Леви, есть знак, объединяющий евреев в диаспоре.

Представляет исторический интерес появление каббалистических представлений у Леви и их философская интерпретация. Десять сфирот, которые он называет «ивр. מעלות» («ma’alot», «ступени») отождествляются им с десятью отделёнными интеллектами.

В энциклопедии Леви нашлось место и для краткого изложения и опровержения основ христианского вероучения, единственная напечатанная часть вплоть до недавнего времени (1875 год). Там он проявляет знание христианского календаря, взятое, судя по всему, из книг Авраама бен-Хия, а также знание христианских праздников и ритуалов. Леви критикует христианство за догматы троичности, боговоплощения, а также искажение Библии в переводах, упоминается, в частности, известная полемика о значении слова «ивр. עלמה» («alma», «дева», ср. Ис. 7:14). Леви порицает такие ритуалы как флагеллантство и разоблачает чудеса посредством мёртвых святых. Некоторые поверья у евреев Леви приписывает христианскому влиянию, как-то воплощение ангелов в тело при спуске на землю, и легенду о восставших ангелах.

В астрономической части книги Леви излагает систему Птолемея, а также описывает календарь, географию и климатологию. В ней содержаться любопытные научные гипотезы, в частности, что движение порождает тепло. Много места уделяется и астрологии, Леви верил, что звёзды определяют судьбу индивидуумов и стран, и что на звёзды можно оказать магическое влияние, хотя Тора это запрещает. Книга включает в себя астрологический прогноз о бедствиях после соединения Юпитера и Сатурна в 1347 году, завершающееся приходом Машиаха в 1358 году.

Прочие работы

Кроме того, Леви написал:

  • «Sodot ha-Torah»;
  • «Sefer ha-Techunah» (составлено в 1276 г.) — трактат по астрономии и хронологии;
  • «Schaar ha-Arbaim be-Kochot ha-Kochabim» — трактат по астрологии;
  • «Pardes ha-Chochmah», предисловие которого издано С. Гальберштамом под заглавием הקדמת ם׳פרדם התבמה» "הםיהם הםפר в «Bet Ozar ha-Safrut», III, 19—24.

В книгах Леви цитируется огромное количество авторов, как евреев, так и неевреев, в первую очередь греков и арабов.

Семья[править]

Он был дедом по материнской линии Герсонида.

Он же?[править]

Некоторые авторы отождествляли его с Леви из Перпиньяна, которого Иуда Москони в своем суперкомментарии к Аврааму ибн Эзре характеризует как одного из самых выдающихся ученых.

Источники[править]

  1. Леви бен-Авраам бен-Хаим // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  2. Kreisel, 2004, с. 17
  3. Мидраш Берешит Раба, 80:11