Русы на Каспии в 10−12 веках

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Русы на Каспии в 10−12 веках — вопрос о действиях флота русов на Каспийском море после падения Хазарского каганата.

Предыстория[править]

Как сообщает арабский историк и географ Масуди, в 10 веке русы (норманны) служили в хазарском флоте и воевали против мусульман южного Каспия. По сведениям того же Масуди, русы и славяне по-видимому жили где-то в Хазарии, возможно в Итиле, где и несли военную службу:

Что касается до язычников в этом (Хазарском) царстве, то среди них славяне и руссы, и живут они в одной из двух частей города (Итиля?); они сжигают своих покойников вместе с их лошадьми, оружием и украшениями... Руссы и славяне, язычники, как мы говорили, служат в войске (Хазарского) царя...[1]

Масуди говорит также, что хазары по своей природе не моряки, и русы нанимались хазарским царём для морских войн.

«Дербенд-наме» также утверждает, что русы когда-то находились в зависимости от хазар:

А Хакан (каган) был падишахом тюрков и хазар (Каз.: «страны Русийа, Москов, Казан, Кырым и другие подчинялись воле и повелениям» хазарского Хакан-шаха). У него было войско для ведения войн, которое состояло из четырехсот тысяч человек. Местом пребывания Хакана был Накрат (Каз.: «трон (чит.: стольный город, Новгород?) государства Хакан-шаха находился на берегу реки Адил…», то есть Итиль). Весь Рус выплачивал ему (кагану) харадж (налог)[2].

О зависимости русов от хазар сообщает и Кембриджский аноним.

Жители Хадара — неверные, смутьяны, чистые русы; жители Андала были иудеями, жители области Хид (Хидал) были грузины, области Чаххал — христиане, Авар — все чистые русы, жители Цудакара были иудеями[3].

В частности у аварцев сохранились придания об русах (урусах): в хронике Мухаммеда Рафи «Тарихи Дагестан» первым в длинном перечне предков хана Саратана назван Ар скан (возможно Арусхан, Арасхан, Урусхан (буквально «Русский хан»). Там же сообщается: «Султаны Авара, которые из рода султанов урус … этот владыка получал доходы с зависимых владык, владений, земель и жителей всего Дагестана, от вилайата Чаркас до города Шамах».

Персидский философ 11 века Насир и-Хосров утверждал, что священной книгой русов была Тора.

Персидский поэт 12 века Низами Гянджеви в поэме «Искандер-наме» сообщает, что хазары и русы действуют как союзники.

По-видимому, те русы, которые были наёмниками хазар, продолжили жить на осколках Хазарии в Дагестане.

Своеобразный осколок хазар и русов в Дагестане возможно поддерживал какие-то связи с Русью и с Тмутараканью, поэтому, видимо Юрий Андреевич Боголюбский и грузинская царица Тамара стали супругами через посредничество некоего дагестанского (?) еврея Занкана Зорабабели.

Постепенно эти русы ассимилировались среди народов Дагестана, и, может быть, отчасти стали основной возникновения Терского казачества, находящегося на территории бывшей Терской Хазарии.

Поход 987 года[править]

В 987 году за эмир Дербента Маймун ибн Ахмад ибн Абд ад-Малик обратился помощью к русам, так как местная знать заключила в его собственную резиденцию. 18 кораблей русов подошли к Дербенту. Экипаж одного корабля высадился и отправился освобождать дербентского эмира; последний был выведен, однако местные жители перебили русов. Затем остальные корабли русов разграбили местность Маскат (Мушкур, к югу от Дербента), после чего ушли в Ширван.

Маймун ибн Ахмад ибн Абд ад-Малик продолжил борьбу со знатью, и в 989 году гилянский проповедник Муса ат-Тузи обвинил эмира в поведении, недостойном исламского правителя, и потребовал выдать гуламов-русов, наёмников — телохранителей эмира, для обращения в ислам, или казнить их. Эмир отказался и после народного восстания с русами покинул Дербент. Затем эмир несколько лет воевал за Дербент с правителем Ширвана:

Ему наследовал его сын Маймун б. Ахмад б. Абд ад-Малик. Он оставался в цитадели, где обычно жил его отец, а затем был уведен оттуда и заключен в «правительственном здании» (Дар ал-имара, т. е. резиденция в нижнем городе), а жители начали разрушать среднюю поперечную стену города. Время между ее постройкой и разрушением было семь лет и один месяц. Эмир Маймун оставался в правительственном здании как пленник, а вся власть была в руках раисов. Его брат Хассан б. Ахмад умер в 375/975 году.
Эмир Маймун тайно искал помощи против раисов у русов, а в 377/987 году они прибыли на восемнадцати судах. Сначала они послали один корабль, чтобы выяснить, действительно ли эмир желает их помощи, и, когда русы вывели эмира из его заключения, народ ал-Баба соединенными усилиями перебил их до единого, а остальные корабли поплыли в Маскат и разграбили его. Оттуда они последовали дальше в Ширван и Муган и к реке Нахр ал'атик (Древний проток Куры).
В 378/988 году эмир Маймун восстановил цитадель ал-Баба и укрепился в ней. В 379/989 году в ал-Бабе начались беспорядки, вызванные Мусой ат-Тузи, проповедником из Гиляна. Этот человек прибыл из Гиляна в город ал-Баб, созвал собрание в соборной мечети, и свыше тысячи человек принесли ему покаяние (раскаялись). С ними вместе он направился в башню со Сводом (бурдж ат-Так), и эмир Маймун также дал обет (таба) не пить вина. Дело кончилось тем, что проповедник сосредоточил в своих руках все государственные дела. Он потребовал у эмира выдать ему его телохранителей - русов (гуламов), чтобы им был предложен ислам или смерть. Так как эмир ответил отказом, начались беспорядки, и в 380/990 году эмир укрепился в цитадели против проповедника. Тузи и народ ал-Баба осаждали её 28 дней, и дела приняли такой оборот, что эмир был вынужден просить проповедника обеспечить ему безопасность (аман) с условием, что он сдаст ему цитадель, а сам со своими гуламами уйдет в Табарсаран, что и было разрешено. Тузи разрушил среднюю стену и, захватив управление городом, послал приглашение Ширваншаху. Последний прибыл в пограничную область (сагр) и был встречен местной знатью и раисами вместе со всеми жителями от мала до велика, которые с особыми почестями ввели его в пограничную область. В том же (380) году Балид (Балду?), раб (мамлук) Маймуна, напал на Ширваншаха (зафира бихи) в «правительственном здании», ранил его и бежал к своему господину в Табарсаран, а раненый Ширваншах уехал в Ширван. Эмир Маймун снова занял город, но был изгнан из него в 381/991 году. Тогда возвратили Ширваншаха, который восстановил цитадель и укрепил её.
В 382/992 году вернулся эмир Маймун, сжёг Дамасские ворота и занял город. В 383/993 году он отвоевал цитадель у Ширваншаха и разрушил среднюю стену, отстроенную им. Между ее постройкой и разрушением прошел один год и пять месяцев. В том же году Маймун приказал сделать Дамасские и Палестинские ворота из чистого железа. В 385/995 году народ Караха (К.рдж.) обратился в мусульманство благодаря эмиру Маймуну. В понедельник 15 сафара 387/27 февраля 997 года (День падал на субботу) эмир Маймун б. Ахмад скончался тридцати восьми лет от роду, после правления, продолжавшегося двадцать один год[4].

Некоторые считают, что русы о которых идёт речь пришли из Грузии, — византийских наёмниках в Закавказье. При этом ссылаются на армянского историка Стефана Таронского, современник князя Владимира Святого, который рассказывает о ссоре из-за охапки сена в лагере византийского войска в Армении в 1000 году между русами и иверийцами (грузинами):

Тогда весь народ Рузов [русов], бывший там поднялся на бой; их было 6 000 человек — пеших, вооружённых копьями и щитами, — которых просил царь Василий у царя Рузов в то время, когда он выдал сестру свою замуж за последнего. В это же самое время рузы уверовали в Христа[5].

Однако, Стефан Таронский ясно пишет о пехоте из числа русов, в Дербенте же действовал флот русов; очевидно имевший какую-то базу на Каспии. Поэтому, думается, речь идёт о совсем разных военных силах.

Поход 1030−1032 годов[править]

В 1030 году после пограничного конфликта из-за спорных территорий Дербент напал на Ширван. В том же 1030 году русы на 38 судах напали на Ширван. правитель Ширвана Минучихр бен Йазид встретил русов возле Баку. В сражении войска ширваншаха были разбиты, русы двинулись к реке Куре, потом по Араксу, где Минучихр ещё раз попытался преградить им путь, но опять был разбит на реке.

Правитель Гянджи Муса бен Фадл нанял русов для междоусобной войны со своим братом, сторонники которого захватили Байлакан в Азербайджане. С помощью русов Муса захватил Байлакан и убил брата, а русы, по сообщению хроники, ушли в некий Рум (Византию) и затем в «свою страну»:

Ему наследовал его сын Минучихр б. Йазид, который в 420/1029 году начал войну с жителями ал-Баба из-за поместья Муджак-абад, принадлежащего к Маскату. Ои понес поражение, и в 421/1030 году народ ал-Баба напал на владения Ширваншаха и разрушил много населенных мест на его территории. Позже в том же году русы вступили в Ширван, и Ширваншах Минучихр встретил их около Бакуйа (Баку). Много ширванцев было убито, и в том числе потерял жизнь Ахмад б. Хасскин (Возможно, Хасс-текин, что было бы комбинацией собственного имени, известного на Северном Кавказе, с тюркским (хазарским?) титулом), один из их знатных лиц. Затем русы поднялись до реки Куры (Курр) (Са'аду ила нахр Курр). Чтобы остановить их продвижение, Минучихр преградил Аракс (ар-Расс), но они потопили многих из мусульман. Позже правитель Джанзы (Ганджи) Муса б. Фадл пригласил их высадиться (ахраджа-хум), дал им много денег и повел на Байлакан, жители которого восстали против него. С помощью русов он овладел Байлаканом и схватил и убил своего брата Аскарийа. Затем русы ушли из Аррана в Рум, а оттуда вернулись в свою страну.

Возможно, часть русов решила оставить Каспий, и вернуться на историческую родину через Византию. Возможно, русы переправились в Тмутаракань.

В следующем году Ширван атаковали аланы и сарирцы, народы связанные с Хазарии, и также ставшие по-видимому наёмниками Дербента:

В 423/1032 году сарирцы и аланы, заключив соглашение, совместно напали на Ширван и взяли силой Йазидийа. Там и в других местах Ширвана они убили свыше 10 тысяч человек и оставались в стране 10 дней, копая землю и извлекая деньги и имущество, которые жители там спрятали. Когда их руки наполнились мусульманским добром, они направились в свою страну, но, едва они дошли до Деревянных (ал-хашаб) Ворот (В рук. Б: Баб ал-хашаб, в рук. А: Баб-х.ш.б. без ал, что наводит на мысль об имени собственном), как люди пограничных областей ал-Баба напали на них, преградили дороги и ущелья и убили многих из них: это была резня, подобной которой никогда не упоминалось. Они отняли у них все мусульманское имущество, живое и неодушевленное, которое они увезли из Ширвана. Спасся только маленький отряд, включая правителя аланов.
В 424/1033 году властитель аланов вернулся снова, чтобы отомстить ал-Бабу, но и на этот раз с божьей помощью был разбит[4].

Поход 1174 года[править]

 → Война хазар против Ширвана

Данный поход является важным доказательством гипотезы о русо-хазарском анклаве на Каспии после 965 года, так как в этой войне Дербента и Ширвана хазары и русы упоминаются как враги Ширвана.

Об этом походе рассказывает персидский автор Хагани Ширвани, сам уроженец Ширвана. По его словам в правление ширваншаха (правителя Ширвана) Ахситана ибн Минучихра в 1174 году русы на 73 кораблях поднялись по Куре до Лемберана. В тоже время аланы и половцы захватили Дербент и двинулись на юг в Ширван. Ширваншах обратился за помощью к грузинскому царю Георгию III, который приходился ему тестем, а также к императору Византийской империи. Общими силами русы были разгромлены под Баку, флот ру3сов был уничтожен. Аланы и половцы были также разгромлены[6].

Источники сообщают об участии в походе на Ширван алан, русов и дербентских хазар, называемых также тюрками:

Наконец, в 467/1074 году прибыли тюркские войска с их предводителем Аргаром б. Буга. Последний заявил, что султан отдал ему Ширван как лен (акта'аху), но Ширваншах обошел его подарками и деньгами, так что тюрок уверился в нем. Внезапно Ширваншах арестовал его и подверг заточению, но затем раскаялся в этом из-за опасений перед султаном. Поэтому он своими руками снял с него цепи, подарил ему денег (амвал), принес ему извинения и умолял о прощении. Тюрок притворился, что простил, но затем бежал от него, собрал тюркское войско и снова вошел в Ширван. Они разграбили страну и угнали все стада, но, когда об этом узнал султан, он приказал Аргару вернуть скот и имущество владельцам, что он и сделал в 468/1075 году[4].

В грузинской летописи «Картлис цховреба» эти события оцениваются следующим образом:

Агсартан (т.е. Ширван-шах Ахситан I) — царь Мовакана, Ширвана и побережья моря от Дербента до Халхала, вел себя по отношению к Георгию III (т. е. царю Грузии) как его сын, ибо он был сыном Тамар, его тетки по отцу, отданной в замужество в эти страны великим царем Давидом IV. Когда этого Ширван-шаха стали теснить дербентские хазары, он обратился к царю, который, собрав войска с обеих сторон Лихских гор, захватил с собой Андроника, брата греческого (т. е. византийского) императора, прошел до дербентских ворот, опустошил округа Мюшкюра, Шабрана и взял город Шабран[7].

См. также[править]

Примечания[править]

  1. Сведения арабских писателей X и XI веков по Р. Хр. о Кавказе, Армении и Адербейджане
  2. Дербенд-наме // Дагестанские исторические сочинения. М. Наука. 1993
  3. История Ирхана // Дагестанские исторические сочинения. М. Наука. 1993
  4. 4,0 4,1 4,2 История Ширвана и Дербенда X-XI веков. М. Издательство восточной литературы. 1963
  5. М. Брайчевский, Утверждение христианства на Руси, гл. IV
  6. Б. Дорн, «Каспий. О походах древних русских в Табаристан с дополнительными сведениями о других набегах их на побережье Каспийского моря». СПб., 1875, с. 524—530; В. В. Бартольд, «Место Прикаспийских областей в истории мусульманского мира». соч. т.2, ч.1, с. 692
  7. Под властью бывшего раба