Модель спроса на здравоохранение Гроссмана

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Модель спроса на здравоохранение Гроссмана (модель Гроссмана на здоровье; англ. Grossman model of health demand) ― экономическая модель, изучающая спрос на здравоохранение и медицинскую помощь, изложенная Майклом Гроссманом (англ. Michael Grossman (economist)) в 1972 году.

История создании[править]

Модель была впервые изложена Майклом Гроссманом в монографии 1972 года под названием «Спрос на здоровье: теоретическое и эмпирическое исследование». Модель основывала спрос на медицинскую помощь на взаимодействии между функцией спроса на здоровье и производственной функцией здравоохранения. Эндрю Джонс, Найджел Райс и Пол Контояннис называют модель «отцом-основателем спроса на модели здоровья»[1].

Описание модели[править]

В этой модели здоровье — это долговременное капитальное благо, которое передается по наследству и со временем обесценивается. Инвестиции в здравоохранение принимают форму закупок медицинской помощи и других затрат, а амортизация интерпретируется как естественное ухудшение здоровья с течением времени[2]. В модели здоровье входит в функцию полезности непосредственно как то, от чего хорошие люди получают удовольствие, и косвенно как инвестиции, которые делают более здоровым время, доступное для рыночной и нерыночной деятельности[1].

Модель создает динамическую систему уравнений, которая может быть представлена как задача оптимизации, в которой полезность оптимизируется с учетом валовых инвестиций в здравоохранение в каждый период, потребления медицинской помощи и временных затрат в функции валовых инвестиций в каждый период. Таким образом, продолжительность жизни агента частично зависит от модели[1].

Задачи динамической оптимизации часто оптимизируются с использованием сравнительной статики, устанавливая частные производные интересующей функции результата, в данном случае функции полезности, равной нулю. Когда предполагается, что частная производная функции полезности по отношению к потреблению на здоровье равна нулю, результирующей подмоделью является инвестиционная модель. Решения проблемы этой подмодели обычно показывают, что норма прибыли на капитал здравоохранения должна равняться альтернативным издержкам указанного капитала. Таким образом, увеличение нормы износа с течением времени приводит к уменьшению оптимального запаса здоровья. Если кривая предельной эффективности капитала неэластична, валовые инвестиции растут с течением времени. Таким образом, с практической точки зрения эта модель предсказывает, что пожилые люди будут чаще болеть и тратить время на улучшение состояния здоровья, а также будут иметь более высокие медицинские расходы, чем молодые люди. Другой вывод заключается в том, что, поскольку повышение заработной платы смещает кривую предельной эффективности капитала вправо и увеличивает наклон кривой, увеличение заработной платы приведет к увеличению спроса на капитал здравоохранения[1].

Теоретические расширения[править]

Модель Гроссмана была расширена в ряде направлений. Одними из первых, кто включил неопределенность в модель, были Чарльз Фелпс и Морин Кроппер[3][4].

Взаимосвязь между образованием и здравоохранением была расширена в модели Исаака Эрлиха[5]. Что касается взаимосвязи между спросом на образование и медицинское обслуживание, один важный вопрос заключается в том, является ли предельная эффективность эластичности капитала по отношению к образованию меньше или больше единицы. Если кривая эластична (эластичность больше единицы), образование увеличит спрос на медицинское обслуживание. С другой стороны, если кривая неэластична, образование снизит спрос на медицинскую помощь[1].

Ян Эктон расширил временные ограничения, включив время в пути и время ожидания в здравоохранении[6][7].

Эмпирическая оценка[править]

Важные эмпирические исследования этих компонентов включают исследование RAND Health Insurance, проведенное Джозефом Ньюхаусом в 1970-х, 1980-х и 1990-х годах. Это исследование было направлено на оценку эластичности спроса на медицинскую помощь по доходам, денежной цене и временной цене[7][8]. Другим важным исследованием было Медицинское страхование штата Орегон в конце 2000-х годов, в котором также оценивалась роль общественного здравоохранения в спросе на здравоохранение, и его возглавляли Кэтрин Байкер и Эми Финкельштейн[9].

Критика[править]

В модели здоровье не является ни чисто инвестиционным благом, ни чисто потребительским благом, но запас здоровья приносит агенту пользу двумя способами: напрямую увеличивая полезность, и, во-вторых, увеличивая время, отведенное на другие виды деятельности. Одна из ранних критических замечаний заключается в том, что представление здоровья как дихотомической концепции интуитивно неверно, поскольку здоровье — это одновременно и то, и другое, и здоровье обеспечивает обе альтернативы одновременно[10].

Аналогичным образом, критики модели Гроссмана концептуализировали проблему не с точки зрения спроса на здравоохранение, а с точки зрения предотвращения болезней, что само по себе является вредом[11]. В этом смысле плохое здоровье рассматривается как фактор, снижающий или препятствующий способности человека достигать максимальной полезности, а смерть рассматривается как постоянное прерывание.

В другом отклонении от модели Гроссмана в вопросе расходов и спроса с течением времени профессор экономики Мэрилендского университета Морин Кроппер утверждает, что спрос на здравоохранение должен быть разграничен между профилактической помощью и лечением болезни, последнее из которых часто коррелирует с лечением в конце жизни и может рассматриваться как более случайное на основе возникновение болезни. Первая переменная более предсказуема, но очень сильно коррелирует с теми, кто находится на более раннем этапе своего жизненного цикла и присутствует на рынке труда.

Кроме того, исследователи поставили под сомнение независимость отдельных переменных в модели, таких как образование, доход, а также социально-экономический и профессиональный статус. Особое внимание было уделено более рискованным профессиям, которые обычно влекут за собой более высокую заработную плату из-за профессиональных рисков и, таким образом, делают такую переменную взаимозависимой. Примерно в том же духе доктор Виктор Фукс утверждает, что как генетические, так и гендерные различия действуют как ненаблюдаемые, неизменяемые переменные в модели[12].

Источники[править]

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Jones, Andrew M. Rice, Nigel, and Contoyannis, Paul. The Dynamics of Health in Jones, Andrew M., ed. The Elgar companion to health economics. Edward Elgar Publishing, 2012. p15
  2. Grossman, Michael. «The demand for health: a theoretical and empirical investigation.» NBER Books (1972).
  3. Phelps, Charles E. «Demand for reimbursement insurance.» In The role of health insurance in the health services sector, pp. 115—162. NBER, 1976.
  4. Cropper, Maureen L. «Health, investment in health, and occupational choice.» Journal of Political Economy 85, no. 6 (1977): 1273—1294.
  5. Ehrlich, Isaac. On the interaction between education and health and the concept of human capital. Mimeo., Jan, 1978.
  6. Acton, Jan Paul. «Nonmonetary factors in the demand for medical services: some empirical evidence.» Journal of Political Economy 83, no. 3 (1975): 595—614.
  7. 7,0 7,1 Grossman, Michael. «The demand for health after a decade.» Journal of Health Economics 1, no. 1 (1982): 1-3.
  8. Manning, Willard G., Joseph P. Newhouse, Naihua Duan, Emmett B. Keeler, and Arleen Leibowitz. «Health insurance and the demand for medical care: evidence from a randomized experiment.» The American economic review (1987): 251—277.
  9. Finkelstein, Amy, Sarah Taubman, Bill Wright, Mira Bernstein, Jonathan Gruber, Joseph P. Newhouse, Heidi Allen, Katherine Baicker, and Oregon Health Study Group. «The Oregon health insurance experiment: evidence from the first year.» The Quarterly journal of economics 127, no. 3 (2012): 1057—1106.
  10. Muurinen, Jaana-Marja. «Demand for health: a generalised Grossman model.» Journal of Health economics 1, no. 1 (1982): 5-28.
  11. Cropper, M. L. (1977). Health, investment in health, and occupational choice. Journal of Political Economy, 85(6), 1273—1294.
  12. Fuchs, V. R. (2004). Reflections on the socioeconomic correlates of health. Journal of health economics, 23(4), 653—661.

Ссылки[править]

  • Grossman model of health demand // Английская Википедия
  • Grossman, Michael. «The demand for health, 30 years later: a very personal retrospective and prospective reflection.» Journal of Health Economics 23, no. 4 (2004): 629—636.
  • Grossman, Michael. Demand for Health: A Theoretical and Empirical Investigation. Columbia University Press, 2017.
 
По владельцу

экономические общественныеобщие (коллективные)клубныеперегружаемыеиндивидуальныечастные

По взаимосвязи

независимые vs. взаимозаменяемые vs. комплементарные (совместные)композитное благо

По доступности

даровые, общедоступные vs. редкие, позиционные (конкурентные vs. неконкурентные, антиконкурентныеисключаемые vs. неисключаемые) • ресурсы совместного использования

По области применения

(не-)длительного пользованияпромежуточныепотребительскиеинвестиционныекапитальные

По ценности

(блага Гиффена) неполноценныенормальныепервоклассные (блага Веблена)

По возможности оценки

явного качестваскрытой полезностина доверии

По отношению общества

одобряемые и неодобряемыедемериторные

Разное

АнтиблагоЗавещанная ценностьМодель спроса на здравоохранение ГроссманаНалоговая нагрузкаНациональное богатствоНепотребительная ценностьОбщественная выгодаОбщественные работыОпционная ценностьПирамида МаслоуПредельная полезность (закон убывающей предельной полезности) • Совместное использованиеТеория второго наилучшегоФункция общественного благосостоянияЦенностьЦенность существованияЭффективность Калдора-Хикса

Runi.svg Одним из источников этой статьи является статья в википроекте «Руниверсалис» («Руни», руни.рф), называющаяся «Модель спроса на здравоохранение Гроссмана».
Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC BY-SA.
Всем участникам Руниверсалиса предлагается прочитать «Обращение к участникам Руниверсалиса» основателя Циклопедии и «Почему Циклопедия?».