Циклопедия скорбит по жертвам террористического акта в Крокус-Сити (Красногорск, МО)

Первоисточники о восстании Бар-Кохбы

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Евсевий Кесарийский:

Вождём иудеев был тогда человек по имени Варкохеба, что значит «звезда», — убийца и разбойник; он, ссылаясь на это имя, внушил рабам, будто он светило, спустившееся с неба, дабы чудом даровать им, замученным, свет.
На восемнадцатом году правления Адриана война была в разгаре; осада Бетферы (это был очень укрепленный городок недалеко от Иерусалима) затянулась; мятежники гибли от голода и жажды и дошли до последней крайности. Виноватый в этом безумец понёс достойное наказание; а по законодательному решению и распоряжению Адриана, всему народу запрещено было с того времени ногой ступать на землю в окрестностях Иерусалима; не разрешалось даже издали взглянуть на родные места. Это пишет Аристон из Пеллы.
Так пришел в запустение город иудеев; никого не оставалось из старых жителей, и его заселил чужой народ; здесь возник потом римский город с другим именем: его назвали Элией в честь императора Элия Адриана. Тамошняя Церковь составилась тоже из язычников, и первым после епископов из обрезанных принял служение в ней Марк.
Тогда жил и Иустин, искренний любитель истинной философии; обучившись у греков, он занимался их науками. И он указывает свое время в Апологии к Антонину:
«Стоит упомянуть и жившего в наши дни Антиноя, которого все со страху спешили чтить как бога, хотя и знали, кто он и откуда». Он же сообщает о бывшей тогда Иудейской войне следующее: «В нынешней иудейской войне Варкохеба, предводитель иудейского восстания, приказывал жестоко пытать только христиан, если они не отрекались от Христа и отказывались хулить Его».

Дион Кассий

На месте разрушенного Иерусалима он (Адриан) основал город, который назвал Элия Капитолина, а на месте храма Бога воздвиг храм Юпитеру, и это привело к войне весьма значительной и продолжительной, ибо иудеи считали недопустимым, что в их городе поселятся иноземцы и укоренятся чужие святыни; и, пока Адриан находился неподалеку в Египте и потом снова в Сирии, они не предпринимали никаких действий, кроме того, что оружие, которое им было предписано изготовить, они умышленно делали худшего качества, рассчитывая сами воспользоваться им, если римляне его отвергнут; но, когда он оказался далеко, они открыто восстали. Они не отваживались вступать с римлянами в открытое сражение, но занимали выгодные пункты на местности и снабжали их подземными ходами и стенами, с тем чтобы в том случае, если противник станет их одолевать, иметь убежища и скрытно сноситься друг с другом под землей, и на определенном расстоянии проделывали в этих подземных ходах лазы наружу, чтобы дать доступ воздуху и свету.
Поначалу римляне вовсе не обращали на них никакого внимания. Вскоре, однако, вся Иудея пришла в возбуждение, и иудеи волновались повсюду, собирались вместе и как тайком, так и в открытую выказывали великую враждебность римлянам; и многие другие иноземные народы из своекорыстных побуждений присоединялись к ним, и, можно сказать, весь мир в связи с этими событиями пришел в движение. Тогда только Адриан послал против них своих лучших полководцев, первым среди которых был Юлий Север, направленный против иудеев из Британии, где он был наместником. Север ни в одном месте не рискнул в открытую напасть на противников, видя их многочисленность и отчаянную решимость, но, рассекая их на отдельные части благодаря численности своих солдат и младших командиров, лишая их доступа к продовольствию и блокируя, он смог хотя и медленно, но без лишних опасностей истощить силы врагов, нанести им потери и подавить. Действительно, лишь очень немногие из них остались в живых. Пятьдесят из наиболее важных укреплений и девятьсот восемьдесят пять самых значимых деревень были стерты с лица земли, пятьсот восемьдесят тысяч человек были перебиты в стычках и сражениях (число же погибших от голода, болезней и огня не поддается подсчету). В итоге почти вся Иудея была превращена в безлюдную пустыню в точном соответствии с теми предзнаменованиями, которые были явлены им до войны. Действительно, гробница Соломона, которая почитается иудеями как святыня, сама по себе разрушилась и разом рухнула; в города их с воем вбегали в большом количестве волки и гиены. Впрочем, на этой войне немало погибло и римлян. Поэтому Адриан в письме сенату не использовал обычного для императоров приветствия, которое звучит так: «Если вы и ваши дети здоровы, хорошо; я и войско здоровы».

Павел Орозий:

Государством Адриан руководил на основании справедливейших законов; он провел войну против савроматов и одержал победу. Иудеев, раздраженных крахом их преступных замыслов и опустошивших Палестину, бывшую некогда их провинцией, он усмирил, предав жесточайшему избиению, и отомстил за христиан, которых они, возглавляемые Кохебой, истязали за то, что те не присоединились к ним в войне против римлян, и предписал, чтобы никому из иудеев не позволено было вступать в Иерусалим, в город, предоставленный только христианам; возведя стены, Адриан преобразил город и повелел называть его по своему личному имени Элией[1].

Юстин Мученик:

В бывшей последней иудейской войне, Вархохева, предводитель иудейского возмущения, велел одних только христиан предавать ужасным мучениям, если они не отрекутся от Иисуса Христа и не будут хулить Его[2]

Мовсес Хоренаци:

В то время иудеи отпали от римского царя Адриана и под во­дительством некоего разбойника по имени Баркоба, то есть «Сын звезды», стали сражаться с епархом Руфом. По своим делам он был преступник и убийца, но кичился, ссылаясь на свое имя, якобы явился с небес как спаситель их от притеснения и плена. И сражался он так упорно, что, глядя на него, прекратили выпла­чивать дань римлянам также Сирия, Месопотамия и вся Персия. К тому же пронесся слух, будто Адриан заболел проказой. Но наш Арташес не отступился от него.
В это же самое время Адриан прибыл в Палестину и покон­чил с повстанцами, осадив их в небольшом городке близ Иеруса­лима. Затем он повелел выслать весь иудейский народ из родной стороны, чтобы они даже издали не могли видеть Иерусалим. Сам же отстроил Иерусалим, разрушенный Веспасианом, Титом и им самим, и назвал его «Гелией», по своему имени, ибо Адриан действительно звался Солнцем. Он заселил город язычниками и христианами, коих епископом был некто Марк.

Агада:

Существовал обычай: родится сын, сажали кедровое дерево, когда родится дочь, сажали акацию; когда дети эти вырастали и вступали в брак, срубали деревья и изготовляли из них шесты для венчального балдахина. Однажды через Бетар проезжала дочь императора, и сломалась ось в ее колеснице. слуги срубили первый попавшийся кедр и сделали новую ось. Напали на них иудеи и побили их. Донесли римляне императору: «Иудеи взбунтовались». Пошёл император на Бетар.
Предание от р. Иоханана:
— В числе римлян, нападавших на Бетар, одних «трубящих в трубы» было 80 тысяч человек. В Бетаре находился в то время Бен-Козиба. У него было 200 тысяч воинов, каждый с отрубленным толстым пальцем на руке. На вопрос старейшин: «Доколь ты будешь заставлять сынов израилевых увечить себя?» — Бен-Козиба ответил: «Каким же иным способом испытать их мужество?» На это старейшины сказали: «Кто верхом на лошади не сумеет на всем скаку вырвать с корнем кедр ливанский, того не принимай в ряды своего войска».
Бен-Козиба так и сделал, и оказалось у него два отряда воинов, прежних и вновь принятых, по двести тысяч в каждом. Но люди эти, выходя на бой, говорили:
— Пусть Он (Господь) нас не поддерживает, но пусть и не вредит нам.
Сам Бен-Козиба обладал такой силой, что пущенные в него с пращей камни он одним коленом отбрасывал обратно, убивая этим каждый раз множество неприятеля.
Увидя его, раби Акива сказал:
— Вог царь Мессия!
На что р. Иоханан бен Торефа ответил:
— Акива! Быльем порастут челюсти твои, пока еще Мессия придет.
Три с половиною года продолжалась осада Бетара Адрианом. В Бетаре жил в то время дядя Бен-Козибы, раби Елазар Модийский. Проводя все дни в посте и молитве, раби Елазар ежедневно взывал к Господу:
— Владыка мира! Да не совершится сегодня суд Твой над нами!
Адриан уже намеревался отступить от Бетара, как явился к нему некий самаритянин и, рассказав про р. Елазара, сказал:
— Государь! До тех пор, пока курица эта в пепле валяется, не взять тебе Бетара. Однако позволь мне, и я устрою так, что сегодня еще город будет в твоих руках.
Пробрался самаритянин в город и, застав р. Елазара погруженным в молитву, наклонился к нему, делая вид, будто шепчет ему что-то на ухо. Донесли Бен-Козибе: «Дядя твой р. Елазар намеревается предать округ этот Адриану». Послал Бен-Козиба за самаритянином.
— О чём говорил ты, — спросил он, — р. Елазару? Отвечал самаритянин так:
— Скажу, буду казнен императором; не скажу, буду убит тобою. Так лучше сам покончу с собою, но тайны, доверенной мне императором, не открою.
Эти слова убедили Бен-Козибу в том, что р. Елазар намеревался предать народ в руки Адриана. Велел Бен-Козиба привести р. Елазара.
— О чём, — встретил он р. Елазара вопросом, — говорил тебе тот самаритянин?
— Не знаю, — ответил р. Елазар, — о чем шептал он мне на ухо: я был погружен в молитву и ничего не расслышал.
— А что ты ответил ему?
— Ничего.
Разъярённый Бен-Козиба толкнул ногою р. Елазара с такой силой, что старик упал мертвый. В эту минуту раздался Голос: «Горе негодному пастуху, оставляющему стадо! Меч на руку его и на правый глаз его! Тобою, — продолжал Голос, — сокрушена мышца Израиля и ослеплен правый глаз его. Рука того, кем сделано это, совершенно иссохнет и правый глаз его совершенно потускнеет».
Мера прегрешений исполнилась, — Бетар был взят и Бен-Козиба убит.
Принесли голову Бен-Козибы к Адриану.
— Кем убит он? — спросил император.
— Мною, — ответил один самаритянин.
— Иди и принеси тело его, — повелел Адриан. Когда тело было принесено, на убитом оказалась обвившаяся вокруг шеи змея.
— Нет, — сказал Адриан, — если бы не Господь убил этого человека, кто в силах был бы убить его?
Истребление бетарийцев продолжалось до тех пор, пока кровь их не стала литься через пороги домов, через кустарники, через края водостоков. Кони тонули в крови. Камни весом в сорок саа катило кровавым потоком. На протяжении четырёх верст окрашена была кровью вода морская. Виноградник был у Адриана, восемнадцати верст в квадрате, и повелел император поставить вокруг этого виноградника ограду из убитых бетарийцев, воспретив хоронить их. И лишь впоследствии, по приказу другого императора, трупы эти преданы были погребению.
Предание гласит, что в продолжение 7 лет собирали урожай с напитанных иудейской кровью виноградников, обходясь без удобрения[3].

Раби Йосе:

Бейтар был разрушен за то, что он в свое время «зажёг свечи при получении сообщения о разрушении Храма»[4].
(Жители Бейтара радовались потому, что до этого члены совета Иерусалима отобрали у бейтарцев их законные земли. Но и Бейтар был наказан, поскольку «злорадный не избегнет кары», как сказано в Притчах, 17, 5).

Источники[править]

  1. Павел Орозий. История против язычников. Книги I-VII. СПб. Издательство Олега Абышко. 2004
  2. ust. Martyr. I Apol. 31. 6
  3. Еха-Р; Иерушалми Таанит, 4; Гитин, 57
  4. Иерусалимский Талмуд, Трактат Таанит
 
Первоисточники о восстании Бар-Кохбы относится к Восстанию Бар-Кохбы
Битвы

Сражения (морские) • Освобождение ИерусалимаБорьба с христианамиГибель 22-го и 9-го легионовОсада Бейтара

Еврейские полководцы

Шимон Бар-КохбаЭлазар из МодиинаИехошуа бен ГалголаАкиба бен-ЙосефИонатан бен БаяхуИшмаэль бен ЭлишаМасабал бен Шимон

Римские полководцы

АдрианКвинт Тиней РуфКвинт Лоллий УрбикГай МарцеллТит Гатерий НепотСекст Юлий Север

Материалы

Государство Бар-КохбыАрмия Бар-КохбыДинастия Бар-КохбыШекель Бар-КохбыПотери римлянБабата бат ШимонПервоисточникиРуфинаПутешествия АкибыЛаг ба-ОмерПисьма Бар-Кохбы42-е письмо из Вади-Мураббаат43-е письмо из Вади-Мураббаат44-е письмо из Вади-МураббаатПещера писемРош-маханэАзекаЭйн-ГедиБейтарДесять мучениковАдриан и евреиЕврейские поселения, разрушенные во время восстанияУкрытия и пещеры повстанцевВооружённые силы Иудеи