Аль-Кинди

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Аль-Кинди

араб. الكندي
Al-Kindi Portrait.jpg
Дата рождения
801
Место рождения
Эль-Куфа, Ирак
Дата смерти
873
Место смерти
Багдад, Арабский халифат



Научная сфера
математика, философия, астрология
Место работы
Дом мудрости



Известные ученики
Абу Машар аль-Балхи, Абу Зайд аль-Балхи



Абу Юсуф Якуб ибн Исхак аль-Кинди (англ. Abū Yūsuf Yaʻqūb ibn ʼIsḥāq aṣ-Ṣabbāḥ al-Kindī, араб. أبو يوسف يعقوب بن إسحاق الصبّاح الكندي, лат. Alkindus, Алкиндус) — арабский философ, математик, теоретик музыки, астроном.

Биография[править]

Происхождение[править]

Низами Арузи Самарканди (XII век) в книге «Четыре беседы» (Чахар-макале) пишет, что Аль-Кинди — еврей:

Ya'qiib ibn Ishaq al-Kindi, though he was a Jew, was the philosopher of his age and the wisest man of his time, and stood high in the service of al-Ma’mtin[1].

Казалось бы, был евреем, что здесь необычного. Но характерно, как историки либо замалчивают это, либо пытаются (без всяких доказательств) это опровергнуть:

Aristotelian study proper began with Abu Yusuf Ya'qub ibn Ishaq al-Kindi (d. after 873), commonly known as "the Philosopher of the Arabs", was of pure Arab birth though the Chahar Maqala strangely refers to him as a Jew[2].

Разумеется, нет смысла говорить, что нет никаких свидетельств, генеалогий о «чистоте» арабского происхождения Аль-Кинди. Да и какое чистое арабское происхождение могло быть у Аль-Кинди, если он родом из Эль-Куфа — центра Ирака. До утверждения ислама там проживали вавилонские евреи. Более того, одним из еврейских поселений и была та самая Эль-Куфа, откуда родом Аль-Канди:

Куфа аль — руины города в Месопотамии, основанного халифом Омаром на развалинах древнего Ктесифона (639). Когда-то Куфа был большим научным центром мусульманского мира, где развилась так называемая куфическая школа. Участок земли близ Куфы был уступлен Омаром евреям, изгнанникам из Аравии. Вениамин из Туделы, посетивший Куфу, сообщает, что нашел здесь 700 [7 000[3]] евреев. По преданию царь Иегоякин был похоронен в Куфе. Вениамин из Туделы видел предполагаемую гробницу царя, которая представляла большое здание, во фронте которого помещалась синагога[4].

Таким образом, по свидетельствуют Низами Самарканди, Аль-Кинди был евреем.

Знаменитый аль-Кинди, пользовавшийся большой репутацией в средние века, был исламизированным сирийским евреем[5].

Известно, что аль-Кинди принадлежал к племени Кинди из Йемена (его предок — Аль-Ашас ибн Кайс), и это тоже указывает на его иудейские корни:

The Kinda in Hadhramawt, likely due to their dependence on the Jewish Himyarites, at least partly adopted Judaism.[6]

Поэтому, Кинди это вовсе не чистокровные арабы (ими они стали после принятия ислама), а йеменские евреи[7][8][9]:

Ибн Хазм указывает на то, что все обитатели Химьяр, и большинство членов племени Кинда, живших в Йемене и в Хадрамаут, были евреями[10].

Вполне может быть, что семья перешла в ислам и смешалась с арабами. Отец, Исхак, был наместником города Басра.

Карьера[править]

Работал в Доме мудрости в Багдаде.

Был фаворитом халифов ал-Мамуна (813—833) и ал-Мутасима (833—842), которые были покровителями представителей раннего калама — мутазилитов.

Вместе со своими коллегами Аль-Хорезми и братьями Бану Мусса отвечал за перевод рукописей греческих ученых. Перевел на арабский язык комментарий Теона Александрийского к «Альмагесту» Птолемея.

Работал каллиграфом у халифа аль-Мутаваккиля, но с 847 года подвергался гонениям когда начались жестокое преследование аль-Мутаваккилем неортодоксальных мусульман (а также немусульман); в какой-то момент аль-Кинди был избит, а его библиотека временно конфискована.

Считается «отцом арабской философии».

Был автором большого числа трактатов по метафизике, логике, этике, математике, криптографии, астрологии, медицине, метеорологии, оптике, музыке. По словам арабского библиографа Ибн ан-Надима, аль-Кинди написал не менее 260 книг, внося большой вклад в геометрию (32 книги), медицину и философию (по 22 книги каждая), логику (9 книг) и физика (12 книг). Хотя большая часть его книг была утеряна на протяжении веков, некоторые из них сохранились в виде латинских переводов Герарда Кремонского, а другие были заново открыты в арабских рукописях; 24 книги обнаружились в турецкой библиотеке.

Учёная деятельность[править]

Математика и астрономия[править]

Написал труды: «О применении индийской арифметики», «О гармонии чисел», «О единстве с точки зрения числа», «О правильных многогранниках», «О приближении хорды круга», «Об изопериметрической задаче», «О делимости величин до бесконечности и параллельных линиях», «О дешифровке криптографических сообщений», «О построениях на сфере», «О проектировании сферы на плоскость», «Об определении расстояний до горных вершин», «О построении солнечных часов», «О геометрическом построении астролябии», «Об армиллярной сфере», «Об определении расстояния до Луны», «О небесных явлениях», «О движении планет» и др.

В области математики аль-Кинди сыграл важную роль в представлении индуистских цифр в исламском мире и их дальнейшем развитии в арабские цифры вместе с аль-Хорезми, которые в конечном итоге были приняты остальным миром. Аль-Кинди был также одним из отцов криптографии.

Аль-Кинди заимствовал свой взгляд на Солнечную систему у Птолемея, который поместил Землю в центр ряда концентрических сфер, в которых расположены известные небесные тела (Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и звезды) встроены.

В математике видел основу и предпосылку философии, существенной частью которой является естествознание. Одним из способов использования математики как философа была попытка опровергнуть вечность мира, продемонстрировав, что реальная бесконечность — это математический и логический абсурд.

Написал четыре тома «Об использовании индуистских цифр» (كتاب في استعمال الأعداد الهندية Kitāb fī Isti`māl al-'A`dād al-Hindīyah), которые внесли большой вклад в распространение индуистской системы счисления. на Ближнем Востоке и Западе.

В геометрии, среди прочего, писал по теории параллелей — занимался исследованием аксиомы Евклида о параллелях. Дает лемму о мыслимом существовании двух различных прямых на плоскости, одновременно непараллельных и непересекающихся, буквально «которые сближаются, не встречаясь, когда удаляются». Этот тип исследований может стать шагом к неевклидовой геометрии. В сферической геометрии показано, как построить точку на той же сфере по двум другим точкам с указанием их расстояний от первой. Построение ведется с помощью циркуля, добиваясь (с точки зрения современной геодезии) построения путем линейного пересечения.

«Трактат о дешифровке криптографических сообщений» (مخطوط في فك رسائل التشفير) — первое сочинение о частотном криптоанализе. Во введении автор описывает свою работу как краткое и чёткое пособие, которое поможет читателю быстро овладеть основными приёмами криптоанализа. Остальную часть книги можно условно разбить на пять частей:

  • Алгоритмы криптоанализа — описание основных методов криптоанализа, в том числе частотного криптоанализа;
  • Основные типы шифров — классификация моноалфавитных и некоторых полиалфавитных шифров;
  • Алгоритмы криптоанализа некоторых типов шифров — алгоритмы взлома конкретных шифров;
  • Арабские буквы: их порядок и повторяемость — статистические данные, которые можно использовать при расшифровке сообщений на арабском языке;
  • Комбинации букв в арабском языке — более глубокое рассмотрение лингвистических особенностей арабского языка.

Физика и химия[править]

Написал книги «О лучах», «О зажигательных зеркалах», «О причине голубого цвета неба», «О причине приливов и отливов», «О причине снега, града, молнии, гроз, грома», «О дождях, ливнях и ветрах», «О различных видах мечей и железе хороших клинков и местностях, по которым они называются», «О фармакопее», «О химии благовоний и дистилляций». последняя, содержит более 100 рецептов ароматных масел, бальзамов, ароматических вод и имитаций дорогостоящих лекарств. Книга также описывает 107 методов и рецептов для создания духов и оборудование для производства парфюмерии, в частности, перегонного куба алембик.

В трудах аль-Кинди приводятся две основные теории оптики: Аристотелевское и Евклидово. Основной оптический трактат Аль-Кинди «Despectibus» позже был переведен на латынь. Эта работа, наряду с «Оптикой» Альхазена и арабскими переводами «Оптики» Птолемея и Евклида, была основными арабскими текстами, повлиявшими на развитие оптических исследований в Европе, в первую очередь работ Роберта Гроссетеста, Вителло и Роджера Бэкона.

Аль-Кинди отрицал возможность превращения неблагородных металлов в драгоценные, такие как золото и серебро, то есть опровергал алхимию.

В трактате, озаглавленном «Рисала фи ль-Илла аль-Файлали ль-Мадд ва ль-Фазр», аль-Кинди представляет теорию приливов и отливов, которая «зависит от происходящих изменений» в телах вследствие повышения и понижения температуры». Так, объясняя естественную причину ветра и разницу его направлений в зависимости от времени и местоположения, он писал: «Когда солнце находится в северном склонении, северные места будут нагреваться, а на юге будет холодно. Тогда северный воздух расширится в южном направлении из-за тепла, вызванного сжатием южного воздуха. Поэтому большинство летних ветров являются благоприятными, а большинство зимних — нет».

В гидростатике он сводит теорию полых плавучих тел (лодок) к теории твердых плавающих тел (нагруженных лодок).

Медицина[править]

Аль-Кинди приписывают более тридцати трактатов в области медицины, в которых на него главным образом повлияли идеи Галена. Его самая важная работа в этой области, вероятно, — «Де Градибус», в которой он демонстрирует применение математики в медицине, особенно в области фармакологии. Например, он разработал математическую шкалу для количественной оценки силы лекарства и систему (основанную на фазах Луны), которая позволяла врачу заранее определять наиболее критические дни болезни пациента. По словам Плинио Приорески, это была первая попытка серьезного количественного анализа в медицине.

Книга «о приготовлении и дозировке лекарств» был переведен на латинский язык.

Интересовался причинами возникновения психических болезней, указывая на роль некоторых условий жизни в их происхождении и отрицая значение в их этиологии сверхъестественных сил. Эти рациональные начала медицинских взглядов аль-Кинди использовал и развил Авиценна.

Философия[править]

Первым в мусульманской науке обратился к философии Аристотеля, став основоположником перипатетизма на мусульманском Востоке, и в целом, в области философии находился под сильнейшим влиянием Аристотеля, Платона, Плотина, отчасти новопифагорейцев и неоплатоников.

впервые представил рациональное познание как приобщение разума индивида к универсальному, божественному разуму.

Написал «Обзор сочинений Аристотеля», «О пяти сущностях», «О ближайшей причине возникновения и уничтожения», «Об определениях и описаниях вещей».

Следуя Аристотелю, утверждал, что «извечное — это то, что вообще никогда не могло быть несуществующим». Существование извечного не обусловлено чем-то иным; не имеющее причины извечное не уничтожается и не изменяется, поскольку не является телом. В качестве такого не имеющего определения начала аль-Кинди называл материю, которая выступает как первичное по отношению к форме, порождающей видовые различия, творящей вещи, являющейся их потенцией. Не имеющее ни субстрата, ни атрибута, ни причины, ни рода, неизменное вневременное начало не постигается человеческим умом, не может стать предметом исследования, а значит и предметом философии, изучающей лишь такие вещи, природу которых она может познать.

Философские сочинения аль-Кинди были сожжены в Багдаде в 1060 году.

Деизм аль-Кинди, его представление о Боге как о безликой «отдаленной причине» получили развитие в рамках неоплатонической теории аль-Фараби.

Музыка[править]

Переводил античные трактаты о гармонии, в которых музыкальные интервалы представлены в виде числовых отношений. Он впервые на Востоке нотировал музыку с помощью арабских букв и табулатуры для уда.

Автор книг «О мелодии и звуке», «Об опытах составления мелодий», «О гармонии», «О ритме», «О делении канона», «О важных разделах музыки».

Его теория музыки, основанная на идеях пифагореизма, связывала с музыкальным искусством множество явлений макрокосма и микрокосма. Так, четырём струнам уда соответствовали четыре первоэлемента (вода, земля, воздух, огонь), 4 стороны света, времени года, телесные жидкости (флегма, кровь, чёрная и жёлтая желчь) и др. Каждому из семи звуков он приписал соответствия 7 небесных тел (планет), а 12 знакам зодиака — 12 основных конструктивных элементов уда (4 струны, 4 колка и 4 ладка).

Его работы включали дискуссии о терапевтической ценности музыки.

Другие работы[править]

Он писал также по минералогии и ювелирному делу (его дед был ювелиром), метеорологии, стеклянной посуде.

Влияние на еврейскую философию[править]

Первые следы влияния аль-Кинди были обнаружены у Яакова аль-Киркисани, караимского автора, жившего в Месопотамии в первой половине 10го века. В главном опубликованном нефилософском труде аль-Киркисани, Книге об огнях и сторожевых башнях (Китаб аль-Анвар ва-ль-маракиб), исследовании юридических частей Пятикнижия, Джордж Вайда выделил некоторые отрывки из Послания аль-Кинди О странности сна и видений (Рисала фи махийя ан-наум ва-ль -ru'ya), которого аль-Киркисани использовал бы для своего описания концепции “сна”. Другие следы философской работы аль-Кинди, его Послание о причине, вызывающей приливы и отливы (Рисала фил илла аль-фаила ли-ль-мадд ва-ль-джазр), были обнаружены Бруно Кьезой в отрывке о сотворении мира в богословско-философском труде аль-Киркисани, Книге садов.

Таким образом, на физику и космологию караимских учёных оказал влияние взгляды аль-Кинди, что проявляется в их учении о четырех элементах, их сотворении и последующем образовании тел материального мира. Рассуждая о теле, аль-Киркисани отмечает, что оно имеет три измерения и делимо.

Одна из главных философских работ Исаака Израэли, его Книга определений (Китаб аль-худуд), по сути, является еврейской адаптацией работы аль-Кинди на ту же тему, Послания об определениях и описаниях вещей (Рисала фи худуд аль-ашья’ва-русумиха): Исраэли адаптировал для еврейских читателей и иногда комментировал ряд собственных определений философских и теологических терминов аль-Кинди – как это было показано на примере Сэмюэл Миклош Стерн. Использование Израэли философии аль-Кинди для построения своей собственной философской работы представляется наиболее показательным примером влияния аль-Кинди на средневековую еврейскую философию.

Шем-Тоб ибн-Фалакера (около 1225-1295), испанский еврейский философ, который написал ряд работ, подбирая цитаты (переведенные на иврит и иногда адаптированные им для собственного использования) из многих арабских источников: в его Бальзаме от печали (Сери ха-ягон), он находился под сильным влиянием книги аль-Кинди "О способе рассеивания беспокойства" (Fi hila li-daf‘al-ahzan) и вставил ряд цитат из нее, что доказано рядом ученых.

Ссылка на зоологию аль-Кинди найдена в философско-филологическом труде Моисея Ибн Эзры "Трактат о саде О метафорическом и истинном значении (Библии)" (Макала аль-хадика фи ма'на ль-маджаз ва-ль- хакика), написанном в Испании около 1130 года[11].

Влияние на мусульманскую философию[править]

Его трактат De intellectu оказал важное влияние на мусульманских философов: аль-Фараби и Авиценну.

Влияние на европейскую философию[править]

Герард Кремонский (1114–1187) перевел на латынь несколько работ Аль-Кинди, в том числе по фармакологии (De gradibus) и оптике (Despectibus).

Арно де Вильнев (1240-1311) и Бернар де Гордон продолжили исследования Аль-Кинди в области фармакологии.

Аль-Кинди цитируется авторами эпохи Возрождения, такими как Марсилиус Фичино или Корнелиус Агриппа, во время академических дискуссий по алхимии, астрологии и магии.

Память[править]

Stamp IQ 1962 6f.jpg

В Ираке была выпущена марка с ним.

В 1986 году Королевская комиссия города Эр-Рияд открыла площадь Аль-Кинди в районе дипломатического квартала Эр-Рияда, Саудовская Аравия.

Источники[править]