Каганович в Туркестане

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
«Товарищ Каганович на строительстве театра им. Навои» (художник Абдуллаев Лутфулла Абдуллаевич)
На ташкентской трибуне Лазарь Каганович и Усман Юсупов. 1937 год.

Каганович в Туркестане — работа Л.М. Кагановича в Средней Азии.

Осенью 1920 года Лазарь Каганович был направлен по поручению ЦК в Среднюю Азию. Здесь он стал членом Туркестанской комиссии ВЦИК и СНК, членом бюро ЦК РКП (б) по Туркестану («Мусульманское бюро»). Одновременно Каганович был наркомом рабоче-крестьянской инспекции Туркестана, членом Реввоенсовета Туркестанского фронта и председателем Ташкентского горсовета. Был избран также и во ВЦИК РСФСР.

Посты[править]

С сентября 1920 года по 1921 год — член Туркестанской комиссии ВЦИК и СНК РСФСР, народный комиссар рабоче-крестьянской инспекции Туркестанской АССР (Туркестанской Советской Республики), член Реввоенсовета Туркестанского фронта, председатель Ташкентского городского Совета.

В 1921—1922 годах — вновь член Туркбюро ЦК РКП(б) и Турккомиссии ВЦИК и СНК РСФСР.

С декабря 1921 года по май 1922 года — член Туркестанского бюро ЦК РКП(б).

Ход событий[править]

В июле 1920 года Каганович был вызван в Центральный Комитет партии, где секретарь ЦК, Николай Николаевич Крестинский, ему сказал: «ЦК, обсудив положение в Туркестанской республике (в которую тогда входили нынешние Узбекская, Туркменская, Таджикская, Киргизская и большая часть Казахской республики), решил создать там Туркестанское бюро ЦК РКП. Учитывая ваш опыт партийной и Советской работы, ЦК имеет намерение выдвинуть вас в состав этого бюро ЦК, а также ввести в состав существующей уже Туркестанской комиссии ВЦИКа и Совнаркома».

Каганович попросил изучить имеющиеся в ЦК материалы о Туркестане, после чего обратился в Наркомнац и ознакомился с материалами и положением в Туркестане, но и с книгами о дореволюционном и послереволюционном Туркестане.

Перед назначением в Туркестан, Каганович, как он пишет, встретился с В.И. Лениным. Ильич особенно попросил Кагановича обратить внимание на продовольственное дело и восстановление хлопководства. Однако, не сохранилось ни одной записки или письма Ленина с упоминанием о Кагановиче.

Затем Каганович получил решение ЦК о назначении его членом Туркестанского бюро ЦК РКП(б) и членом Туркестанской комиссии ВЦИК и Совнаркома, а также получил мандат, подписанный председателем ВЦИК Калининым, председателем Совета Народных Комиссаров Лениным и секретарем ВЦИК Енукидзе.

Рой Медведев обращает внимание, что назначение Кагановича в Туркестане не могло пройти мимо Сталина, который был в это время и наркомом по делам национальностей, и наркомом РКИ РСФСР.

Выехал Каганович вместе с большой группой (около 100 человек), подобранных Центральным Комитетом партии партийных и Советских работников для работы в Туркестанской республике.

Каганович пишет в «Памятных записках»:

19 сентября 1920 года открылся IX съезд Советов Туркестанской Республики. Этот съезд не только закрепил, оформил, так сказать, в государственном порядке решения и резолюции предшествовавшего V съезда компартии Туркестана, но и принял ряд важных законов и прежде всего — новую Конституцию Туркестанской Автономной Советской Социалистической Республики. Мне довелось вместе с товарищами Куйбышевым, Фрунзе, Сокольниковым и другими членами Туркбюро и Турккомиссии принять активное участие в разработке этой Конституции Туркестанской Республики 1920 года.

Нами были разработаны и приняты Положения о работе Совнаркома: по примеру Совнаркома РСФСР был образован Малый Совнарком, но, учитывая специфику Туркестана и, в частности, выдвижение нового руководства, требующего особо дружной и подкрепляющей работы, мы решили сделать этот Малый Совнарком чем-то вроде Президиума Совнаркома, и поэтому в отличие от Совнаркома РСФСР, где членами Малого Совнаркома являются заместители наркомов, в ТуркСовнаркоме Малый Совнарком был составлен из народных комиссаров главных отраслей хозяйственной и административной жизни и возглавлялся самим Председателем Совнаркома.

Атабаев, как председатель Совнаркома, внёс просил назначить первым заместителем Кагановича Л. М. «Товарищ Каганович, — говорил Атабаев, — особенно добивался выдвижения меня в Председатели. Пусть мне поможет справиться с этим делом». Но Григорий Яковлевич Сокольников решил, что лучше всего будет назначить Кагановича наркомом Рабоче-Крестьянской Инспекции, который, опираясь на инспекцию, лучше сумеет выполнять и функции Турккомиссии — контроля за исполнением законов и постановлений Центрального правительства, приведет в «христианский» вид государственный аппарат и по-настоящему поможет Атабаеву без внешнего подчеркивания своего положения[1].

Один — из руководителей борьбы с басмачеством и последовавших при этом операций возмездия против банд басмачей. В «Памятных записках» Каганович пишет:

Освобождение Хивы, отвоевание Закаспия — его освобождение привели, конечно, к укреплению внутреннего и военного положения в Туркестане. Можно сказать, что белогвардей-ско-казачьи и интервенционистские организованные фронты были в основном ликвидированы. Но было бы ошибочным думать, что ликвидированы были все силы контрреволюции и интервенции, которые требовали организованной фронтовой войны с ними. Это были прежде всего басмачи в Фергане, в Туркмении (Джунаид-Хан) и Эмирская Бухара... Уже в конце февраля или начале марта эмир Бухарский со своей приближенной челядью (должно быть, и с гаремом) еле унес ноги, удрав в Афганистан. Но борьба все еще продолжалась, и только в конце 1921 года было окончательно покончено с остатками эмировского войска и наши красноармейские части были выведены из Восточной Бухары, будучи заменены частями Бухарской армии.

Член Туркбюро ЦК Каганович оказался единственным из пяти членов Туркбюро, не поддержавших платформу Л.Д. Троцкого.

В первой половине февраля 1921 года (10-17 февраля) собралась Общетуркестанская краевая партконференция. Вопрос о профсоюзах был главным вопросом конференции. Докладчиком «О роли профсоюзов — за принятую руководящими партийными органами платформу Ленина» выступил по поручению Туркбюро ЦК РКП и ЦК КП Туркестана тов. Каганович Л.М. Содокладчиком за платформу Троцкого и Бухарина выступил приехавший специально из Москвы один из виднейших представителей оппозиции Преображенский (который тогда был секретарем ЦК), и содокладчиком от «Рабочей оппозиции» выступил Правдин.

Туркестанская краевая конференция соответственно своей принципиальной линии избрала делегацию на X Всероссийский съезд партии в количестве 20 делегатов. Среди них был и Каганович.

В марте 1922 года состоялась VI Краевая конференция Коммунистической партии Туркестана. Конференция избрала 20 делегатов на XI съезд партии, в том числе Л. М. Кагановича.

В Туркестане Каганович подружился с членом Реввоенсовета Туркестанского фронта Валерианом Куйбышевым, который и перевёл его затем в Москву.

Как только Сталин был избран в апреле 1922 года генеральным секретарем ЦК РКП(б), он отозвал Кагановича из Средней Азии. Каганович был поставлен Сталиным во главе организационно-инструкторского, а вскоре и организационнораспределительного отдела ЦК. Через отдел, которым руководил Каганович, шли все основные назначения на ответственные посты в РСФСР и СССР. А на XII съезде партии Каганович исполнял чисто техническую должность председателя мандатной комиссии; это, однако, дало Кагановичу возможность выступить перед съездом с официальным докладом, что было для молодого аппаратчика важным шагом вперёд. В 1924 году Каганович стал членом и секретарём ЦК РЧК(б).

Впоследствии Салих Исмаил-зада написал Кагановичу, что решил написать произведение о «днях Вашей революционной борьбы» с особым упором на те периоды жизни, когда «Вы находились в Узбекистане».

На этом взаимоотношения Кагановича с Узбекистаном не закончились.

Каганович, как утверждается в статье «Лазарь Каганович в Ташкенте История Ташкентцы», внёс вклад в развитие железных дорог Узбекистана.

12 декабря 1937 года Каганович был избран депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва от Ташкентского Ленинского избирательного округа. Также от Узбекской ССР Каганович был депутатом ВС и 2-го и 3-го созывов.

Михаил Павлович Шрейдер отмечает, что когда 1-го секретаря КП Казахстана Мирзояна репрессировали, его посетил Каганович с Моловым и Маленковым:

В кабинет, где находился Мирзоян, вошли Молотов, Маленков и Каганович. Они, конечно, прекрасно видели, в каком ужасном состоянии был Мирзоян, но сделали вид, что все в порядке, и задали Мирзояну несколько вопросов: зачем он оклеветал Тевосяна и Москатова? С какого времени он начал свою шпионскую и троцкистскую деятельность? И т.п... Мирзоян все же не выдержал и обратился к Молотову:

— Вячеслав Михайлович, меня страшно пытали... — не смог продолжать далее и зарыдал.

— А что же, с такой сволочью, как ты, целоваться, что ли? — бросил реплику Каганович, и все присутствующие, в том числе Молотов и Маленков, усмехнулись этой «остроте»[2].

Когда в 1953 году Каганович был в Ташкенте, он выступал «без бумажки» два с половиной часа.

Топонимика[править]

Туркменская ССР: Кагановичский округ.

Киргизская ССР: Кагановичский округ.

См. также[править]

Источники[править]

 
Каганович в Туркестане относится к Лазарю Кагановичу
Деятельность

Каганович во время Революции и Гражданской войныКаганович в ТуркестанеКаганович во главе УкраиныКаганович во главе МосквыКаганович как второй человек во власти в начале 30-х годовРоль Кагановича в репрессиях, коллективизации и раскулачиванииКаганович во главе НКПСКаганович во главе тяжёлой и нефтяной промышленностиКаганович и советские евреиКаганович в годы Великой Отечественной войныДеятельность Кагановича после войны и до смерти СталинаКаганович после смерти СталинаАнтипартийная группаПамятные записки

Материалы

Объекты, названные в честь Л. М. КагановичаКаганович в произведениях искусства и в историографииКаганович и СталинКаганович и ХрущёвКаганович и БрежневСталин и евреиХрущёв и евреи

Семья

Клан КагановичейАрон Моисеевич КагановичИзраиль Моисеевич КагановичИегуда КагановичМайя Лазаревна КагановичМария Марковна КагановичМихаил Моисеевич Каганович • «Роза Каганович» • Юлий Моисеевич КагановичЮрий Лазаревич КагановичПётр Кириллович КогановичСтюарт КаганИосиф Георгиевич МинервинМария Григорьевна Каганович-МинервинаГригорий Маркович ПриворотскийМихаил Израилевич Фихтенгольц

Посты

Председатель Нижегородского губкома (1918—1919) • Секретарь ЦК ВКП(б) (1924—1925, 1928—1939) • 1-й секретарь ЦК КП(б) Украины (1925—1928; 1947) • 1-й секретарь Московского обкома (1930—1935) • Член Политбюро ЦК КПСС (1930—1957) • 1-й секретарь Московского горкома (1931—1934) • Нарком путей сообщения СССР (1935—1937; 1938—1942; 1943—1944) • Нарком тяжёлой промышленности СССР (1937—1939) • Заместитель Председателя Совета Министров СССР (1938—1953) • Нарком нефтяной промышленности СССР (1939—1940) • Министр промышленности строительных материалов СССР (1946—1947; 1956—1957) • 1-й заместитель председателя Совета Министров СССР (1953—1957)