Николай Григорьевич Сергеев

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Николай Сергеев
Файл:Sergeev_ng.jpg
Имя при рождении:Николай Григорьевич Сергеев
Дата рождения:27 сентября 1876 года
Место рождения:Санкт-Петербург, Российская империя
Дата смерти:23 мая 1951 года
Место смерти:Ницца, Франция
Профессия:артист балета, балетный педагог, режиссёр
Гражданство:Российская империя Российская империя
Театр:Петербургская императорская балетная труппа, Рижский театр, европейские музыкальные театры

Николай Григорьевич Сергеев (27 сентября 1876, Петербург — 23 мая 1951, Ницца[1]. Encyclopædia Britannica дает другие даты жизни: 15 сентября 1876 — 23 июня 1951[2]) — артист, режиссёр балета, педагог.

Деятельность в Петербурге[править]

В 1894 году окончил Петербургское театральное училище и был принят в Петербургскую императорского балетную труппу. Через несколько лет, в 1903 году там же был назначен режиссёром, сменив в этой должности Н. С. Аистова; в 1904 — солистом.

В 1914 году получил должность главного режиссёра балетной труппы Мариинского театра. Надо сказать, что должность режиссера в то время не носила столь творческого значения, как сегодня, — это была более административная должность. По воспоминаниям директора императорских театров В. А. Теляковского, Сергеев «оказался очень подходящим для этой цели администратором. Он был немного грубоват в обращении, но был безусловно честен, энергичен и правдив. Он одинаково спорил как с артистами, так и с директором. Ему это было безразлично. Приходилось ему нередко уступать, ибо говорил он всегда основательно. Любовью особенной он не пользовался, но его уважали, и чем дальше, тем больше. Конечно, ему одному трудно было бы сладить, особенно вначале, но его очень поддерживал А. Д. Крупенский, в то время чиновник особых поручений при директоре театров, будущий управляющий конторой, назначенный незадолго до Сергеева наблюдающим за балетной труппой»[3].

Среди ролей этого периода: 1903 — «Фея кукол» в постановке братьев Легат (Н.Легат и С.Легат) — Паяц[4].

Среди постановок: возобновления балетов прошлого репертуара Петербургской императорской труппы по собственным хореографическим записям.

Помимо работы в театре в 1897—1917 гг. был педагогом Петербургского театрального училища.

Работа по записи танцев[править]

Но главным в его творческой деятельности оказались не театральные постановки и режиссёрское руководство Петербургской императорской балетной труппой.

Он увлекся записью танца по системе своего педагога В. И. Степанова. В то время, когда техника киносъёмки была ещё весьма далека от совершенства, графическая запись танца оказалась единственно возможной для передачи знаний следующим поколениям. Н. Г. Сергеев старательно записывал специальными разработанными знаками балеты репертуара Мариинского театра, он даже сумел привлечь некоторых артистов из труппы, с 1903 года ему активно помогал артист и балетмейстер Александр Иванович Чекрыгин, и часть балетов они записали совместно (балеты «Лебединое озеро», «Дочь фараона», «Капризы бабочки», «Голубая георгина» и танцы в операх «Руслан и Людмила» и «Садко»[5])[6].

Тем не менее далеко не все в театре восприняли работу по записи адекватно, видя в ней конец творческому полёту и самостоятельности решения воплощения образов. Споры о необходимости работы по записи танцев в театре были немалые, образовалось даже два лагеря.

В пылу споров о создателе системы — артисте В. И. Степанове уже не вспоминали, что вызвало справедливый отклик со стороны вдовы В. И. Степанова, балерины той же Петербургской императорской труппы Марии Александровны Эрлер. Обо всём этом поведала «Петроградская газета» (издатель С. Н. Худеков), 1915, 13 декабря, № 342, которой главный режиссер балетной труппы давал интервью по поводу системы записи танца:

«Я записал все, что я видел из М. И. Петипа. Надо мной и моей системой много смеялись еще и во время директорства И. А. Всеволожского и кн. С. М. Волконского <…> Петипа, видя, что я записываю, выгонял меня из репетиционного зала! Но я никого не слушал и, как фанатик, продолжал свое дело. Я счастлив, что теперь по прошествии многих лет прекрасные художественные создания творческой фантазии М. И. Петипа <…> воскресают. Мой труд, моя „хореографическая летопись“ удостоились официального признания, и когда два года тому назад я хотел выйти в отставку, нынешний директор Императорских театров А.Теляковский удержал меня на моей службе с повышением»[7].

Н. Г. Сергеев сам неоднократно доказывал важность своей работы по хореографической записи, возобновляя записанные им балеты. Среди таких его постановок в Петербурге:

В эмиграции[править]

Через несколько месяцев после свершения Октябрьской революции — в 1918 году Н. Г. Сергеев эмигрировал. Все балетные записи он увёз с собой. Помимо записей балетов и различных дивертисментов, входящих в другие постановки, коллекция Н. Г. Сергеева включала фотографии балетных спектаклей, элементы декораций и костюмов.

В эмиграции Н. Г. Сергеев продолжил режиссёрскую работу в разных музыкальных театрах Западной Европы, используя эти записи и возрождая постановки Мариинского театра[1]. Эти записи помогли ему не пропасть в эмиграции — он ставил по ним балетные спектакли.

Николай Сергеев. Рисунок Фромена Сантьяго, 7 ноября 1929
Страница записи балета «Баядерка», сделанная Н. Г. Сергеевым по системе В. И. Степанова, около 1900

В 1920 году он был приглашён С. Дягилевым для постановки «Спящей красавицы», но совместная работа не сложилась.

В 1922—1924 гг. Н. Г. Сергеев был балетмейстером Рижского музыкального театра. Среди его постановок там: «Пахита», «Конек-Горбунок», «Жизель», «Корсар» — все по сохранившимся записям.

В 1932 г. он поставил «Жизель» по хореографии М.Петипа во Франции и в Великобритании[10][11]. В 1932 году Н. Г. Сергеев возобновил в Лондоне балет «Коппелия» в хореографии М. И. Петипа и Э.Чекетти по сделанным им записям[12].

Он был приглашен работать в Лондоне и дальше.

В 1933—1938 — педагог «Сэдлерс-Уэллс балле», Лондон (через несколько лет эта школа была переименована в Королевскую школу балета Royal Ballet School), под этим называнием существует поныне, получив широкую известность. В 1934 году он там же, в Лондоне, поставил «Лебединое озеро» Л. Иванова и М.Петипа.

С 1941 года — руководитель школы «Интернешнл балле» в Великобритании, вёл занятия с артистами труппы[1].

Коллекция Сергеева[править]

Н. Г. Сергеев не имел семьи, и после его кончины всем его имуществом пришлось заниматься директору «Интернешнл балле» Моне Инглусби (Mona Inglesby). Архив балетных записей какое-то время хранился у администрации труппы. Но труппа прекратила свое существование, все имущество распродавалось, ушла куда-то и коллекция балетных записей. Затем она неоднократно меняла владельцев, которые мало интересовались ее содержимым.

Коллекция записей выдающихся балетов могла бы пропасть, не попади она каким-то чудом в 1969 году в Гарвардский университет, США, куда была продана последним ее хозяином и где хранится до настоящего времени. Теперь этот архив получил официальное название «Коллекция Сергеева» (Sergeyev Collection) и доступен всем интересующимся академической хореографией. Всего коллекция насчитывает 27 записей больших балетов, в том числе созданные М.Петипа, Л.Ивановым и др., и еще несколько балетных вариаций балетных спектаклей, 2 балетных сценки и 24 танцевальных актов к операм — все это теперь активно используется разными балетмейстерами для возобновления академических постановок и новых версий балетов[13].

Коллекция Сергеева насчитывает:[править]

Кроме того, коллекция включает балетные фрагменты к 24 операм, балетмейстер М. Петипа.

Источники[править]