Циклопедия скорбит по жертвам террористического акта в Крокус-Сити (Красногорск, МО)

Галина Енткевич

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
GalinaJentkievicz.jpg

Слуга Божия Галина Фадеевна Енткевич (белор. Галіна Янткевіч, польск. Halina Jentkiewicz; 24 мая 1896[1], Корсовка Витебской губернии11 февраля 1944, село Ново-Шульба), в монашестве сестра Роза Сердца Марии OPL — греко-католическая монахиня.

Биография[править]

Родилась 24 мая 1896 году на станции Корсовка (Люцинский уезд Витебской губернии) в шляхетской семье Тадеуша Енткевич и Янины Хомичевской. Крещена 12 июля 1896 года, получив в крещении имя Зенаида Халина (польск. Zenaida Halina). У Галины было два брата Генрих и Веслав, а также сестра Мария. Отец работал железнодорожником. Галина воспитывалась в польском патриотическом духе, её дед по материнской линии Каетан Хомичевский был сослан за свою деятельность в Сибирь.

В 1901 году семья переехала в Москву, до 1906 года семья жила в тогдашнем пригороде Москвы возле Павелецкого вокзала. Галина обучалась во французской гимназии при римско-католическом приходе святых Петра и Павла, помимо французского и русского языка частным образом изучала польский и английский языки. В 1915 году поступила на химический факультет Московского университета. Из-за гражданской войны Галина была вынуждена в 1918 году оставить учёбу и пойти работать, чтобы содержать мать и себя.

Ещё во время учёбы в университете вместе с подругами Марией Комаровской и Анатолией Буффал создала кружок, чьей целью было углубление религиозной жизни и изучение возможности объединения церквей. С 1917 года Галина с подругами стала посещать абрикосовскую греко-католическую общину. В 1919 или 1920 году совершила официальный переход в византийский обряд, он был оформлен управляющим Могилёвской архиепархии Яном Цепляком и экзархом РГКЦ Леонидом Фёдоровым. Позднее приняла монашество с именем Роза Сердца Марии, точная дата принесения ею монашеских обетов неизвестно, это произошло между февралём 1921 года и мартом 1922 года.

После окончания советско-польской войны и заключения мирного договора в 1921 году, появилась возможность репатриироваться в Польшу. В ноябре 1921 года семья Енткевичей уехала в Польшу, однако, Галина отказалась от выезда и осталась в Москве. Занималась переводами с французского на русский язык богословских трудов, а также делала копии религиозных книг перепечатывая их на печатной машинке. Для того, чтобы дополнительно материально поддерживать общину, работала учительницей в московской школе №18.

Сестра Роза Енткевич прекрасно понимала, что будучи католической монахиней в Советском Союзе, она подвергается опасности. В письме родным от 16 июля 1923 года она писала:

Меня немного удивляет рассуждение Мамочки: в России плохо, религия гораздо больше преследуется — а следовательно, [надо] срываться с места. Кто же тогда будет здесь хвалить Бога и спасать души. И разве это попросту по-христиански: пусть погибают. Доминиканка в случае необходимости погибает, и это наивысшая честь и счастье, не только как Христос сказал, что «нет больше той любви, если кто отдаст душу за ближних», — а тем более жизнь отдаст в случае необходимости за Бога и веру[2].

В 1922 году из СССР были высланы настоятель общины отец Владимир Абрикосов и один из прихожан Дмитрий Кузьмин-Караваев, который в эмиграции также стал греко-католическим священником. В саму общину были внедрены доносчики ГПУ. 12 ноября 1923 года была арестована настоятельница монашеской общины мать Екатерина Абрикосова, вместе с ней были арестованы большинство монахинь и часть прихожан. Во время проведённого обыска в ночь на 13 ноября был обнаружен напечатанный на машинке акт посвящения сестры Розы Енткевич за спасение России. На основании этого документа она была арестована 26 ноября, а её действия были подведены под статью 61 УК РСФСРС[3], которая допускала применение высшей меры наказания.

На допросах сестре Розе, как и другим сёстрам, следователи предлагали отречься от восточного обряда и перестать носит хабит. Взамен обещали освободить и предоставить хорошую работу, но сестра Роза отвергла эти условия. 19 мая следующего года Московская Коллегия ОГПУ заочно приговорила её к 5 годам тюрьмы, после чего она была отправлена в Иркутский изолятор, вместе с ней отправили сестру Агнессу Вахевич и сестру Юстину Данзас, остальных сестёр отправили в другие тюрьмы. После истечения тюремного срока в июне 1929 года приговорена к 3 годам ссылки и отправлена в село Колпашево Нарымского края.

30 апреля 1932 года была освобождена из ссылки с запретом проживания на 3 года в приграничных территориях и 6 крупнейших городах. Жила в Рыбинске, в 1934 году переехала в Тамбов. 1 февраля 1935 года была вновь арестована по групповому делу католиков, на этот раз ей инкриминировали «связь с представителем Ватикана, епископом Пием Неве, получение от него денег и передачу ему сведений, порочащих советскую власть». В ноябре того же года в закрытом судебном заседании в Воронеже была оправдана и 27 ноября вышла на свободу. С октября 1936 года проживала в Малоярославце.

После возвращения в Малоярославец советских войск выехала в Семипалатинскую область, где жила вместе с сестрой Антониной Кузнецовой. Узнав, что в селе Ново-Шульба живёт тяжело больная и почти без средств к существованию ссыльная сестра Стефания Городец, Роза Енткевич переехала к ней.

Умерла 11 февраля 1944 года. Место захоронения неизвестно.

Источники[править]